Статьи

Идейно-воспитательная и идеологическая работа с детьми в общеобразовательных учреждениях. Автор: Барова Ольга Владимировна

Барова Ольга Владимировна (учитель английского языка
МАОУ «ПОК «АДЫМНАР-АЛАБУГА»)
Идейно-воспитательная и идеологическая работа с детьми в общеобразовательных учреждениях
Актуальность проблемы
Любому государству необходима сильная идеология.
Без нее государственное развитие представляет собой спонтанный процесс.
Содержания идеологии и направлении идейно-воспита тельной работы в школе должно учитывать прошлый позитивный опыт идеологического воспитания. Под идеологическим воспитанием понимается целенаправленный, научно обоснованный, социально-педагогический процесс создания оптимальных условий для освоения основополагающих национальных ценностей, идей, убеждений, формирования национального самосознания и становления активной гражданской позиции учащегося. Идеологическое воспитание это основа всего содержания воспитания и направлено оно на воспитание учащихся патриотами своей Отчизны, людьми со стойкими убеждениями, подлинными гражданами Отечества. Особое внимание тут уделяется вопросам идейной закалки подрастающей молодежи. Необходимо подчеркнуть, что главной задачей всей воспитательной работы является формирование культуры каждого человека.
Идеология воспитания
1. Образование и воспитание предполагают наличие идеологии, которая определяет, чему именно учить и что воспитывать в человеке? Как воспитывать и как учить? Ориентация на идеологию воспитания как систему социальных ценностей, официально имеющих национальный статус, которых придерживаются члены всего общества охраняются законом как исходное начало интеграции и сохранения целостности государства.
2. Идеология воспитания новых поколений развивается как совокупность идей и принципов, составляющих основы общественного развития государства.
Исходными являются положения о том, что общество есть содружество людей, построенное на утверждении:
- личности как основы общества, свободной от насилия и эксплуатации;
- общества как организованного объединения людей, основанного на согласии и солидарности как принципах преодоления внутренних противоречий развития;
- государства как суверенной организации нации, организующей и обеспечивающей ее независимость, благополучие, развитие и реализацию творческого потенциала.
В основу развития общества должны быть положены принципы свободы, гуманизма, справедливости, демократии, права, труда и неотчуждаемой собственности.
Гуманизация воспитательного процесса предполагает целый ряд условий, среди которых в первую очередь следует отметить следующие:
а) признание личности каждого молодого человека самоценностью, уважение уникальности и своеобразию каждого индивида;
б) создание обществом условий для полноценного развития личности и новых поколений молодежи как субъектов культуры и собственного жизнетворчества - самоопределения, самореализации, самоутверждения;
в) приобщение субъектов воспитательного процесса к общечеловеческим ценностям и ценностям национальной культуры, создание в обществе атмосферы духовности;
г) социальная защита и охрана здоровья, достоинства и прав, социальной и природной среды обитания новых поколений;
д) оказание помощи детям и молодежи в развитии их склонностей и способностей;
е) гуманизация межличностных отношений между воспитателями, педагогами и воспитанниками, между родителями и детьми, учителями и учениками, преподавателями и их студентами и т.п. на принципах уважения, сострадания, терпимости, милосердия, внимания и доброты.
Цель и задачи идеологической и идейно - воспитательной работы в школе:
Целью идеологической работы со школь никами сегодня является привитие подрастающему поколению основополагающих ценностей, идей, убеждений, отражающих сущность государственности и формирование активной гражданской и личностной позиции, формирование социально зрелой личности, имеющей качества патриота, гражданина, семьянина, труженика, способного к реализации базовых компетенций.
Основные задачи:
1. Формирование у подрастающего поколения системы идей о целях развития человека и путях их достижения через осмысление этнической самобытности.
2. Развитие основ национального самосознания, ответственного отношения к себе, близким, обществу, природе.
3. Толерантность поведения.
5. Формирование любви к Родине и гордости за свою страну.
6. Развитие навыков межличностного общения, лидерских качеств, активной личностной и социальной позиции.
Реализация этих задач осуществляется в процессе совместной творческой деятельности детей и педагогов, в различных формах через:
- учебные дисциплины;
- классные часы;
- информационные часы;
- кружки, факультативы, занятия по интересам;
- диспуты, круглые столы;
- встречи с людьми разных профессий, ветеранами войны и труда;
- деятельность детских и молодежных организаций.
Направления идейно - воспитательной работы в учебном заведении
- идеологическое воспитание;
- идейно-политическое воспитание;
- идейно-нравственное воспитание;
- национальное и интернациональное воспитание;
- гражданско-патриотическое воспитание.
В качестве фундамента данного процесса выступает система национальных ценностей государства:
Патриотизм - любовь и уважение к сво ему народу, родному языку, культуре. Признание и осмысление самоценности государства и его национальных интересов.
Трудо любие. Труд рассматривается как ценность, высоко оценивается роль и место труда в преобразо вании общества. Содержательный компонент: труд на благо общества, своей страны, уважение к людям труда, осмысление потреб ности в трудовой деятель ности.
Гражданственность. Соблю дение Конституции РФ, РТ, достоинство, ответственность , социальная активность, овла дение способами реализа ции прав по отношению к себе как к личности, к семье, к Отечеству; осмысление роли государственных социальных стандартов.
Толеран тность. Содержательный компонент: сочув ствие ближнему, способ ность принять человека с различными этническими, религи озными взглядами, уваже ние прав и свобод чело века.
Made on
Tilda