Статьи

Патриотическое воспитание на уроках истории. Автор: Замалтдинова Румия Рифхатовна

Муниципальное Общеобразовательное Учреждение


«Средняя школа №119»


Авиастроительного района г. Казань


Республика Татарстан




Патриотическое воспитание на урока истории




Автор статьи:


Учитель истории и обществознания


Замалтдинова Р. Р.


МБОУ «СОШ №119»


г.Казань


Казань 2023 г.





В России, как и во многих других странах, существует разнообразие взглядов на понятие "патриотическое воспитание". Эти взгляды могут быть оформлены разными общественными группами, индивидуальными лицами и в зависимости от политической обстановки. Государство в России активно поддерживает и регулирует патриотическое воспитание. Это включает в себя обучение гражданства, российской истории, культуры и языка в школах.

Государственные праздники и мероприятия, такие как День Победы, День народного единства и День России, также служат платформой для патриотической пропаганды и воспитания. В России существует укрепление внимания к военно-патриотическому воспитанию, особенно среди молодежи. Деятельность в молодежных военных организациях, военных патриотических лагерях и военно-патриотических клубах способствует формированию чувства обязанности перед родиной и уважения к армии. Некоторые группы и индивидуальные лица в России подчеркивают важность сохранения и продвижения русской культуры, традиций и истории. Они видят в этом способ укрепления патриотизма и национальной идентичности. Некоторые люди в России критически настроены по отношению к государственной политике в области патриотического воспитания. Они могут считать, что она может быть использована для политической манипуляции или формирования единственно верного мнения. В современной России также существует акцент на международную патриотичность, где патриотизм расширяется на понимание роли России в мировом контексте и важность укрепления позиций страны на мировой арене. Эти точки зрения на патриотическое воспитание могут сосуществовать и переплетаться в разных аспектах общества и культурных сферах России.

Патриотическое воспитание на уроках истории играет важную роль в формировании гражданской и национальной идентичности учащихся. История является неотъемлемой частью культурного наследия каждой нации, и через изучение прошлого мы не только понимаем корни современных событий, но и формируем свое отношение к ним. Ведь как сказал русский писатель Валентин Пикуль: «Человек, не знающий истории, как трава без почвы, без корней. Отсутствие исторических знаний оставляет народ без умного руководства. Любовь к истории Родины — это любовь к самой Родине! Враги русской истории — это враги русского народа! История — это всегда прошлое. Но в том-то и суть ее, что изучается она всегда в будущем».

Патриотическое воспитание на уроках истории позволяет учащимся увидеть исторические достижения и трагедии своей страны, развивать чувство гордости за свою нацию и готовность беречь ее интересы и ценности. В данном введении мы рассмотрим важность интеграции патриотического компонента в учебный процесс по истории, а также рассмотрим методы и задачи, стоящие перед педагогами при формировании патриотизма у молодого поколения через изучение истории.

Интеграция патриотического компонента в учебный процесс по истории имеет неоспоримую важность с точки зрения формирования гражданской и национальной идентичности учащихся и их активного участия в жизни общества.

Важность данного компонента состоит в том, что происходит формирование гражданской ответственности. Патриотическое воспитание на уроках истории позволяет учащимся осознать, что они часть своей нации и несут ответственность за ее судьбу. Знание исторических событий и роли своей страны в них способствует развитию чувства гражданской ответственности. У учащихся формируется гордость за свою культуру и достижения. Изучение истории своей страны помогает учащимся увидеть богатство культурного наследия, традиций и достижений. Это способствует формированию гордости за свою культуру и национальную идентичность. На уроках истории происходит понимание ценности мира и стабильности. Через анализ исторических конфликтов и войн учащиеся могут осознать, как важно сохранять мир и стабильность в мире. Это может способствовать формированию у них миролюбивых ценностей. Учитель истории развивает у своих учеников аналитические и критические навыки. Изучение истории требует анализа и интерпретации источников, а также критического мышления. Эти навыки являются важными для формирования граждан активной позиции. Актуальные проблемы современного мира обязательно затрагиваются на уроках. Изучение истории позволяет учащимся понимать корни современных социальных, политических и экономических проблем. Это помогает им более глубоко анализировать текущие события и участвовать в общественной жизни.

