Развитие коммуникативных способностей детей в процессе детского творчества
Содержание
Введение.
1. Коммуникативные умения как аспекты социального развития личности младшего школьника. 4
2 Особенности общения в младшем школьном возрасте. 7
3. Влияние творчества на развитие младшего школьника. 11
Заключение. 17
Список использованных источников. 18
Являясь социальным существом, человек с самого своего рождения нуждается в общении с окружающими его людьми. Эта потребность постоянно растет и развивается, трансформируясь из стремления к эмоциональным контактам в тяготение к установлению глубоких личностных коммуникаций. Указанный аспект определяет общение как одно из фундаментальных условий человеческой жизнедеятельности.
Как сложная и многогранная деятельность, общение связано с необходимостью в специфических умениях, которыми каждый индивид овладевает в ходе приобретения им социального опыта. Высокий уровень сформированности этих умений рассматривается как фактор эффективной социальной адаптации [12].
Наибольшее развитие коммуникативные умения получают в младшем школьном возрасте, что объясняется вступлением ребенка в новый этап своей жизни, связанный с большей самостоятельностью, приобретением новых социальных ролей, расширением коммуникационных связей.
В последние два десятилетия проблема развития коммуникативных умений детей в возрасте 7-11 лет получила большую практическую значимость. Распространение всевозможных гаджетов привело к тому, что большую часть своего свободного времени младший школьник проводит в виртуальном мире, в то время как живое общение с другими людьми сводится к минимуму. Установление и поддержание коммуникативных связей, способность высказывать свое и уважать чужое мнение, слушать и слышать для многих детей сегодня стало значительной проблемой.
Одним из факторов формирования интереса к общению, и, как следствие, развития коммуникативных умений, являются общие увлечения, в том числе, относящиеся к творческой деятельности. Творческая деятельность не только позволяет выразить свои переживания и эмоции, но и сплачивает детей, позволяя найти общие точки соприкосновения.
1. Коммуникативные умения как аспекты социального развития личности младшего школьника
Младший школьный возраст всегда рассматривался как наиболее эффективный период для социализации, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций [1, С. 9].
Учащиеся начальной школы каждый день контактируют друг с другом и другими людьми: на уроке, во внеурочной деятельности, дома, на улице и т.д. Ни один их день не обходится без контактов с людьми, поэтому навыки общения чрезвычайно важны для школьников, как, впрочем, и для других членов общества: любому человеку необходимо общаться, ведь без этого он перестаёт развиваться, замыкается в себе.
По мнению А.А. Леонтьева, общение является условием ««любой деятельности человека» [15].
Позицию А.А. Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Он подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности» [14, С.7].
Ученые-лингвисты Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов и др., раскрывая содержание общения, указывают, что оно является обязательным условием, побудительной силой социализации [2, 19, 30].
В специальной социально-психологической литературе общение рассматривается как синоним понятия «коммуникация» [27, с. 44].
Термин «коммуникация» имеет множество значений, так, например, согласно И.П. Яковлеву, под коммуникацией как наукой следует понимать научную дисциплину о месте и роли коммуникации в обществе, её развитии и структуре, коммуникационных процессах, средствах и т.д. [7, С. 11].
С точки зрения Н.Н. Павленко, коммуникация – это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию [26].
И.Н. Мохова определяет коммуникацию как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях массового, а также межличностного общения по разным каналам с помощью всевозможных коммуникативных средств [20, с. 133].
Известные ученые, занимавшиеся проблемой коммуникаций, обращали внимание на то, что процесс их установления и поддержания служит фундаментом взаимоотношений между людьми, а также регулирует тем самым их совместную деятельность. Способность к установлению и поддержанию коммуникаций во многом определяется сформированностью у индивида коммуникативных умений.
В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения коммуникативных умений.
Так, Е.В. Семенова определяет коммуникативные умения как «качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение на оптимально высоком профессиональном уровне»; О.И. Киличенко называет коммуникативные умения «составным структурным компонентом личности учителя, выражающим способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними»; Н.М. Косова называет их способностью управлять своей деятельностью в условиях решения коммуникативных задач [5]; В.Д. Ширшов понимает их как комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих творчески использовать коммуникативные знания и навыки для точного и полного отражения и преобразования действительности [17, с. 189].
Коммуникативные умения являются сложными образованиями высокого уровня.
По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе несколько различных компонентов:
- информационно-коммуникативный (умение принимать и передавать информацию);
- регуляционно-коммуникативный (умение находиться в коллективе, взаимодействовать в нём, заводить новые контакты);
- аффективно-коммуникатиный (уметь воспринимать и понимать другую точку зрения, восприятие межличностных отношений) [7, 27].
Информационно-коммуникативный компонент включает в себя следующие умения:
− вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);
− ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения);
− соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал.
Регуляционно-коммуникативный компонент состоит из умений:
− согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само - и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий);
− доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, сообщать о своих намерениях, давать советы и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителю);
− применять индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем в учебнике);
− оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Аффективно-коммуникативный компонент имеет в своей основе такие умения, как:
− делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;
− проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению;
- оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Формирование любых из приведенных выше коммуникативных умений младших школьников - это очень важный процесс, ведь степень их сформированности влияет не только на результативность обучения и воспитания, но и на процесс социализации школьников и развития их личности в целом.
2 Особенности общения в младшем школьном возрасте
Развитие навыков общения является важным в любом возрасте. Но наиболее значимым является младший школьный возраст, в связи с тем, что, начиная развиваться в дошкольном детстве, развитие взаимодействия становится осознанным для ребенка в начальной школе, и от того, как сформируются навыки общения и взаимодействия в младшем школьном возрасте, будет зависеть во многом дальнейшее благополучие личностного развития подростка.
Младший школьный возраст - это качественно уникальный этап развития ребенка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на этом этапе учебной деятельности, заменяя в этом качестве деятельность игровую, выступавшей в роли ведущей в дошкольном возрасте.
Начало обучения в школе приводит к фундаментальным изменениям в социальном положении ребенка. Он становится «публичным» субъектом и теперь имеет социально значимые обязанности, выполнение которых влечет за собой социальную оценку. Появляются значительные изменения в отношениях с другими людьми. Прежде всего, специфика и интенсивность контактов значительно вырастает - большую часть дня дети проводят в общении с малознакомыми окружающими их людьми: одноклассниками, учителями и другими детьми. Поэтому младший школьник должен активно развивать коммуникативные умения для выстраивания новых контактов. Развитие способности социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить друзей - одна из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Специфика общения детей, только вступивших в младший школьный возраст существенно отличается от характера общения выпускников начальной школы, и тем более, от общения взрослых.
