Хватова Мария Александровна
преподаватель английского языка
МБУ Кадетская школа №55 г.Тольятти
ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ У МЛАДШИХ ПОДРОСТКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
Аннотация. В современном обществе огромное значение придается помощи детям и подросткам, столкнувшимся с различными отклонениями в своем развитии. В этой категории особо выделяется значительная группа детей и подростков, имеющих задержку психического развития (ЗПР). Термин «задержка психического развития» в отечественной педагогике считается психолого-педагогическим и подразумевает под собой замедленное развитие интеллектуальной сферы ребенка. В данном возрастном периоде общение со сверстниками имеет большое значение, тем не менее, в межличностных отношениях подростков с ЗПР отмечается ряд проблем, связанных с отвержением и исключением подобных детей из группы сверстников, низкой социальной компетентностью и недостаточной поддержкой со стороны окружающих. Именно поэтому особенно важно создавать условия для успешного включения данной категории подростков в общение с другими детьми, что позволит им развивать навыки социализации, укреплять эмоциональное и психическое благополучие, а также повысить успеваемость и общую адаптацию в образовательной среде. Воздействовать на имеющиеся нарушения задержки психического развития с целью их эффективной коррекции можно только при создании необходимых специальных образовательных условий.
Ключевые слова: дети с задержкой психического развития, младший подростковый возраст, межличностное общение, общение со сверстниками, педагогические условия, коррекция.
Хватова Мария Александровна
преподаватель английского языка
МБУ Кадетская школа №55 г.Тольятти
FEATURES OF INTERPERSONAL RELATIONSHIPS IN YOUNGER ADOLESCENTS WITH MENTAL RETARDATION
Annotation. In modern society, great importance is attached to helping children and adolescents who are faced with various deviations in their development. In this category, a significant group of children and adolescents with mental retardation (PSD) stands out. The term "mental retardation" in Russian pedagogy is considered psychological and pedagogical and implies a delayed development of the intellectual sphere of the child. In this age period, communication with peers is of great importance, however, in the interpersonal relationships of adolescents with ASD, there are a number of problems associated with the rejection and exclusion of such children from the peer group, low social competence and insufficient support from others. That is why it is especially important to create conditions for the successful inclusion of this category of adolescents in communication with other children, which will allow them to develop socialization skills, strengthen emotional and mental well-being, as well as improve academic performance and overall adaptation in an educational environment. It is possible to influence the existing disorders of mental retardation in order to effectively correct them only if the necessary special educational conditions are created.
Keywords: children with mental retardation, younger adolescence, interpersonal communication, communication with peers, pedagogical conditions, correction.
Человек является существом социальным и самого рождения включается в общение и социальное взаимодействие с окружающими людьми. Межличностные отношения, в том или ином виде, являются основной тканью человеческого взаимодействия. На всех этапах возрастного развития качество межличностных отношений может влиять на психическое здоровье личности. Одним из значимых этапов трансформации и установления значимых межличностных отношений для формирующейся личности становится подростковый возраст.
Согласно исследованиям А.В. Четверковой: «подростковый возраст – это период от 11 до 17 лет, который характеризуется психофизиологическим особенностями перестройки организма, определяющие физиологическую и психологическую адаптацию, эффективность познавательной деятельности детей именно этого возраста» [7].
Особенностью подросткового возраста является переориентация общения с родителей, учителей на ровесников. В этот возрастной период происходит усиленное усвоение социальных ценностей, формирование жизненных позиций, формируются нравственные качества личности, которые необходимы в дальнейшем для самостоятельной жизни. Межличностное общение (в данном случае со сверстниками) является ведущей деятельностью подростков. Здесь происходит «сознательное экспериментирование с собственными отношениями с другими людьми (поиски друзей, выяснение отношений, конфликты и примирения, смена компаний) выделяются в относительно самостоятельную область жизни» [5].
