Статьи

Роль духовных лидеров России. Женщины. (Урок). Автор: Иванникова Юлия Алексеевна

Урок по ОДНК НР. 6 класс.

Тема: Роль духовных лидеров России. Женщины. (Урок проводится в преддверии 8 Марта).

Цели:

1. Расширение представлений учащихся о понятии «духовный лидер».

2. Знакомство с женщинами-героями, которых по праву можно назвать духовными лидерами страны.

3. Воспитание эмоциональной культуры личности и социально значимого ценностного отношения к миру, к Родине.

Оформление:

1. Портрет Маншук Маметовой – Героя Советского Союза.

2. Портрет Нины Павловны Петровой.

3. Портрет Елизаветы Петровны Глинка.

4. Проектор, компьютер.

Ход урока.

I. Сообщение темы урока.

II. Подготовка к восприятию нового материала.

На прошлых уроках ы говорили о духовных лидерах нашей страны. Давайте вспомним, кого мы называем духовными лидерами. (Духовный лидер – человек, который играет важную роль в пределах веры, государства, культуры, общества; человек, который ведёт за собой). Какими качествами должен обладать духовный лидер? (внутренне сильный, справедливый, желающий преобразить мир, сделать его лучше, умные люди, мудрые люди, способные научить окружающих чему-то полезному). Какие духовные лидеры нашей страны вам уже известны? (Илья Муромец, Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Л. Н. Толстой, Николай Пирогов, Юрий Гагарин и т.д.) Все эти люди, принадлежали к разным векам, у них была различный вид деятельности, разное положение в обществе, но всех объединило нечто, этим нечто мы называем что? (любовь к Родине, преданность родной земле, желание помочь своему народу). С давних пор принято считать, что женщины – слабый пол. Когда-то давно к женщинам относились как к вещи, у нее не было права голоса, обязанностью женщины было содержать дом в порядке и растить детей. Но со временем такое положение дел изменилось. В 20 столетии женщины наравне с мужчинами воевали, работали в поле, покоряли небо и космос. Сегодня мне хотелось бы поговорить о некоторых женщинах, которые своей жизнью доказали, что могут стать примером для всего народа, для будущих поколений, которые даже не задумывались о своей роли в истории России, просто жили, делали то, что считали правильным и нужным.

III Объяснение нового материала.

1. Рассказ о Маншук Маметовой.

Маншук (Мансия) Маметова (1922 - 1943) – пулеметчица 100-й отдельной стрелковой бригады 3-й ударной армии Калининского фронта, старший сержант, первая казахская женщина, которой было присвоено звание Герой Советского Союза.

Родилась Маншук в ауле Жиеккум Урдинского района Уральской губернии (Казахстан). Была удочерена бездетной супружеской парой Маметовых. Маншук получила хорошее образование, училась на медицинской факультете.

С сентября 1942 года биография девушки связана с армией, наполнена фронтовыми событиями. Волей случая, Маншук решает стать пулемётчицей. Самостоятельно изучала конструкцию пулемета, затем ее отправили на курсы подготовки пулеметчиц. На Калининском фронте шли бои за город Невель. Немцы стянули к нему много сил. Пулеметный расчет Маншук Маметовой закрепился на выгодной позиции: с нее было удобно останавливать атаки врага, когда нашим частям приходилось отходить, их отступление прикрывал пулеметный огонь. Маншук осталась на позиции одна (остальные были убиты). Враги наступали с двух сторон. Девушка металась поочередно между тремя пулеметами, в одиночку отбивала атаки. Ее тяжело ранило в голову. Маншук потеряла сознание, когда пришла в себя продолжила отбивать атаки, открыла огонь в упор по врагу. Бойцы из подошедшего подкрепления отважную девушку нашли убитой. Ее пальцы смертельно сжимали гашетку пулемета, в ленте которого уже не было ни одного патрона. Она вела бой до последнего вздоха, а вокруг лежали тела 72 убитых ею фашистов. Через неделю ей исполнился бы 21 год.

Подвиг юной девушки-казашки вдохновляет творцов — поэты, кинематографисты, скульпторы создают ее образ в своих произведениях:

Ее отвагу прославляет поэма «Маншук» Мариям Хакимжановой.

Многие поэты посвятили стихи девушке-воину.