Л.H. Галигузова и Е.О. Смирнова, изучая взаимоотношения и взаимодействия детей друг с другом, выделяют характерные особенности общения детей в начале младшего школьного возраста [6, С.28-30].
Первой отличительной особенностью общения младших школьников является насыщенность и эмоциональность общения. Во время общения детей наблюдается в десятки раз больше различных мимических и жестикулярных проявлений. Также характерна резкая смена интонации и настроения. Причем, общение и взаимоотношения детей со взрослыми проходят более спокойно, без лишних эмоций, в отличии от контактов со сверстниками (смех, смена интонации, мимика, жесты и т. д.).
Вторая особенность контактов включает в себя нестандартность детских высказываний, необдуманность некоторых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети в первом-втором классе чаще всего используют неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы, тем самым, проявляя свою индивидуальность и творческую самостоятельность.
Третья отличительная особенность общения – дети очень часто берут инициативу ответа в свои руки. В связи с этим, размеренного и ясного разговора, как правило, не получается: учащиеся перебивают друг друга, каждый говорит о своем, выкрикивает, не слушая других одноклассников.
Следует не забывать о том, что ребёнок всегда поддерживает инициативу взрослого, старается ответить на заданные ему вопросы, иногда даже продолжить разговор. Чаще дети предпочитают слушать взрослого, а не говорить сами.
Четвертая особенность – это широкий диапазон функции общения. Разговор со сверстниками всегда значительно богаче: ребенок не только высказывает свои чувства, выражает эмоции, но и фантазирует, играет.
Именно в игре ребёнок изучает окружающий мир, познаёт всё, что происходит вокруг него, тем самым изучая себя и других людей. В процессе игр дети часто примеряют на себя разные роли, формируют свои приоритеты, желания и мировоззрение, учатся общаться.
К середине младшего школьного возраста приведенные особенности общения детей становятся уже не столь выраженными, что в немалой степени объясняется воздействием школы и постепенным овладением культурой общения, которая представляет собой интегративное качество личности, включающее знания о данном феномене через эмпатийность, толерантной личности; способность объективно оценивать людей; умение вступать с ними в диалогические отношения.
Новым в сфере коммуникаций для вчерашних дошкольников становятся взаимодействия в системе «учитель-ученик». Для первоклассника учитель является основным и неоспоримым авторитетом. В первые месяцы обучения восприятие ребенком одноклассников, и соответственно формирование стиля общения с ними, определяется именно учителем, когда он оценивает их во время уроков, подчеркивает успех или неудачу. Поэтому в первом классе у учеников обычно отсутствует морально-нравственная оценка своих товарищей, нет близких межличностных отношений, тесного общения во внеурочной деятельности.
Однако к 9-10 годам наибольшее значение начинают приобретать взаимоотношения со сверстниками. Влияние учителя на характер восприятия ребёнком других учеников уменьшается, а с одноклассниками у него устанавливаются более тесные и дифференцированные отношения, интенсивно налаживаются дружеские контакты. Постепенно эти отношения начинают наполняться моральной оценкой поведения каждого из детей. Дети начинают выделять в сверстниках такие личностные качества, как: честность, доброта, ответственность. Сверстник обретает индивидуальность в глазах ребенка, становится значимым лицом общения, формируя разнообразные коммуникативные качества ребенка. Ребенок учится устанавливать эмоциональный контакт со сверстником, слушать его, понимать, принимать, давать адекватный отклик. В этом возрасте дети уже считают друзьями не тех, с кем чаще играют, а тех, кто обладает схожими интересами, кто откликается ни их просьбы и готов прийти на помощь. Общение с ними становится более доверительным, тесным.
К окончанию начальной школы, как правило, у детей большей частью сформированы все компоненты коммуникативных умений: ребенок способен самостоятельно устанавливать и поддерживать коммуникационные связи, взаимодействовать с коллективом, учитывать точку зрения партнера по общению. Младший школьник начинает размышлять прежде, чем сказать что-то или совершить какое-то действие, начинает скрывать свои переживания и колебания, это означает, что детская непосредственность в общении утрачивается. Но даже к концу обучения в начальной школе у детей сохраняется открытость, стремление сделать то, что сильно хочется и стремление «выплеснуть» эмоции на взрослых или сверстников. Тем не менее, несмотря на все еще излишнюю эмоциональность, общение детей к 10-11 годам уже обладает теми же чертами, что и общение взрослых.
3. Влияние творчества на развитие младшего школьника
Понятие «творчество» обладает широким объяснительным содержанием. Оно трактуется и как культурно-историческая функция развития живой и неживой природы, общества; и как основная сфера деятельности научной и художественной элиты (творчество композитора, ученого, скульптора и др.); и как компонент любой человеческой деятельности, требующей принятия решений в ситуации неопределенности, неоднозначности [9, С. 10-12].
Создатель компенсационной теории творчества, Альфред Адлер, полагал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный стиль [11].
Абрахам Маслоу также считал, что способность к творчеству является врожденной, она не требует специальных талантов, поэтому творческими могут быть люди разных профессий и социального статуса (домохозяйки, бизнесмены, профессора). Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование [11].
Творческая деятельность возникает не сразу, она постепенно разворачивается из более элементарных и простых форм. Творить человек начинает еще в раннем детстве, а позже – либо развивает в себе эти способности, либо практически полностью утрачивает их.
Творческая деятельность многогранна. В зависимости от области ее реализации выделяют художественное, техническое и научное творчество [10]. Каждый из этих видов оказывает свое, особое влияние на формирование отдельных черт характеристик младшего школьника.
Художественное творчество реализуется в такой особой форме общественного сознания, как искусство. Искусство является своеобразной формой духовной жизни людей и связано с созданием художественных образов. Его особенность в том, что оно не может быть напрямую отнесено ни к теоретической, ни к практической стороне познания мира, гармонично и своеобразно сочетая в себе обе эти составляющие. Ключевым компонентом художественного творчества является эмоциональное переживание, без которого вообще не возможен творческий процесс. Художественное творчество – наиболее доступный вид творчества для младших школьников. Совмещая в себе множество различных направлений, оно развивает, прежде всего, духовные и эстетические составляющие личности младшего школьника.
Техническое творчество, в отличие от художественного, в большей мере относится к практической стороне познания и преобразования мира, хотя и содержит в себе теоретические компоненты. Данный вид творчества отражает наиболее сложные аспекты взаимодействия человека и техники, человека и машины. При этом в процессе технического творчества (конструирования, изобретательства и т. д.) особое, первостепенное значение приобретает такой аспект человеческой деятельности, как технология.
Наиболее яркая черта технического творчества — это его рациональность и утилитарное предназначение, ориентированность на практику.