В своей работе А.В. Жукова подчеркивает, что один из основных мотивов общения подростков со сверстниками – стремление принадлежать к группе и находить свое место в ней. Подростки хотят быть принятыми и признанными другими участниками коллектива, а также желают получить признание своей личности и внести свой вклад в общие дела. Их мотивация базируется на желании ощущать себя значимыми и ценными для других. Одновременно с этим, подростки также стремятся к некоторой степени автономии и независимости. Они хотят принимать собственные решения, делать выборы и осуществлять свои идеи. Это проявляется в их стремлении занять определенную позицию в группе сверстников, быть лидерами или наоборот, оставаться вне иерархии коллектива. Взаимоотношения подростков друг с другом строятся на основе «кодекса товарищества». В этом кодексе заключены нормы взаимопонимания, взаимопомощи, взаимоуважения и поддержки. Этот кодекс обеспечивает подросткам чувство принадлежности к группе, безопасность и поддержку в сложных ситуациях. Таким образом, общение подростков со сверстниками отражает динамику их мотивов и взаимоотношений. В процессе этого общения они стремятся стать частью группы, занять определенную позицию, получить автономию и признание ценности своей личности. Взаимодействие основано на нормах и ценностях «кодекса товарищества», что способствует созданию положительной атмосферы и развитию дружеских отношений [2].
Задержка психического развития – это аномалия, в результате которой у детей происходит замедление темпов развития психических процессов, а также имеется недоразвитость эмоционально-волевой сферы. Данные нарушения у подростков с имеющейся патологией могут быть скорректированы только при специально созданных образовательных условиях. Среди нарушений ЗПР выделяют слабый уровень познавательных процессов (мышление, память, речь, внимание). Подростки с ЗПР не могут контролировать свое поведение, испытывают сложности по учебе в школе, у них плохая контролируемость эмоций.
Психологи отмечают, что существуют также и характерные особенности, которые обуславливают своеобразие межличностных отношений подростков с ЗПР. Для них характерна слабость волевых процессов, эмоциональную неустойчивость, импульсивность либо вялость и апатичность (Л.В. Кузнецова). У.В. Ульяненкова провела исследование, где выявила уровни развития общей способности к учению у подростков с ЗПР и их связь с интеллектуальным развитием. Результаты показали, что эти уровни отражают индивидуальные отличия в эмоционально-волевой сфере данных подростков. У подростков с ЗПР отмечается проявление синдромов гиперактивности, импульсивности, а также повышение уровня тревоги и агрессии (М.С. Певзнер). Но, несмотря на разнообразие этиологий, подростки, страдающие от задержки психического развития, демонстрируют схожие характеристики. У них наблюдается недостаточное формирование и незрелость эмоциональной сферы, ограниченный словарный запас, ухудшенная работоспособность из-за проблем в нервной системе, слабое физическое развитие и признаки дислексии [1].
Эмоциональная сфера подростков с задержкой психического развития неустойчива и изменчива, они инфантильны, бывают редкие перепады настроения, такие подростки не проявляют инициативность, легко внушаемы и безвольны как личность. Иногда они ведут себя неадекватно, бывают агрессивны, могут быть чем-то слишком обеспокоены, конфликтны и встревожены. Подростки с ЗПР не пытаются взаимодействовать со сверстниками, часто необщительны и не коммуникабельны [6].
На интеграцию в среду сверстников влияет пол, возраст и нарушение подростка. Известно, что труднее проходит интеграция у детей с патологией более старших возрастов. В гендерном плане тоже есть отличия, например, мальчики менее позитивно относятся к интеграции, чем девочки. На интеграцию подростков с ЗПР влияет и тип нарушений, при этом имеются отличия этого влияния в период дошкольного возраста и школьного. Например, когда ребенка с ЗПР интегрируют в дошкольную группу сверстников, его недостатки в двигательной сфере имеют более важное отрицательное значение, чем интеллектуальные, а в среду школьников наоборот, дети и подростки с интеллектуальными недостатками интегрируются тяжелее, чем с двигательными [4].