Ее подвигу посвящен фильм «Песнь о Маншук», сценарий к которому написал Андрей Кончаловский, а главную роль исполнила знаменитая советская актриса Наталия Аринбасарова.

Ребята, рассмотрите портреты Машук Маметовой. Сопоставьте ее образ на фотографиях и тот образ, который у вас сложился во время моего рассказа. Эти образы совпадают? Как вы думаете, почему? Можно ли считать Машук Маметову духовным лидером России? Докажите? Ответ запишите на листочке.

2. Рассказ о Нине Павловне Петровой.

Нина Павловна Петрова (1893 – 1 мая 1945) – участница Великой Отечественной войны, снайпер, полный кавалер ордена Славы.

Нина родилась в многодетной семье. После смерти отца, девочка закончила пять классов и поступила в торговую школу. После окончания школы она переезжает к родственникам во Владивосток, где работает счетоводом и вечерами обучается в коммерческом училище. Активно участвует в общественной жизни, в 1927 году переезжает в Ленинград. Нина Павловна работала инструктором физкультуры и стрелкового спорта в спортивном обществе «Спартак» в Ленинграде. Сама активно занималась спортом: увлекалась верховой ездой, велосипедом, конькобежным спортом. Но главным видом спорта для Петровой стала пулевая стрельба.

К началу Великой Отечественной войны ей было уже 48 лет и она не подлежала призыву. Однако Нина Павловна добровольно вступила в ряды 4-й дивизии народного ополчения Ленинграда, затем служила в медсанбате. С ноября 1941 года находилась в действующей армии, став снайпером 1-го стрелкового батальона 284-го стрелкового полка 86-й Тартуской стрелковой дивизии. Начав службу рядовым снайпером, она дослужилась до звания старшины и должности командира отделения снайперов. В боях под Ленинградом не только выходила на боевые позиции и уничтожала врага, но и занималась обучением других снайперов. Всего за годы войны она подготовила более 500 снайперов. За бои под Ленинградом Петрова была награждена медалями «За боевые заслуги» и «За оборону Ленинграда». Всего к марту 1944 году на её личном боевом счёту насчитывалось 23 уничтоженных солдата противника. 2 марта она была награждена орденом Славы 3-й степени.

В феврале 1945 года в составе 2-го Белорусского фронта в боях за Эльбинг отделение Петровой прикрывало снайперским огнём атакующую пехоту, подавляя огневые точки противника. В этих боях Нина Павловна лично уничтожила 32 вражеских солдата, доведя общий счёт убитых врагов до 100.

В наградном листе командир полка отмечал:

«Товарищ Петрова участница всех боёв полка; несмотря на свой преклонный возраст (52 года), она вынослива, мужественна и отважна, время передышек полка от боёв она использует для совершенствования своего искусства снайпера и обучению личного состава полка своему искусству, за всё время ею подготовлено 512 снайперов».

1 мая 1945 года в районе города Штеттин Нина Павловна Петрова погибла. ЗИС – 5 минометчиков ее полка, на котором ехала Петрова, упал в обрыв.

За несколько дней до гибели она написала своей дочери в Ленинград письмо

«Устала я воевать, детка, ведь уже четвёртый год на фронте. Скорее бы закончить эту проклятую войну и вернуться домой. Как хочется обнять вас, поцеловать милую внученьку».

Вот такая история мамы Нины, как ее нежно называли солдаты.

Ребята, напишите небольшое письмо-пожелание, чтобы вы хотели сказать Нине Павловне от своего лица, может поделиться чем-то.

Чем отличается жизненный путь Нины Павловны от Машук Маметовой? А что между ними общего?

3. Рассказ о Елизавете Петровне Глинка. Доктор Лиза.

Елизавета Петровна Глинка (1962 – 2016) – российский общественный деятель и филантроп, врач-специалист в области паллиативной медицины, основательница фонда «Справедливая помощь».

Ребята, прежде чем мы будем дальше знакомиться с жизнью доктора Лизы, обратите внимание на то, что она наша современница. И чтобы всем было понятно, чем занималась Елизавета Петровна, давайте послушаем определение таких понятий как филантроп и паллиативная медицина. (отвечает ученик, получивший индивидуальное задание найти значение слов).

Филантроп – это человек, занимающийся любой деятельностью на пользу общества в целом. Филантропом называют человека, занимающегося благотворительной и волонтерской деятельностью в помощь нуждающимся.