Научное творчество, в отличие от художественного и технического, относится к теоретической стороне человеческого познания и преобразования мира, хотя и может носить не только теоретический, но и эмпирический характер. Это познание еще неведомых, ранее непознанных процессов в природе и обществе. Научное творчество направлено на открытие ранее неизвестных явлений, их связей и отношений, логической цепи порождающих и порождаемых явлений, фактов, событий. Понятно, что важнейшую роль в данном процессе играет мышление, которое путем сложнейших операций и порождает новое знание. Научное творчество в начальной школе связано с реализацией различных проектов, но в целом – это наиболее неспецифичный для детского творчества вид.
Д.А. Леонтьев раскрывая пути развития творчества в период начальной школы, отмечает, что творчество присуще всем нормально развивающимся детям этого возраста, его суть заключается в игре возможностями, в создании субъективно нового вне какой-либо его оценки [16, С. 216]. И в этом оно принципиально отличается от творчества взрослого человека, которое заключается в диалоге с культурой и внесении в нее объективно нового. Переход от первого ко второму происходит через преодоление неизбежных процессов конфронтации с инертной социокультурной средой, исход которого зависит от особенностей личности, прежде всего таких, как мужество и личностная интеграция [18].
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату: дети не бывают так заинтересованы в результатах своей творческой деятельности, как взрослые, они редко переделывают свои рисунки, исправляют свои первые стихи, для них важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вместе с тем в творческой деятельности ребенка, как в фокусе, собраны все потенции его личности, часть из которых разовьется в дальнейшем, а часть останется нереализованной, скрытой от других, а часто и от самого ребенка.
Творчество ребенка не имеет общественной значимости, ребенок не создает общественные ценности. Однако Л.С. Выготский отмечал, что творчество «существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданием гениев» [4, с. 6], т. е. творчество, по мнению Л.С. Выготского, это оригинальный поиск, творческое мышление, рассуждения.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Именно через творчество человек может раскрыться как личность. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. Во время творческой деятельности происходит не только развитие творческих способностей учащихся, но и обогащение внутреннего мира детей, восприимчивости и эмоциональной отзывчивости, формирования эстетического вкуса и внутренней духовной культуры. Если в творческом процессе участвует не только группа детей, но и родители, происходит сближение детей, педагогов, родителей через совместную творческую деятельность, развитие чувства ответственности за совместное дело.
Огромная роль творческой деятельности в развитии личности младших школьников состоит в ее человекотворческой функции: помимо того, что творчество трансформирует окружающую действительностm, оно также творит самого ребенка как активного творческого индивида. В процессе творческой деятельности у младшего школьника происходит формирование и развитие устойчивых личностных свойств и качеств, являющихся залогом эффективности данной деятельности. Таким образом, творческий процесс формирует личность своего творца [33, С. 477].
В процессе творческой деятельности младшего школьника происходит гармонизация его отношений с природой, обществом и собой. По мнению представителей гуманистической психологии, творческое проявление личности — признак психического здоровья и гармонии. Именно этим путем наиболее оптимально могут реализоваться психологические потребности наиболее высокого уровня — потребности школьника в самовыражении и самоактуализации [24, С. 142].
Творчество несет в себе и педагогическую ценность. Так, Л. Выготский пишет, что любой опыт может быть усвоен одним из двух способов: воспроизводящим или репродуктивным, базирующемся на повторении ранее отработанного алгоритма поведения, и продуктивном, в основе которого – не воспроизведение готовых действий, а создание новых в процессе творческой переработки [3].
Продолжая эту мысль, В.А. Тургель отмечает, что творческая деятельность оказывает позитивное влияние не только на развитие личностной сферы младшего школьника, но также при верной ее организации, на образовательный процесс, что связано с «энергосберегающим» характером как самого процесса творческой деятельности, так и его отдельных составляющих. Это достигается за счет ряда психологических характеристик механизма творчества [31, С. 57].
Так, первой составляющей творческой деятельности является осознание субъектом проблемы, которое обычно сопровождается интересом и желанием решить ее. За счет этого может быть обеспечен более высокий уровень учебной мотивации.
Другой составляющей механизма творческой деятельности выступает сбор и обработка информации, необходимой для решения поставленной проблемы. На данном этапе выдвигаются и оцениваются разнообразные варианты предположений, характеризующих будущее решение. Причем усвоение и обработка информации детьми в этом случае облегчаются за счет целенаправленности деятельности, обусловленной интересом к проблеме и стремлением ее решить.
Наконец, кульминацией творческого механизма можно считать нахождение решения, которое осуществляется путем озарения, инсайта. Момент нахождения решения связан с переживанием сильных положительных эмоций, подкрепляющих как саму эвристическую деятельность, так и учебную мотивацию. Таким образом, все названные психологические составляющие творческого механизма способствуют оптимизации процесса обучения и уменьшению психических затрат, сопровождающих решение учебных задач [31, С.57-59].
На основании вышеизложенного, можно заключить, что творчество одновременно является и базовым компонентом развития гармоничной личности, и способом коммуникаций младшего школьника и социума, и средством эффективной организации учебного процесса в начальной школе.
Заключение
Общение – основополагающий вид деятельности любого индивида, развивающегося в социальной среде. Человек не может жить без общения: передача накопленного опыта, обмен информацией, впечатлениями, душевными переживаниями, чувствами, эмоциями – все это крайне важно для любого из нас. Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества потерянным и беспомощным. Способность чувствовать человек приобретает только в общении, которое характеризуется собственно субъектной направленностью.
Эффективность общения во многом определяется рядом специфических способностей – коммуникативными умениями, сенситивный период развития которых выпадает на возраст 6-11 лет. Именно эти группы умений позволяют младшему школьнику адекватно ориентироваться в коммуникативном пространстве, конструктивно вести диалог, организовывать межличностное взаимодействие.
Развитие творческих способностей составляет важную задачу воспитания ребенка, так как способствует проявлению познавательной активности, открывает возможности активного познания мира и себя. Кроме того, творческая деятельность помогает более результативной организации учебной деятельности, развивая правое полушарие детей и снижая нагрузку на левое.
Поэтому расширение творческой активности младших школьников, внедрение творческого процесса в начальное обучение, организация их творческого досуга – одна из наиболее важных задач современной системы образования.
Список использованных источников
1. Абдуллина Л.Б., Гизатуллина К.Х. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2018. - №4 (71). – С. 9-11.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://elibrary.bsu.az/books_163%5CN_5.pdf (дата обращения: 19.09.2020)
3. Андрианова В.А. Проблемы психологии творчества в работах Л. С. Выготского // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2017. URL: http://scienceforum.ru/2017/article/2017031981 (дата обращения: 19.09.2020 ).
