Статьи

«Условия образовательного процесса, ориентированного на качественное обучение и воспитание детей разных возможностей и способностей». Автор: Маркова Юлия Александровна

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение


Бакалинская коррекционная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья





«Условия образовательного процесса, ориентированного на качественное обучение и воспитание детей разных возможностей и способностей»



Подготовила: Маркова Ю.А.


учитель физической культуры





Наше образовательное учреждение – это коррекционная школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, где обучаются дети с нарушением слуха, с задержкой психического развития и с нарушением интеллекта. Состав обучающихся сложен по диагнозу, симптоматике и ряду сопутствующих нарушений эмоционально-волевого и физического развития.

Для того чтобы достичь значительного результата в развитии двигательных способностей, физического совершенства и активизации физических процессов в обучении детей с ОВЗ, необходим комплексный подбор средств с оздоровительно-коррекционной направленностью и разработанная эффективная система педагогического контроля. Нужна особая обстановка, хорошие средства обучения и коррекции, взаимообщение, взаимопонимание, взаимотерпение. Одно из важнейших условий правильного регулирования нагрузки – дифференцированный подход к учащимся. Иначе говоря, при прохождении одинакового для всего класса программного материала учитель видоизменяет и уточняет задания применительно к особенностям отдельных групп учеников. Например, когда школьники выполняют задания по бегу, следует варьировать его скорость и продолжительность для мальчиков и девочек, а также хорошо, удовлетворительно и слабо подготовленных детей; при освоении техники двигательных действий нужно видоизменять объем и характер подводящих упражнений в зависимости от способностей учеников.

Дифференцированный подход особенно важен в отношении к школьникам, отнесенным по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, а так же к тем, кто пропускал занятия по болезни. Эти дети, в большей степени, чем другие, требуют к себе пристального внимания, которое должно проявляться в соблюдении принципов доступности, постепенности и последовательности при выборе упражнений, в дозировке нагрузки и т.п.

Формируя личность ученика, педагог особое внимание обращает на то, чтобы школьники были аккуратны, подтянуты, опрятны, вежливы, помогали друг другу, бережно относились к школьному оборудованию. Для того чтобы все эти проявления личностных качеств лучше закреплялись и превращались в привычку, надо умело пользоваться такими важными методическими приемами, как одобрение, замечание, порицание, оценка, не отступая при этом ни на шаг от чувства меры и такта, соблюдая справедливость и объективность, принцип индивидуального подхода.

Специфика учебного предмета «Физическая культура» позволяет педагогу успешно воспитывать у школьников волевые качества, целеустремленность, дисциплинированность, настойчивость, смелость. Для того чтобы достичь наибольшего эффекта в этом отношении, надо ставить перед учениками трудные, но посильные задачи, стимулировать достижение цели. Так, для воспитания смелости и настойчивости можно использовать упражнения, связанные с преодолением нерешительности и страха при выполнении, например, опорных прыжков, упражнения на гимнастических снарядах и др.

Изучив индивидуальные психологические особенности детей, применяются различные коррекционные методы и приёмы, обеспечивающие более эффективное овладение детьми программного материала и социально-бытовых навыков.

– Здоровьесберегающие технологии (релаксационные упражнения, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика, смена видов деятельности, игры и упражнения).

– Максимальное включение анализаторов (зрительный, слуховой, тактильный).

– Личностно-ориентированный подход (учёт психических особенностей, работоспособности, особенности моторного развития).

– Эмоциональный стимул.

– Развитие санитарно-гигиенических и социально-бытовых навыков.

Каждая часть урока по физической культуре решает конкретные задачи. При проведении урока учитываются общие принципы коррекционно-развивающего обучения. Одним из таких принципов является комплексный подход по преодолению или ослаблению имеющихся у ребёнка нарушений в развитии. Образовательные задачи направлены на формирование у детей двигательных умений и навыков, получение ими элементарных сведений по гигиене, по состоянию их здоровья.

