Статьи

Использование элементов этнофитнеса на уроках якутского языка в качестве физкультминутки. Автор: Неустроева Изольда Ивановна

Использование элементов этнофитнеса на уроках якутского языка в качестве физкультминутки РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

НА ЗАНЯТИЯХ ПО ЭТНОФИТНЕСУ



ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. В время развития высоких технологий, гаджетов и компьютерных игр физическая активность ребенка уменьшается с каждым днем. Все больше времени дети проводят свой досуг не во дворе или на спортивной площадке, а в виртуальном мире. Отсутствие физических нагрузок и сидячий образ жизни негативно влияют на растущий организм, приводят к нарушению сна, внешнего вида и здоровья в целом. Восполнить ежедневную потребность в движениях и поддержать детский организм в порядке помогут спортивные занятия. Чтобы ребенок вырос здоровым и жизнерадостным, организованным и дисциплинированным, ему просто необходим спорт.

Цель исследования: теоретически обосновать и доказать эффективность занятий по этнофитнесу на развитии физических во время перемены.

Задачи исследования:

- раскрыть особенности развития физических качеств младших школьников;

- разработать программу и содержание занятий по этнофитнесу для детей младшего школьного возраста с целью развития физических качеств;

- провести педагогический эксперимент по развитию физических качеств младших школьников.

Методы исследования:

- анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования;

- наблюдение;

- тестирование;

- педагогический эксперимент.

Практическая работа проводилась на базе МАНОУ СОШ № 39 Г.Якутска . В исследовании участие приняли 20 учащихся 3 и 4 классов, из них 10 детей составили экспериментальную группу и 10 детей контрольную группу.

Исследование состояло из трех этапов.

Констатирующий этап: определение уровня развития физических качеств младших школьников.

Формирующий этап: разработка и проведение занятий по этнофитнесу.

Контрольный этап: определение эффективности проведенной работы.

С целью выявления уровня развития физических качеств учащихся использовали следующие методики: беседа, диагностика уровня физических качеств: сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость по методике Е.Н. Степанович, Теппинг тестирование по методике Е.П. Ильина (приложение 4).

Методика 1. Беседа – метод исследования, организуемый с целью выяснения индивидуальных особенностей, мотивационной и эмоциональной сфер знаний, знаний, убеждений, интересов. С помощью данной методики мы выявили уровень знаний респондентов о танце в целом.

Беседа состояло из следующих вопросов, которые мы составили сами:

1. Что такое танец?

2. Тебе нравится танцевать?

Ответы: да, нет, не очень (выбери ответ и обоснуй его)

3. Какому танцу ты бы хотел научиться?

Ответы: современный стиль, народные танцы (выбери ответ и обоснуй его)

4. Как ты думаешь, какие качества у человека развивает танец?

Ответы: сила, выносливость, ловкость, гибкость тела, быстрота (выбери ответ и обоснуй его).

Таблица 2.1.1.

Итог беседы экспериментальной и контрольной группы

Вопросы Экспериментальная группа Контрольная группа

Что такое танец? Большинство ответили положительно. Процент ответов составляет 100% Большинство ответили положительно. Процент ответов составляет 100%

Тебе нравится танцевать? Из ответов получен результат:

Да – 4 (40%)

Нет – 1 (10%)

Не очень – 5 (50%) Из ответов получен результат:

Да – 6 (60%)

Нет – 0 (0%)

Не очень – 4 (40%)

Какой танец ты хотел бы выполнить? Современный – 9 (90%)

Народный – 1 (10%) Современный – 5 (50%)

Народный – 5 (50%)

Как думаешь, какие качества у человека развивает танец? Сила-1

Выносливость-1

Ловкость-1

Гибкость тела-3

Быстрота-4 Сила-

Выносливость-1

Ловкость-2

Гибкость тела-8

Быстрота- 2



Низким уровнем обладают респонденты, которые не имеют представления о танце, не ответили на некоторые вопросы.

Средний уровень знания о танце, если респондент во время беседы проявлял интерес, различает, где современный танец, где народный и на последний вопрос выбрал по одному качеству.

Высокий уровень знания является, если ученик охотно отвечает на вопросы, знает о народных и современных направлениях, знает, какие именно качества будут развиваться, если заниматься танцами.

По итогам беседы, определили уровни знания и интереса о танце в целом. Результаты диагностики уровня знаний представлены в таблице 2.1.2

Таблица 2.1.2

Уровень/группа Экспериментальная Контрольная

Высокий 4 (40 %) 6 (60%)

Средний 5 (50 %) 4 (40%)

Низкий 1 (10%) 0



Процентное соотношение мы можем увидеть на рисунке 2.1.1



Рисунок 2.1.1 Уровни знания о танце по итогам беседы (%)



Таким образом, по итогам беседы определили уровень знания о танце. В экспериментальной группе с высоким уровнем знания выявлено 4 (40%) ученика, 5 (50%) учеников имеют средний уровень, 1 (10%) респондент имеет низкий уровень. В контрольной группе с высоким уровнем 6 (60%) учащихся, со средним уровнем 4 (40%) ученика. Учащихся с низким уровнем нет.

Методика 2. Диагностика уровня физических качеств: сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость по методике Е.Н. Степанович.

Цель методики: изучение уровня физических качеств (сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость) младших школьников.