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, 2004. – 512 с. URL: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/monvnsh/ Doc/Книги в формате (pdf)/Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка.pdf (дата обращения: 19.09.2020)
6. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учеб. пособие / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. –М., 2005. –44 с.
7. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л.Гнатюк. — 2-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017. — 256 с.
8. Громенко Л.Н. Понятие коммуникативно-творческих способностей // Таврический научный обозреватель. – 2017. - № 2 (19). – С. 185-188.
9. Груздова И.В. Творческое развитие младшего школьника / И.В. Груздова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. – 129 с.
10. Дадаян Е.А., Любенко В.Р. Многообразие видов творческой деятельности // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2019. URL: http://scienceforum.ru/2019/article/2018010207 (дата обращения: 19.09.2020 ).
11. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – С-Пб.: Питер, 2009. URL: http://parksgt.tsu.ru/upload/iblock/aa9/aa9d04efbc67703011c9623eb383db15.pdf (дата обращения: 19.09.2020).
12. Карпова Т.В. Общение в контексте социализации школьника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - №1 (112). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschenie-v-kontekste-sotsializatsii-shkolnika (дата обращения: 19.09.2020).
13. Краева А.А., Привалова С.Е. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Педагогическое образование в России. – 2017. - № 8. – С. 46-51.
14. Леонов Н. И. Психология общения: учеб. пособие для СПО / Н. И. Леонов. — 5-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 193 с.
15. Леонтьев А. А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. URL: https://www.studmed.ru/view/leontev-aa-psihologiya-obscheniya_e67045a07d8.html (дата обращения: 19.09.2020).
16. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества. Личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л.С. Выготского: Четвертая Международная конференция. – М.: РГГУ, 2004. – С. 214–223.
17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина; под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с.
18. Литвиненко Н. В. Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 44–50. URL: http://e-koncept.ru/2017/770283.htm (дата обращения: 19.09.2020).
19. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов, Н. Н. Обозов, В. Н. Носуленко; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. – М.: Наука, 1981. – 280 с.
20. Мохова И.Н. Профессиональные проблемы педагогов общеобразовательных организаций в работе с одаренными младшими школьниками/И.Н. Мохова, Е.А. Цилина, Т.А. Захарова//Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2015. - № 3 (5). - С. 160-161.
21. Никитин М.Е. Особенности общения в младшем школьном возрасте // Научное сообщество студентов XXI столетия: сб. ст. по мат. LXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. - № 6(66). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(66).pdf (дата обращения: 20.09.2020)
22. Николенко М.А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста // Вестник науки и образования. – 2018. - № 6 (42). – С. 38-40.
23. Носова К. А. Общение и его особенности у младших школьников // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 190-192.
24. Нурудинова А.М., Раджабов И.М. Эффективные условия для развития творческих способностей у школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2016. - № 4 (59). – С. 141-144.
25. Нягина В.Н. Особенности общения в младшем школьном возрасте // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2018. URL: http://scienceforum.ru/2018/article/2018007895 (дата обращения: 18.09.2020 ).
26. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
27. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций / Е.В.Руденский. – Новосибирск, 1997. – 534 с.
28. Савина А.А. Особенности проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2018. - № 1. – С. 115-118.
29. Симакова К.А. Особенности коммуникативной сферы младших школьников // Russian Journal of Education and Psychology. – 2019. - № 3. – С. 58-61.
30. Танасов Г.Г. Проблема общения в отечественной психологии и в исследованиях психологов Кубанского государственного университета // Южно-российский журнал социальных наук. – 2011. - № 1. – С. 70-83.
31. Тургель В. А. Творчество и творческие способности в младшем школьном возрасте: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — 169 с.
32. Халина К. Д. Коммуникативные способности как фактор успешного общения / К. Д. Халина, Т. В. Капустина // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 209-213.
33. Шелкунова Т.В., Лукин Ю.Л. Творчекие способности младшего школьника как фактор личностного развития // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. - № 60-3. – С. 476-478.
34. Яшкова Л.А.. Развитие коммуникативных умений младших школьников // Инновационная наука. – 2016. - № 2-4 (14). – С. 162-167.
Содержание
Введение.
1. Коммуникативные умения как аспекты социального развития личности младшего школьника. 4
2 Особенности общения в младшем школьном возрасте. 7
3. Влияние творчества на развитие младшего школьника. 11
Заключение. 17
Список использованных источников. 18
Введение
Являясь социальным существом, человек с самого своего рождения нуждается в общении с окружающими его людьми. Эта потребность постоянно растет и развивается, трансформируясь из стремления к эмоциональным контактам в тяготение к установлению глубоких личностных коммуникаций. Указанный аспект определяет общение как одно из фундаментальных условий человеческой жизнедеятельности.
Как сложная и многогранная деятельность, общение связано с необходимостью в специфических умениях, которыми каждый индивид овладевает в ходе приобретения им социального опыта. Высокий уровень сформированности этих умений рассматривается как фактор эффективной социальной адаптации [12].
Наибольшее развитие коммуникативные умения получают в младшем школьном возрасте, что объясняется вступлением ребенка в новый этап своей жизни, связанный с большей самостоятельностью, приобретением новых социальных ролей, расширением коммуникационных связей.
В последние два десятилетия проблема развития коммуникативных умений детей в возрасте 7-11 лет получила большую практическую значимость. Распространение всевозможных гаджетов привело к тому, что большую часть своего свободного времени младший школьник проводит в виртуальном мире, в то время как живое общение с другими людьми сводится к минимуму. Установление и поддержание коммуникативных связей, способность высказывать свое и уважать чужое мнение, слушать и слышать для многих детей сегодня стало значительной проблемой.
Одним из факторов формирования интереса к общению, и, как следствие, развития коммуникативных умений, являются общие увлечения, в том числе, относящиеся к творческой деятельности. Творческая деятельность не только позволяет выразить свои переживания и эмоции, но и сплачивает детей, позволяя найти общие точки соприкосновения.
1. Коммуникативные умения как аспекты социального развития личности младшего школьника
Младший школьный возраст всегда рассматривался как наиболее эффективный период для социализации, активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоения коммуникативных и речевых умений, способов различения социальных ситуаций [1, С. 9].
Учащиеся начальной школы каждый день контактируют друг с другом и другими людьми: на уроке, во внеурочной деятельности, дома, на улице и т.д. Ни один их день не обходится без контактов с людьми, поэтому навыки общения чрезвычайно важны для школьников, как, впрочем, и для других членов общества: любому человеку необходимо общаться, ведь без этого он перестаёт развиваться, замыкается в себе.
По мнению А.А. Леонтьева, общение является условием ««любой деятельности человека» [15].
