Методическая разработка
«Физика вокруг нас»
(методические материалы к проведению курса по физике в 6 классе).
Место курса физики в школьном образовании определяется не только значением науки в жизни современного общества, ее решающим влиянием на развитие всех естественнонаучных дисциплин и на темпы научно-технического прогресса, но и тем развивающим потенциалом, который заложен в данном учебном предмете. Изучение физики в школе составляет неотъемлемую часть среднего образования и является обязательным для всех учащихся общеобразовательных школ. Обучение физике должно служить целям развития, образования и воспитания полноценной гармоничной личности, обеспечивая, прежде всего, функциональную грамотность каждого учащегося, его способность ориентироваться в окружающем мире техники, адаптироваться в жизни современного общества и продолжить образование в высших учебных заведениях любого типа. Учащиеся в возрасте 10-12 лет вполне готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах школы. Именно поэтому важно как можно раньше дать ребенку возможность получить представления об окружающем его мире, активно его исследовать и изучать.
Основные цели и задачи курса:
-первоначально ознакомить учащихся с теми физическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире;
- расширить кругозор учащихся; подготовить учащихся к изучению физики в старших классах;
-научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснить наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
- поддержать и пробудить интерес к познанию природы, опираясь на естественные потребности младших школьников разобраться в многообразии природных явлений;
- заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы, установить причинно-следственные связи между ними;
Реализация данных задач базируется на:
- использовании естественного интереса учащихся к изучению окружающего мира;
- использовании склонности учащихся к познавательной деятельности;
- применение различных методов для решения конкретных задач;
- использовании возможностей компьютерных программ при моделировании опытов и экспериментов.
В этом курсе находит отражение идея первоначального изучения явлений природы при помощи органов чувств. При отборе содержания каждой конкретной темы курса главное внимание уделяется вопросам, ответы на которые ищут сами дети.
При изучении явлений природы с количественной точки зрения возникает необходимость проведения физических измерений. Появляется естественная возможность научить школьника пользоваться простейшими приборами и с их помощью проводить измерения (линейка, мензурка, весы с разновесами и др.)
Примерное содержание курса.
Тема 1. Введение (3 ч)
Мир, в котором мы живем. Мы-наблюдатели. Как мы получаем и обрабатываем информацию об окружающем мире. Применение знаний о природе в практической деятельности человека.
Практическая работа:
№1 Наблюдение и описание какого-либо явления.
Тема 2. Инструменты познания мира. Физические величины. Средства измерения (18 ч)
Тела и вещества. Свойства тел и физические величины. Необходимость измерений. Цена деления прибора. Погрешность измерений. Измерение линейных размеров тел. Измерение площади поверхности. Измерение объема тела. Мензурка. Масса тела. Измерение массы. История весов. Измерение времени. Сутки, месяцы, год. Календарь. История календаря.Задачи на движение. Температура, ее измерение. Виды термометров. Температура в космосе.
Практическая работа:
№2 Определение цены деления приборов.
№3 Измерение объема тел правильной и неправильной формы с помощью линейки и мензурки.
№4 Измерение массы тела на рычажных весах.
№5 Измерение температуры воды с помощью термометра.
Тема 3. Канал получения информации: Свет (5 ч)
Свет и его значение в жизни человека. Источники света. Законы распространения света. Тень и полутень. Солнечные и лунные затмения. Оптические иллюзии. Отражение света. Плоское зеркало. Калейдоскоп. Комната смеха. Театр кривых зеркал. Гало. Преломление света. Миражи. Оптические приборы.
Тема 4. Канал получения информации: Звук (5 ч)
Источники звука. Распространение звука. Применение звука. Взаимодействие звука с веществом. Эхо. Слух. Шум и его влияние на живой организм. Источники шума. Неслышимые звуки. Ультразвук. Инфразвук.
Тема 5. Ярмарка проектов (5 ч).
В заключение хочется отметить, что изучение физики должно начинаться не на абстракциях, а на основе непосредственных наблюдений учащихся . Это позволяет реализовать деятельностный подход в обучении.
«Физика вокруг нас»
(методические материалы к проведению курса по физике в 6 классе).
