«Роль музыкального воспитания в процессе формирования у детей дошкольного возраста экологической культуры в свете требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
В статье рассмотрены современные подходы к проблеме знакомства дошкольников с основами экологической культуры на музыкальных занятиях. Автор предлагает свою систему экологического воспитания детей в условиях детского сада посредством музыкальных произведений.
Ключевые слова: федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, музыкальное воспитание, экологическая культура, природа, музыкальные произведения.
Одним из центральных средств экологического воспитания дошкольников в рамках образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» является музыкальная деятельность. Влияние музыки на формирование у ребёнка экологической культуры очень велико, т. к. музыка – «язык чувств». Она волнует, создаёт определённое настроение, заставляет думать, поэтому она способна воздействовать на всестороннее развитие ребёнка, побуждать к нравственно-эстетическим переживаниям, вести к преобразованию окружающего мира.
Путём звукоподражания музыка способна выражать конкретные явления окружающей действительности: плеск волн, шум ветра, плеск ручейка, пение птиц. Она исполняет роль того ключа, который открывает малышу мир, расширяя границы интеллекта и чувства.
Аксиомой в современной науке является тот факт, что для сохранения себя, как личности, человеку необходимо сохранить природу. К сожалению, современная действительность говорит о невысоком уровне экологического сознания и экологической культуры современного общества. Несомненно, что это главное противоречие, встречающееся в массовой практике. Вместе с тем, практика показывает, что, если родители любят природу и тесно взаимодействуют с ней, то и их ребёнок с первых лет жизни, активно включается в подобное взаимодействие и становится субъектом в знакомстве с экологической культурой. Именно поэтому ему будет близко музыкально-поэтическое творчество, а главное – он будет активно фантазировать и импровизировать, чего так не хватает современным дошкольникам [4].
Основной формой организации музыкальной деятельности являются занятия, в которых осуществляется обучение детей, развитие их способностей, воспитание качеств личности, формирование основ музыкальной и общей культуры.
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в процессе художественно-эстетического развития педагогу необходимо:
- развивать предпосылки ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального и изобразительного), мира природы;
- формировать элементарные представления о видах искусства;
- воспринимать музыку;
-стимулировать сопереживание персонажам произведений.
Для выполнения этих задач музыкальный руководитель должен помогать детям в процессе слушания музыкальных произведений представлять картины природы, слышать звукоподражание голосам птиц, чувствовать настроение природы таким, каким выразил его композитор в своей музыке.
Все величайшие композиторы прошлого и настоящего уделяли в своих произведениях большое внимание именно природе. Нам известны музыкальные циклы «Времена года» П. И. Чайковского, А. Вивальди и А. К. Глазунова [1]. В них композиторы с помощью музыкальных средств рисуют яркие, красочные и поэтичные явления природы.
В своих произведениях французский композитор Камиль Сен-Санс ярко и красочно передал образы животных, насекомых (цикл «Карнавал животных»). Использование данного произведения на музыкальных занятиях с детьми старшего дошкольного возраста позволяет утверждать, что в процессе прослушивания данного цикла дети точно узнают образ животного или насекомого, которого нарисовал нам композитор своей музыкой.
Практически все дошкольники после прослушивания делают самостоятельный вывод о том, что герой, пришедший на карнавал, слон, потому что музыка была низкая, он танцевал вальс, т. е. на данном материале можно повторить сразу и музыкальные «три кита», и средства музыкальной выразительности (динамика, регистр).
Процесс прослушивания музыкальных произведений целесообразно сопровождать рассматривание иллюстраций, картин и слайдов. Тщательно подобранная педагогом музыка помогает детям в игре попытаться представить себя то диким и свирепым львом то красивым нежным цветком, пчелой, зайцем, медведем. Необходимо помнить, что основная задача восприятия музыки заключается в раскрытии изобразительных и выразительных возможностей музыки и музыкальных инструментов, объяснение того, как, используя только музыкальные средства можно отразить различные природные явления, передать настроение, созвучное картине природы: любование красотой утра, заворожённость ею («Утро» Э. Грига из сюиты «Пер Гюнт»); тревогу и смятение («Зимнее утро» П. И. Чайковского); могущество и силу («Море» Н. А. Римского-Корсакова); чистоту, нежность, беззащитность («Подснежник» П. И. Чайковского из цикла «Времена года», «Лебедь» К. Сен-Санса); образы животных, насекомых, птиц («Карнавал животных» К. Сен-Санс, «Петя и волк» С. Прокофьев, «Полёт шмеля» Н. Римский-Корсаков) и т.д.
С самых первых дней жизни малыш слышит пение матери, которая напевает ему колыбельную. Потом в его жизнь входят первые песни-потешки на основе которых он учится разговаривать. Когда ребенок приходит в детский сад, то именно песня помогает ему не только понять окружающую действительность, но и многое узнать о прошлом и будущем. Песня может убедить дошкольника порой сильнее, чем полученная другим путём информация. Исполнение песни, воздействия на слушателя слиянием музыки и слова. Позволяет не только выразить свои чувства, но и вызвать у других эмоциональный отклик, сочувствие, понимание.
