Статьи

Педагогическая компетентность воспитателя ДОУ. Автор: Берюх Елена Николаевна

Консультация для педагогов «Педагогическая компетентность воспитателя ДОУ» Компетенция (лат. competens – соответствующий, способный) – владение знаниями и умениями, позволяющими высказывать профессионально грамотные суждения, оценки, мнения. Педагогическая компетентность - системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность, целенаправленно организовывать процесс педагогического общения и также предполагающих личностное развитие и совершенствование педагога. Компетентность профессиональная – включает не только представление о квалификации (профессиональные навыки как опыт деятельности, умения и знания), но также развитые социально-коммуникативные и индивидуальные способности, обеспечивающие самостоятельность профессиональной деятельности. Профессиональную компетентность, являющуюся основой профессиональных качеств личности, характеризуют следующие элементы и качества деятельности: – анализ трудового и технологического процессов; – анализ технической документации, заданий; – безошибочность выполнения и координации работ трудового процесса; – создание профессионально значимой информации, касающейся состояния объектов деятельности; – прогнозирование появления и развития нештатных ситуаций; – обеспечение безопасности выполнения работ; – соблюдение технологических требований; – освоение дополнительных квалификаций; – высокий уровень культуры и организации процесса; – профилактика поломок оборудования и инструмента, правильная их эксплуатация; – профилактика брака; – своевременное устранение отклонений, возникающих в технологическом процессе; – выполнение рекомендаций, норм и требований, касающихся физиологических, экономических, экологических и эргономических факторов. Социально-коммуникативная компетентность как необходимая составляющая коллективного трудового процесса определяется следующими характеристиками каждого участника: – способность к сотрудничеству в коллективной деятельности; – умение эффективно работать в составе группы; – психологическая совместимость как способность адаптироваться к различным темпераментам и характерам сотрудников; – способность устанавливать горизонтальные и вертикальные контакты; – искреннее уважение к труду других; – способность к пониманию, восприятию иных национальных культур, толерантность; – владение различными культурными навыками; – способность разрешать конфликты; – способность организовать работу группы; – умение пользоваться различными средствами связи. Компетентность самоуправления подразумевает: – умение рассуждать и оценивать; – творческий характер мышления; – проявление инициативы; – способность принимать на себя ответственность; – умение управлять собой и другими; – анализ ситуации и отбор информации, необходимой для принятия решений; – выявление проблем, самостоятельную постановку задач и способность их решения; – умение самостоятельно учиться и обучать других своей профессии; – способность критически анализировать собственную профессиональную деятельность и работу других; – понимание взаимосвязей данной работы с другими видами работ; Компетентность профессионально-педагогическая – совокупность профессионально значимых знаний, умений и навыков, необходимых для осуществления нормативно одобренных способов педагогической деятельности, «обобщенных и закрепленных инструкциями, рассчитанных на абстрактного субъекта и усредненные условия» (В. Д. Шадриков). Виды профессионально-педагогической компетентности: 1) эгологическая – знание о себе; 2) педагогическая – знание пределов возможности вмешательства педагогики, знание психолого-педагогических основ воспитания и образования, владение навыками практической диагностики; 3) преподавательская – глубокое знание предмета и умение его преподавать. Для качественного формирования компетентности воспитателя необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования. Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: - воспитательно-образовательной; - учебно-методической; - социально-педагогической.  Воспитательно-образовательная деятельность предполагает следующие критерии компетентности: осуществление целостного педагогического процесса; создание развивающей среды; обеспечение охраны жизни и здоровья детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности педагога: знание целей, задач, содержания, принципов, форм, методов и средств обучения и воспитания дошкольников; умения результативно формировать знания, умения и навыки в соответствии с образовательной программой; умение руководить основными видами деятельности дошкольников; умение взаимодействовать с дошкольниками.  Учебно-методическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: планирование воспитательно-образовательной работы; проектирование педагогической деятельности на основе анализа достигнутых результатов. Данные критерии подкрепляются следующими показателями компетентности: знание образовательной программы и методики развития разных видов деятельности детей; умение проектировать, планировать и осуществлять целостный педагогический процесс; владение технологиями исследования, педагогического мониторинга, воспитания и обучения детей.  Социально-педагогическая деятельность воспитателя предполагает следующие критерии компетентности: консультативная помощь родителям; создание условий для социализации детей; защита интересов и прав детей. Данные критерии подкрепляются следующими показателями: знание основных документов о правах ребенка и обязанностях взрослых по отношению к детям; умение вести разъяснительную педагогическую работу с родителями, специалистами ДОУ. Хорошие профессиональные знания, развитые педагогические способности, умения в области педагогики, постоянная работа над собой, являются необходимыми условиями достижения педагогом высокого профессионального мастерства. Таким образом, понятие компетентности педагога понимается как ценностносмысловое отношение к целям и результатам педагогической деятельности, выражающееся в осознанном выполнении профессиональных функций. И это особенно ценно, учитывая, что такая позиция воспитателя – не врожденное качество, она формируется под влиянием всей образовательной окружающей среды, в том числе и в процессе дополнительного профессионального образования, направленного на изменение внутреннего мира, определяющего осознанность действий воспитателя детского сада. Список литературы: 1. Профессионально-педагогические понятия: Слов. / Сост. Г. М. Романцев, В. А. Федоров, И. В. Осипова, О. В. Тарасюк; Под ред. Г. М. Романцева. – Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. – 456 с. 2.Печеркина, А. А. Развитие профессиональной компетентности педагога: теория и практика: монография / А. А. Печеркина, Э. Э. Сыманюк, Е. Л. Умникова : Урал. гос. пед. ун-т. – Екатеринбург , 2011. – 233 с. 3.Тлеубердиев Б. М., Рысбаева Г. А., Медетбекова Н. Н. «Профессиональная компетентность педагога» //Международный журнал экспериментального образования. — 2019 г
Made on
Tilda