Статьи

Актуальные проблемы низкого исторического знания современных школьников – выпускников основной школы (9 классов). Автор: Евсеева Екатерина Валерьевна

Актуальные проблемы низкого исторического знания современных школьников – выпускников основной школы (9 классов)


Аннотация. Рассмотрению подлежат проблемы результатов знаний по истории современного основного общего образования в условиях реализации ФГОС, историко-культурного стандарта и перехода на линейную систему обучения. Приводятся точки зрения о роли основного государственного экзамена, как повышении качества знаний школьников. На примерах показывается, что существующие стандарты не привели к улучшению образовательных результатов по истории в девятых классах. Автор объясняет причины ухудшения качества в историческом образовании школьников. В статье затрагивается вопрос о необходимости улучшения преподавания истории в основной школе.

Ключевые слова: историческое образование, история, ФГОС, историко-культурный стандарт, основная школа, образовательные результаты, основной государственный экзамен, школьник, ученик, учитель.

Actual problems of low historical knowledge of modern schoolchildren – graduates of primary school (grades 9)

Abstract. Discussion problems of the results of knowledge on the history of modern basic general education in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard and the historical and cultural standard are subject to consideration. The points of view on the role of the main state exam as improving the quality of knowledge of schoolchildren are given. The examples show that the existing standards did not lead to an improvement in educational results in history in the ninth grades. The article raises the question of the need to improve the teaching of history in primary school. The author explains the reasons for the deterioration of quality in the historical education of schoolchildren.

Keywords: historical education, history, state, historical and cultural standard, basic school, educational results, basic state exam, schoolboy, student, teacher.

Давно уже на слуху у старшего поколения проблема низкого качества школьного образования. В настоящее время в Российской Федерации сформирована единая система оценки качества образования (ЕСОКО), заключающаяся в контроле знаний учащихся через Всероссийские проверочные работы, промежуточные срезы знаний обучающихся, основной государственный экзамен и национальный единый государственный экзамен. Данная система позволяет вести мониторинг знаний учащихся на разных ступенях обучения в школе, выявлять и решать проблемы образования по предметам в школах России. Но, несмотря на принимаемые за последнее десятилетие новые стандарты обучения в школе, ситуация в историческом образовании, в частности результатов знаний школьников – выпускников девятых классов оставляет желать лучшего. Последствия неудовлетворительных знаний истории проявляются в таких опасных для общества явлениях, как поддержании нацистских настроений, фашизма, экстремизма, терроризма. Не знающий истории своей страны гражданин может стать привлекательным объектом для манипулирования со стороны с целью привлечения его в противоправные действия.

Поступки колумбайнеров, совершивших жестокие расправы со своими земляками в Казанской гимназии 11 мая 2021 года, Керченском колледже 17 октября 2018 года потрясли не только граждан России, но и всего мира. Действия террористов, совершивших столь ужасные преступления, говорят о том, что они «обозлились» не только на конкретных людей, но и на весь мир, что они «затерялись» в культурном, социальном, историческом пространстве. Привлечение школьников, молодежи различных регионов России к несанкционированным митингам в поддержку Навального в январе 2021 года тоже свидетельствует о неграмотности исторического и социокультурного знания среди современных подростков.

В России и на постсоветском пространстве выросло не одно поколение людей, которые не знают или плохо знают историю собственной страны. Что касается стран бывшего Советского Союза, там другой подход к реалиям и другая система исторического образования. Почему же граждане Российской Федерации не знают своей истории?

Можно выделить несколько причин низкого исторического знания современных выпускников основной школы. Первая – это цифровизация и информацизация в обществе, появление множества гаджетов, которые интересуют современных подростков больше, чем книги, журналы, другие письменные источники. Вторая – современная система образования и современный историко-культурный стандарт, когда выпускники 9 классов заканчивают изучение Отечественной истории началом 20 века и Первой Русской революцией, а во многих колледжах дальнейшее обучение истории ограничивается составлением докладов, сообщений, рефератов, проектов, информация для которых копируется из сети Интернет. Третья – современная ситуация на международной арене и в российском обществе, связанная с СВО, когда история в соседних государствах переписывается, искажается, заменяется и навязывается современной молодежи. Четвертая – низкий уровень мотивации школьников, недостаточный контроль со стороны родителей, квалификация учителей и другие.

