Ряховская Оксана Вячеславовна
Создание условий для развития воспитанников во взаимодействии с другими детьми.
Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку – как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся, таким образом, к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно осваивать окружающий мир. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.
В условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослыми. Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. Потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. На протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся этапов. На каждом этапе происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности. Одним из существенных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека.
Организованная взрослым совместная деятельность оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе. Подход к проблеме взаимодействия детей друг с другом связан с определением возможностей дошкольников к сотрудничеству в разных видах деятельности: в игре, на занятиях, в быту и труде.
Прежде всего контакты детей происходят в совместных играх, затем в других, специфически дошкольных видах деятельности. Игра же понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Специфика детской игры заключается в том, что она имеет замещающий характер по отношению к деятельности взрослых и служит средством, реализующим желание ребенка участвовать во «взрослой» жизни. Ребенку для развития игровой деятельности нужны контакты со взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности.
Традиционно в дошкольной педагогике особое внимание уделяется трудовой деятельности детей, в частности ее совместному характеру, возможности организации содержательного взаимодействия детей со сверстниками в процессе общего труда. Прежде всего это своеобразие детского труда, с одной стороны, заключающееся в малой объективной значимости его продуктов, но, с другой, имеющее субъективное значение для развития личности ребенка, проявления его воли и настойчивости. Традиционная концепция ориентирует взрослого прежде всего на формирование нравственных, коллективистских качеств детей; развитию детской индивидуальности, активного творческого начала в труде. Таким образом, признается важная роль совместных действий детей со сверстниками в процессе труда как для социального, так и для индивидуального развития личности ребенка.
Известно, что уже в дошкольном возрасте закладываются те основы, на которых строится затем все школьное образование; именно в дошкольном возрасте взрослый может помочь ребенку развить потребность в активном приобщении к миру человеческой культуры. Здесь основное внимание уделяется воспитательной роли коллективной деятельности на занятиях, возможности взаимодействия дошкольников друг с другом, в частности вопросам развития нравственно-волевых качеств, вопросам развития умственных операций и организации действий. В условиях современного дошкольного образовательного учреждения немало внимания уделяется развивающим занятиям с детьми. В связи с этим закономерно возникает вопрос о начальных формах кооперации на занятиях уже у младших дошкольников. Так, уже с 3 лет возможна педагогическая организация процесса содержательного взаимодействия дошкольников друг с другом на занятиях; для оптимизации этого взаимодействия следует специально создавать образовательные ситуации, ведущие к освоению детьми способов продуктивного взаимодействия. Организация образовательного процесса, в ходе которого ребенок включается в новые для него условия взаимодействия, переключает его внимание на партнера по совместной деятельности. Одновременно создаются возможности взаимного обогащения и тем самым развития.
Итак, коллективное создание замысла, обсуждение путей его реализации способствуют активизации творческого процесса и влияют на качественный уровень выполнения дошкольниками творческих заданий как в совместной, так и индивидуальной деятельности. Успешность продвижения ребенка в овладении творческой деятельностью зависит не столько от тренировки его технических умений, сколько от совместного обсуждения идей и планирования своих действий в кругу сверстников. Это позволяет сделать следующие выводы:
1. Для возникновения и развития отношений сотрудничества у дошкольников
нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий.
2.Оптимальными формами предъявления нормативных способов сотрудничества и разрешения конфликтных ситуаций являются инсценировки «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с последующим их обсуждением. В результате этого ребенок, оказавшись в проблемной ситуации сотрудничества, самостоятельно присваивает и использует нормативные правила. Дошкольники могут успешно сотрудничать друг с другом на знакомом материале, с которым они ранее действовали индивидуально.
3. Выделяются два основных вида организации сотрудничества детей на занятиях: распределение деятельности (разделение функций) и подчинение действий правилу (разделение материала). Овладев этими видами сотрудничества в отдельности, дети в дальнейшем применяют их одновременно при выполнении более сложных заданий. Далее становится возможным использование дошкольниками нового, незнакомого материала при выполнении задач творческого характера, а также гибкая смена и сочетание усвоенных способов в зависимости от условий задания. Дошкольный возраст может быть рассмотрен как сензитивный период для развития содержательного взаимодействия детей в образовательном процессе.