Воспитательные задачи решаются параллельно с образовательными. На уроках формируется умение владеть своими эмоциями, воспитывается дисциплинированность, сила воли, настойчивость, развивается чувство товарищества и взаимопомощи. Решение оздоровительных задач предполагает включение таких упражнений, которые способствуют укреплению здоровья ученика, помогают развивать сердечно-сосудистую, дыхательную системы. Подбираются специальные упражнения. Придав им комплексный характер, постоянно используется этот комплекс для исправления нарушений физического развития и моторики.

Отдельно рассматриваются коррекционно-компенсаторные задачи. Они предполагают такую организацию занятий, при которой физические упражнения используются с целью коррекции имеющихся нарушений, как в физическом, так и в интеллектуальном развитии. Главное внимание уделяется обучению и совершенствованию основных видов движения: ходьбы, бега, прыжков, метания. Структура урока может меняться. Это зависит от задач урока, состава класса и учебного материала. В практике работы нашей школы можно выделить следующие типы уроков: вводные (ознакомление с новым материалом, комбинированные (смешанные, повторение пройденного материала и контрольно-зачётные. Для того чтобы класс был хорошо организован, детей с ограниченными возможностями здоровья, начиная с подготовительного класса, учим всему: передвигаться к месту занятий; переодеваться; складывать одежду; раздавать товарищам мячи, скакалки, гимнастические палки; помогать убирать гимнастические скамейки, маты.

Деятельность обучающихся при разучивании, закреплении упражнений организуется различными способами. При фронтальном способе хорошо заметен ученик, который по какой-то причине не успевает за остальными.

Поточный способ. Суть этого способа заключается в том, что ученики выполняют упражнения друг за другом. Один ученик ещё не закончил выполнять упражнение, а другой уже приступает к выполнению (в это время совершенствуются двигательные умения и навыки).

Посменный способ организации обучающихся заключается в том, что они выполняют упражнения сменами по несколько человек (или по два) одновременно.

Круговой способ предполагает выполнение упражнений учащимися друг за другом.

На уроках физкультуры очень важна индивидуальная работа, преимущество которой состоит в том, что можно быстро определить виды ошибок и помочь устранить их сразу или постепенно. Кроме того, большое внимание уделяется обучающимся с более слабой двигательной подготовкой.

При оценивании успеваемости учитываются индивидуальные возможности, уровень физического развития и двигательные возможности детей. В нашей школе главным требованием при оценивании умений и навыков является создание благоприятных условий для выполнения изучаемых упражнений и их качественное выполнение:

• как ученик овладел основами двигательных навыков;

• как проявил себя при выполнении, старался ли достичь желаемого результата;

• как понимает и объясняет разучиваемое упражнение;

• как пользуется предлагаемой помощью и улучшается ли при этом качество выполнения;

• как понимает объяснение учителя, спортивную терминологию;

• как относится к урокам;

• каков его внешний вид, соблюдет ли дисциплину.

Результативность усвоения программного материала оценивается по динамике развития физических качеств, которые корригируются и совершенствуются в процессе обучения, степенью усвоения умений и навыков и переносу их в свободную самостоятельную деятельность. Реализация программы предусматривает всестороннее медицинское психолого-педагогическое обследование, определение уровня физической подготовленности и двигательных возможностей, уровня развития психических процессов обучающихся. Для оценки уровня физической подготовленности и развития психических процессов, обучающихся проводится тестирование два раза в год – в сентябре и мае.

Результатом опыта работы является положительная динамика по всем показателям двигательной активности, подтверждённая результатами врачебно-педагогического контроля и проведённого тестирования, а также участие ребят соревнованиях. Обучающиеся участвуют в районных и республиканских соревнованиях. Таким образом, уроки физической культуры приобретают творческий характер, создаются специальные педагогические условия. В условиях атмосферы сотрудничества, благоприятного эмоционального фона и стиля общения повышается двигательная и познавательная активность обучающихся, расширяется их общий кругозор. При снижении динамического напряжения укрепляется эмоциональное и психическое здоровье, изменяется отношение ученика к самому себе и окружающим. Приобретаются практические навыки поддержания собственного здоровья, формируется положительное отношение к урокам физической культуры.

Цель педагогической деятельности – обеспечить каждому школьнику возможность сохранения здоровья за период обучения в школе, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.


Made on
Tilda