Горбова Людмила Ивановна.
Семейные ценности у детей дошкольного возраста.
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.
В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом.
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.
Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».
Формировать у дошкольников семейные ценности, на мой взгляд, возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение данной проблемы.
Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей старшего дошкольного возраста необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.
Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, намечена следующая цель:
• повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
• привлечь родителей в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;
• предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
• вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
• показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
• воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
В формировании семейных ценностей у детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Для разработки технологии формирования семейных ценностей я использую психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.
Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями, педагогическим коллективом ДОУ предлагаю следующие мероприятия:
1. Семейные художественно – творческие проекты:
1.1. «Герб семьи»
1.2. «Генеалогическое древо семьи»
1.3. «Самый счастливый день нашей семьи»
1.4. «Мой ребёнок с самых пелёнок»
1.5. «Маленькие открытия в моей большой семье»
2. Выставки семейного творчества:
2.1. «Моя мама – рукодельница»
2.2. «Папа может всё что угодно…»
2.3. «Чудеса для детей из ненужных вещей»
3. Мини – выставки семейных реликвий:
3.1. «Еще идут старинные часы»
3.2. «Елочные игрушки наших мам и пап»
3.3. «Тайны старого чердака»
4. Фотоколлажи:
4.1. «Моя семья – будни и праздники»
4.2. «Родные, близкие, любимые…»
4.3. «Здоровый ребенок в здоровой семье»
5. Презентации:
5.1. «Полезное блюдо моей семьи»
5.2. «Профессии моей семьи»
5.3. «Как мы летом отдыхали»
Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становятся «неполноценным». Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности, тревоги. Старший дошкольник в силу возраста уже способен дать некую оценку себе и другим людям, характеру отношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение к себе со стороны окружающих. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Главный результат, на который должна быть направлена работа педагога ДОУ и родителей - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.
Семейные ценности у детей дошкольного возраста.
В условиях динамичного изменения нашего общества, когда утрачены многие традиции российского семейного воспитания, высок уровень распада семей, многие дети не ощущают ценности семейных отношений.
В настоящее время действуют социально-экономические факторы, которые, с одной стороны, привели к расширению экономической функции семьи, с другой – к ослаблению воспитательной, что негативно влияет и на семью, и на общество в целом.
Ориентация на семейные ценности является важной частью духовно - нравственного развития и воспитания личности дошкольников. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
Семейные традиции это в первую очередь атмосфера дома, уклад жизни и привычки всех членов семьи. Ребенок принимает мир глазами родителей. Они для него пример. В каждой семье есть свои традиции: увлечение спортом, летний загородный отдых, воскресные прогулки всех членов семьи, совместный обед, ужин, чаепитие и многое другое.
Проблема возрождения семейных традиций становится актуальной и определяется той огромной ролью, которую играет семья и семейные традиции в развитии и формировании социально – нравственной культуры ребёнка. Семейные традиции и взаимоотношения накладывают отпечаток на формирование нравственных качеств ребёнка. Недаром народная мудрость гласит: «Ребёнок учится тому, что видит у себя в дому. Родители пример ему».
Формировать у дошкольников семейные ценности, на мой взгляд, возможно во взаимодействии дошкольной образовательной организации и семьи, через проведение различного рода мероприятий, направленных на решение данной проблемы.
Взаимодействие воспитателей с родителями в данном направлении способствует формированию бережного отношения к семейным ценностям, сохранению семейных связей. Только семья может обеспечить сохранение национальных традиций и обычаев, песен, поговорок и заповедей, обеспечить передачу потомкам всего положительного, что накапливается семьей и народом. У детей старшего дошкольного возраста необходимо побуждать интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, исторических, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях.
Действующий ФГОС дошкольного образования декларирует необходимость формирования семейных ценностей у детей дошкольного возраста в рамках освоения социально-коммуникативного направления развития. В проектах образовательных программ дошкольного образования ставятся задачи по формированию семейных ценностей, уважительного отношения к семье и посильного участия в семейных делах у детей на всех этапах дошкольного детства.
Для дошкольников актуальными являются ценности, связанные с родством: ценность принадлежности к семье, ценность наличия ближних и дальних родственников, ценность семейной истории и семейных традиций.
Основная задача педагога в организации взаимодействия с родителями - активизировать педагогическую, воспитательную деятельность семьи, придать ей целенаправленный, общественно значимый характер. Взаимоотношения всех участников образовательного процесса, положительные жизненные примеры и духовные ценности, способствуют становлению личности. Большую социальную значимость играет целенаправленное общение с семьей, сохранение и укрепление семейных ценностей и традиций.
Занимаясь воспитанием и формированием основ семейной принадлежности у дошкольников, намечена следующая цель:
• повышение роли семейных ценностей в становлении личности ребенка.
Для реализации поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• создать условия для эффективного взаимодействия детского сада и семьи по ознакомлению дошкольников с миром семейных традиций;
• привлечь родителей в работе по ознакомлению детей с семейными ценностями, историей семьи;
• предоставить родителям теоретические знания и практические навыки позитивного взаимодействия с детьми в разных видах деятельности;
• вызвать интерес у детей и родителей к семье, ее истории;
• показать детям значимость семьи в жизни каждого человека;
• воспитывать у детей любовь и уважение к родительскому дому, семье, своим близким, старшему поколению.
В формировании семейных ценностей у детей дошкольного возраста ведущим видом деятельности является игра. Для разработки технологии формирования семейных ценностей я использую психологические игры, ролевые игры, сказкотерапию, музыкотерапию и т.д., например, ребенку предлагается сочинить сказку о семье, в которой он расскажет о вымышленных героях, их профессиях и увлечениях.
Решая задачи по формированию направленности на мир семьи, семейных ценностей у детей совместно с родителями, педагогическим коллективом ДОУ предлагаю следующие мероприятия:
1. Семейные художественно – творческие проекты:
1.1. «Герб семьи»
1.2. «Генеалогическое древо семьи»
1.3. «Самый счастливый день нашей семьи»
1.4. «Мой ребёнок с самых пелёнок»
1.5. «Маленькие открытия в моей большой семье»
2. Выставки семейного творчества:
2.1. «Моя мама – рукодельница»
2.2. «Папа может всё что угодно…»
2.3. «Чудеса для детей из ненужных вещей»
3. Мини – выставки семейных реликвий:
3.1. «Еще идут старинные часы»
3.2. «Елочные игрушки наших мам и пап»
3.3. «Тайны старого чердака»
4. Фотоколлажи:
4.1. «Моя семья – будни и праздники»
4.2. «Родные, близкие, любимые…»
4.3. «Здоровый ребенок в здоровой семье»
5. Презентации:
5.1. «Полезное блюдо моей семьи»
5.2. «Профессии моей семьи»
5.3. «Как мы летом отдыхали»
Ошибочно предполагать, что семейные ценности могут сформироваться у ребенка только стихийным путем. Как правило, если не уделять данному процессу должного внимания, то семейные ценности становятся «неполноценным». Упуская определенные детали, родители провоцируют у детей чувство отстраненности, ограниченности, тревоги. Старший дошкольник в силу возраста уже способен дать некую оценку себе и другим людям, характеру отношений внутри семьи, воспринимать и анализировать отношение к себе со стороны окружающих. Взрослые члены семьи в большинстве случаев не замечают, что неправильно взаимодействуют с ребенком. Именно поэтому необходимо целенаправленно организовывать формирование семейных ценностей детей старшего дошкольного возраста.
Главный результат, на который должна быть направлена работа педагога ДОУ и родителей - усвоение детьми вечных ценностей, воспитание милосердия, уважения, любви к родным и близким.