4 Развитие продуктивного взаимодействия дошкольников со сверстниками на
занятиях ведет к преодолению эгоцентрической позиции и усилению творческих возможностей ребенка в индивидуальной деятельности.
Наблюдая за работой детей, можно увидеть, что большинство из них смогут, хотя и не сразу, распределить обязанности, разделить материал. Им интересны не только процесс работы, но и ее результат — получение конечного продукта. Они очень много общаются по делу, дают советы и могут прислушиваться к мнениям других, хотя часто настаивают на своем, пытаясь доказать собственную правоту. Они инициативны, любознательны, довольны своими результатами и ищут доброжелательной оценки как сверстников, так и взрослого. И не следует забывать, что хорошо развитое детское сотрудничество помогает взрослому создать на любом занятии атмосферу творчества и взаимопонимания.
Создание условий для развития воспитанников во взаимодействии с другими детьми.
Современная система дошкольного образования ориентирована на гуманистический подход к ребенку – как развивающейся личности, нуждающейся в понимании и уважении ее интересов и прав. На первый план выдвигается идея обеспечения полноценного проживания ребенком дошкольного периода детства, когда он чувствует себя не просто опекаемым, но активным деятелем, постоянно открывающим что-то новое и приобщающимся, таким образом, к культуре, которая сформировалась на протяжении исторического развития общества. Образовательная работа с детьми направляется на создание условий, позволяющих ребенку самостоятельно осваивать окружающий мир. При данном подходе особую значимость приобретает проблема взаимодействия дошкольников со сверстниками.
В условиях воспитания и обучения по развивающим программам детям недостаточно общаться только со взрослыми. Для полноценного познавательного и социального развития ребенку необходимы контакты со сверстниками. Потребность в общении со сверстником выражается в стремлении дошкольника к самопознанию и самооценке посредством сравнения себя с ровесником как равным партнером. На протяжении дошкольного возраста общение и взаимодействие детей со сверстниками проходят ряд последовательно усложняющихся этапов. На каждом этапе происходит качественное преобразование структуры коммуникативной деятельности. Одним из существенных приобретений дошкольного возраста, возникающих в процессе контактов детей между собой, являются образы себя и другого человека.
Организованная взрослым совместная деятельность оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе. Подход к проблеме взаимодействия детей друг с другом связан с определением возможностей дошкольников к сотрудничеству в разных видах деятельности: в игре, на занятиях, в быту и труде.
Прежде всего контакты детей происходят в совместных играх, затем в других, специфически дошкольных видах деятельности. Игра же понимается как особое культурное образование, созданное обществом в ходе его исторического развития. Применительно к дошкольному возрасту игра рассматривается в качестве ведущей деятельности, определяющей психическое развитие ребенка. В игре возникают основные новообразования данного возраста. Специфика детской игры заключается в том, что она имеет замещающий характер по отношению к деятельности взрослых и служит средством, реализующим желание ребенка участвовать во «взрослой» жизни. Ребенку для развития игровой деятельности нужны контакты со взрослыми и другими детьми, в процессе которых он приобретает способы и навыки совместной игры. В играх со сверстниками дети учатся сообща, творчески и произвольно управлять своим поведением, что, в свою очередь, является необходимым условием любой деятельности.
Традиционно в дошкольной педагогике особое внимание уделяется трудовой деятельности детей, в частности ее совместному характеру, возможности организации содержательного взаимодействия детей со сверстниками в процессе общего труда. Прежде всего это своеобразие детского труда, с одной стороны, заключающееся в малой объективной значимости его продуктов, но, с другой, имеющее субъективное значение для развития личности ребенка, проявления его воли и настойчивости. Традиционная концепция ориентирует взрослого прежде всего на формирование нравственных, коллективистских качеств детей; развитию детской индивидуальности, активного творческого начала в труде. Таким образом, признается важная роль совместных действий детей со сверстниками в процессе труда как для социального, так и для индивидуального развития личности ребенка.
