Статьи

Развитие исследовательских навыков обучающихся в процессе проектной деятельности. Автор: И.Р.Бурулева


Формирование у школьников умений и навыков исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы.

Аннотация: В течение последних лет я разрабатываю методическую тему «Управление исследовательской деятельностью учащихся». Анкетирование учащихся выявило повышение интереса к изучению русского языка и литературы. Можно сделать вывод о том, что развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе и тем самым повысить эффективность обучения. Такие занятия для учащихся – переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве – первооткрывателя, исследователя. Все это дает возможность им развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.

В сообщении я провожу анализ того, как организовать исследовательскую деятельность на уроках русского языка и литературы, какие формы работы использую я. Останавливаюсь подробно на уроках нетрадиционных жанров, привожу алгоритмы деятельности. Конечно, знание-запоминание не должно оцениваться выше знания-открытия и знания-понимания. Необходимо готовить на уроке творчески активную личность, заинтересованную во все более самостоятельном познании. Как же это воплотить практически? Этот вопрос и является целью данной работы.

Стоит только начать исследовать, к примеру, цветовую и числовую символику, «цветочные» символы, звуковую картину произведения, «язык жестов» героев, и открытия «ждут» учащихся в других литературных творениях, потому что ребята уже будут готовы к такому анализу. А исследованные ими излюбленные приемы авторов (например, прием Стивенсона, который сочинил «Остров сокровищ» по нарисованной им «пиратской карте») помогут ребятам справиться с творческими заданиями: созданием собственных сборников. Исследования на уроках русского языка не менее увлекательны. Состояние современного языка, процессы, которые в нем происходят, интересны школьникам.

Компьютерная лексика и жаргон на страницах молодежных изданий, внедрение латинских символов в русскую графику, бизнес-лексика, политическая метафора в зеркале времени – все это интересно старшеклассникам. Трактовка правил в веселой, запоминающейся форме (стихи, сказки, анекдоты) - все это интересно ученикам 5-6 классов. Направления проведенных нами исследований я описываю в работе, выделяя лингвистические исследования, литературоведческие, работы с использованием компьютерных технологий, работы творческого характера.

В приложении я привожу тезисы некоторых ученических работ. Я думаю, что практическая ценность данной работы несомненна, она дает ответ, как организовать уроки исследовательской направленности, как найти тему для исследования на уроках словесности, какие алгоритмы дать в помощь ученикам, и самое главное, как сделать занятия увлекательными и плодотворными.

Изучение опыта российских ученых-педагогов позволило сделать выводы о том, что транслируемое знание не выполняет роли средства, развивающего личность. Наиболее продуктивным способом освоения человеком мира является включение ученика в процесс добывания знаний, их «порождение заново».

Практика показывает, что использование элементов проблемных, поисковых, исследовательских, эвристических методов обучения делает процесс обучения более продуктивным. Развитие исследовательских умений и навыков учащихся помогает достичь определенных целей: поднять интерес учащихся к учебе, смотивировать их на достижение более высоких результатов.

Приоритетными направлениями в своей работе считаю следующие:

1.Развитие исследовательских навыков учащихся на уроке

2.Использование современных педагогических технологий

3.Диагностику учебного процесса

4.Рефлексию

Цели и задачи работы:

1.Вовлечение учащихся в исследовательскую деятельность и обучение необходимым умениям и навыкам;

2.Развитие самодостаточности учащихся (ориентация на ученика с любым уровнем обученности);

3.Формирование в учащихся мотивации в освоении исследовательских навыков;

4.Интегративность (исследовательские проекты на стыке разных наук);

5.Обогащение духовной культуры;

6.Развитие творческих задатков личности.

Важный момент: для успешной организации исследовательской деятельности на уроке необходимо тщательно продумывать формы уроков. Ведь здесь в арсенале могут быть разнообразные формы:

· урок- творческий отчет,

· урок-защита идей,

· урок- ролевая игра,

· урок-семинар,

· урок «Мой поэт», «Мой герой»,

· урок открытых мыслей,

· урок-защита диссертации,

· урок-конференция,

· урок- круглый стол и т. д.