Позицию А.А. Леонтьева поддерживают и другие авторы. Так, В.Н. Панферов отмечает, что «любая деятельность невозможна без общения». Он подчеркивает, что общение необходимо «для установления взаимодействия, благополучного для процесса деятельности» [14, С.7].
Ученые-лингвисты Г.М. Андреева, Б.Ф. Ломов и др., раскрывая содержание общения, указывают, что оно является обязательным условием, побудительной силой социализации [2, 19, 30].
В специальной социально-психологической литературе общение рассматривается как синоним понятия «коммуникация» [27, с. 44].
Термин «коммуникация» имеет множество значений, так, например, согласно И.П. Яковлеву, под коммуникацией как наукой следует понимать научную дисциплину о месте и роли коммуникации в обществе, её развитии и структуре, коммуникационных процессах, средствах и т.д. [7, С. 11].
С точки зрения Н.Н. Павленко, коммуникация – это процесс двухстороннего обмена информацией, ведущей к взаимопониманию [26].
И.Н. Мохова определяет коммуникацию как социально обусловленный процесс передачи и восприятия информации в условиях массового, а также межличностного общения по разным каналам с помощью всевозможных коммуникативных средств [20, с. 133].
Известные ученые, занимавшиеся проблемой коммуникаций, обращали внимание на то, что процесс их установления и поддержания служит фундаментом взаимоотношений между людьми, а также регулирует тем самым их совместную деятельность. Способность к установлению и поддержанию коммуникаций во многом определяется сформированностью у индивида коммуникативных умений.
В психолого-педагогической литературе встречаются разные определения коммуникативных умений.
Так, Е.В. Семенова определяет коммуникативные умения как «качества субъекта общения, позволяющие ему осуществлять педагогическое общение на оптимально высоком профессиональном уровне»; О.И. Киличенко называет коммуникативные умения «составным структурным компонентом личности учителя, выражающим способность учителя управлять общением детей и своими взаимоотношениями с ними»; Н.М. Косова называет их способностью управлять своей деятельностью в условиях решения коммуникативных задач [5]; В.Д. Ширшов понимает их как комплекс коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности и позволяющих творчески использовать коммуникативные знания и навыки для точного и полного отражения и преобразования действительности [17, с. 189].
Коммуникативные умения являются сложными образованиями высокого уровня.
По своему содержанию коммуникативные умения объединяют в себе несколько различных компонентов:
- информационно-коммуникативный (умение принимать и передавать информацию);
- регуляционно-коммуникативный (умение находиться в коллективе, взаимодействовать в нём, заводить новые контакты);
- аффективно-коммуникатиный (уметь воспринимать и понимать другую точку зрения, восприятие межличностных отношений) [7, 27].
Информационно-коммуникативный компонент включает в себя следующие умения:
− вступать в процесс общения (выражать просьбу, приветствие, поздравление, приглашение, вежливое обращение);
− ориентироваться в партнерах и ситуациях общения (начать говорить со знакомым и незнакомым человеком; соблюдать правила культуры общения в отношениях с товарищами, учителем, взрослым; понять ситуацию, в которую ставятся партнеры, намерения, мотивы общения);
− соотносить средства вербального и невербального общения (употреблять слова и знаки вежливости; эмоционально и содержательно выражать свои мысли, используя жесты, мимику, символы; пользоваться рисунками, таблицами, схемами, группировать содержащийся в них материал.
Регуляционно-коммуникативный компонент состоит из умений:
− согласовывать свои действия, мнения, установки с потребностями товарищей по общению (осуществление само - и взаимоконтроля учебной и трудовой деятельности, обоснование совместно выполняемых заданий и операций в определенной логической последовательности, определение порядка и рациональных способов выполнения совместных учебных заданий);
− доверять, помогать и поддерживать тех, с кем общаешься (помогать тем, кто нуждается в помощи, уступать, быть честным, не уклоняться от ответов, сообщать о своих намерениях, давать советы и доверять советам других, доверять как получаемой информации, так и своему товарищу по общению, взрослым, учителю);
− применять индивидуальные умения при решении совместных задач (использовать речь, математические символы, музыку, движение, графическую информацию для выполнения заданий с общей целью, для фиксирования и оформления результатов своих наблюдений, целенаправленного пользования художественной, научно-популярной, справочной литературой, словарем в учебнике);
− оценивать результаты совместного общения (критически оценивать себя и других, учитывать личный вклад каждого в общение, принимать (обмен информацией), интеракцию (обмен действиями) и социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).
Аффективно-коммуникативный компонент имеет в своей основе такие умения, как:
− делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению;
− проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание, заботу к партнерам по общению;
- оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Формирование любых из приведенных выше коммуникативных умений младших школьников - это очень важный процесс, ведь степень их сформированности влияет не только на результативность обучения и воспитания, но и на процесс социализации школьников и развития их личности в целом.
2 Особенности общения в младшем школьном возрасте
Развитие навыков общения является важным в любом возрасте. Но наиболее значимым является младший школьный возраст, в связи с тем, что, начиная развиваться в дошкольном детстве, развитие взаимодействия становится осознанным для ребенка в начальной школе, и от того, как сформируются навыки общения и взаимодействия в младшем школьном возрасте, будет зависеть во многом дальнейшее благополучие личностного развития подростка.
Младший школьный возраст - это качественно уникальный этап развития ребенка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на этом этапе учебной деятельности, заменяя в этом качестве деятельность игровую, выступавшей в роли ведущей в дошкольном возрасте.
Начало обучения в школе приводит к фундаментальным изменениям в социальном положении ребенка. Он становится «публичным» субъектом и теперь имеет социально значимые обязанности, выполнение которых влечет за собой социальную оценку. Появляются значительные изменения в отношениях с другими людьми. Прежде всего, специфика и интенсивность контактов значительно вырастает - большую часть дня дети проводят в общении с малознакомыми окружающими их людьми: одноклассниками, учителями и другими детьми. Поэтому младший школьник должен активно развивать коммуникативные умения для выстраивания новых контактов. Развитие способности социального взаимодействия со сверстниками и умение заводить друзей - одна из важных задач развития на этом возрастном этапе.
Специфика общения детей, только вступивших в младший школьный возраст существенно отличается от характера общения выпускников начальной школы, и тем более, от общения взрослых.
Л.H. Галигузова и Е.О. Смирнова, изучая взаимоотношения и взаимодействия детей друг с другом, выделяют характерные особенности общения детей в начале младшего школьного возраста [6, С.28-30].