Известно, что уже в дошкольном возрасте закладываются те основы, на которых строится затем все школьное образование; именно в дошкольном возрасте взрослый может помочь ребенку развить потребность в активном приобщении к миру человеческой культуры. Здесь основное внимание уделяется воспитательной роли коллективной деятельности на занятиях, возможности взаимодействия дошкольников друг с другом, в частности вопросам развития нравственно-волевых качеств, вопросам развития умственных операций и организации действий. В условиях современного дошкольного образовательного учреждения немало внимания уделяется развивающим занятиям с детьми. В связи с этим закономерно возникает вопрос о начальных формах кооперации на занятиях уже у младших дошкольников. Так, уже с 3 лет возможна педагогическая организация процесса содержательного взаимодействия дошкольников друг с другом на занятиях; для оптимизации этого взаимодействия следует специально создавать образовательные ситуации, ведущие к освоению детьми способов продуктивного взаимодействия. Организация образовательного процесса, в ходе которого ребенок включается в новые для него условия взаимодействия, переключает его внимание на партнера по совместной деятельности. Одновременно создаются возможности взаимного обогащения и тем самым развития.
Итак, коллективное создание замысла, обсуждение путей его реализации способствуют активизации творческого процесса и влияют на качественный уровень выполнения дошкольниками творческих заданий как в совместной, так и индивидуальной деятельности. Успешность продвижения ребенка в овладении творческой деятельностью зависит не столько от тренировки его технических умений, сколько от совместного обсуждения идей и планирования своих действий в кругу сверстников. Это позволяет сделать следующие выводы:
1. Для возникновения и развития отношений сотрудничества у дошкольников
нужна специальная организация взрослым педагогических ситуаций, в которых дети приобретают опыт взаимодействия. Этому способствует совместная продуктивная деятельность, где у ребенка появляется необходимость вступать в отношения сотрудничества – согласования и соподчинения действий.
2.Оптимальными формами предъявления нормативных способов сотрудничества и разрешения конфликтных ситуаций являются инсценировки «положительных» и «отрицательных» способов взаимодействия с последующим их обсуждением. В результате этого ребенок, оказавшись в проблемной ситуации сотрудничества, самостоятельно присваивает и использует нормативные правила. Дошкольники могут успешно сотрудничать друг с другом на знакомом материале, с которым они ранее действовали индивидуально.
3. Выделяются два основных вида организации сотрудничества детей на занятиях: распределение деятельности (разделение функций) и подчинение действий правилу (разделение материала). Овладев этими видами сотрудничества в отдельности, дети в дальнейшем применяют их одновременно при выполнении более сложных заданий. Далее становится возможным использование дошкольниками нового, незнакомого материала при выполнении задач творческого характера, а также гибкая смена и сочетание усвоенных способов в зависимости от условий задания. Дошкольный возраст может быть рассмотрен как сензитивный период для развития содержательного взаимодействия детей в образовательном процессе.
4 Развитие продуктивного взаимодействия дошкольников со сверстниками на
занятиях ведет к преодолению эгоцентрической позиции и усилению творческих возможностей ребенка в индивидуальной деятельности.
Наблюдая за работой детей, можно увидеть, что большинство из них смогут, хотя и не сразу, распределить обязанности, разделить материал. Им интересны не только процесс работы, но и ее результат — получение конечного продукта. Они очень много общаются по делу, дают советы и могут прислушиваться к мнениям других, хотя часто настаивают на своем, пытаясь доказать собственную правоту. Они инициативны, любознательны, довольны своими результатами и ищут доброжелательной оценки как сверстников, так и взрослого. И не следует забывать, что хорошо развитое детское сотрудничество помогает взрослому создать на любом занятии атмосферу творчества и взаимопонимания.