Уже в младшей группе дети воспринимают образы животных в игрушках, и взрослые, обыгрывая их, напевают потешки, песенки-прибаутки, считалочки, песенки-небылицы, от взрослых дети узнают про «Кисоньку-Мурысоньку», «Курочку-Рябушку», про котика, который качает люлечку, про несчастного и всеми обиженного заиньку. Очень нравятся детям песенки про «Петушка- золотого гребешка», про всяких птичек-невеличек, про лошадку и гусей, а детям постарше – про крокодила, который кричит разными голосами животных, то кошки, то собаки, то коровы.
В процессе знакомства с животными через музыку у дошкольников появляется любовь и к растительному миру. В процессе пения песен о России, о красоте земли-матушки, о листочках, которые падают с деревьев, о голубом небе и ярком солнышке дети не могут остаться равнодушными и естественно проносят через свою душу отношение к окружающему их миру.
Дети подражают в песенках крику и пению животных. Из дидактических музыкальных игр они узнают, что кошка – это мама котят, а курочка – мама цыплят, как нельзя обижать своих мам, так и нельзя обижать животных. Подрастая, дети начинают понимать, что все животные - хорошие, добрые, что они живые, их нельзя обижать, к ним надо относиться бережно. У детей возникает желание защищать животных и птиц, помогать им.
Важным в контексте данного опыта является взаимодействие музыкального руководителя с воспитателями и другими специалистами детского сада через проведение тематических праздников, музыкальных спектаклей и развлечений.
На развлечениях целесообразно вместе с детьми часто отправиться на прогулку в лес, где дети могут не только слушать, но и исполнять песни о том, как красив наш край, о солнце, о листве – обо всём, что их окружает.
Несомненно, что воспитание через музыку – это воспитание на чувственном уровне, это возможность достучаться до души и сердца каждого, пока ещё маленького гражданина, который вырастет и в его руках окажется огромная ответственность перед будущим поколение.
Музыка учит ребенка любить, ценить, сострадать, сопереживать и сочувствовать. Именно поэтому экологическое воспитание дошкольников через музыку – это более успешное и продуктивное воспитание.
В дошкольном возрасте дети остро чувствуют прекрасное и тянутся к нему. В процессе систематической работы они приобретают умение слушать музыку, запоминать и узнавать ее, начинают радоваться ей. Они проникают содержанием музыкального произведения и красотой его образов. Именно через музыкальные образы ребенок познаёт прекрасное в окружающей действительности и в природе.
Наибольший интерес у детей вызывают такие музыкально-дидактические игры, как: «Прогулка» (цель: развивать умение отбивать ритмический рисунок), «Мини-рассказы» (цель: помогать детям создавать песенные импровизации, соответствующие настроению и характеру действий персонажей; развивать внимание дошкольников), «Мажор и минор» 9цель 6 развивать художественно-ассоциативное мышление, закреплять представление о мажоре и миноре) и др. [2].
Следует отметить, что каждый музыкальный руководитель может добавить в уже разработанные и описанные в литературе игры что-то своё, индивидуальное.
Так, например, учитывая, что в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования между участниками образовательного процесса должны быть налажены субъект – субъектные взаимоотношения, проводится деление дошкольников на команды для организации групповых игр на музыкальных занятиях следующими способами [3, с. 25]: счёт на первый, второй, третий (образуется команда первых, вторых, третьих); использование считалок и скороговорок; найди команду по геометрической фигуре; найди общее (например, используются карточки с домашними и дикими животными); найди команду по цвету; найди свой рисунок и др. Главное условие: дети делятся на команды самостоятельно, а не на основе распоряжения взрослого. Это и есть основа субъект - субъектных взаимоотношений, т. е. взаимодействие, основанное на равноправии и активном участии в общении.
Таким образом, можно констатировать, что знакомство дошкольников с природой на музыкальных занятиях не только соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, но и формирует у них основы экологической и музыкальной культуры, а также такие качества, как сострадание, сотворчество, доброжелательность, внимание, память, умение работать в команде и др. А главное – каждое занятие приносит радость не только детям, но и взрослым, которые работают вместе с ними.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Вивальди А. Времена года. – URL://www/maykapar.ru/articles/vremena. shtml (дата обращения: 25.02.2016).
2. Календарные мероприятия в ДОО: конспекты занятий, тематические викторины, игры для детей 5-7 лет/авт.-сост. Ю. В. Вакуленко. – Волгоград: Учитель, 2015. – 222 с.
3. Пастюк О. В. Равноправные взаимоотношения детей и педагогов как основа развития современного детского сада// Детский сад от А до Я. – 2013. - № 2. – с.21-32.
4. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду : занятия, игры, упражнения /сост. О. Н. Арсеневская. – Волгоград: Учитель, 2013. – 204 с.