Статьи

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТЕ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Автор: Неведимова Екатерина Юрьевна

Неведимова Е.Ю.


Старший воспитатель,


МАДОУ №48 г. Томска


ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ


В РАБОТЕ ПО СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕТЕЙ


ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.


В наше время у детей недостаточно сформированы представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости. Современные дети живут и развиваются в совершенно иных социокультурных условиях, чем их ровесники 20 лет назад. Занятость родителей, разрыв поколений, , изолированность ребенка в семье, все это негативно отражается на социализации современных детей.

Волонтерская деятельность способствует устранению влияния данных негативных факторов на социализацию дошкольников, а также формированию самостоятельности и инициативы, ранней позитивной социализации детей дошкольного возраста. Такое воздействие волонтерства осуществляется через активные действия, в которых дошкольники могут выступать инициаторами и организаторами позитивных преобразований в своем ближайшем окружении.

В «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025г.» приоритетной задачей Российской Федерации в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества.

Нормативной правовой базой, на которой основана деятельность Добровольческих объединений

и организаций в Российской Федерации:

· Всеобщая декларация прав человека (1948 г.);

· Конвенция о правах ребенка (1989 г.);

· Всеобщая Декларация Добровольцев, принятая на XVI Всемирной конференции Международной ассоциации добровольческих усилий

(Амстердам, январь, 2001 г., Международный Год добровольцев) при поддержке Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций и Международной ассоциации добровольческих усилий IAVE);

· Конституция Российской Федерации (ч. 4 и 5 ст. 13, ч. 2 ст.19, ст. 30);

· Гражданский кодекс Российской Федерации (ст. 117);

· Концепция содействия развитию благотворительной деятельности и добровольчества в Российской Федерации, одобрена распоряжением Правительства Российской Федерации от 30 июля 2009 г. № 1054-р;

· Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 82-ФЗ «Об общественных объединениях»;

· Федеральный закон от 28 июня 1995 г. № 98-ФЗ «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений»;

· Федеральный закон от 11 августа 1995 г. № 135-ФЗ» «О

благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

· Указ Президента России от 6 декабря 2017 года №583 «О проведении в Российской Федерации Года добровольца (волонтёра)»

Волонтёрство пришло в Россию в начале 1990-х годов. В стоящее время волонтерство набирает новые обороты. Оно основывается на молодом поколении, которое способно проявлять инициативу, в сознании которого рождаются мысли о поддержке и помощи тем, кто в этом нуждается. Волонтеры играют важную роль в жизни социума, поскольку в современной жизни имеется довольно большое количество проблем, которые решение которых невозможно без помощи добровольцев.

Основной целью волонтерского движения в нашей стране является формирование духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, которая будет способна к самосовершенствованию, а также гармоничному взаимодействию с другими людьми. Поэтому волонтеры ‒ не просто альтруисты, они осуществляют данную деятельность с целью приобретения определенного опыта, специальных навыков и знаний, а также расширения личных контактов.

С. Б. Костина, Н. А. Кудряшова, В. И. Чижмакова говорят о том, что волонтерское движение базируется на принципах «хочешь почувствовать себя человеком – помоги другому», «сам захотел и сам выбрал, что делать». В связи с этим целью волонтерской деятельности в детском саду является объединение педагогов, родителей и детей дошкольного возраста для организации и реализации различных добровольческих мероприятий. Волонтерство для дошкольников представляет собой бесплатную помощь, в результате которой малыш получает не материальную награду, а «награду» в виде внутреннего удовлетворения.

Таким образом, волонтер – не новое явление в социальной жизни нашего государства. Основная идея волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации – это воспитание человечности, доброты и отзывчивости у детей с помощью социальных и благотворительных акций.

Слово «Волонтер» переводится как «доброволец» или «желающий». Это люди, которые добровольно готовы потратить свои силы и время на пользу обществу или конкретному человеку. .

«Волонтерское движение в детском саду» — это активная форма общения в детской среде — от сверстника к сверстнику, способствующая ранней позитивной социализации ребенка через активную деятельность, где дети выступают инициаторами деятельности, дает возможность помочь малышу раскрепоститься, пойти на общение со сверстниками и детьми старшего возраста, доставить эмоциональную радость.

В основе детского волонтерства лежит принцип взросления. Общаясь и помогая младшим дошколятам, дети - волонтеры ощущают себя взрослыми, у них возникает стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности.

Волонтерская деятельность в дошкольной образовательной организации помогает детям любой возрастной категории ощутить себя «старшими» и «нужными». Рассматриваемая деятельность способствует развитию у волонтеров-дошкольников ощущения «взрослости», на основе чего у них появляется стремление к решению новых, более сложных задач в различных видах деятельности и общении. Дошкольники, принимающие участие в волонтерской деятельности, начинают осознавать свою ответственность, учатся получать внутреннее удовольствие от своей работы, у них повышается самооценка и формируется уверенность в себе.

Задачи волонтерской деятельности в детском саду следующие:

- расширить представления о волонтерском движении у детей;

- дать детям практические навыки участия в волонтерском движении;

- формировать у детей навыки оказания помощи тем, кто в ней нуждается;

- воспитывать у дошкольников самостоятельность, активность, ответственность, доброжелательность;

- способствовать развитию у детей творческой активности и самовыражения лич ности;

- создавать такие условия для развития дошкольников, при которых осуществляет ся передача - различного опыта деятельности и взаимодействия от старших к младшим;

- развивать коммуникативные навыки у детей дошкольного возраста;

- вовлекать родителей в различные виды организованной образовательной деятельности по воспитанию дошкольников в духовном и нравственном направлении;

- идентифицировать уровень социализации воспитанников.

