Тема: «Использование метода наглядного
моделирования с детьми на занятиях по развитию речи»
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
— он будет долго напрас но мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он усвоит налету.
К.Д. Ушинский
Овладение родным языком, развитие речи — самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста привлекло внимание, поскольку она остается одной из актуальных в дошкольной практике и играет значительную роль в адаптации и социализации детей. Интерес к данной проблеме вызван и тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В связи с этим исследование особенностей речевого развития и поиск наиболее эффективных методов и приемов в обучении связной речи также представляется актуальным.
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста, факторы ее развития, методы и приемы обучения изучали мно гие исследователи (Е.А. Флерина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова, В.И. Логинова, Н.М. Крылова, В.В. Гербова, Г.М. Лямина и др.), но предлагаемые методы и при емы развития связной речи, более ориентированные на представле ния фактического материала для детских рассказов, интеллекту альные процессы, значимые для построения текста, в них отраже ны мало.
Проанализировав работу с детьми, пришла к выводу, что необходимо искать более эффек тивные методы обучения детей связному рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не про пуская основных деталей предме тов. Прежде всего, это приемы, помогающие ребенку осознать процесс построения текста и ос мыслить его содержание. Из всех существующих приемов, помога ющих в овладении связной речью, самый эффективный, по-моему, — метод моделирования, поэтому я определила для себя тему по са мообразованию — «Использование метода наглядного моделирования с детьми на занятиях по развитию речи».
Поставив перед собой задачи:
- учить детей пересказывать текст последовательно, соблю дая структуру;
- развивать мышление и вообра жение, эмоциональную отзыв чивость, память при использо вании схем, заместителей;
- уметь создавать воображае мые образы и отбирать заме стители для обозначения пер сонажа сказки, узнавать ска зочные ситуации по схеме;
- развивать умение подбирать заместители по цвету, величи не, форме, характеру персона жа сказки;
- развивать понимание текста на основе построения нагляд ной модели;
- уметь использовать схемы, за местители при пересказе не только всего текста, но и от дельных эпизодов.
Главнаяцель опыта: создание системы работы по развитию связной речи детей с использованием метода наглядного моделирования.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А. Сохин). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связанно с усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми.
Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка —моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять суще ственные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Широкую известность приоб рели работы JI.A. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смыс ловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст период наиболее интенсивного становления и развитии личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возра стает его речевая активность.
Работу по введению опорных схем начали в средней группе, хотя опыт показал, что отдельные символы (цвет, форма, величина предметов) доступны и детям младшего возраста.
Для того чтобы правильно вы строить свою работу, сначала провели диагностику детей по развитию связной речи по следующим критериям.
Умение составлять описа тельные рассказы на наглядной основе.
Умение пересказывать литературные произведения.
Умение составлять рассказы из личного опыта.
Умение составлять рассказы по серии сюжетных картин.
Умение составлять рассказы творческого характера на заданную тему.
Получили следующие резуль таты:
К высокому уровню отнесли 20% — дети, у которых рассказ или описание было последовательно, они старались развить сюжет, ис пользуя прямую речь, однако про пускали какую-либо структурную часть рассказа (начало или конец).
К среднему отнесли 60% — дети, у которых высказывания были композиционно незавер шенные, т.е. они только перечис ляли отдельные части предмета или нескольких действий, изоб раженных на картине, но в их рассказе не было логической последовательности.
К низкому отнесли 20% — дети, у которых в рассказе или описании не было логической последовательности, не разви вался сюжет, они пропускали какую-либо структурную часть рассказа (начало или конец).
В результате проведенной диаг ностики выяснилось, что у зна чительной части детей вызвали особые затруднения соблюдение структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний. По этому, чтобы улучшить качество детских рассказов, повысить их ак тивность и сделать процесс обуче ния интересным и привлекатель ным, кроме использования мотивационной установки, необходимо было использовать разнообразные приемы.
