Статьи

Особенности урока в инклюзивном классе. Автор: Човган Светлана Геннадиевна

Особенности урока в инклюзивном классе


Подготовила: Човган Светлана Геннадиевна


Учитель начальных классов МБОУ «СОШ 3 им. Е.И. Гришко


ст. Старощербиновская


Введение.

Инклюзивное образование – это процесс дальнейшего развития и расширения интеграции. Интеграция и инклюзия не являются концептами, противоречащими друг другу. Это уровни одного социального процесса, затрагивающего и меняющего систему образования. Система обучения подстраивается под ребёнка. Преимущества получают все дети, а не какие – то особые группы, часто используются новые подходы в обучении, дети с особенностями могут находиться в классе полное время или частично, обучаясь с поддержкой и по индивидуальной образовательной программе. При инклюзивном обучении школа становится более гибкой и адаптивной в плане выбора учебных программ, форм и методов обучения, все учащиеся являются равноправными членами школьного сообщества.

Требования к режиму организации урока в инклюзивном классе.

• Инклюзивное преподавание предполагает, что дети с различными особенностями должны быть включены в образовательный процесс, а учреждения образования – создать им для этого соответствующие условия.

• Планирование урока в инклюзивном классе должно включать в себя как общеобразовательные задачи, так и коррекционно - развивающие задачи, предусматривать в ходе урока смену деятельности обучающихся, чередование активной работы с отдыхом, обязательное использование наглядных средств.

При организации режима урока в инклюзивном классе учитель должен придерживаться следующих требований, которые относятся к работе с детьми с интеллектуальными нарушениями:

! Урок должен иметь четкий алгоритм. Привыкая к определенному алгоритму, дети становятся более организованными.

! Начало урока с детьми, имеющими нарушение интеллекта, всегда должно быть построено на повторении предыдущего материала.

ПРИМЕРЫ НАЧАЛА УРОКА

Первый вариант работы – «особенные» дети работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (в это время учитель работает с остальными детьми, объясняя новую тему, которую невозможно объяснить в том же режиме «особенным» детям).

Второй вариант – пока «обычные» учащиеся работают по карточкам на закрепление предыдущей темы (т.к. они более самостоятельны), учитель проводит словарную работу или другие виды работ с «особенными» детьми по вспоминанию основных понятий, касающихся темы предыдущего урока.

Основная часть урока:

Первый вариант работы – «обычные» дети выполняют задания по карточкам, отрабатывая новую тему. В это время учитель в «доступном» варианте объясняет новую тему детям с ОВЗ. • При этом используются: наглядность (каждое действие или слово должно быть подкреплено картинкой, схемой, карточкой, практическим действием); постепенный переход от одного действия или понятия к другому; • Постоянное речевое сопровождение со стороны педагога, но не насыщенное, а краткое и четкое, т.к. речевая информация усваивается в малом объем; • Далее идет закрепление материала. Один или два ребенка выполняют задание перед всем классом. Учитель активно помогает. • Потом «особенные» дети выполняют индивидуальные задания, связанные с новой темой, а в это время учитель проверяет задания, выполняемые «обычными» детьми.

Второй вариант – учитель может приступать к объяснению новой темы для всех обучающихся. При этом для общего объяснения нужно выбирать только простые темы, как по своему объему, так и по содержанию материала. Также не забывать про использование алгоритма и наглядности. • Далее можно предложить сильным ученикам выполнить индивидуальные задания самостоятельно, а в это время еще раз объяснить более слабым ученикам содержание новой темы, и только потом предложить им самостоятельные задания и переключиться на проверку заданий, выполняемых сильными учениками.

Урок в инклюзивном классе, где есть дети с ограниченными возможностями здоровья, должен предполагать большое количество использования наглядности для упрощения восприятия материала. Причина в том, что дети с интеллектуальными нарушениями при восприятии материала опираются на сохранное у них наглядно-образное мышление. Не могут в полном объеме использовать словесно-логическое мышление, поскольку оно у них нарушено или имеет замедленный характер.

Одно из основных требований к уроку – это учет слабого внимания детей с ограниченными возможностями здоровья, их истощаемости и пресыщения однообразной деятельностью.

Поэтому на уроке учитель должен менять разные виды деятельности:

- начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;

- сложные интеллектуальные задания использовать только в середине урока;

- чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование заданий на развитие мелкой моторики, развитие восприятия и мышления);

- использовать сюрпризные, игровые моменты, моменты соревнования, интриги, ролевые игры, мини-постановки (т.е. всю ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью). Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья усваивают темы по специальным (индивидуально-коррекционным) образовательным программам.

В зависимости от сложности изучаемой темы, объяснение домашнего задания имеет индивидуальный или фронтальный характер.

Схема урока в инклюзивном классе ориентировочно выглядит следующим образом:

- поэтапное объяснение нового материала;

- дозированное выполнение заданий; - повторение учеником инструкции к выполнению задания;

- обеспечение аудио-, визуальными средствами обучения;

- система специального оценивания уровня учебных достижений.

- Специальное оценивание включает в себя в первую очередь индивидуальную шкалу оценок в соответствии с успехами ребёнка и затраченными им усилиями.

Заключение.

Урок остается основной формой обучения детей в инклюзивном классе. Специфика инклюзивного образования вносит свои коррективы в структуру построения и проведения такого урока. Организация и проведение инклюзивного урока во многом определяется профессиональной компетентностью учителя, требования к которому изменяются в связи с тем, что расширяются и видоизменяются его привычные традиционные практики. Современные учителя, работающие в классах с «особыми» детьми, обращают внимание на специфические особенности инклюзивного урока, которые частично перекликаются с традиционными представлениями об уроке:

- планирование общей цели урока и целей относительно разных категорий детей, участвующих в уроке;

-осуществление проектирования этапов урока с учетом содержания особенностей организации учебной деятельности обучаемых;

- реализация индивидуально-дифференцированного подхода и комплексного психолого-педагогического сопровождения;

- реализация практико-ориентированной направленности;

- введение в урок коррекционно-развивающей направленности в соответствии с рекомендациями и содержанием АОП;

-организация полисенсорной развивающей среды на уроке;

- использование тьюторского сопровождения (в случае необходимости) для отдельных категорий детей с ОВЗ;

- поэтапное введение и использование разнообразных форм работы всех детей в процессе урока; - организация оценки и коррекции достижений каждого ученика на уроке в соответствии с планируемыми результатами по каждой категории обучающихся.

Важно помнить, что понимание сущности инклюзивного урока как основной формы организации взаимодействия учителя и обучающихся тесно связано со значимой составляющей профессиональных компетенций учителя: умением осуществлять грамотный отбор содержания по учебным предметам, планировать содержание урока с учетом особенностей каждого учащегося. Выявление учителем специфического состава инклюзивного класса приводит его к необходимости постоянно адаптироваться под изменяющиеся условия.
Made on
Tilda