Каждое физическое качество наблюдается определенным заданием, которое выявляет уровень данного ученика.

Таблица 2.1.3

Критерии оценок диагностики

Сила

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Не соблюдает линию старта, при прыжке не достигает до метра Соблюдает линию старта, не падает при приземлении, прыгает больше метра Соблюдает линию старта, не падает при приземлении, прыгает выше 140м

Быстрота

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

При беге на 30 м, потратил больше 9и сек, не соблюдает линию старта Соблюдает линию старта, не соблюдают линию финиша, при беге на 30 м, время больше 7ми сек Соблюдает линию старта и финиша, при беге на 30 м, время 5 секунд

Ловкость

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Из 10ти подброшенных мячей поймал меньше 5ти Из 10ти подброшенных мячей поймал меньше 7ми Из 10ти подброшенных мячей поймал больше 9ти

Гибкость

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

Наклоняется вниз не полностью, не достает пальцами носков ног, колени сгибает, назад прогибается плохо При наклоне немного сгибает колени, плотно прижимается корпусом к ногам. Наклон назад не большой При наклоне вперёд полностью «складывается» к ногам, колени не сгибает, большой наклон назад

Выносливость

Низкий уровень Средний уровень Высокий уровень

На скакалке за одну минуту меньше 70 На скакалке за одну минуту меньше 80 На скакалке за одну минуту больше 90



Высокий уровень предполагает, что ученик с легкостью может преодолеть 140 м в прыжке в длину, бег 30 метров за 5 секунд, поймать больше 8ми мячей, при наклоне полностью «складывается» к ногам, за одну минуту прыгать на скакалке больше 90 раз.

Средним уровнем обладают ученики, которые при прыжке в длину достигают до одного метра, бег на 30 метров преодолевают за 7 секунд, при проверке ловкости поймали меньше 7ми мячей, при наклоне немного сгибает колени и за одну минуту на скакалке прыгает меньше 80 раз.

К низкому уровню относят учеников, которые не готовы выполнять проверочные упражнения на выявление начального уровня физических качеств.

Результаты диагностики уровня физических качеств: сила, быстрота, ловкость, гибкость, выносливость по методике Е.Н. Степанович представлены на таблице 2.1.4.

Таблица 2.1.4

Уровень/группа Экспериментальная Контрольная

Высокий 3 (30 %) 4 (40%)

Средний 4 (40 %) 5 (50%)

Низкий 3 (30%) 1 (10%)





Одна из главных задач современной школы состоит не только в том, чтобы сформировать у учащихся знания и умения, востребованные в различных областях деятельности, но и пробудить у них личностный мотив к познанию, привить интерес к обучению, сформировать и развить себя со стороны физической культуры.

Поставленные задачи исследования были решены:

- раскрыты особенности развития физических качеств младших школьников;

- разработали программу и содержание занятий по этнофитнесу для детей младшего школьного возраста с целью развития физических качеств;

- провели педагогический эксперимент по развитию физических качеств младших школьников.

Физические качества младшего школьника является важным составляющим в процессе обучения, ведь только в постоянном движении ученик может учиться с интересом, успешно войти в учебный процесс. Проведенное исследование подтверждает, что развитие физических качеств младшего школьного возраста является актуальной, так как спорт играет большую роль в развитии личности ребенка.

Рассмотрев в первой главе теоретические основы физических качеств, особенности развитие физических качеств младших школьников на занятиях по этнофитнесу во внеурочной деятельности, можно сделать следующий вывод:

Физические качества – это сложный комплекс биологических и психологических качеств организма, которые определяют силовые, скоростно-силовые и временные характеристики движений человека.

На развитие физических качеств большое влияние оказывают утомляемость на занятиях и в учебном процессе. Быстрая утомляемость учащихся младшего школьного возраста связана развитием высоких технологий, гаджетов и компьютерных игр, поэтому физическая активность ребенка уменьшается с каждым днем. Отсутствие физических нагрузок и сидячий образ жизни негативно влияют на растущий организм, приводят к нарушению сна, внешнего вида и здоровья в целом. Что касается по преодолению этой проблемы: детям надо больше заниматься спортом не только на уроке физической культуры, но и на дополнительных занятиях. Внеурочная деятельность является благоприятным условием для физических качеств на занятиях по этнофитнесу младших школьников. Занятия по этнофитнесу дается легко любому возрасту, помогает быстро и легко усваивать учебный материал.

Проделанная работа на развитие физических качеств на занятиях по этнофитнесу у детей младшего школьного возраста, дала свои положительные результаты. Полученные данные дают возможность предположить, что у исследуемых детей повысился уровень развитие физических качеств. Улучшение показателей обусловлено занятиями по этнофитнесу во внеурочной деятельности. Систематическое занятие спортом во внеурочной деятельности, направленное на развитие физических качеств, расширяет этническое воспитание младших школьников.

Уникальность этнофитнеса заключается в том, что в отличие от традиционных занятий физкультурой, этнофитнес не просто развивает определенные группы мышц, а увеличивает общую эффективность организма, прорабатывая суставы, связки и сухожилия и только потом мышцы; движения не механически следуют одно за другим, а сплетены в единый танец.

По общим результатам опытно-практической работы видим, что наша гипотеза подтвердилась, цели и задачи достигнуты.

Made on
Tilda