Формирование патриотизма у молодого поколения через изучение истории требует использования разнообразных методов и учета определенных задач. Учителя истории на своих уроках пользуются методом исторического рассказа и повествования. Педагоги могут использовать живые исторические рассказы и повествование, чтобы сделать уроки более увлекательными и увлекательными для учащихся. Это позволяет им легче вживаться в события и узнавать о них изнутри. Учитель может рассказывать о великих личностях российской истории, таких как Петр I, Екатерина II, Александр Пушкин и многие другие. Эти исторические фигуры служат примером гордости за национальные достижения и вклад в развитие страны. Уроки истории могут включать рассмотрение важных военных событий, таких как Победа в Великой Отечественной войне. Анализ этих событий помогает учащимся почувствовать глубокое уважение к жертвам и героизму своих соотечественников.

На уроках истории учащиеся могут изучать исторические документы, письма, артефакты и другие источники, чтобы понять, какие события произошли в прошлом и как они повлияли на их нацию. Анализ первоисточников, таких как дневники, письма и хроники, позволяет учащимся лучше понять жизнь и обстоятельства прошлых эпох. Анализ источников развивает аналитические навыки. Задания, связанные с исследованиями и проектами, позволяют учащимся более глубоко погрузиться в исторические темы и события. Они могут создавать презентации, писать эссе или проводить исследовательские проекты. Учащиеся могут работать в группах над проектами, которые связаны с историей России, например, создавать макеты и презентации о исторических событиях или личностях. Организация экскурсий в исторические места и музеи может быть очень эффективным методом. Учащиеся могут увидеть исторические артефакты и места, которые связаны с их нацией. Экскурсии к историческим памятникам, музеям и памятным местам могут помочь учащимся вжиться в историческую атмосферу и лучше понять национальное наследие России. Учащиеся могут быть приглашены к участию в мероприятиях, связанных с праздниками и памятными датами России, такими как День Победы, День народного единства и другие. Учитель может организовать дискуссии и дебаты на уроках истории, где учащиеся могут выражать свои точки зрения на исторические события и их значение для России.

Какие задачи должен ставить перед собой учитель истории? Одной из ключевых задач является вызов интереса учащихся к изучению истории. Интерес - это первый шаг к формированию патриотических чувств. Педагоги должны учить учащихся анализу источников и критическому мышлению, чтобы они могли различать факты от мифов и легче понимать прошлое. Важно помочь учащимся понять, что история не всегда однозначна, и что в ней есть много точек зрения и интерпретаций. Это помогает развивать толерантность к разнообразию мнений. Учащимся нужно объяснить, как исторические события могут влиять на современные общественные вопросы и ценности, и как их действия могут повлиять на будущее страны.

С использованием этих методов и достижением этих задач педагоги могут способствовать формированию патриотизма у молодого поколения через изучение истории. Это важная работа, которая помогает учащимся лучше понимать свою нацию и принимать активное участие в ее развитии.

Итак, интеграция патриотического компонента в учебный процесс по истории способствует формированию граждан, готовых активно участвовать в жизни своей страны, ценящих ее культурное наследие и бережно относящихся к ее будущему. Это важный элемент образования, который способствует созданию патриотичного и сознательного гражданского общества. Как сказал советский историк-медиевист Дмитрий Лихачёв: «Мне кажется, что тот, кто не интересуется историей, прошлым, обедняет свое настоящее. Дело каждого культурного человека уметь извлечь из прошлого то, что необходимо для настоящего и будущего: не только сохранять память прошлого, но создать «обратные токи времени»[1].

Список использованной литературы

1. Лихачев Д.С. Раздумья. М.: Детская литература, 1991. – 318 с.

2. Пикуль В.С. Избранные произведения. Исторические миниатюры. Стихи. Рецензии. Интервью. Мысли. Записи. – М.: Колокол-Пресс, 1998. – 432 с.

[1] Лихачев Д.С. Раздумья. М.: Детская литература, 1991. – С. 25
Made on
Tilda