МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 55 «ВЕСНУШКА» г. ЮЖНО-САХАЛИНСКА
Пр. Мира 367-Б, тел. 73-63-69
Конспект
образовательной деятельности по ранней профориентации старших дошкольников группы компенсирующей направленности №03 «Пчёлки»
по теме: «Как хлеб на стол пришёл?»
Составила: воспитатель Манина Ольга Викторовна,
высшей квалификационной категории
г. Южно-Сахалинск, 2022 г.
Возраст воспитанников: 6-7 лет
Виды деятельности: игровая деятельность, творческая деятельность, развитие речи, образовательная деятельность.
Образовательные области: Речевое развитие, Познавательное развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Цель: Совершенствование представлений детей о профессии, и как хлеб на стол пришел.
Задачи:
1. Познакомить детей с профессией людей, как на столах появляется хлеб, какой он путь проходит, прежде чем мы его съедаем.
2. Расширять знания детей о профессии пекарь, шофер, агроном, комбайнер, о том, что хлеб – один из самых главных продуктов питания.
3. Развивать коммуникативные качества, речь, активизировать словарь (элеватор, хлеборобы, комбайн, хлебобулочные изделия).
4. Поддерживать инициативность детей.
5. Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Предварительная работа:
Рассматривание альбома «Как выращивают хлеб», «Люди разных профессий», экскурсия на АО «Южно-Сахалинский хлебокомбинат».
Заучивание пословиц, чтение произведений по теме.
Рассматривание колосьев пшеницы и ржи.
Изготовление хлебобулочных изделий из солёного теста.
Беседа о сборе урожая пшеницы, о профессиях.
Материалы и оборудования: игрушка Колобок; семена гороха, фасоли, гречки, пшеницы, подсолнуха в мешочках; интерактивная доска, проектор, презентация «Как хлеб на стол пришёл?», мяч резиновый; корзина с хлебобулочными изделиями, дрожжевое тесто, готовые испеченные булочки, влажные салфетки, демонстрационные карточки 7 штук «Путь от зернышка до хлеба» (трактор пашет землю, посев зерна, уборка комбайном, элеватор, мукомольный завод, пекарня, магазин хлебобулочных изделий).
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.
-Здравствуйте, ребята. К нам сегодня в гости пришёл необычный гость. А имя этого гостя вы узнаете, если отгадаете загадку:
Из муки, сметаны он
В жаркой печке был печён.
На окошке полежал
Да из дома убежал.
Он румян и круглобок
Кто же это? (Колобок).
Ответы детей.
Посмотрите какой он хорошенький, кругленький и румяненький. (показываю мягкую игрушку Колобок)
Колобок пришёл к нам, чтоб вместе с нами поиграть и много нового узнать. А на какую тему мы сегодня будем с вами беседовать, предлагаю вам самим разгадать.
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый. (Хлеб)
Ответы детей.
- Правильно, это хлеб. Вы, наверное, замечали, что без хлеба не обходится ни один завтрак, ни один обед, ни один ужин. Недаром говорят: «Хлеб всему голова». И не зря: ни один человек не может без него прожить ни дня.
- Кто мне скажет, откуда берется у нас дома хлеб?
Ответы детей.
Правильно, из магазина! А откуда он берется в магазине?
Ответы детей.
Колобку очень интересно это узнать!
- А вы хотите узнать, как хлеб пришёл к нам на стол?
Ответы детей.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ.
Рассказ воспитателя «Как хлеб пришел к нам в гости» сопровождается презентацией.
1 слайд
Настала весна, в поле растаял снег.
2 слайд
К трактору прицепляют плуг и начинают пахать землю. Как называется человек, который управляет трактором? (Тракторист).
3 слайд
Весной в поле у трактористов очень много работы. Нужно вспахать, разрыхлить землю – приготовить мягкую постель для зерна. Затем посеять зерно. Недаром говорят: «Весенний день – год кормит».
Игра волшебный мешочек «Найди зёрнышко»
Ребята, давайте поиграем в игру «Найди зёрнышко». Колобок будет мне помогать и смотреть, чтоб никто не подглядывал в мешочки. На столе у меня в мешочках семена: гороха, фасоли, ржи, пшеницы, подсолнуха. Задание: найдите на ощупь семена, из которых вырастут колосья ржи и пшеницы?
Молодцы, из пшеницы пекут пшеничный (или белый), изо ржи – ржаной (ли чёрный) хлеб.
4 слайд
Потом при тёплом солнышке, летних дождях, взойдут всходы и вырастут колоски. Поле в это время очень красивое. За ростом колосьев следит агроном. (Давайте хором повторим агроном. Попросить повторить ещё одного – двух человек).
5 слайд
К концу лета в колосьях созревают зёрна.
- Посмотрите внимательно, какого цвета становятся колосья? (жёлтого)
6 слайд
В поле выходят другие машины – комбайны.
- Кто работает на комбайне? (Комбайнёр)
- Что делает комбайнёр? (собирает колосья)
Комбайн срезает колосья и вымолачивает из них зёрна. Эти зёрна по специальному рукаву высыпаются в грузовые машины.
7 слайд
Далее зерно машины везут в особые хранилища – элеваторы. Здесь хранят зерно по нескольку месяцев и ещё сохраняют от холода и сырости, отчищают от всякого мусора.