Первой отличительной особенностью общения младших школьников является насыщенность и эмоциональность общения. Во время общения детей наблюдается в десятки раз больше различных мимических и жестикулярных проявлений. Также характерна резкая смена интонации и настроения. Причем, общение и взаимоотношения детей со взрослыми проходят более спокойно, без лишних эмоций, в отличии от контактов со сверстниками (смех, смена интонации, мимика, жесты и т. д.).
Вторая особенность контактов включает в себя нестандартность детских высказываний, необдуманность некоторых фраз и речевых оборотов. Разговаривая друг с другом, дети в первом-втором классе чаще всего используют неожиданные, непредсказуемые слова, сочетания слов и звуков, фразы, тем самым, проявляя свою индивидуальность и творческую самостоятельность.
Третья отличительная особенность общения – дети очень часто берут инициативу ответа в свои руки. В связи с этим, размеренного и ясного разговора, как правило, не получается: учащиеся перебивают друг друга, каждый говорит о своем, выкрикивает, не слушая других одноклассников.
Следует не забывать о том, что ребёнок всегда поддерживает инициативу взрослого, старается ответить на заданные ему вопросы, иногда даже продолжить разговор. Чаще дети предпочитают слушать взрослого, а не говорить сами.
Четвертая особенность – это широкий диапазон функции общения. Разговор со сверстниками всегда значительно богаче: ребенок не только высказывает свои чувства, выражает эмоции, но и фантазирует, играет.
Именно в игре ребёнок изучает окружающий мир, познаёт всё, что происходит вокруг него, тем самым изучая себя и других людей. В процессе игр дети часто примеряют на себя разные роли, формируют свои приоритеты, желания и мировоззрение, учатся общаться.
К середине младшего школьного возраста приведенные особенности общения детей становятся уже не столь выраженными, что в немалой степени объясняется воздействием школы и постепенным овладением культурой общения, которая представляет собой интегративное качество личности, включающее знания о данном феномене через эмпатийность, толерантной личности; способность объективно оценивать людей; умение вступать с ними в диалогические отношения.
Новым в сфере коммуникаций для вчерашних дошкольников становятся взаимодействия в системе «учитель-ученик». Для первоклассника учитель является основным и неоспоримым авторитетом. В первые месяцы обучения восприятие ребенком одноклассников, и соответственно формирование стиля общения с ними, определяется именно учителем, когда он оценивает их во время уроков, подчеркивает успех или неудачу. Поэтому в первом классе у учеников обычно отсутствует морально-нравственная оценка своих товарищей, нет близких межличностных отношений, тесного общения во внеурочной деятельности.
Однако к 9-10 годам наибольшее значение начинают приобретать взаимоотношения со сверстниками. Влияние учителя на характер восприятия ребёнком других учеников уменьшается, а с одноклассниками у него устанавливаются более тесные и дифференцированные отношения, интенсивно налаживаются дружеские контакты. Постепенно эти отношения начинают наполняться моральной оценкой поведения каждого из детей. Дети начинают выделять в сверстниках такие личностные качества, как: честность, доброта, ответственность. Сверстник обретает индивидуальность в глазах ребенка, становится значимым лицом общения, формируя разнообразные коммуникативные качества ребенка. Ребенок учится устанавливать эмоциональный контакт со сверстником, слушать его, понимать, принимать, давать адекватный отклик. В этом возрасте дети уже считают друзьями не тех, с кем чаще играют, а тех, кто обладает схожими интересами, кто откликается ни их просьбы и готов прийти на помощь. Общение с ними становится более доверительным, тесным.
К окончанию начальной школы, как правило, у детей большей частью сформированы все компоненты коммуникативных умений: ребенок способен самостоятельно устанавливать и поддерживать коммуникационные связи, взаимодействовать с коллективом, учитывать точку зрения партнера по общению. Младший школьник начинает размышлять прежде, чем сказать что-то или совершить какое-то действие, начинает скрывать свои переживания и колебания, это означает, что детская непосредственность в общении утрачивается. Но даже к концу обучения в начальной школе у детей сохраняется открытость, стремление сделать то, что сильно хочется и стремление «выплеснуть» эмоции на взрослых или сверстников. Тем не менее, несмотря на все еще излишнюю эмоциональность, общение детей к 10-11 годам уже обладает теми же чертами, что и общение взрослых.
3. Влияние творчества на развитие младшего школьника
Понятие «творчество» обладает широким объяснительным содержанием. Оно трактуется и как культурно-историческая функция развития живой и неживой природы, общества; и как основная сфера деятельности научной и художественной элиты (творчество композитора, ученого, скульптора и др.); и как компонент любой человеческой деятельности, требующей принятия решений в ситуации неопределенности, неоднозначности [9, С. 10-12].
Создатель компенсационной теории творчества, Альфред Адлер, полагал, что каждый человек изначально обладает творческой силой, благодаря которой обеспечивается возможность управления собственной жизнью и создается собственный стиль [11].
Абрахам Маслоу также считал, что способность к творчеству является врожденной, она не требует специальных талантов, поэтому творческими могут быть люди разных профессий и социального статуса (домохозяйки, бизнесмены, профессора). Однако большинство людей теряют эту способность в процессе «окультуривания», чему в немалой степени способствует официальное образование [11].
Творческая деятельность возникает не сразу, она постепенно разворачивается из более элементарных и простых форм. Творить человек начинает еще в раннем детстве, а позже – либо развивает в себе эти способности, либо практически полностью утрачивает их.
Творческая деятельность многогранна. В зависимости от области ее реализации выделяют художественное, техническое и научное творчество [10]. Каждый из этих видов оказывает свое, особое влияние на формирование отдельных черт характеристик младшего школьника.
Художественное творчество реализуется в такой особой форме общественного сознания, как искусство. Искусство является своеобразной формой духовной жизни людей и связано с созданием художественных образов. Его особенность в том, что оно не может быть напрямую отнесено ни к теоретической, ни к практической стороне познания мира, гармонично и своеобразно сочетая в себе обе эти составляющие. Ключевым компонентом художественного творчества является эмоциональное переживание, без которого вообще не возможен творческий процесс. Художественное творчество – наиболее доступный вид творчества для младших школьников. Совмещая в себе множество различных направлений, оно развивает, прежде всего, духовные и эстетические составляющие личности младшего школьника.
Техническое творчество, в отличие от художественного, в большей мере относится к практической стороне познания и преобразования мира, хотя и содержит в себе теоретические компоненты. Данный вид творчества отражает наиболее сложные аспекты взаимодействия человека и техники, человека и машины. При этом в процессе технического творчества (конструирования, изобретательства и т. д.) особое, первостепенное значение приобретает такой аспект человеческой деятельности, как технология.
Наиболее яркая черта технического творчества — это его рациональность и утилитарное предназначение, ориентированность на практику.