Для этого изучила литера туру: более глубоко проана лизировала раздел развития речи в программе Н.М. Крыловой «Дет ский сад — Дом радости», а также авторов М.М.Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», А.М.Бородич «Методика развития речи», JI.A. Венгер и A.Л. Венгер «Домашняя школа мышления», О.С. Ушакова и И.В. Гавриш «Зна комим дошкольников с литерату рой», О.С.Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Э.П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию», Л.A. Венгер и A.Л. Венгер «О чем рассказывает сказка», Т. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».
Особый интерес вызвала статья JI.A. Венгер и А.Л. Венгер «О чем рассказывает сказка». В ней вы двигается идея, что читаемый ре бенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. По их мнению, это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами. Это и есть моделирование. Оно, по их мнению, начинается с замещения одних объектов другими (реаль ных — условными). И при чтении художественной литературы за мещаемые объектами будут герои детских сказок: люди, звери, гно мы, волшебники, а иногда и пред меты, с которыми они действуют.
Большую помощь оказала статья Т. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов». Нами были изготовлены – по аналогии – свои наглядные схемы, помогающие детям составлять описательные рассказы о деревьях, овощах, и фруктах, мебели, игрушках, домашних и диких животных. Работая с детьми, все больше убеждалась, что использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, помогло добиться хороших результатов.
В начале своей работы пере смотрела и обновила перспективные планы по развитию речи для всех возрастных групп по технологии Н.М. Крыловой «Детский сад — Дом радости», обогатила предметно - развивающую среду, изго товила альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек.
Начала заинтересовывать родите лей, провела родительское собра ние на тему «Развитие правильной речи ребенка в семье». Подготовила и про вела консультацию для родителей на тему «О чем говорить с ребенком в семье: диалог или монолог?», оформила папку-передвижку «Помогите ребенку овла деть правильным произношени ем», «Родителям о речи ребенка». После каждого занятия выве шивали схемы по тексту и сам текст для родителей для пополне ния домашней копилки. Рассказы детей записывала в альбомы. Малыши рисовали в них свои картинки, и затем мы выставляли их для родителей.
В своей работе использовала игры по описанию игрушек, формированию представле ний о последовательности дей ствий персонажей путем раскла дывания соответствующих кар тинок, формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, игры-драматизации, которые помогают научить детей активному участию каждого ребенка высказывать свое мнение, сравнивать; обога щать словарный запас и соот ветствующее представление о предмете; связно, последователь но описывать его внешний вид. Эти игры научили детей: рас сказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно собы тие с другим; овладевать струк турой повествования, в котором есть начало, середина и конец; побужда ли детей к монологу и диалогу.
Игры я проводила чаще всего в утренние и вечерние часы, когда детей еще не так много, в обстановке естественного обще ния, учитывая наклонности каж дого ребенка. В ходе игры стави ла цели: развивать у ребенка ре чевую способность, умение планировать, последовательно строить свои высказывания.
После такой планомерной работы в блоке совместной дея тельности стала использовать схемы-подсказки на занятиях по пересказу и рассказыванию. Вначале схема на занятиях была очень подробная, но вскоре я за метила, что дети стали очень лег ко справляться с заданиями, по этому постепенно схемы стала сокращать, чтобы они могли проектировать свой рассказ.
Сами схемы мы рисовали с детьми до занятия, они тут же объясняли, что я рисую, догады вались по знакомым символам. Если текст был большой по со держанию, то читала во второй половине дня или переносила на утро. А если произведение ма ленькое по объему, то рисовала схему во время занятия.В работе с детьми продолжала использовать картинно-схемати ческие планы, которые содержа ли последовательность высказы вания. В схеме отображалось де тальное содержание текста, с помощью которого дошкольни ки учились составлять описа тельные рассказы и пересказы вать хорошо знакомые сказки.
Таким образом, систематичес ки применяя на занятиях по развитию речи модели (схемы), мы добились важных результатов. С помощью моделирования дети научились:
- пересказывать литературные произведения самостоятельно, соблюдая логическую после довательность, выдерживая структуру, содержание текста;
- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлени ях природы научились точно и правильно подбирать слова, характеризующие особеннос ти предмета;
- сочинять сюжетные рассказы из личного опыта.