Место курса физики в школьном образовании определяется не только значением науки в жизни современного общества, ее решающим влиянием на развитие всех естественнонаучных дисциплин и на темпы научно-технического прогресса, но и тем развивающим потенциалом, который заложен в данном учебном предмете. Изучение физики в школе составляет неотъемлемую часть среднего образования и является обязательным для всех учащихся общеобразовательных школ. Обучение физике должно служить целям развития, образования и воспитания полноценной гармоничной личности, обеспечивая, прежде всего, функциональную грамотность каждого учащегося, его способность ориентироваться в окружающем мире техники, адаптироваться в жизни современного общества и продолжить образование в высших учебных заведениях любого типа. Учащиеся в возрасте 10-12 лет вполне готовы к тому, чтобы на качественном уровне понять многие из тех явлений природы, изучать которые им предстоит в старших классах школы. Именно поэтому важно как можно раньше дать ребенку возможность получить представления об окружающем его мире, активно его исследовать и изучать.
Основные цели и задачи курса:
-первоначально ознакомить учащихся с теми физическими явлениями, с которыми они непосредственно сталкиваются в окружающем мире;
- расширить кругозор учащихся; подготовить учащихся к изучению физики в старших классах;
-научить школьников наблюдать и описывать явления окружающего их мира в их взаимосвязи с другими явлениями и объяснить наиболее распространенные и значимые для человека явления природы;
- поддержать и пробудить интерес к познанию природы, опираясь на естественные потребности младших школьников разобраться в многообразии природных явлений;
- заложить фундамент для понимания взаимосвязи явлений природы, установить причинно-следственные связи между ними;
Реализация данных задач базируется на:
- использовании естественного интереса учащихся к изучению окружающего мира;
- использовании склонности учащихся к познавательной деятельности;
- применение различных методов для решения конкретных задач;
- использовании возможностей компьютерных программ при моделировании опытов и экспериментов.
В этом курсе находит отражение идея первоначального изучения явлений природы при помощи органов чувств. При отборе содержания каждой конкретной темы курса главное внимание уделяется вопросам, ответы на которые ищут сами дети.
При изучении явлений природы с количественной точки зрения возникает необходимость проведения физических измерений. Появляется естественная возможность научить школьника пользоваться простейшими приборами и с их помощью проводить измерения (линейка, мензурка, весы с разновесами и др.)
Примерное содержание курса.
Тема 1. Введение (3 ч)
Мир, в котором мы живем. Мы-наблюдатели. Как мы получаем и обрабатываем информацию об окружающем мире. Применение знаний о природе в практической деятельности человека.
Практическая работа:
№1 Наблюдение и описание какого-либо явления.
Тема 2. Инструменты познания мира. Физические величины. Средства измерения (18 ч)
Тела и вещества. Свойства тел и физические величины. Необходимость измерений. Цена деления прибора. Погрешность измерений. Измерение линейных размеров тел. Измерение площади поверхности. Измерение объема тела. Мензурка. Масса тела. Измерение массы. История весов. Измерение времени. Сутки, месяцы, год. Календарь. История календаря.Задачи на движение. Температура, ее измерение. Виды термометров. Температура в космосе.
Практическая работа:
№2 Определение цены деления приборов.
№3 Измерение объема тел правильной и неправильной формы с помощью линейки и мензурки.
№4 Измерение массы тела на рычажных весах.
№5 Измерение температуры воды с помощью термометра.
Тема 3. Канал получения информации: Свет (5 ч)
Свет и его значение в жизни человека. Источники света. Законы распространения света. Тень и полутень. Солнечные и лунные затмения. Оптические иллюзии. Отражение света. Плоское зеркало. Калейдоскоп. Комната смеха. Театр кривых зеркал. Гало. Преломление света. Миражи. Оптические приборы.
Тема 4. Канал получения информации: Звук (5 ч)
Источники звука. Распространение звука. Применение звука. Взаимодействие звука с веществом. Эхо. Слух. Шум и его влияние на живой организм. Источники шума. Неслышимые звуки. Ультразвук. Инфразвук.
Тема 5. Ярмарка проектов (5 ч).
В заключение хочется отметить, что изучение физики должно начинаться не на абстракциях, а на основе непосредственных наблюдений учащихся . Это позволяет реализовать деятельностный подход в обучении.