Научное творчество, в отличие от художественного и технического, относится к теоретической стороне человеческого познания и преобразования мира, хотя и может носить не только теоретический, но и эмпирический характер. Это познание еще неведомых, ранее непознанных процессов в природе и обществе. Научное творчество направлено на открытие ранее неизвестных явлений, их связей и отношений, логической цепи порождающих и порождаемых явлений, фактов, событий. Понятно, что важнейшую роль в данном процессе играет мышление, которое путем сложнейших операций и порождает новое знание. Научное творчество в начальной школе связано с реализацией различных проектов, но в целом – это наиболее неспецифичный для детского творчества вид.
Д.А. Леонтьев раскрывая пути развития творчества в период начальной школы, отмечает, что творчество присуще всем нормально развивающимся детям этого возраста, его суть заключается в игре возможностями, в создании субъективно нового вне какой-либо его оценки [16, С. 216]. И в этом оно принципиально отличается от творчества взрослого человека, которое заключается в диалоге с культурой и внесении в нее объективно нового. Переход от первого ко второму происходит через преодоление неизбежных процессов конфронтации с инертной социокультурной средой, исход которого зависит от особенностей личности, прежде всего таких, как мужество и личностная интеграция [18].
Важной особенностью детского творчества является то, что основное внимание уделяется самому процессу, а не его результату: дети не бывают так заинтересованы в результатах своей творческой деятельности, как взрослые, они редко переделывают свои рисунки, исправляют свои первые стихи, для них важна сама творческая деятельность и создание чего-то нового. Вместе с тем в творческой деятельности ребенка, как в фокусе, собраны все потенции его личности, часть из которых разовьется в дальнейшем, а часть останется нереализованной, скрытой от других, а часто и от самого ребенка.
Творчество ребенка не имеет общественной значимости, ребенок не создает общественные ценности. Однако Л.С. Выготский отмечал, что творчество «существует не только там, где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет, создает что-либо новое, какой бы крупицей не казалось это новое по сравнению с созданием гениев» [4, с. 6], т. е. творчество, по мнению Л.С. Выготского, это оригинальный поиск, творческое мышление, рассуждения.
Творчество – самый мощный импульс в развитии ребёнка. Именно через творчество человек может раскрыться как личность. Творчество дает человеку переживание своей целостности. Оно отражает его внутренний мир, его стремления, желания, переживания. В момент творчества человек наиболее полно и глубоко переживает себя как личность, осознает свою индивидуальность. Во время творческой деятельности происходит не только развитие творческих способностей учащихся, но и обогащение внутреннего мира детей, восприимчивости и эмоциональной отзывчивости, формирования эстетического вкуса и внутренней духовной культуры. Если в творческом процессе участвует не только группа детей, но и родители, происходит сближение детей, педагогов, родителей через совместную творческую деятельность, развитие чувства ответственности за совместное дело.
Огромная роль творческой деятельности в развитии личности младших школьников состоит в ее человекотворческой функции: помимо того, что творчество трансформирует окружающую действительностm, оно также творит самого ребенка как активного творческого индивида. В процессе творческой деятельности у младшего школьника происходит формирование и развитие устойчивых личностных свойств и качеств, являющихся залогом эффективности данной деятельности. Таким образом, творческий процесс формирует личность своего творца [33, С. 477].
В процессе творческой деятельности младшего школьника происходит гармонизация его отношений с природой, обществом и собой. По мнению представителей гуманистической психологии, творческое проявление личности — признак психического здоровья и гармонии. Именно этим путем наиболее оптимально могут реализоваться психологические потребности наиболее высокого уровня — потребности школьника в самовыражении и самоактуализации [24, С. 142].
Творчество несет в себе и педагогическую ценность. Так, Л. Выготский пишет, что любой опыт может быть усвоен одним из двух способов: воспроизводящим или репродуктивным, базирующемся на повторении ранее отработанного алгоритма поведения, и продуктивном, в основе которого – не воспроизведение готовых действий, а создание новых в процессе творческой переработки [3].
Продолжая эту мысль, В.А. Тургель отмечает, что творческая деятельность оказывает позитивное влияние не только на развитие личностной сферы младшего школьника, но также при верной ее организации, на образовательный процесс, что связано с «энергосберегающим» характером как самого процесса творческой деятельности, так и его отдельных составляющих. Это достигается за счет ряда психологических характеристик механизма творчества [31, С. 57].
Так, первой составляющей творческой деятельности является осознание субъектом проблемы, которое обычно сопровождается интересом и желанием решить ее. За счет этого может быть обеспечен более высокий уровень учебной мотивации.
Другой составляющей механизма творческой деятельности выступает сбор и обработка информации, необходимой для решения поставленной проблемы. На данном этапе выдвигаются и оцениваются разнообразные варианты предположений, характеризующих будущее решение. Причем усвоение и обработка информации детьми в этом случае облегчаются за счет целенаправленности деятельности, обусловленной интересом к проблеме и стремлением ее решить.
Наконец, кульминацией творческого механизма можно считать нахождение решения, которое осуществляется путем озарения, инсайта. Момент нахождения решения связан с переживанием сильных положительных эмоций, подкрепляющих как саму эвристическую деятельность, так и учебную мотивацию. Таким образом, все названные психологические составляющие творческого механизма способствуют оптимизации процесса обучения и уменьшению психических затрат, сопровождающих решение учебных задач [31, С.57-59].
На основании вышеизложенного, можно заключить, что творчество одновременно является и базовым компонентом развития гармоничной личности, и способом коммуникаций младшего школьника и социума, и средством эффективной организации учебного процесса в начальной школе.
Заключение
Общение – основополагающий вид деятельности любого индивида, развивающегося в социальной среде. Человек не может жить без общения: передача накопленного опыта, обмен информацией, впечатлениями, душевными переживаниями, чувствами, эмоциями – все это крайне важно для любого из нас. Общение служит установлению общности между людьми, регулирует их совместную деятельность, является инструментом познания и основой сознания для отдельного человека, служит самоопределению личности, без чего человек выпал бы из совместной деятельности и оказался бы вне человечества потерянным и беспомощным. Способность чувствовать человек приобретает только в общении, которое характеризуется собственно субъектной направленностью.
Эффективность общения во многом определяется рядом специфических способностей – коммуникативными умениями, сенситивный период развития которых выпадает на возраст 6-11 лет. Именно эти группы умений позволяют младшему школьнику адекватно ориентироваться в коммуникативном пространстве, конструктивно вести диалог, организовывать межличностное взаимодействие.
Развитие творческих способностей составляет важную задачу воспитания ребенка, так как способствует проявлению познавательной активности, открывает возможности активного познания мира и себя. Кроме того, творческая деятельность помогает более результативной организации учебной деятельности, развивая правое полушарие детей и снижая нагрузку на левое.
