Статьи

«Эстетическое оформление школы» в МОБУ СОШ№31 г. Якутска. Автор: Протопопова Нюргустана Федоровна, учитель изобразительного искусства, технологии и черчения МОБУ СОШ№31 г. Якутск.

«Эстетическое оформление школы» в МОБУ СОШ№31 г. Якутска
Протопопова Нюргустана Федоровна, учитель изобразительного искусства, технологии и черчения
МОБУ СОШ№31 г. Якутск.

Общеизвестно, что воспитывающее влияние на детей оказывают не только содержание и формы взаимодействия педагога с ребенком, но и характерные особенности среды, в которой это взаимодействие происходит. В этом случае говорят, что и «стены тоже воспитывают». Оформление школы и пришкольной территории, обустройство учебных кабинетов и рекреационных зон– все это может иметь воспитывающее значение, все может быть педагогически целесообразным. Почему это так важно? Оформление внутреннего и внешнего пространства школы, ее дизайнерские решения способны сконцентрировать и отразить те ценности, которые живут и развиваются в образовательной организации, формируя тем самым ее неповторимое лицо.
В организации среды важна активная роль школьников, важно стараться делать так, чтобы в организации предметно-эстетической среды школы принимали активное участие сами школьники. Объясняется это довольно просто: то, что сделано собственным трудом, обычно ценится человеком больше, к этому он больше привязывается, это он считает подлинно своим. И если педагоги вместе с детьми будут создавать вокруг себя среду, в которой будет гармония, стиль, вкус, то есть большая вероятность, что эти эстетические категории станут своеобразной призмой, сквозь которую ребенок в будущем станет смотреть на мир вокруг себя. Чаще всего это происходит посредством организации работы кружка по оформлению школы (например, фойе, коридоров, рекреаций, залов, лестничных пролетов). Продумывая вместе с детьми, дизайн и способы его воплощения, школы, мы реализуем свои задумки вместе, сообща с администрацией школы. Оформляем мы пространства проведения конкретных школьных событий – праздников, церемоний, торжественных линеек, творческих вечеров, выставок, собраний, конференций и т.п.
Коридоры, кабинеты становятся центром школьной жизни ребят, поэтому приятно, когда там удобно, интересно, красиво, чисто. И детям здесь особенно дорого то, что они сами внесли в его оформление. Поэтому если педагог решился взяться за благоустройство коридора или кабинета, то делать это нужно только с ребятами. На это есть свои причины: - то, к чему ребенок сам приложил усилия, ценится и бережется больше; это хорошая возможность для ребят проявить себя и получить от этого удовлетворение и эмоциональное наслаждение; создание уюта в школе во многом способствует положительным изменениям ребенка. Есть много способов привлечь детей и их родителей к обустройству школы, кабинета, без дополнительных финансовых затрат. Вот несколько доступных способов создания уюта. Разведение цветов: это эстетическое удовольствие, не говоря уже об их пользе для очищения воздуха. Есть цветы, которые не требуют больших усилий в уходе, но быстро разрастаются и приживаются: хлорофитум, традесканция, аспарагус, каланхоэ, бегония. Наверняка найдутся дети, которые смогут впоследствии ухаживать за этими цветами. Так же, красят кабинеты картины или репродукции в рамках. Очень удобно, когда рамки мобильные и периодически можно менять экспозицию, заодно и приобщать детей к искусству. Другим решением обустройства классных кабинетов может стать создание в этих помещениях локальных музеев.
Школьная среда должна формировать чувство вкуса и стиля. Именно поэтому целесообразно говорить не просто об окружающей ребенка предметной среде, а о среде предметно эстетической. Для формирования у обучающихся эстетических вкусов и понимания необходимости заботы о своем внешнем виде, необходимости быть опрятным в представлении себя другим людям целесообразно использовать в школьных коридорах зеркала и иные зеркальные покрытия, отражающие внешний вид учеников и способствующие формированию у них опыта оценки своего образа со стороны, как бы глазами окружающих. Помещения, в которых уместно и красиво представлены данные атрибуты школьной жизни, помогут создать позитивный образ школы как гостеприимного умного дома, в котором рады ученикам, их родителям, гостям. Школьная среда должна поддерживать чувство собственного достоинства ребенка и взрослого. Состояние интерьеров школьных помещений способствует формированию мира чувств и эмоций ребенка. Ощущение психологического комфорта в среде пребывания человека также способствует утверждению его чувства собственного достоинства. Для людей разного возраста и разного темперамента средства, обеспечивающие такие ощущения, могут быть разными. Поэтому созданы в школе №31места, которые специально предназначены для удовлетворения разных потребностей детей. На втором этаже созданы в пространстве школы специальные зоны как для тихого, так и для активного отдыха. Мягкие диваны, кресла, ковер, места для чтения с энциклопедиями и иллюстрированными детскими книгами. Здесь ребенок может расслабиться и снять напряжение от уроков. В зонах активного отдыха можно бегать, кричать, танцевать, играть в подвижные игры – для кого-то из детей предпочтителен именно такой способ психологической разгрузки. Места, которые время от времени становятся территориями праздника, это у нас актовый зал школы. Места, где для детей, педагогов, родителей, гостей происходят особые события. Здесь представляют свои работы школьные театры, конкурсы, школьные концерты хоровых и танцевальных коллектив, проходят показы фильмов, организуются праздники, важные встречи и другие массовые мероприятия. Это место, которое не относится к разряду повседневных. Соответственно, их расположение и интерьеры должны быть особым образом оформлены. Здесь создаются и поддерживаются особая эмоциональная атмосфера душевного подъема и радости, трепетного ожидания чего-то необыкновенного, энергии предвкушения чуда. Оформляем на каждое мероприятие, цветовые решения в оформлении таких мест. Школьная среда должна развиваться. Способствовать творческому развитию школьников поможет размещение на стенах школы регулярно сменяемых экспозиций: творческих работ школьников, позволяющих им реализовать свой творческий потенциал, а также знакомящих их с работами друг друга; картин определенного художественного стиля, знакомящего школьников с разнообразием эстетического осмысления мира; фотоотчетов об интересных событиях, происходящих в школе (проведенных ключевых делах, интересных экскурсиях, походах, встречах с интересными людьми и т.п.). На развитие любознательности и любви к чтению работает и создание в стенах школы стеллажей свободного книгообмена, на которые желающие дети, родители и педагоги могут выставлять для общего пользования свои книги, а также забирать для чтения любые другие. Способствовать продуктивному неформальному общению школьников помогают игры. Поэтому целесообразно размещать на специальных столах или подоконниках, например, коробки с простыми настольными играми, пазлами, якутскими национальными настольными играми (хабылык, хаамыска) или наборами детского конструктора. Размещенные на стенах школы сменные плакаты-мотиваторы поднимут патриотический дух школьников и создадут необходимый настрой на работу и общение с друзьями.
После капитального ремонта в нашей школе, все учителя активно участвовали в оформлении школы: были нарисованы геометрические рисунки на коридорах, в этажах 1,2,3 на стене и на потолке. Была проведена огромная работа и результат был великолепный, очень красиво вписался в интерьер и дизайн школы.
И мы, педагоги стремимся создать все комфортные условия для всестороннего развития ребенка, которая обучается в нашей школе МОБУ СОШ№31 г. Якутска.
Made on
Tilda