Как говорит О.П. Цысь в своей научной статье: «Отношение граждан к своей стране, ее истории в условиях драматических событий рубежа 1990-х и первого десятилетия новой России изменилось в сторону переосмысления исторического опыта, порой приводивших к сомнениям и переоценке ценностей. После развала СССР в российском образовании с подачи западных «советников» начался процесс «деидеологизации российской школы» – пересмотра преподавания гуманитарных дисциплин: истории, обществоведения (обществознания), литературы»[1]. Можно согласиться с автором, так как современные родители сегодняшних школьников – это родившиеся в тот период россияне и воспитанные на постсоветском пространстве.

Советская система образования была «переориентирована» по западному образцу. Всевозможные тестовые задания проверочных, экзаменационных работ, с выбором правильно варианта ответа, разучили современного школьника думать, учить, логически мыслить. Принимаемые все новые и новые образовательные стандарты, перечни утвержденных учебников за последнее десятилетие поменялись много раз. ФГОС второго поколения вводились поэтапно, начиная с 2009 г. и действовала по 2020-21 учебный год включительно. С 01 сентября 2023 года в действие вступают новые ФГОС. Во всех них акцент сделан на развитие универсальных учебных действий (способности самостоятельно добывать информацию с использованием цифровых технологий и коммуникации), но многим школьникам это сделать не под силу ввиду интеллектуальных особенностей, отсутствия интереса или по другим объективным причинам.

Нельзя не согласиться с А.Ш. Готман, которая сказала: «Уже педагоги не обладают достаточными знаниями и нравственными позициями, чтобы восстановить систему образования. Когда педагог вместо того, чтобы хорошо учить на уроке, даёт частные уроки, он даёт ученику хороший урок безнравственности. Когда в силу сложившейся системы для того, чтобы сохранить контингент и сохранить работу, профессор вынужден ставить тройку вместо двойки на глазах всего потока студентов явному прогульщику, он даёт наглядный пример безнравственности всему потоку» [2]. В школе работают педагоги старого поколения или совсем молодые. Опытные учителя все больше уходят из школы и берут индивидуальную работу в виде репетиторских занятий для подготовки выпускников к ЕГЭ, а молодые педагоги немного проработав в школе, столкнувшись с трудностями, не обращаются за помощью или советом к более опытным коллегам, принимают решение не работать по специальности. Она же пишет: «Совершенно необоснованные, не доводимые до конца, без 22 сформулированных целей, без просчёта последствий каждого пункта, беспрерывно вводящиеся новые и новые реформы привели к полному разрушению школьного образования в России» [2]. От учителя школы требуется составление рабочих программ, планирования с учетом различных индивидуальных особенностей детей, поурочных планов, тестовых заданий для контроля усвоенных знаний. Но учитель не может быть разработчиком всех учебно-методических материалов. Этим должны заниматься методисты в школах или ученые-методисты, а разработки спускать в школы. На это указывает Н.Н. Лазукова. Она пишет: «необходимо создание полного методического сопровождения деятельности учителя и учеников по курсам истории на принципах деятельностного подхода» [4]. В школах района Муниципального образования, где работаю я, должности методистов отсутствуют. Методический отдел существует на базе муниципального казенного учреждения «Центр обеспечения деятельности органов местного самоуправления», методисты которого никакой помощи учителям школ не оказывают.

Действующие ФГОС направлены на развитие универсальных учебных действий, способности самостоятельно добывать информацию, широко используется проектная и внеурочная деятельность, в том числе и в историческом образовании. Но зачастую школьники основной школы не желают творчески подходить к учебным заданиям, копируя всю имеющуюся информацию из сети Интернет, не привнося в них что-то свое. К 2024 году все школы России перейдут на ФГОС третьего поколения, главной задачей которого является конкретизация (детализация) требований к образовательным результатам. Президент России – В.В.Путин дал распоряжение Министерству просвещения сделать все необходимое для улучшения качества исторического образования в школе. Выполняя его распоряжение, ведется работа по обновлению содержания. По истории был внедрен новый УМК по отечественной истории, призванный реализовать новые подходы к обучению. Задача, поставленная государством в историческом образовании – формирование единого историко-культурного пространства, как основа воспитания гражданской идентичности, патриотизма, самоопределения школьников и цель – к 2024 г. войти в десятку стран-лидеров по качеству образования. Отсюда и появление Историко-культурного стандарта (ИКС) по отечественной и всемирной истории и переход на линейную систему, поменялась периодизация, изменилась структура курсов истории. Для улучшения качества исторического образования ВУЗы, готовящие учителей истории должны выпускать хорошо подготовленных специалистов с убеждением, что главное в профессии учителя – дать исчерпывающие знания по предмету, научить школьников самостоятельной работе с элементами творчества, мотивировать его на образовательный процесс и воспитать достойного гражданина своей страны.