Необходима также диагностика: выявление учащихся, склонных к определенному виду деятельности (разведчики, идеологи, оппоненты, иллюстраторы, архивариусы — серьезное название их должности подчеркнет важность их личного вклада в общее исследование).

Как это выглядит на практике? Например, урок-защита идей по «Слову о полку Игореве». Мы работаем над языком «Слова о полку Игореве». Исходя из фразы Шкляревского «В „Слове...“ много простора, движения, звуков, красок», «идеологи» определяют следующие направления исследования:

· цветовая гамма, составление спектра произведения

· звуковая гамма «Слова...»

· глаголы движения в «Слове...»

· топонимический словарь «Слова...»

· география «Слова», составление карты

· психологический портрет автора «Слова».

В работе учащиеся опираются на составленный алгоритм исследовательской деятельности:

Алгоритм стратегии научного поиска

1. Попытку решения научной задачи следует предпринимать до изучения специальной литературы по теме.

2. Далее следует определить пути решения задачи, согласовав их с научным руководителем.

3. Изучив литературу по теме исследования, приступить к решению научной задачи.

4. Получив ответы на поставленные вопросы, исследователь должен критически проанализировать полученные результаты и сделать на их основе научные выводы.

По количеству выдвинутых гипотез были созданы научные группы со звучными названиями:

НИИ Топонимики (составлял топонимический словарь «Слова»)

НИИ Психологии (составлял психологический портрет автора) и т. д.

Чем цена оказалась такая работа учащихся?

— Произошло заинтересованное знакомство с текстом произведения в разных переводах и в оригинале.

— Сочетание исследовательских и творческих задач позволили реализовать себя каждому ученику. Например, важной победой для меня является выступление слабых учеников с защитой собственного рисунка «Психологический портрет автора «Слова», составленным иллюстрированным сборником по «Слову».

Успешное исследование, проведенное по одному произведению, явилось стимулом к проведению аналогичного по другим произведениям. (Например, интересные выводы получили мы с учащимися после сопоставительного анализа звуковой и цветовой гаммы двух глав «Мцыри» — герой на воле и возвращение героя к монастырю.)

. Мои ученики, проанализировав в 9 классе «Слово о полку Игореве» и «Мцыри», в 10 классе при изучении Достоевского познакомились со статьей Кожинова о значении цвета в романе «Преступление и наказание». Решили проверить выводы ученого на отдельных эпизодах. Исследовали эпизод, посвященный сну Раскольникова, в котором герой видит, как пьяные мужики убивают лошадь. Составили спектр (как по «Слову...») и увидели, что определяющий цвет отрывка — красный. Говоря образно, эти страницы будто залиты кровью. Красные лица, пунцовая рубаха, кумачовый платок... Исследовали числовую символику и заметили, что определяющее число эпизода — 6. Обратились к «Словарю 3символов» и выяснили, что 6 (шесть) значит «мир без Бога», так как 7 — значит «мир», а 1 — «Бог»(7—1=6).

Цветовую и числовую символику мы исследовали и в романе «Отцы и дети». Причем в критической литературе не нашли материалов на эту тему. Оказалось, что спектр романа состоит почти из красного и белого (остальные цвета несущественны, встречаются редко).. Еще одна интересная находка — по мере развития сюжета роман от ярких тонов начала приходит почти к полной бесцветности в конце. Было задано сочинение-исследование — как эта «потеря цвета» связана с душевным состоянием Базарова.

По числовой символике определили, что роману присуща двойственность, бинарность — основные числа 2 и 4. Более того, это направление тоже принесло находки. Числа, которые напрямую связаны с Базаровым (например, произнесенные им во время болезни в бреду), дают интересные выводы о душевном состоянии героя.