С целью активизации их деятельности на занятиях по развитию речи использовала игровые персонажи: Мишка и Незнайка. При оценке качества рассказов в младшей группе хвалила ребенка за любое высказывание от лица Мишки («Спасибо вам, дети, пойду в лес и расскажу всем зверям какой стишок я выучил»). Дети стали с интересом ожидать встречи с персонажами.
Таким образом, систематичес ки применяя на занятиях по развитию речи модели (схемы), мы добились важных результатов:
- дети научить строить разные типы текстов (описание, повество вание, рассуждение) с соблю дением их структуры и ис пользованием разных типов внутритекстовых связей;
- сочинять сюжетные рассказы по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта;
- в творческих рассказах прояв лять индивидуальные способ ности к творческой речевой деятельности;
- учить детей анализировать и оценивать рассказы с точки зрения их содержания, струк туры, связности.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными, и последовательными.
Практическая значимость этого опыта состоит в том, что была разработана система работы по развитию связной речи детей с использованием метода наглядного моделирования. Опыт может быть использован воспитателями дошкольных учреждений.
моделирования с детьми на занятиях по развитию речи»
Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам
— он будет долго напрас но мучиться, но свяжите двадцать
таких слов с картинками, и он усвоит налету.
К.Д. Ушинский
Овладение родным языком, развитие речи — самые важные приобретения ребенка в дошкольном детстве.
Актуальность проблемы речевого развития детей дошкольного возраста привлекло внимание, поскольку она остается одной из актуальных в дошкольной практике и играет значительную роль в адаптации и социализации детей. Интерес к данной проблеме вызван и тем, что в последние годы наблюдается резкое снижение уровня речевого развития дошкольников. В связи с этим исследование особенностей речевого развития и поиск наиболее эффективных методов и приемов в обучении связной речи также представляется актуальным.
Формирование связной речи у детей дошкольного возраста, факторы ее развития, методы и приемы обучения изучали мно гие исследователи (Е.А. Флерина, Е.И. Радина, Э.П. Короткова, В.И. Логинова, Н.М. Крылова, В.В. Гербова, Г.М. Лямина и др.), но предлагаемые методы и при емы развития связной речи, более ориентированные на представле ния фактического материала для детских рассказов, интеллекту альные процессы, значимые для построения текста, в них отраже ны мало.
Проанализировав работу с детьми, пришла к выводу, что необходимо искать более эффек тивные методы обучения детей связному рассказыванию, пересказыванию близко к тексту, не про пуская основных деталей предме тов. Прежде всего, это приемы, помогающие ребенку осознать процесс построения текста и ос мыслить его содержание. Из всех существующих приемов, помога ющих в овладении связной речью, самый эффективный, по-моему, — метод моделирования, поэтому я определила для себя тему по са мообразованию — «Использование метода наглядного моделирования с детьми на занятиях по развитию речи».
Поставив перед собой задачи:
- учить детей пересказывать текст последовательно, соблю дая структуру;
- развивать мышление и вообра жение, эмоциональную отзыв чивость, память при использо вании схем, заместителей;
- уметь создавать воображае мые образы и отбирать заме стители для обозначения пер сонажа сказки, узнавать ска зочные ситуации по схеме;
- развивать умение подбирать заместители по цвету, величи не, форме, характеру персона жа сказки;
- развивать понимание текста на основе построения нагляд ной модели;
- уметь использовать схемы, за местители при пересказе не только всего текста, но и от дельных эпизодов.
Главнаяцель опыта: создание системы работы по развитию связной речи детей с использованием метода наглядного моделирования.
Психологи подчеркивают, что в связной речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей. «Ребенок учится мыслить, учась говорить, но он также и совершенствует речь, учась мыслить» (Ф.А. Сохин). Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связанно с усложнением детской деятельности и общения с окружающими людьми.
Эффективный способ решения проблемы развития интеллекта и речи ребенка —моделирование, благодаря которому дети учатся обобщенно представлять суще ственные признаки предметов, связи и отношения в реальной действительности. Широкую известность приоб рели работы JI.A. Венгера и его учеников по проблемам моделирования в различных видах деятельности. Для обучения связной речи используются схематические изображения персонажей и выполняемых ими действий. Сначала создается картинно-схематический план смыс ловой последовательности частей прослушанных текстов художественных произведений. Постепенно у ребенка формируются обобщенные представления о логической последовательности текста, на которые он ориентируется в самостоятельной речевой деятельности.