Основными направлениями волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации являются следующие:

· ознакомление детей дошкольного возраста и их родителей с волонтерской деятельностью и ее направлениями реализации;

· акцентирование внимания на важности добра, толерантности, милосердия в современном обществе;

· создание условий по овладению необходимыми социальными категориями, навыками и умениями социальной деятельности посредством включения в волонтерское движение;

· пропаганда волонтерских практик среди детей и родителей;

· формирование социальной активности в различных формах волонтерской деятельности.

Не менее важным для оптимизации формирования у детей навыков инициативы и самостоятельности оснащение предметно-пространственной развивающей среды группы игровым оборудованием и пособиями такими как:

- «Календарь добрых дел»;

- «Центр нравственно-патриотического воспитания дошкольников»;

- картотека игр о дружбе;

- альбом «Наши добрые дела»;

- дидактические и развивающие игры обогащающие социальный опыт дошкольников.

Технология эффективной социализации - волонтёрское движение направлено на: создание оптимальной социальной ситуации развития дошкольника, при которой происходит передача опыта (игрового, познавательного, социального) от старших к младшим и развитие инициативы и самостоятельности в естественной среде.

Волонтерское движение в детском саду при активном участии педагогов, родителей (законных представителей), – это уникальная возможность влиять на формирование и развитие личности ребенка, на развитие его нравственных качеств.

Волонтёрское движение – гарантия того, что дети подготовительной к школе группы, вырастут открытыми, честными, в любую минуту готовыми на бескорыстную помощь ближнему.

Работа по подготовке к волонтерской работе состоит из четырех этапов:

· «Социально-психологическая подготовка волонтёров» (беседы, чтение худ. литературы, просмотр мультфильмов и др.);

· «Формирование волонтёрского движения» (разработка эмблемы, вовлечение детей в движение);

· «Путешествие в мир добрых дел и поступков» (обучение малышей навыкам самообслуживания, игровая деятельность, помощь в режимных моментах и др.);

· «Проведение акций и мероприятий, развитие волонтерского движения».

Важно из воспитанников, выразивших желание участвовать в волонтерском движении, сформировать команду, разработать эмблему, девиз, придумывали эскизы будущей эмблемы. Работы могут быть помещены на стенд в холле дошкольного учреждения.

С педагогами ДОУ изучить опыт работы волонтерских отрядов городов России, провести опрос родителей (законных представителей) о осведомленности волонтерства.

Результатом осуществления работы по данным направлениям становится распространение информации через разнообразные презентационные формы волонтерства: выступление агитбригады дошкольников; распространение литературных источников по таким направлениям социальной деятельности, как защита животных, пропагандированное здорового образа жизни, привлечение к участию в благотворительных акциях и т.д.

Таким образом, участие детей дошкольного возраста в волонтерской деятельности способствует формированию необходимых в этот возрастной период навыков и умений общения, а также готовности к решению различных социальных задач и способности адекватно реагировать на разнообразные жизненные ситуации. Кроме того, у детей дошкольного возраста формируется не просто отрицательное отношение к плохому, но и усваиваются способы социальной активности, которые дают возможность перейти от простого пассивного неодобрения к активным действиям в обществе сверстников.

Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации позволит создать в коллективе атмосферу, стимулирующую эффективность как в целом воспитательных воздействий, так и непосредственно оптимизации процесса социализации воспитанников посредством обновления содержания и технологии обучения детей дошкольного возраста милосердию, сочувствию, сопереживанию. Также волонтерская деятельность ориентирована на продуктивное взаимодействие с родителями, поскольку обеспечивает привлечение семьи к целенаправленному педагогическому процессу дошкольной образовательной организации.

Список литературы

1. Игнатова Л. Ю., Семичева М. В. Социализация личности как проблема исследования отечественных и зарубежных ученых // Образование и воспитание. 2017. № 1.1. С. 13‒15.

2. Мудрик А. В. Социализация человека: учеб. пособие для студ. высш. заведений. М.: Ака- демия, 2006. 304 с.

3. Козлова С. А. Я – человек: программа социального развития ребенка. М.: Школьная Пресса, 2010. 45 с.

4. Кочисов В. К. Психолого-педагогические аспекты социализации личности ребенка // Вектор науки ТГУ. Сер. : Педагогика, психология. 2013. № 4. С. 101‒103.

5. Данилина Т. А., Степина Н. М. Социальное партнерство педагогов, детей и родителей // Дошкольное воспитание и развитие. М. : Айрис-пресс, 2004. 106 с.

6. Буре Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: метод. пособие. М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011. 80 с.

7. Гришаева Н. П. Современные технологии эффективной социализации ребенка в до- школьной образовательной организации : метод. пособие. М. : Вентана-граф, 2015. 184 с.

8. Слабжанин Н. Ю. Как эффективно работать с добровольцами. М. : Наука, 2011. 38 с.

9. Чижмакова В. И., Кудряшова Н. А., Костина С. Б. Технология «Дети-волонтеры» как средство эффективной социализации дошкольников // Молодой ученый. 2018. № 46.2. С. 106‒111.

10. Киселева Н. А., Смирнова Т. В. Организация волонтерской деятельности в дошкольной образовательной организации // Молодой ученый. 2016. № 12.6. С. 43‒47.






Made on
Tilda