Интересны и такие формы уроков, как «Мой герой», «Мой поэт». Они дают большой простор для исследовательской деятельности. И в связи с большим количеством творческих заданий позволяют даже слабым ученикам участвовать с большой отдачей в общей работе класса.

Интересна и такая форма урока, как урок- творческий отчет. Например, исследование «Золотой век русского театра» завершилось творческим отчетом — представлением с элементами интеллектуальной игры. Были для инсценировок взяты из произведений («Женитьба», «Маскарад», «Мертвые души» и др.) самые яркие сцены, иногда (например, по «Недорослю») выход актеров на сцену — только с самой яркой репликой героя.».

Мне могут заметить, что такие уроки рассчитаны скорее всего на старшеклассников. А что же на уроках русского языка в пятых-шестых классах? Конечно, очень нравится ученикам игровая деятельность на уроке. Именно из таких моментов урока и родилась идея проектной деятельности — составление с ребятами учебника русского языка нового типа «О сложном — просто». А иначе — русский язык в рисунках, стихах, сказках, анекдотах. Сочинять на лингвистические темы — увлекательное занятие. И если скучный свод правил предстал в веселых картинках и стихах в книге, которую сами сочиняли, печатали, оформляли, то как же их, эти правила, не запомнить! Вот пример того, как описаны склонения:

Чтоб склонения вы знали,

Мы семью вам показали:

Первые в семье, поверьте,

ПапА, мамА, а не дети.

А второе — это сын,

Сын, да только не один,

СуществО на пару с ним.

Ну а третье — это дочь,

Будешь помнить день и ночь.

Ключевые слова «папа, мама, сын, существо, дочь» легко позволяют запомнить род и склонение.

Ученики составляют для сборника правила в сказках, рисунках, стихах:

Три наречия тайком толковали вечерком:

Уж как замуж невтерпеж,

Что не спишь, не ешь, не пьешь!

Загорелый, наклоненье,

Растворенье, озаренье —

Что писать под удареньем,

Что писать без ударенья?

Мы под удареньем пишем,

Без сомненья, то, что слышим.

Если ж звук без ударенья-

«А» напишем в «озаренье»

Не чудесно, не прекрасно,

А ужасно и опасно

Букву «Т» писать напрасно,

А запомнить интересно.

Работы по литературоведческим аспектам

Работы по символике произведений. Исследования проведены по произведениям Тургенева, Достоевского, Куприна, Бунина.

В работе по творчеству Куприна применили интересные приемы: исследование языка жестов (по книге Алана Пиза «Язык жестов») и создание психологической партитуры.

Работы творческого характера:

Идея состояла в приобщении учащихся к исследовательской деятельности. Дает возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов деятельности учащихся, позволяет повысить темп урока, увеличив его педагогический эффект. К тому же учитель, используя такие методы, освобождается от видов рутинной работы и может направить внимание на решение более сложных вопросов, требующих высокой квалификации и творческого мышления. Не следует также забывать и о таком положительном моменте, как увеличение доли самостоятельной работы учащихся, их большая увлеченность предметом. Работы, сделанные учащимися, готовят их к исследовательской деятельности на студенческой скамье. Выпускники с большой благодарностью говорят о том, что получили необходимые навыки в школе и смогли успешно справиться с более серьезными научными исследованиями — курсовыми и дипломными работами.

В 2004 году выпускники школы впервые сдавали Единый государственный экзамен. Его итоги позволяли констатировать в целом удовлетворительные, но невысокие результаты. Особую тревогу вызывало выполнение задания часть 3 (С), которая состояла из одного открытого задания с развёрнутым ответом. Выпускникам нужно было написать сочинение-рассуждение на основе предложенного текста. С помощью этого задания выяснялся уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, составляющих основу коммуникативной компетенции учащихся.

В процессе анализа работ экзаменуемых были выявлены ошибки, связанные с бедностью словарного запаса. Одной из причин существующего положения в области сформированности языковой компетенции явилось отсутствие у экзаменуемых систематизированных знаний по культуре речи и низкий уровень развития творческих способностей.