Обучение моделированию целесообразно начинать в дошкольном возрасте, так как, по данным Л.С. Выготского, Ф.А. Сохина, О.С. Ушаковой, дошкольный возраст период наиболее интенсивного становления и развитии личности. Развиваясь, ребенок активно усваивает основы родного языка и речи, возра стает его речевая активность.
Работу по введению опорных схем начали в средней группе, хотя опыт показал, что отдельные символы (цвет, форма, величина предметов) доступны и детям младшего возраста.
Для того чтобы правильно вы строить свою работу, сначала провели диагностику детей по развитию связной речи по следующим критериям.
Умение составлять описа тельные рассказы на наглядной основе.
Умение пересказывать литературные произведения.
Умение составлять рассказы из личного опыта.
Умение составлять рассказы по серии сюжетных картин.
Умение составлять рассказы творческого характера на заданную тему.
Получили следующие резуль таты:
К высокому уровню отнесли 20% — дети, у которых рассказ или описание было последовательно, они старались развить сюжет, ис пользуя прямую речь, однако про пускали какую-либо структурную часть рассказа (начало или конец).
К среднему отнесли 60% — дети, у которых высказывания были композиционно незавер шенные, т.е. они только перечис ляли отдельные части предмета или нескольких действий, изоб раженных на картине, но в их рассказе не было логической последовательности.
К низкому отнесли 20% — дети, у которых в рассказе или описании не было логической последовательности, не разви вался сюжет, они пропускали какую-либо структурную часть рассказа (начало или конец).
В результате проведенной диаг ностики выяснилось, что у зна чительной части детей вызвали особые затруднения соблюдение структуры рассказа, его логической последовательности и языковое оформление высказываний. По этому, чтобы улучшить качество детских рассказов, повысить их ак тивность и сделать процесс обуче ния интересным и привлекатель ным, кроме использования мотивационной установки, необходимо было использовать разнообразные приемы.
Для этого изучила литера туру: более глубоко проана лизировала раздел развития речи в программе Н.М. Крыловой «Дет ский сад — Дом радости», а также авторов М.М.Алексеева, В.И.Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников», А.М.Бородич «Методика развития речи», JI.A. Венгер и A.Л. Венгер «Домашняя школа мышления», О.С. Ушакова и И.В. Гавриш «Зна комим дошкольников с литерату рой», О.С.Ушакова «Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду», Э.П. Короткова «Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию», Л.A. Венгер и A.Л. Венгер «О чем рассказывает сказка», Т. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов».
Особый интерес вызвала статья JI.A. Венгер и А.Л. Венгер «О чем рассказывает сказка». В ней вы двигается идея, что читаемый ре бенку стишок, сказка или рассказ может быть нарисован. По их мнению, это эффективный способ, позволяющий выявить содержание и последовательность действий, определенных отношений между персонажами. Это и есть моделирование. Оно, по их мнению, начинается с замещения одних объектов другими (реаль ных — условными). И при чтении художественной литературы за мещаемые объектами будут герои детских сказок: люди, звери, гно мы, волшебники, а иногда и пред меты, с которыми они действуют.
Большую помощь оказала статья Т. Ткаченко «Использование схем в составлении описательных рассказов». Нами были изготовлены – по аналогии – свои наглядные схемы, помогающие детям составлять описательные рассказы о деревьях, овощах, и фруктах, мебели, игрушках, домашних и диких животных. Работая с детьми, все больше убеждалась, что использование наглядных средств, отражающих план последовательного рассказа, помогло добиться хороших результатов.
В начале своей работы пере смотрела и обновила перспективные планы по развитию речи для всех возрастных групп по технологии Н.М. Крыловой «Детский сад — Дом радости», обогатила предметно - развивающую среду, изго товила альбомы стихотворений, поговорок и пословиц, загадок, потешек.
