Статьи

Дебаты с прошлым» как способ формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в школе. Автор: Рахимуллина Залия Муллануровна

«Дебаты с прошлым» как способ формирования социокультурной компетенции на уроках иностранного языка в школе

Сегодня учащиеся перегружены бесчисленным количеством информации, которая не совсем надежна. Им не всегда просто отличить достоверную информацию от предвзятой. Это информационное бремя требует способности оценивать достоверные источники информации и искать доказательства, чтобы делать разумные выводы и выносить справедливые суждения и решения. Учитывая все это самой походящей формой для развития аналитического и критического мышления на уроках английского языка являются дебаты, а одним из возможных вариантов для обсуждения может выступать история, которая имеет множество неоднозначных моментов. Таким образом на уроке английского будут развиваться две способности мышления, а также урок будет переходить на междисциплинарный уровень, совмещающий историю и английский язык.

Изучением применения дебатов на уроке английского языка и формированием социокультурной компетенции занимались следующие ученые: И.Л. Бим, П. В. Сысоев, Г.Д. Томахин, Г.В. Рогова, О. Хартойо, Т. Кеннинг, Д. Хармер.

Объект исследования: «дебаты с прошлым» на уроках английского языка.

Предмет исследования: формирование социокультурной компетенции на уроке английского языка.

Цель: формирование социокультурной компетенции на уроке «дебаты с прошлым» на английском языке в школе.

В теоретической части рассматривается структура и содержание социокультурной компетенции, которая включает в себя измерения (социальное восприятие, социальные умения, общение со сверстниками, атрибуции, самосознание, культурные знания, культурную осведомленность, культурную чувствиетльность). Социокультурная компетентность может быть реализована с помощью четырех компонентов, которые связывают человека с окружающей средой: инициатива; ответственность; участие в деятельности как событие; индивидуальность. Инициатива – важная предпосылка для формирования и применения социокультурных компетенций как индивидуальной инициативы, предполагающей необходимость сочетать это с инициативами других людей. Ответственность, если рассматривать ее с точки зрения компетентности, также имеет два важных социальных аспекта: ответственность за соблюдение различных моральных норм (ответственность за моральные последствия поступка) и забота о других людях, их благополучии. Участие в мероприятии – это обязанность человека быть частью социальной и культурной деятельности, чтобы сочетать практические рекомендации с информационными потоками. Индивидуальность проявляется с точки зрения социокультурной компетентности через способность человека развивать свои ценности, стремиться к образованию и участвовать в основанной на опыте деятельности. Компонентами социокультурной компетенции выступают: социокультурные знания, коммуникативный опыт, эмоциональное вовлеченное отношение к фактам чужой культуры, знание способов использования языка, правильное использование социально отмеченных языковых единиц. При составлении дебатов нужно учитывать несколько опасных моментов и прорабатывать их: развитие дуалистического мышления; ссора в классе во время проведения; укрепление существующего убеждения каждого, отход от объективного анализа. Дебаты ведут сами учащиеся, но учитель должен следить, чтобы подобных ситуаций не возникало и направлять их. Необходимыми средствами для реализации будут: мотивация учащихся, создание четких инструкций, ожиданий и критериев оценки, отбор источников, актуальные темы (направления: спорный факт, ценности, история).

Дебаты могут быть структурированы классическим образом (письменное задание по вопросу, рекомендации по дебатам, распределение ролей), а также творческого характера. Другие формы: четыре угла, подумайте-пара-поделитесь-квадрат, ролевая игра, дебаты в доме собраний, дебаты по решению проблем, антагонист / спрашивающий / примиритель, службы быстрого реагирования, дебаты с прошлым.

Для подготовки учащихся к дебатам возможно использование письма, инфографики, аудирования, иммерсионного чтения и др. с использованием цифровых технологий, как: Kahoot, Power Point, teams, OneNote и различные сайты с материалами для урока английского.

Совмещение всех трех компонентов (социокультурной компетенции, дебатов и цифровых технологий) дает возможность в полную меру погрузить учащихся в образовательный процесс, где они будут не просто изучать английский язык, но узнавать культуру и историю стран носителей этого языка через интерактивную мультимедию.

В практической части были использованы исторические личности, чье правление было неоднозначным, так, например, Генрих VIII. Урок был направлен на изучение новой лексики, для уровня десятого класса. Сначала мы представили проведение дебатов с подкреплением их через видеоматериалы YouTube и использованием методики Flipped Classroom, которая помогает учащимся развить самостоятельность в изучении и поиске материала. Темой для дебатов стал Henry VIII, его личность неоднозначна и вызывает множество споров. Для повторения изученной информации и ее корректировки использовался видоматериал, который наталкивает на размышление. Для мотивации учащихся давалось высказывание в начале виде по теме. Все учебные материалы подкрепляются вокабуляром, который направлен на облегчение понимание информации. После проверки понимания, учащиеся преступали к дебатам, ход которых отслеживал учитель. Оценивание происходило посредством резюме, то есть через вопросы и выдвижение оговоренных заранее критериев.

На основе инфографики учащиеся изучали материал, а также создавали свой вариант, как вариант проверки остаточных знаний. Для чтения были выбраны красочные пособия, которые подкрепляются красочными картинками и дозированным количеством информации. Письменная работа давалась в качестве заключительного задания до дебатов и проводилось в творческой форме. Учащиеся должны были не просто написать, что запомнили, а следовать поэтапно, научиться структурировать текст на основе Mind Map.

Так как дебаты являются активной формой деятельности, то все учащиеся были вовлечены в деятельность. На это повлияло более самостоятельная организация и поиск информации, творческий подход к каждому заданию и смена видов деятельности.

Благодаря данному построению уроков учащиеся запоминание информации происходит эффективнее и в больших объемах. Учащиеся запоминают не только новую лексику и учатся правильно выражать свои мысли на английском языке, но и повторяют пройденный материал по истории.

Подводя итоги, проведенные занятия в примененными подходами и средствами показали заинтересованность учащихся в данной форме урока, который помог каждому учащемуся высказать свою мысль основываясь на определенных фактах и отстаивать свою позицию, что является важным навыком во взрослой жизни.

В данной работе мы изучили понятие социокультурной компетенции в рамках уроков английского языка на средней и старшей ступени образования в среднеобразовательной школе с профильным уклоном. Мы убедились, что социокультурная компетенция тесно взаимосвязано со всеми сферами жизни общества стран, изучаемого языка. Следовательно, для развития данной компетенции на уроках необходимо предоставлять материалы, затрагивающие такие аспекты жизни, как: традиции, культура, диалектические особенности, экономика, политика, социальные сферы стран изучаемого языка, образовательные системы, истории народов и стран, носителей языка.

Мы выбрали форму дебатов на уроке для развития социокультурной компетенции, так как они учат рассматривать информацию с критической точки зрения. Спорность событий и личностей лучше всего отображает история, в которой было много противоречий. Поэтому, рассмотрев основы ведения классических дебатов, мы перешли на более творческую версию «дебаты с прошлым», который подразумевают реконструкцию портретов или событий глазами учащихся по средством приведения аргументов.

На проведенных уроках с 10ыми классами применялись инновационные методы и средства преподавания: цифровизация, геймофикация, Flipped Classroom, различные компьютерные интерактивные программы, You Tube.

Made on
Tilda