Система творческих заданий:

В зависимости от предъявляемых учащимся проблемных ситуаций, мыслительных действий, формы представления противоречий (явные, скрытые) условно выделено три уровня сложности (от простого – к сложному) содержания системы творческих заданий, в соответствии с которыми распределены методы творчества, характеризующие творческую деятельность школьников. При выполнении этих заданий учащимися, наряду с эвристическими, должны использоваться алгоритмические методы организации творческой деятельности.

Каждый уровень представляет собой своеобразную ступеньку продвижения ученика к овладению опытом творческой деятельности, определяемую уровнем развития компонентов креативности.

Задания III уровня сложности предъявляются учащимся 5-6 классов. В качестве объекта на этом уровне выступают слова, предложения. Творческие задания уровня предполагают работу по образцу, объяснение значение слова, фразы и предназначены для развития творческой интуиции, продуктивного воображения. Выполнение творческих заданий осуществляется на основе выбора вариантов и накопленного творческого опыта в младшем школьном возрасте. Используются эвристические методы творчества: метод фокальных объектов, морфологический анализ, метод контрольных вопросов, отдельные приемы типового фантазирования.

Примерами заданий данного уровня могут быть:

1. Лексико-орфографическая работа – это лексические упражнения, направленные на развитие у детей внимания к слову, наблюдения над синонимами, антонимами, многозначностью слов, фразеологическими сочетаниями, упражнения в конструировании словосочетаний и предложений, которые в конечном итоге работают на обогащение словаря школьника.

Объяснить смысл высказывания: «Словарь – это вся вселенная в алфавитном порядке» (А.Франс).

«Слово – магнит» (от слова – к собственному тексту).

Учащимся предлагается произнести любое слово и записать его. Дать его эмоциональную характеристику (доброе оно или злое). Назвать возможные слова, которые могут притягиваться к данному слову как к магниту. Придумать с этими словами текст.

2.От предложения к собственному тексту.

Задания для учащихся: прочитать данные пословицы; устно передать ее основной смысл; сформулировать тему.

Лучше брать пословицы с нравственной тематикой. Например:

Ты ему по секрету, а он всему свету.

Не вкусив горького, не узнаешь и сладкого.

Язык и хлебом кормит, и дело портит.

«Я чувствую, что я…» (рассказ-фантазия)

Учащиеся должны представить, что они превратились в один из предметов, их окружающих. Передать свои ощущения. Постараться свои мысли записать в форме маленького рассказа или стихотворения.

Задания II уровня сложности находятся на ступеньку выше и направлены на развитие основ системного мышления, продуктивного воображения. Они предназначены для учащихся 7-9 классов. Под объектом в заданиях данного уровня выступает текст. Творческие задания представлены либо в виде проблемной ситуации, либо предполагают создание собственного продукта на основе предложенного.

Примерами заданий данного уровня могут быть:

«Я начну, а ты продолжи…» (проба поэтического пера).

На доске записаны две стихотворные строки. Нужно завершить начатое за определенное количество времени.

От цитаты высказывания к собственному тексту.

Внимательно прочитать высказывания. Выбрать одно из них – по своему усмотрению. Определить тему и сформулировать главную мысль (идею) этого высказывания. Выразить свои мысли в небольшом тексте-рассуждении.

Война превращает в диких зверей людей, рожденных, чтобы быть братьями. (Ф.Вольтер)

Задания I уровня сложности. Это задания, содержащие скрытые противоречия. В роли объекта на этом уровне рассматриваются система русского языка в целом или художественная система писателя, эпохи. Задания такого типа предлагаются учащимся 10-11 классов, направлены на развитие основ диалектического мышления, управляемого воображения. Предполагают выполнение творческих заданий на основе мыслительных инструментов ТРИЗ.

Примерами заданий данного уровня могут быть:

Исследование «Энциклопедия одного слова».

1.Исследовать одно слово с научной точки зрения (с точки зрения каждого из разделов науки о языке), а потом проследить, как живет слово в сказке, маленьком рассказе, большой повести, в стихах.

