Статьи

ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ. Автор: Варламов Петр Герасимович

Варламов Петр Герасимович

кандидат медицинских наук, доцент кафедры «Терапевтическая, хирургическая, ортопедическая стоматология и стоматология детского возраста» Медицинского института Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова», г. Якутск

Е-mail: varlamov.petr@mail.ru



Varlamov Petr Gerasimovich

"North-Eastern federal university named after M.K. Ammosov", сandidate of medical sciences,

аssociate professor of department of therapeutic, surgical, orthopedic dentistry and dentistry of children's age, Yakutsk Е-mail: varlamov.petr@mail.ru



ЦИФРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОРТОПЕДИЧЕСКАЯ СТОМАТОЛОГИЯ





Аннотация: Модернизация образовательного процесса на современном этапе имеет важное значение в подготовке конкурентноспособных квалифицированных кадров на дипломном и постдипломном этапах. В связи с этим в работе представлены оценка и анализ применения цифровых технологий в подготовке врачебных кадров. Так, по дисциплине ортопедическая стоматология в учебном процессе успешно применяются цифровые технологии по выбору цвета коронок зубов, внутриоральные видеокамеры, компьютерное моделирование и фрезерование в «CAD/САМ» системе и изготовление керамических ортопедических конструкций по «CEREC» технологии и т.д. Это повышает усвояемость темы практических занятий и появление профессионального интереса в данной будущей специализации у обучающихся.

Ключевые слова: образовательный процесс; цифровые технологии; ортопедическая стоматология; специалитет; ординатура.





DIGITAL TECHNOLOGIES IN THE EDUCATIONAL PROCESS FOR THE DISCIPLINE «ORTHOPEDIC DENTISTRY»

Abstract: Nowadays modernization of the education is important in the training of the competitive qualified specialists at all stages. The article presents the assessment and analysis of the digital technologies use in the training of medical students. Thus, the discipline «Orthopedic dentistry» successfully uses digital technologies for choosing the color of dental crowns, intraoral video cameras, computer modeling and milling in the CAD/CAM system and the manufacture of ceramic orthopedic structures according to CEREC technology, etc. in the educational process. It increases the assimilability of practical training and the professional interest in the future specialization among students.

Keywords: educational process; digital technologies; prostetics; specialist; residency.



Известно, что цифровые технологии предоставляют платформы и инструменты удобные в рутинной работе преподавателя, что помогает подготовить обучающий материал к занятиям, упростить и улучшить восприятие, представленную новую информацию, а также улучшает совершенствование методов преподавания. Актуализация рабочей программы по сквозным цифровым технологиям стимулирует повышение мотивации в обучении, что имеет большое практическое значение. В результате внедрения в образовательный процесс актуализированной рабочей программы улучшается качество подготовки студентов, будущих специалистов, которые будут востребованы и конкурентоспособны на рынке труда, как врачи стоматологи общей практики. Применение инновационных цифровых технологий в практику обучения регламентируется действующим законодательством и нормативно-правовыми документами (Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ; Указ Президента РФ от 10.10.2019 N 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации» (вместе с «Национальной стратегией развития искусственного интеллекта на период до 2030 года»); Постановление Правительства РФ от 16.11.2020 N 1836 «О государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда» (вместе с Положением о государственной информационной системе «Современная цифровая образовательная среда»).

Следует отметить, что изучение искусственного интеллекта начали применять в образовательные программы вузов с 1 сентября 2021 года. При этом Министерство науки и высшего образования РФ утвердило модуль «Системы искусственного интеллекта», для помощи вузам при актуализации основных образовательных программ высшего образования. При реализации образовательной программы с использованием цифровых технологий обучающиеся должен знать цифровые методы определения подбора цвета зубов с использованием шкалы «Vita Easyshade V» с использованием программы «Dolphin imaging», а также программное обеспечение цифровых внутриоральных камер «Omnicam SW4.5» и «Primescan» (Dentsply Sirona, Германия). Между тем студенты должны уметь применять основные методы и средства для дополнительной диагностики полости рта, которые связаны с получением оптического слепка с помощью внутриротовой камеры и 3D сканера. Кроме того, внедрение цифровых технологий в образовательный процесс обуславливает владение навыками применения современных средств цифровизации, связанные методиками изготовления зубных протезов с использованием системы «CAD/САМ» и 3D печати.