И немаловажный фактор это то, что современные дети сильно отличаются от своих сверстников 20 века. Привыкшие к электронной среде, когда любую информацию они находят, в сети, лишь сказав «Алиса…», испытывают трудности в обучении, запоминании. Работа с текстом становится невыполнимой. Информации много, знаний нет. Задача учителя в данном случае заключается в эффективности обучения, обязательной мотивации школьников, уметь их заинтересовать темами уроков. Государство, со своей стороны, должно поддерживать учителей, проводить политику, направленную на обучение и воспитание подрастающего поколения с точки зрения нравственности, гуманизма, патриотизма. А. Диксон отмечает: «К счастью для многих учащихся, в каждой стране есть преданные своему делу учителя-энтузиасты, которые, несмотря ни на какие проблемы, делают жизнь учеников насыщенной и преобразуют ее. Это – герои, преодолевающие все трудности и наполняющие процесс обучения страстью, творчеством и целеустремленностью» [3]. Если все учителя воспользуются словами автора и будут осуществлять свою педагогическую деятельность в соответствии с ними, возможно и школьники современного российского общества станут грамотнее.

.

Анализируя знания истории современных выпускников основной школы можно говорить о наличии проблем, без решения которых формирование удовлетворяющих государство образовательных результатов остается нелегкой задачей. Неоднократные попытки переломить низкое качество исторического образования школьников, еще не дали ожидаемых результатов. Недостаточно сделано государством для решения столь важного вопроса. Помимо введения все новых и новых ФГОСов, историко-культурного стандарта, решения вопроса о единых учебниках истории для всех школьников страны, нужно решить проблему с нехваткой грамотных, квалифицированных учителей, которые смогут находить подход к каждому из учеников, ограничить деятельность учителей лишь педагогическим трудом. Для этого государству не только в Год Педагога и наставника нужно сообщать об этом в новостях и устраивать различные акции и проекты, но и всегда повышать статус педагогов, заинтересовать молодых людей желанием учиться профессии учителя, а после окончания ВУЗа идти работать в школу. Ведь единственный путь улучшить результаты образования – это повысить качество преподавания. Подготовленный учитель, любящий свою достойно оплачиваемую работу, умеющий работать с разными детьми, способен создать условия для эффективного обучения, чтобы знания и умения большинства учеников были на высоком уровне. И родители должны не перекладывать весь образовательный и воспитательный процесс на школу, а стараться участвовать в познавательной деятельности своих детей.

Литература

1. Актуальные проблемы преподавания истории в различных типах образовательных организаций. Коллективная монография, ч.8 под ред. Л.В. Алексеева ст. «Проблема низкого качества знаний и попытки по улучшению образовательных результатов школьников по истории» с.21, Нижневартовск, 2021.

2. Готман А.Ш. О том, как реформы А. А. Фурсенко бесповоротно разрушили школьное образование [Электронный ресурс]. URL: https://shipdesign.ru/Gotman/Essay/2015.html (05.02.2021).

3. Диксон А. Кризис в образовании: ходить в школу не значит учиться [Электронный ресурс]. URL: https://www.vsemirnyjbank.org/ru/news/immersivestory/2019/01/22/pass-or-fail-how-can-the-world-do-its-homework (03.02.2021).

4. Лазукова Н.Н. Судьба методики предметного обучения в современном российском образовательном пространстве // Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования. Материалы международной научной 31 конференции 17–18 декабря 2013 года. СПб: Издательство РГПУ им. А. И. Герцена, 2013. 604 с. С. 557-565.
Made on
Tilda