2. Учащимся предлагается текст литературного произведения. Требуется изменить расположение глав (абзацев) в тексте таким образом, чтобы получился новый сюжет.

3. Необходимо изменить образ одного из литературных героев и соответственно внести изменения в сюжет произведения.

4.Предложить необходимые, по мнению учащихся, меры для улучшения социального положения литературного героя.

5. Рассмотреть фрагмент литературного произведения и дополнить его новым содержанием. На основе идеи этого сюжета создать свое произведение.

Творческие задания формируют самое главное: потребность в самовыражении, в сопереживании, чувство слова, умение переносить и связывать знания из разных областей, размышлять над разными фактами и явлениями. Тем самым создаются условия для раскрытия всех интеллектуальных и духовных возможностей детей. Для индивидуального развития школьников через их литературное творчество очень важны такие темы, которые представляют ученику полную свободу в выборе жанра и даже, в какой-то мере, содержания своего сочинения.

Варианты тем сочинений на свободную тему.

1.Какое слово меня больше всего обижает и больше всего радует.

2.Что сильнее – правда или кривда?

3.Когда я слышу эту музыку,…

4.Безграничность русской равнины и русской души.

В связи с изменившимися условиями жизни современного человека, сложной экономической ситуацией, необходимостью постоянно делать выбор, общество выдвигает ряд требований к модели выпускника:

- в настоящее время обществу нужны люди, способные мыслить, свободно общаться и правильно говорить на своем родном языке;

- выпускник должен в обилии информации уметь выделить нужную ему, применить ее в изменившейся ситуации;

- дети должны уметь адаптироваться для жизни в обществе, любой социальной среде.

Отсюда меняются задачи как образования в целом, так и филологического образования в частности. Эта тема актуальна не только для меня и соответствует потребностям школы, она является социальным заказом, основной тенденцией общественного развития федеральной образовательной политики.

Цель литературного образования – приобщить учащихся к богатствам русской и мировой литературы, развить их способности воспринимать и оценивать явления литературы и отраженные в них явления жизни, и на этой основе формировать художественный вкус, эстетические потребности, гражданскую идейно-нравственную позицию школьника .

Достижение этой цели предполагает:

· чтение и изучение выдающихся произведений отечественной и мировой литературы;

· формирование у школьников знаний и умений, обеспечивающих самостоятельное освоение художественных ценностей;

· формирование представлений о русской литературе как о социокультурном феномене, занимающем специфическое место в жизни нации и человечества;

· развитие художественно- творческих способностей, воображения, эстетического вкуса школьников, воспитание их эмоциональной и интеллектуальной отзывчивости при восприятии художественных произведений;

· развитие навыков грамотного и свободного владения литературной речью.

Проанализировав встающие передо мной проблемы, изучив опыт учителей – новаторов и методическую литературу, я пришла к выводу:

· Учитель не может не задумываться над тем, для чего он работает. Ведь важна не только сумма полученных знаний, а развитие интереса и уважения к своему языку, его истории, к самому человеку, его способности мыслить, созидать.

· Основная цель учителя – подготовка творческой и грамотной личности, в развитии познавательной деятельности учащихся.

· Одна из важнейших задач развивающего обучения – активизация познавательной деятельности учащихся в процессе обучения и развития у них умений самостоятельной исследовательской работы. Через систему уроков я стараюсь сформировать умения критически мыслить, выработать навыки самообразования, пробудить желание в учащихся проявлять творческую инициативу.

· Реализация задатков и способностей школьника приносит ему чувство удовлетворения и служит стимулом к дальнейшей учебе. Обучение творчеству – это вооружение умением осознавать проблему, намеченную учителем, а позднее – формулировать ее, выявляя скрытые вопросы; это развитие способностей выдвигать гипотезы и соотносить с условиями задачи.

Знания, приобретенные на уроке, становятся достоянием учащихся только при условии, если они закрепляются в процессе самостоятельной работы. Вот почему в интерактивном обучении она должна занимать главное место и носить разносторонний характер.

