Статьи

Игровые приемы на уроке русского языка Автор: Медведева Елена Сергеевна

ИГРОВЫЕ ПРИЕМЫ НА УРОКЕ РУССКОГО ЯЗЫКА


Медведева Елена Сергеевна


Аннотация. В статье представлен опыт проведения урока закрепления с элементами систематизации и обобщения в форме игры-путешествия по разделу «Имя существительное». Для стимуляции интереса детей к изучению русского языка и активизации учащихся автор использует элементы игровых технологий, обеспечивая целостность учебного занятия за счет сюжетного.

Ключевые слова: русский язык, игровые технологии, имя существительное, урок-путешествие, закрепление изученного.

Игра на уроке – эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся, так как тренирует память учащихся, помогает выработать речевые умения и навыки, а также является способом стимулирования умственной деятельности, развития внимания и интереса к предмету, к уроку, помогает преодолеть пассивность учеников, отмечает П. М. Баев [1, с. 6-11]. Н. В. Уминова в статье «Игровые технологии на уроках литературы в старших классах» утверждает, что в игровых ситуациях любой учебный материал усваивается значительно эффективней [6, с. 31-34].

Учитывая, что пятый класс – это некий переходный возрастной период от младших к средним подросткам, когда дети еще с удовольствием играют, а школьное образование обычно лишает их этой возможности, мы организовали урок закрепления с элементами обобщения и систематизации по русскому языку в 5 классе по теме «Имя существительное» в форме игры-путешествия. Такой жанр обеспечивает сюжетную связность этапов учебного занятия, его целостность [3, с. 177-178], оживляет, одушевляет учебное пространство благодаря «жителям города», с которыми взаимодействуют учащиеся.

В начале занятия пятиклассники повторили определение имени существительного, его постоянные и непостоянные признаки, составили схему. Это было необходимо как актуализация изученного предупреждение затруднений во время игры, которая заняла большую часть урока (30-35 минут). Ученики в роли путешественников посещают страну Существительное, в каждом городе знакомятся с жителями, дающими им задание на определенную тему. Пока задание не выполнено, учащиеся не могут отправиться дальше. Первый город, в котором оказываются дети – «Живое-Неживое». Здесь путешественники знакомятся с котом, которому надо назвать шифр (номера верных вариантов ответов) на тест по теме «Одушевленные / неодушевленные имена существительные».

После выполнения задания ученики отправляются в город «Собственник». Чтобы заработать деньги на билет в следующий город, они выполняют задание девочки Софии по теме «Собственные и нарицательные имена существительные». Задание заключается в том, чтобы написать имя София на доске, объяснив написание с заглавной буквы, привести по пять примеров собственных и пять нарицательных существительных.

Следующий город – «Род». Здесь пятиклассники помогают мальчику выполнить домашнее задание по русскому языку: подобрать к именам существительным прилагательные, а для этого необходимо правильно определить род существительного, чтобы согласовать прилагательное по роду.

Затем пятиклассники отправляются в город «Склонение», где выполняют задание жительницы города, направленное на определение склонения существительных. Особенность в том, что задание девочка передала учителю (т. е. слова на слайдах не демонстрируются). Одному из путешественников с
помощью жестов необходимо показать существительное, остальные должны угадать слово, зная только его склонение. Данное задание больше всего понравилось детям: было много желающих выйти к доске, а остальные ученики с интересом отгадывали.

Далее участники игры отправляются в город «Числовой», в котором выполняют задания по темам «Имена существительные, которые имеют форму только множественного числа», «Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа», «Множественное число имен существительных». Среди предложенных картинок надо найти лишнюю и объяснить свой выбор (изображены предметы, следует подобрать их названия – имена существительные). Были картинки, названия предметов на которых имеют форму только множественного и/или только единственного числа, а также имеющих форму обоих чисел. Другое задание заключалось в исправлении ошибок в образовании форм числа имен существительных.