Начала заинтересовывать родите лей, провела родительское собра ние на тему «Развитие правильной речи ребенка в семье». Подготовила и про вела консультацию для родителей на тему «О чем говорить с ребенком в семье: диалог или монолог?», оформила папку-передвижку «Помогите ребенку овла деть правильным произношени ем», «Родителям о речи ребенка». После каждого занятия выве шивали схемы по тексту и сам текст для родителей для пополне ния домашней копилки. Рассказы детей записывала в альбомы. Малыши рисовали в них свои картинки, и затем мы выставляли их для родителей.
В своей работе использовала игры по описанию игрушек, формированию представле ний о последовательности дей ствий персонажей путем раскла дывания соответствующих кар тинок, формирование понятия о том, что всякое высказывание имеет начало, середину, конец, игры-драматизации, которые помогают научить детей активному участию каждого ребенка высказывать свое мнение, сравнивать; обога щать словарный запас и соот ветствующее представление о предмете; связно, последователь но описывать его внешний вид. Эти игры научили детей: рас сказывать о содержании каждой сюжетной картинки, связывая их в один рассказ; последовательно, логически связывать одно собы тие с другим; овладевать струк турой повествования, в котором есть начало, середина и конец; побужда ли детей к монологу и диалогу.
Игры я проводила чаще всего в утренние и вечерние часы, когда детей еще не так много, в обстановке естественного обще ния, учитывая наклонности каж дого ребенка. В ходе игры стави ла цели: развивать у ребенка ре чевую способность, умение планировать, последовательно строить свои высказывания.
После такой планомерной работы в блоке совместной дея тельности стала использовать схемы-подсказки на занятиях по пересказу и рассказыванию. Вначале схема на занятиях была очень подробная, но вскоре я за метила, что дети стали очень лег ко справляться с заданиями, по этому постепенно схемы стала сокращать, чтобы они могли проектировать свой рассказ.
Сами схемы мы рисовали с детьми до занятия, они тут же объясняли, что я рисую, догады вались по знакомым символам. Если текст был большой по со держанию, то читала во второй половине дня или переносила на утро. А если произведение ма ленькое по объему, то рисовала схему во время занятия.В работе с детьми продолжала использовать картинно-схемати ческие планы, которые содержа ли последовательность высказы вания. В схеме отображалось де тальное содержание текста, с помощью которого дошкольни ки учились составлять описа тельные рассказы и пересказы вать хорошо знакомые сказки.
Таким образом, систематичес ки применяя на занятиях по развитию речи модели (схемы), мы добились важных результатов. С помощью моделирования дети научились:
- пересказывать литературные произведения самостоятельно, соблюдая логическую после довательность, выдерживая структуру, содержание текста;
- в описательных рассказах о предметах, объектах и явлени ях природы научились точно и правильно подбирать слова, характеризующие особеннос ти предмета;
- сочинять сюжетные рассказы из личного опыта.
С целью активизации их деятельности на занятиях по развитию речи использовала игровые персонажи: Мишка и Незнайка. При оценке качества рассказов в младшей группе хвалила ребенка за любое высказывание от лица Мишки («Спасибо вам, дети, пойду в лес и расскажу всем зверям какой стишок я выучил»). Дети стали с интересом ожидать встречи с персонажами.
Таким образом, систематичес ки применяя на занятиях по развитию речи модели (схемы), мы добились важных результатов:
- дети научить строить разные типы текстов (описание, повество вание, рассуждение) с соблю дением их структуры и ис пользованием разных типов внутритекстовых связей;
- сочинять сюжетные рассказы по игрушкам, картинам, на темы из личного опыта;
- в творческих рассказах прояв лять индивидуальные способ ности к творческой речевой деятельности;
- учить детей анализировать и оценивать рассказы с точки зрения их содержания, струк туры, связности.
Анализируя результаты проведенной работы, можно сделать вывод, что использование схем при составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными, и последовательными.
Практическая значимость этого опыта состоит в том, что была разработана система работы по развитию связной речи детей с использованием метода наглядного моделирования. Опыт может быть использован воспитателями дошкольных учреждений.