Поэтому расширение творческой активности младших школьников, внедрение творческого процесса в начальное обучение, организация их творческого досуга – одна из наиболее важных задач современной системы образования.
Список использованных источников
1. Абдуллина Л.Б., Гизатуллина К.Х. Развитие коммуникативных умений и навыков младших школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2018. - №4 (71). – С. 9-11.
2. Андреева Г.М. Социальная психология. Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2001. URL: http://elibrary.bsu.az/books_163%5CN_5.pdf (дата обращения: 19.09.2020)
3. Андрианова В.А. Проблемы психологии творчества в работах Л. С. Выготского // Материалы IX Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2017. URL: http://scienceforum.ru/2017/article/2017031981 (дата обращения: 19.09.2020 ).
4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991. - 93 с.
5. Выготский Л.С. Психология развития ребенка. - М.: Изд-во Смысл, 2004. – 512 с. URL: http://www.gpa.cfuv.ru/courses/monvnsh/ Doc/Книги в формате (pdf)/Выготский Л.С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка.pdf (дата обращения: 19.09.2020)
6. Галигузова Л.Н. Ступени общения: от года до семи лет: учеб. пособие / Л.Н. Галигузова, Е.О. Смирнова. –М., 2005. –44 с.
7. Гнатюк О.Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О.Л.Гнатюк. — 2-е изд., стер. — Москва: КНОРУС, 2017. — 256 с.
8. Громенко Л.Н. Понятие коммуникативно-творческих способностей // Таврический научный обозреватель. – 2017. - № 2 (19). – С. 185-188.
9. Груздова И.В. Творческое развитие младшего школьника / И.В. Груздова. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. – 129 с.
10. Дадаян Е.А., Любенко В.Р. Многообразие видов творческой деятельности // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2019. URL: http://scienceforum.ru/2019/article/2018010207 (дата обращения: 19.09.2020 ).
11. Ильин Е.П. Психология творчества, креативности, одаренности. – С-Пб.: Питер, 2009. URL: http://parksgt.tsu.ru/upload/iblock/aa9/aa9d04efbc67703011c9623eb383db15.pdf (дата обращения: 19.09.2020).
12. Карпова Т.В. Общение в контексте социализации школьника // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 3: Педагогика и психология. - 2013. - №1 (112). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschenie-v-kontekste-sotsializatsii-shkolnika (дата обращения: 19.09.2020).
13. Краева А.А., Привалова С.Е. Особенности развития коммуникативных умений детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Педагогическое образование в России. – 2017. - № 8. – С. 46-51.
14. Леонов Н. И. Психология общения: учеб. пособие для СПО / Н. И. Леонов. — 5-е изд., пер. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 193 с.
15. Леонтьев А. А. Психология общения. – 3-е изд. – М.: Смысл, 1999. URL: https://www.studmed.ru/view/leontev-aa-psihologiya-obscheniya_e67045a07d8.html (дата обращения: 19.09.2020).
16. Леонтьев Д.А. Пути развития творчества. Личность как определяющий фактор // Воображение и творчество в образовании и профессиональной деятельности. Материалы чтений памяти Л.С. Выготского: Четвертая Международная конференция. – М.: РГГУ, 2004. – С. 214–223.
17. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка / М.И.Лисина; под ред. Рузской А.Г. – М.: Изд-во «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997. – 384 с.
18. Литвиненко Н. В. Проблема развития творческих способностей у детей младшего школьного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2017. – Т. 13. – С. 44–50. URL: http://e-koncept.ru/2017/770283.htm (дата обращения: 19.09.2020).
19. Ломов Б. Ф. Проблема общения в психологии / Б. Ф. Ломов, Н. Н. Обозов, В. Н. Носуленко; Отв. ред. Б. Ф. Ломов. – М.: Наука, 1981. – 280 с.
20. Мохова И.Н. Профессиональные проблемы педагогов общеобразовательных организаций в работе с одаренными младшими школьниками/И.Н. Мохова, Е.А. Цилина, Т.А. Захарова//Актуальные направления научных исследований: от теории к практике : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 26 июня 2015 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс». - 2015. - № 3 (5). - С. 160-161.
21. Никитин М.Е. Особенности общения в младшем школьном возрасте // Научное сообщество студентов XXI столетия: сб. ст. по мат. LXVI междунар. студ. науч.-практ. конф. – 2017. - № 6(66). URL: https://sibac.info/archive/guman/6(66).pdf (дата обращения: 20.09.2020)
22. Николенко М.А. Развитие творческих способностей детей младшего школьного возраста // Вестник науки и образования. – 2018. - № 6 (42). – С. 38-40.
23. Носова К. А. Общение и его особенности у младших школьников // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 190-192.
24. Нурудинова А.М., Раджабов И.М. Эффективные условия для развития творческих способностей у школьников // Мир науки, культуры, образования. – 2016. - № 4 (59). – С. 141-144.
25. Нягина В.Н. Особенности общения в младшем школьном возрасте // Материалы X Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». – 2018. URL: http://scienceforum.ru/2018/article/2018007895 (дата обращения: 18.09.2020 ).
26. Павленко Н.Н. Психология и педагогика: Учебное пособие / Н.Н. Павленко, С.О. Павлов. - М.: КноРус, 2012. - 496 c.
27. Руденский Е.В. Социальная психология. Курс лекций / Е.В.Руденский. – Новосибирск, 1997. – 534 с.
28. Савина А.А. Особенности проявления и развития творческих способностей детей младшего школьного возраста // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. – 2018. - № 1. – С. 115-118.
29. Симакова К.А. Особенности коммуникативной сферы младших школьников // Russian Journal of Education and Psychology. – 2019. - № 3. – С. 58-61.
30. Танасов Г.Г. Проблема общения в отечественной психологии и в исследованиях психологов Кубанского государственного университета // Южно-российский журнал социальных наук. – 2011. - № 1. – С. 70-83.
31. Тургель В. А. Творчество и творческие способности в младшем школьном возрасте: Монография. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2012. — 169 с.
32. Халина К. Д. Коммуникативные способности как фактор успешного общения / К. Д. Халина, Т. В. Капустина // Молодой ученый. — 2017. — № 6 (140). — С. 209-213.
33. Шелкунова Т.В., Лукин Ю.Л. Творчекие способности младшего школьника как фактор личностного развития // Проблемы современного педагогического образования. – 2018. - № 60-3. – С. 476-478.
34. Яшкова Л.А.. Развитие коммуникативных умений младших школьников // Инновационная наука. – 2016. - № 2-4 (14). – С. 162-167.