Подросткам с задержкой психического развития необходимо создать такие специальные коррекционно-развивающие условия, в которых им будет комфортно общаться, воспитываться и обучаться. Для этого необходимо проводить специальные коррекционные психологические и социально-педагогические мероприятия, такие как тренинги по развитию навыков общения, создание инклюзивных групп, участие в групповых проектах и т.д. Такие меры позволят сформировать у подростков позитивное отношение к общению и помогут им стать полноценными участниками социума [3].
В отличие от здоровых сверстников, подросткам с задержкой психического развития, в силу своего дефекта, требуется больше индивидуальных учебно-воспитательных занятий. Отставание и проблемы в социальной адаптации и коммуникации являются причиной того, что в будущем подросток с ЗПР не сможет самостоятельно принимать решения, отвечать за свои поступки и не сформируется как личность в целом. Во избежание подобных проблем ребенка необходимо обучать самостоятельно мыслить, развивать его интеллектуальную деятельность и формировать умственные способности, это позволит в дальнейшем легче социализироваться в обществе.
Таким образом, можно сделать вывод, что межличностные отношения с в подростковом возрасте выступают важным детерминирующим фактором развития. От степени благополучия межличностных отношений будет зависеть, насколько добрым, отзывчивым и способным к соблюдению нравственных норм и законов будет подросток с задержкой психического развития, который в силу не зависящих от него обстоятельств оказался менее способным, общительным и смышленым, чем его сверстники. В целом специфика коррекционного воздействия на межличностное общение подростков с ЗПР должна учитывать сниженную познавательную активность, специфику умственной деятельности и личностные особенности, которые препятствуют их благоприятной социализации, становлению личности. Чтобы подростку с ЗПР проще было усваивать умения и навыки, взаимодействовать со сверстниками, необходимо совершенствовать эмоционально-волевую сферу. Стоит добавить, что чем раньше начнется своевременная коррекция нарушений ребенка с ЗПР, тем больше у него будет возможности благоприятно влиться в среду здоровых сверстников.
Список литературы
1. Жукова, А. В. Особенности поведения подростков в межличностных конфликтах со сверстниками //Научные труды молодых учёных. – 2020. – С. 115-117.
2. Жулина, Г. Н. Взаимосвязь стратегии поведения в конфликте и типа личностной направленности подростков //Непрерывное образование в России: состояние и перспективы. – 2019. – С. 41-48.
3. Ибахаджиева, Л.А. Специфика работы и сопровождения подростков с ЗПР с девиантным поведением // Скиф. 2020. №9 (49). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/spetsifika-raboty-i-soprovozhdeniya-podrostkov-s-zpr-s-deviantnym-povedeniem
4. Кошелева, Н.А. Комплексный подход к оценке развития детей с задержкой психического развития в процессе организации их психолого-педагогического сопровождения // Вестник современных исследований. – 2019. – №1 (28). – С. 89-92.
5. Новикова Е.Ю. Психолого-педагогические характеристики и особенности детей с ЗПР / Е.Ю. Новикова, М.П. Григорюк // Теоретико-методологические и практические проблемы развития психологии и педагогики: сб. ст. по итогам Международной научно-практической конференции. – Уфа, – 2018. – С.110-112.
6. Свечникова, Н. С., Калинина, А. А. Особенности межличностных отношений детей с задержкой психического развития младшего школьного возраста // Наука, техника и образование. – 2018. –№3 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-mezhlichnostnyh-otnosheniy-detey-s-zaderzhkoy-psihicheskogo-razvitiya-mladshego-shkolnogo-vozrasta
7. Четверткова, А. В. Качества личности современного подростка. Психологический портрет // Человек в мире культуры. – 2016. – №. 2. – С. 35-37.