Следующий город – «Падежный». Соответственно, здесь ученики выполняют задания на тему «Падеж имен существительных», суть его в том, чтобы вернуть в предложения предлоги и буквы в окончаниях некоторых и существительных, определив их падеж, и объяснить правильность выполнения жительницам города – Маше и Даше.

В городе «Шипящий» житель предлагает учащимся игру, суть которой в том, чтобы назвать предложенное явление одним словом – именем существительным в творительном падеже и объяснить написание «О», «Е» или «Ё» в окончании. Так происходит закрепление соответствующих орфограмм.

Последнее задание предложено жительницей города «Разборкино» Ирой и ее песиком Баклажаном. Задача – выполнить морфологический разбор существительного, которое зашифровано в виде выполненного Ирой рисунка (на слайде появляется яблоко).

Так проводилось закрепление тем раздела «Имя существительное» в форме игры, урок в жанре путешествия. Детям были интересны не только задания, но и имена героев, различные картинки, на которых изображены города, их жители, разнообразные предметы.

Анализ учебного занятия позволил осознать некоторые просчеты и наметить перспективы. Во-первых, недостаточный уровень сложности языкового материала, что, с одной стороны, обосновано задачей формирования у пятиклассников уверенности в собственных силах, создания для них ситуации успеха, с другой, – недостаточно способствует развитию лингвистической компетенции. Во-вторых, сама тема предполагает проведение урока обобщения и систематизации [2, с. 56-58], а не закрепления, тем более что орфографические задания ограничены одним правилом. Кроме того, задания, хоть и вызывали живой отклик учащихся, были по характеру мыслительной деятельности довольно однотипны (обнаружение языкового явления, подбор примеров, характеристика изучаемого явления). Целесообразно дополнить их упражнениями на замену и преобразование языковых единиц, заданиями на употребление имен существительных в речи (создание текста), таким образом обеспечив функционально-стилистический аспект изучения русского языка и более высокий уровень сложности [2, с. 78, 80-81].

Данный опыт подтвердил, что сюжетный урок русского языка, опора на игровые технологии, загадывание / «изображение» слов, ребусы и проч. активизируют учебную деятельность обучающихся, не занимают много времени, стимулируют лучшее запоминание материала за счет включения разных анализаторов и обращения к разным типам интеллекта (демонстрации, картинки, ассоциации), тем самым обеспечивают полимодальность обучения и целостность учебного занятия [3, с. 56-59; 4, с. 53-58].

Подобные уроки формируют интерес обучающихся к изучению языка, помогают школьникам оказаться в ситуации успеха, создают психологическую безопасность за счет игрового компонента.

Библиографический список:

1 Баев П. М. Играем на уроках русского языка: пособие для преподавателей зарубежных школ. – М.: Русский язык, 1989 – 88 с.

2 Зайдман И. Н. Ефремова О.А. Как научить всех и каждого: учебно-познавательная деятельность на основе индивидуализации и дифференциации: практико-ориентированная монография. – Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2014 –352 с.

3 Зайдман И.Н. Подход к системе уроков как к речевому произведению // Культура речи в разных сферах общения. Тезисы докладов Всероссийской конференции. Челябинск: ЧГПИ, 1992 – С. 177-178.

4 Зайдман И.Н. Полимодальное интегративное учебное занятие по русскому языку // Вестник педагогических инноваций. – 2020 – №3(59). – 2020 – С. 51-59.

5 Зайдман И.Н. Полимодальное учебное занятие по русскому языку: изучение грамматики // Безопасность человека в экстремальных климато-экологических и социальных условиях / под научн. ред. М. Г. Чухровой. –Новосибирск: Изд-во АНО ДПО «СИПППИСР», 2020 – С. 53-60.

6 Уминова Н. В. Игровые технологии на уроках литературы в старших классах // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. 2016 – № 3 (37). – С. 31-34. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https :// cyberleninka . ru / article / n / igrovye - tehnologii - na -urokah - literatury - v - starshih - klassah / viewer (дата обращения 14.04.2021).
Made on
Tilda