Статьи

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ. Автор: Будеева Кристина Викторовна

РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДЕТЕЙ ЧЕРЕЗ ТЕАТРАЛЬНО-ИГРОВУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Аннотация: В статье отражена проблема развития речи современных детей, указаны основные проблемы. С опорой на личный опыт автор акцентирует внимание на эффективности использования возможностей театрально – игровой деятельности для активизации речи у дошкольников.

Ключевые слова: нарушения речи, театрализованная деятельность, ФОП, эмоции.

С каждым годом растет число дошкольников с нарушениями речи. Дети все реже общаются со взрослыми и большую часть времени проводят за играми в телефонах и компьютерах. Родители часто пускают процесс на самотек, и не занимаются с детьми развивающими занятиями.

В результате, недостаток «живой» речи приводит к ряду проблем: односложности речи, неумении ребенка построить монолог, увеличению числа сленговых выражений, бедности словарного запаса, отсутствию культуры речи.

В связи с этим, важной педагогической задачей ДОУ является развитие речи детей согласно ФОП. Одним из эффективных способов для речевого развития является театрализованная деятельность.

Разностороннее влияние театрализации на личность дошкольников позволяет использовать данный метод как сильное, но при этом ненавязчивое педагогическое средство, т.к. ребята легко вовлекаются в такую деятельность и всегда испытывают положительные эмоции.

В своей работе я применяю следующие виды театрализованной деятельности:

1. Пальчиковый театр.

Подходит для постановки народных сказок, разыгрывания небольших диалогов или для закрепления пройденного материала. Исследования ученых доказали, что двигательные импульсы кончиков пальцев влияют на речевые мозговые зоны и чем выше степень развития мелкой моторики, тем эффективнее процесс речевого развития ребенка. Пальчиковый театр стимулирует детей надевать на пальчики фигурки и участвовать в постановке представлений. В результате такой деятельности ускоряется процесс речевого развития, улучшается память, внимание, коммуникативные и умственные способности.

2. Игры-драматизации.

В такой форме театрализации дети разыгрывают уже знакомые сюжеты или придумывают новые. При этом не обязательно использовать костюмы и декорации, воспитанники без труда включают воображение и фантазию, им нравится перевоплощаться и играть интересные роли. Выделяют несколько типов игр: имитация действий человека, животных, птиц; диалоги по ролям на основе выбранного произведения; постановка спектаклей; игра-импровизация без предварительной подготовки. В процессе игр-драматизаций дети учатся понимать и использовать язык мимики и жестов, совершенствуется эмоциональная составляющая речи, проявляются способности к продуктивному общению в коллективе.

3. Режиссерские игры.

В данном случае ребенок может выступать как в роли актера, так и быть только режиссером и сценаристом. Это индивидуальная игра, в ходе которой воспитанник создает игровые ситуации с игрушками или предметами заместителями. При создании образа персонажа ребенок использует речевые выразительные средства (интонация, темп, громкость, ритм, звукоподражание, эмоциональная окрашенность и др.). Кроме развития речи режиссерские игры также активизируют процессы мышления, раскрывают творческие способности детей, создают отличные возможности для самореализации и самостоятельности.

4. Театральные этюды.

Это игровая деятельность, при которой ребенок мимикой, жестами и различными движениями передает определенный образ или сюжет. Дети с радостью включаются в такие занятия, ведь каждый из них может действовать по-своему, показать собственный характер, настроение и темперамент.

В заключение можно сказать, что театрализовано-игровая деятельность тесно связана с речевым развитием дошкольников и является эффективным способом для формирования правильной и чистой речи, с помощью которой улучшается коммуникация ребенка со сверстниками и взрослыми, повышается общая культура речи, стимулируется творческая активность и возможность самореализации.

Список информационных ресурсов

Методическая литература:

1. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников: Кн. Для воспитателя дет. сада - М.: КНОРУС, 2003.

Электронные ресурсы:

1. Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/09/04/metodicheskaya-razrabotka-teatralizovannaya-deyatelnost-kak-sredstvo



Made on
Tilda