Паллиативная медицина занимается неизлечимыми больными, помогая им жить максимально активно и чувствуя себя удовлетворительно. Главная задача паллиативной помощи – облегчение проявлений болезни для улучшения жизни пациента и его близких.

Паллиативная медицина руководствуется принципами общечеловеческой и религиозной морали.

Три десятилетия назад Всемирная организация здравоохранения закрепила принципы паллиативной помощи:

· признание смерти таким же естественным процессом, как и жизнь, что должно нести душевное успокоение смертельно больному;

· не стараться ускорить или отдалить смерть, просто помогать достойно жить;

· сохранение и поддержание активности пациента сколь возможно долго, отдаляя момент физической и психической немощи;

· эффективная помощь невозможна без участия специалистов разных медицинских профилей;

· семья больного нуждается в поддержке и требует психологической подготовки к неизбежной утрате.

Познакомившись более подробно с новыми для вас терминами, скажите пожалуйста, какими качествами должен обладать человек, занимающийся филантропией и паллиативной медициной?

Елизавета Глинка родилась в Москве. С ранних лет Елизавета проявляла интерес к медицине и вспоминала, что в детстве отец сделал для нее печать «Доктор Лиза» из картошки. После школы поступила в медицинский институт, получила квалификацию детского реаниматолога-анестезиолога. В 1990-м г. Елизавета вместе с мужем уехала в США. В Штатах она продолжала изучать медицину, ее интересовало устройство хосписов и паллиативная поддержка не только онкологических больных, но и всех нуждающихся в уходе в конце жизни, чтобы применить этот опыт на родине. Елизавета Глинка прошла курс паллиативной медицины в Дармутском медицинском институте и пять лет работала добровольцем в хосписе.

Глинка вынашивала идею создания российского хосписа очень долго, она была сторонницей принципа, что хоспис – это место «для жизни», а не «для доживания». Первое свое паллиативное заведение она открыла в Киеве. В 2007 году Елизавета приехала в Москву, она продолжала развивать идею московской больницы для бедных и бездомных.

С началом конфликта на востоке Украины Елизавета Глинка оказывала помощь людям, проживающим на территории боевых действий. Вместе с правозащитниками она обращалась к обеим сторонам конфликта с призывом остановить войну. Вместе с представителями «Комитета солдатских матерей» и при помощи Совета по правам человека попала в Луганск и Донецк, где проверила оснащение местных больниц и записала потребности врачей. Глинка успела до захвата местного аэропорта и начала активных боев привести запрошенные медикаменты и гуманитарную помощь, купленные на средства своего фонда. В октябре 2014 года Глинка обвинила Международный Комитет Красного Креста в отказе предоставить гарантии на груз лекарств под предлогом «нам не нравится политика вашего президента». Вопрос об эвакуации детей из мест ведения боевых действий Глинка подняла на заседании СПЧ с В. В. Путиным и попросила подключить РЖД. Елизавета начала вывозить пострадавших детей из Донецка на лечение и реабилитацию.

25 декабря 2016 года произошло крушение самолета Минобороны ТУ-154, летевшего в Сирию. На его борту находились 92 человека. Несколько дней поступали противоречивые сведения о самом крушении и о присутствии на борту Елизаветы, окончательно этот факт подтвердил Глеб Глинка (муж). Елизавете Глинке было 54 года.

Ребята, как вы думаете, жизненный путь Елизаветы Глинка является героическим? Почему, докажите свою точку зрения? Сравните трех героинь, о которых вы узнали сегодня. Как вы думаете, почему такие люди становятся духовными лидерами?

IV Подведение итогов.

Подводя итоги, мы с вами должны сказать о том, что героями не рождаются, героями становятся. Причем героем может стать любой человек, независимо от пола, от возраста, от национальности, от вероисповедания. Главное, что объединяет наших героинь – это любовь к родине, любовь к ближнему. Именно такие люди – бескорыстные, самоотверженные, справедливые, честные – становятся тем ориентиром, который освещает путь в современном мире, путь праведный.

V Домашнее задание.

Напишите эссе «Духовные лидеры России. Женщины». Попробуйте резюмировать наш сегодняшний разговор, подводя итоги, поделитесь своими мыслями, открытиями.
Made on
Tilda