Необходимо отметить, что в ходе обучения студентов реализуются информационные «сквозные» технологии включающие широкий спектр возможностей применения КТ в стоматологии, внутриротовой камеры, 3D сканера и компьютерного моделирования. Тем временем лекционная часть организуется в виде смешанного формата в платформах «Zoom», «Skype», «Moodle», «Яндекс Телемост», «Webinar.ru», а также будут использованы цифровые инструменты в виде виртуальной доски программных систем «Miro», «Mural» и «Trello». Кроме того, практическая часть осуществляется в стоматологическом виртуальном симуляторе «Mooge», а также на симуляторах головы со съемными челюстями и пластмассовыми зубами в аккредитационно-симуляционном центре Клиники МИ СВФУ. Контроль знаний студентов проводится в виде тестирования на платформах «Moodle» и «Mentimeter». Также производится в качестве заданий для СРС размещения виртуальных моделей слепков на платформе СЭДО «Moodle».

Следует подчеркнуть, что цифровые технологи будут дальше применяться в образовательном процессе на дипломном и постдипломном этапах подготовки специалистов по стоматологии с использованием системы прокторинга на основе «Искусственного интеллекта» с использованием СЭДО «Moodle». Также предусматривается внедрение технологий компании «Экзамус», которая анализирует поведение пользователей онлайн-сервисов с помощью распознавания лиц и обнаружения эмоций, используя доступ к устройству с веб-камерой для организации образовательного процесса в системе дистанционного обучения. Кроме того, есть планы применения и внедрения цифровой системы «Presentation Translator», которая в режиме реального времени создает на основе искусственного интеллекта субтитры к тому, что говорит преподаватель, позволяющий усвоить пройденный материал отсутствующим по уважительной причине студентам или у которых имеется иной темп восприятия для освоения образовательной программы.

Таким образом, модернизация образовательного процесса с применением цифровых технологий в соответствии с развитием мировых стандартов обучения обуславливает подготовку конкурентноспособных квалифицированных и высококвалифицированных кадров на рынке труда. При этом данные технологии будут способствовать расширению спектра знаний и умений обучающихся, которые успешно будут внедряться в практической профессиональной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья населения.



Список литературы



  1. Амхадова М.А. Использование навигационных хирургических шаблонов для реабилитации пациентов с полной адентией нижней челюсти / М.А. Амхадова, Б.С. Жаналина, А.Ю. Игнатов, Н.С. Татарханов, И.С. Амхадов // Медицинский алфавит. – 2014. Т. 1. № 1.С. 18-20.
  2. Бабаева А.А. Применение робототехники в медицине / А.А. Бабаева, Е.В. Григорьева // Состояние и перспективы развития инновационных технологий в России и за рубежом: сб. матер. III Междунар. научно-практ. конф. 2018. С. 40-45.
  3. Базикян Э.А. Малоинвазивные лазерные технологии на основе роботизированных мультифункциональных комплексов в челюстно-лицевой хирургии и стоматологии / Э.А. Базикян, А.А. Чунихин // Российский стоматологический журнал. 2016. Т. 20. № 5. С. 228-231.
  4. Богачева Е.В. Роботизированные системы в хирургии / Е.В. Богачева, Н.А. Гладских, Н.Ю. Алексеев, Д.С. Журавлев // Современная наука Евразии: сб. матер. Междунар. науч. конф. 2018. С. 11-12.
  5. Буйнов М.А. Роботические технологии в медицине и биопринтинге: состояние проблемы и современные тенденции / М.А. Буйнов, А.А. Воротников, Д.Д. Климов, И.Ю. Малышев // Вестник МГТУ «Станкин». 2017. № 1 (40). С. 54-57.
  6. Денисов Э.И. Роботы, искусственный интеллект, дополненная и виртуальная реальность: этические, правовые и гигиенические проблемы / Э.И. Денисов // Гигиена и санитария. 2019. Т. 98. № 1. С. 5-10.
  7. Зарубиной Т.В. Медицинская информатика. Учебник / Под ред. Т.В. Зарубиной, Б.А. Корбинского. ГЭОТАР-Медиа. 2022. С.512.
  8. Омельченко В.П. Медицинская информатика. Учебник / В.П. Омельченко, А.А.Демидова - ГЭОТАР-Медиа. 2018. С. 528.
  9. Шустова В.А. Применение 3 Д-технологий в ортопедической стоматологии. /В.А. Шустова, М.А. Шустов. https://speclit.su/image/catalog/ 978-5- 299-00772-5/978-5-299-00772-5.pdf.
  10. Bentas W. Da vinci robot assisted anderson-hynes dismembered pyeloplasty: technique and 1 year follow-up / M. Wolfram, R. Brautigam, M. Probst, W. Beecken, D. Jonas, J. Binder // World Journal of Urology. 2019. Т. 24. № 5. P. 133-138.




Made on
Tilda