Развитие творческой деятельности учащихся основывается на логических и методических приемах.

На уроках русского языка и литературы возможно использование следующих логических приемов:

· Постановка проблемы. Эффективность мыслительного процесса учащихся находится в прямой зависимости от того, как сформирован основной вопрос или проблема. Чтобы получить от ученика «нестандартный» ответ или результат, учитель должен использовать нестандартные задания.

· Сравнение. Изучение языковых закономерностей невозможно без сравнений явлений, процессов.

· Обобщение. Способствует решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемам следует расширить систему творческих знаний, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими.

· Выявление признаков. Основано на анализе и синтезе мыслительной деятельности.

Я предлагаю детям следующие творческие работы: «Мечты старого школьного учебника», « О чем шепчет парк?», «Жили-были части речи…» Во время урока в классе создается ситуация, где каждый ученик сознает себя активным деятелем, участником творчества. При этом я использую работу в группах. Дети учатся адекватно оценивать заслуги свои и своих товарищей, радуются удачно найденному слову или словосочетанию, отвечают за деятельность друг друга.

Очень любят дети 5-х классов сочинять сказку по цепочке, проводить конкурсы фантазеров. При изучении темы «Стихотворные размеры» провожу игру-соревнование «Буриме». С удовольствием ребята по данным рифмам составляют стихотворные строки: капели – вновь, запели – воробьев и др.

Умение создавать в своем воображении картины, людей, их действия, то есть так называемое воссоздающее воображение – качество, без которого невозможно никакое словесное творчество. Развитию такого воображения способствуют различные виды пересказа текста от какого- либо действующего лица.

Помогают решать проблемы развивающего обучения – обобщающие уроки, которые являются одним из звеньев методически продуманной системы уроков. Провожу их, используя различные формы, учитывая возрастные особенности учащихся, психологическое и эмоциональное состояние детей. Цель таких уроков не только в углублении, обобщении и закреплении знаний, но и в развитии логических умений анализировать, конкретизировать и обобщать, умений классифицировать знания, приводить их в систему, использовать доказательства и обоснования.

Итак, рациональное сочетание приемов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся, практических умений и навыков.

На своих уроках я применяю активные методы, учитывая содержание материала, дидактические цели, возрастные особенности учащихся.Как сказано выше, мне и моим ученикам нравятся уроки нетрадиционные, на которых сочетаться могут одновременно несколько активных форм, где можно проявить творчество, показать свой интеллект. Мой опыт применим как к системе урочной работы, так и внеклассной деятельности.

Для реализации этих задач я использую разнообразные проблемные и игровые задания. Игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия быстрых решений в разнообразных ситуациях. В игру включаю викторины, элементы мозгового штурма. Коллективная форма работы- одно из основных преимуществ игр. В игре обычно 15работают группы по 5 – 6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно может принять участие весь класс. При изучении романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» в 10 классе я провожу урок-суд «Преступление и наказание Родиона Раскольникова» . Каждый ученик получает свою роль: судья, прокурор, адвокат, Лужин, Соня, присяжные заседатели. Ученики выступают как творцы соответствующих монологов.

Вариацией деловой игры на уроке литературы может служить урок- пресс-конференция. Части учеников в классе предназначается роль экспертов- специалистов по обсуждаемому вопросу. Остальные ученики представляют журналистов различных газет. Так как подготовить урок- конференцию, используя только материал учебника невозможно, то идет обсуждение результатов самостоятельной работы учащихся с дополнительными источниками информации.


Обобщение – один из логических приемов, которые имеют определяющие значение среди других, способствующих решению проблемы развивающего обучения. Для успешного овладения приемам нужно расширить систему творческих заданий, требующих не только конкретных знаний, но и умений оперировать ими для доказательства и обоснований.