9, 10, 11, 12 слайд
Из элеваторов чистое зерно машины везут на мельницу или в мукомольный завод, где из него сделают муку. Там зёрна перемелют в муку.
- Ребята, а куда потом отправляется мука? (на хлебозавод, пекарню)
13,14,15,16 слайд
Правильно. На хлебозаводах или пекарнях замешивают тесто и пекут хлеб. А из каких продуктов делают тесто? (соль, сахар, дрожжи, вода, масло, яйца, мука).
17слайд
И наконец, ребята, после всей проделанной работы хлеб
попадает в магазины, а затем к нам на стол.
Как много людей трудится, чтобы мы с вами ели свежий и душистый хлеб! Трактористы, комбайнёры, агрономы, шофера, все, кто участвуют в процессе выращивания хлеба, называются хлеборобы.
Ребята, колобок у вас интересуется в какое время года созревает пшеница, когда её убирают?
-Правильно, осенью. Теперь и колобок будет это знать. Сегодня к Вам в гости пришла Осень!
Входит осень с корзиной хлебобулочных изделий.
Осень: Здравствуйте друзья! Я пришла к Вам в гости с подарками в корзинке. Давайте с вами поиграем, выходите, хоровод заводите!
Хоровод – игра: «Здравствуй, Осень».
Дети: (поют)
Здравствуй, осень, здравствуй, осень!
Хорошо, что ты пришла.
У тебя мы, осень, спросим:
Что в подарок принесла?
Осень: Принесла я вам муки.
Дети: Значит, буду пироги.
Осень: Принесла Вам гречки!
Дети: Каша будет в печке!
Осень: Принесла Вам овощей!
Дети:
И для супа, и для щей!
Осень: А уж яблоки, как мёд.
Дети: На варенье, на компот.
Осень: Принесла я мёду.
Дети: Полную колоду! (поют)
Ты и яблок, ты и хлеба,
Ты и мёду принесла.
А хорошую погоду
Ты нам, осень, припасла?
Осень: Дождику вы рады?
Дети: Не хотим, не надо!
Осень: Молодцы!!! А теперь садитесь на места и мы посмотрим, что же лежит у меня в корзине. Осень достаёт и показывает детям по одному хлебобулочному изделию.
Дети называют (Батон, булочка, печенье, ватрушка, крендель, пряник, сушки, рогалик). Правильно, а вы знаете как называются изделия, испечённые из муки? Правильно – хлебобулочные! (Проговариваем хором
это слово). А откуда хлебобулочные изделия появляется у нас на столе? Давайте поиграем в игру «Откуда хлеб на стол пришёл?»
Игра с мячом «Откуда хлеб на стол пришел»
Дети встают в круг. Осень бросает мяч ребёнку и задаёт вопрос, ребёнок отвечает и возвращает мяч.
- Ребята скажите, откуда хлеб на стол пришел? (из магазина)
- А в магазин как попал? (из пекарни)
- Что делают в пекарне? (пекут хлеб)
- Из чего пекут хлеб? (из муки)
- Из чего мука получается? (из зерна)
- Откуда зерно? (из колоса)
- Где колос вырос? (в поле вырос)
- Как называются люди, которые выращивают хлеб? (хлеборобы)
- Как называются люди, которые пекут хлеб? (пекари).
С вами очень интересно и весело, но мне пора, пришло время сказать до свидания ребята, до свидания колобок!
Прощаемся с Осенью.
До свидания Осень! Колобок тоже прощается с осенью.
- А мы с вами давайте наденем фартуки и колпаки, представим, что мы пекари и будем делать булочки. Я, как настоящая хозяйка, встала пораньше и замесила тесто. А как вы думаете, что я добавила в тесто, кроме муки, давайте вспомним, как замесить тесто.
Дети: сахар, соль, масло, яйца, молоко, вода, дрожжи.
Предлагается детям присесть за столы.
Дети рассаживаются за столы, поднимают салфетки, под которыми лежат для каждого кусочки теста.
- Чтобы тесто не прилипало к рукам, нужно ладошки опустить в муку. Возьмите тесто в руки, слепите из него каждый свою булочку и присыпьте её сахаром. Какие красивые получились булочки! Колобку очень понравились ваши булочки. Давайте попросим, чтоб наши повара на кухне нам их испекли.
Булочки уносят.
РЕФЛЕКСИЯ. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ.
- Пока пекутся булочки, давайте повторим, какой путь проходит зернышко от посева до стола и с помощью картинок прикрепим на магнитную доску? (7 картинок, каждый ребенок берет по одной картинке и на доске выкладывают, педагог помогает прикрепить).
- Молодцы! Теперь и вы, и колобок знаете какой долгий путь прошёл наш хлеб, чтобы попасть на наш стол. Сколько людей трудились, чтобы мы с вами смогли купить и кушать хлеб. Обращайтесь с хлебом бережно, никогда не выбрасывайте его.
Вносят поднос с выпеченными булочками.
- Посмотрите, ребята, наши булочки готовы! Можно пить чай. Угостим колобка булочкой и скажем ему:
- До свидания, колобок! Приходи к нам в гости!