В средних классах обобщение чаще всего заключается в том, чтобы свести отдельные факты в систему, позволяющую видеть в разрозненном – целое. На уроках русского языка и литературы как можно чаще должна звучать живая речь учеников. Обучение школьников различным видам речевой деятельности требует следующих приёмов:

· умение раскрыть тему и основную мысль текста;

· умение выписывать, составлять план;

· умение строить высказывание в определённой композиционной форме;

· умение совершенствовать написанное.

Для решения этой проблемы составляю творческие задания для учащихся: создать текст на лингвистическую тему, подготовить в паре диалог на заданную тему, сочинить сказку, сделать комплексный анализ текста и написать свою миниатюру по теме данного текста, написать сочинение определённого типа или соединить в тексте несколько типов речи и т.п.

Для стимулирования самостоятельной речевой деятельности учащихся обращаюсь к следующим видам работы:

· постановка вопросов к прослушанному или прочитанному тексту,

· озаглавливание текста,

· определение основной мысли,

· выделение наиболее важной части высказывания для понимания общего содержания;

· пересказ эпизодов, относящихся к характеристике какого-либо лица;

· выражение своего отношения к прослушанному,

· оценка поступков героя, завершение незаконченного рассказа.

Уроки-семинары целесообразно проводить в старших классах. В ходе решения задач семинара не только развивается мышление учащихся, но и самостоятельность, активность, целеустремленность. Школьники учатся использовать все имеющиеся знания, личный опыт, информацию из художественной и научно-популярной литературы, опираться не только на логику, но и интуицию, догадку. Большим воспитательным потенциалом семинара обладает коллективное решение проблем и задач, при этом учащиеся учатся слушать и слышать других, аргументировать свое мнение, признавать свои ошибки или доказывать правоту, строить решения.


Суть исследовательской работы состоит в сопоставлении данных первоисточников, их творческом анализе и производимых на его основе новых выводов. Работа по анализу различных текстов на уроке русского языка и литературы открывает неожиданный смысл, новые образы, приводит учащихся к новым художественным открытиям.

Основным способом открытия этой новизны является сравнительный анализ текстов. Сравнение различных вариантов текста (А.С.Пушкин. «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…»), сравнение стихотворения с его полемическим адресатом (М.Ю.Лермонтов. «Родина»), сравнение поэтического произведения со стихотворениями других авторов на эту тему.

Формированию творческой мыслительной деятельности учащихся могут способствовать проведение таких уроков как лекции. При чтении лекции обращаю внимание учащихся на вопросы плана, привлекаю их к обсуждению, использую средства наглядности. В заключении лекции следует углубить знания, даю установку на запоминание, делаю выводы по основным ее этапам Логическим продолжением лекции является семинарское занятие.

Применение этих форм обучения повышает познавательную активность, учит самостоятельному приобретению знаний и умений излагать свои мысли. Такие навыки учащиеся затем используют при подготовке к олимпиадам, конкурсам, различным внеклассным мероприятиям.

Таким образом, я считаю, что рациональное сочетание логических приемов и средств обучения приведет к осознанному, глубокому усвоению знаний и развитию мышления учащихся. Рациональное сочетание приемов и методов развивающего обучения способствует формированию творческой мыслительной деятельности учащихся и в свою очередь повышает интерес к изучаемому предмету.

Развитие творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы позволили мне добиться основного – повысить качество обучения, заинтересовать учеников своим предметом. Всегда стараюсь добиваться того, чтобы дети учились не ради отметки, а ради постижения нового, неизведанного.

Вывод.

Современному человеку недостаточно быть только эрудитом, он должен уметь творчески использовать имеющиеся знания для решения новых проблем. Я пытаюсь через урок помочь ученикам открыть в себе такие способности, о которых они раньше не подозревали.

Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы и специальные творческие уроки. Все это должно быть направлено на развитие у учащихся потребности в творческой деятельности, в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества. Это необходимо делать потому, что поиск новых талантов позволит сохранить интеллектуальную элиту государства, а стало быть, сохранит существование самого общества.

Made on
Tilda