ОСОБЕННОСТИ МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ В ИССЛЕДОВАНИЯХ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПЕДАГОГОВ И ПСИХОЛОГОВ
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста [2].
Характерной чертой современной дошкольной образовательной организации стало внедрение нововведений в педагогический процесс, рост многообразия педагогической деятельности, а это требует обновления методической работы в ДОО, ее адаптации к изменяющимся условиям. Потребности новой стадии развития ДОО выявляют приоритет научно обоснованной и эффективной методической службы в ДОО, основанной на достижениях педагогической науки и практики, теории управления образовательными учреждениями и педагогического менеджмента.
В современных условиях методическое сопровождение педагогов выступает важным элементом в управлении дошкольной образовательной организацией. Руководитель ДОО ответственен за обновление и обогащение интеллектуального ресурса своего педагогического коллектива, следовательно, он должен четко выстраивать систему непрерывного повышение профессиональной компетентности не только через систему дополнительного профессионального образования, но и через методическую работу с кадрами внутри своей организации.
Учитывая то, что на современном этапе система дошкольного образования является самостоятельным уровнем в системе непрерывного образования, повышенные требования предъявляются к качеству образования в дошкольных образовательных организациях. Это связано с пересмотром ранее усвоенных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, появлением новых научных концепций.
Основной путь, существенно влияющий на повышение уровня педагогического мастерства педагогов, – это четкая, на подлинно научной основе, организация методической работы, как на уровне образовательной организации, так и в городе в целом.
К изучению вопросов методического сопровождения педагогов в ДОО обращались Э.А. Абибуллаева, М.В. Дубцова, О.В. Давлятшина, В.А. Новицкая и др. Авторы подчеркивают, что сопровождение педагога в условиях профессиональной деятельности создает условия для его профессионального и инновационного развития.
Важную значимость методической работы в детском саду подчеркивает К.Ю. Белая и рассматривает ее как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, которые направленны на повышение качества воспитательно – образовательного процесса, повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом [1].
По определению В.И. Дубровой и Е.П. Милошевич, методическая работа – это целостная система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива и на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей [3].
Анализ различных точек зрения на сущность методического обеспечения позволяет сделать вывод о том, что в большинстве источников обеспечение понимается как предоставление педагогам (педагогическим коллективам) готовой методической продукции.
Таким образом, в отечественной педагогической литературе понятие «методическое сопровождение» по мнению большинства авторов, рассматривается как взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных проблем (личностных, профессиональных), возникающих у педагогов в профессиональной деятельности, которая заключается в оказании системной практической помощи воспитателям в повышении их профессиональной компетентности.
В качестве основного метода методического сопровождения педагогов основоположники гуманистической личностно – ориентированной педагогики О.С. Газман, Е.И. Казакова, Н.Б. Крыловаи П.П. Третьяков выделяют помощь и поддержку.
Методическое сопровождение способствует цели обновления содержания системы методической работы, которая реализуется по следующим направлениям:
– информационно – просветительское – информирование педагогов об основных направлениях развития сферы образования, обеспечение информацией о новинках научно – методической литературы, создание условий для овладения компьютерной грамотностью;
– диагностико – прогностическое – изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности; прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной помощи педагогам;
– развивающее – создание условий для реализации вариативных образовательных программ, современных педагогических технологий; методическое обеспечение введения нового содержания дошкольного образования;
– повышение квалификации – создание условий для обучения и профессионального развития педагогов; составление индивидуального маршрута инновационной деятельности педагога; выявление, систематизация, распространение педагогического опыта.
Содержание методической работы в ДОО находится в прямой зависимости от ее форм. Все формы методической работы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:
групповые формы - педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, работа по единым методическим темам и т.д.;
индивидуальные формы методической работы - самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и др.
Изменение концептуальной основы дошкольного образования, деятельностный подход к организации и управлению методической работой стимулируют развитие интенсифицированных (модернизированных, модифицированных) и нетрадиционных (альтернативных) форм методической деятельности.
В ходе методического сопровождения решается комплекс конкретных задач, предложенных К.Ю. Белой, Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, А.К. Бондаренко, Л.В. Поздняк:
– диагностирование и мониторинг специфики индивидуальной профессиональной деятельности воспитателя;
– выявление уровней профессиональных возможностей и качества его профессиональной деятельности;
– проектирование и помощь в реализации маршрутов индивидуальной профессиональной деятельности воспитателя;
– стимулирование творческого поиска и профессиональной активности; – подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
– координация межличностного профессионального взаимодействия;
– рациональное использование информационных ресурсов среды образовательного учреждения;
– организация процесса самообразования, повышение собственного уровня профессиональной компетентности [1].
На современном этапе педагогическая наука подчеркивает актуальность поиска механизмов и условий для повышения профессиональной компетенции дошкольного педагога. В свою очередь методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать профессиональное развитие педагогов в соответствии с новыми достижениями педагогической науки.
Многогранные аспекты рассмотрения данной проблемы позволяют определить нам эффективные методы, формы и современные технологии методического сопровождения педагогов для повышения профессиональной компетенции и непрерывного совершенствования педагогического мастерства.
Результативными являются такие методы, технологии, формы методического сопровождения, которые носят субъектный характер и направлены на:
– выявление образовательных потребностей и запросов педагогов; осознание и разрешение профессиональных затруднений (проблем);
– переосмысление профессионального и жизненного опыта, опыта общения и взаимодействия;
– понимание значимости саморазвития и самообразования;
– повышение профессиональных компетентностей и совершенствование личностных качеств;
– поддержку включения педагогов в активную творческую деятельность по преобразованию самого себя.
Все формы методической работы К. Ю. Белая представляет в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы и индивидуальные. Следует подчеркнуть, что основные организационные формы методического сопровождения практически все уже стали классикой, традицией образовательной практики, а технологии реализации организационных форм во многом носят инновационный характер [1].
Таким образом, методическое сопровождение - это правильно организованные действия (процесс) по реализации ФГОС в образовательном учреждении. Это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана. Методическое сопровождение осуществляет методическая служба, которая, осуществляя свои функции, содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Список использованных источников
1. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации [Текст]: / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244 (дата обращения: 14.07.2023).
3. Старцева, Ю.Г. Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ [Текст] / Ю.Г. Ставцева // Психолого – педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т.15. – №2. – С.109 – 116.
Современное дошкольное образование развивается в принципиально новых условиях, которые регламентированы приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Данный документ определяет направления стратегических преобразований, реализация которых приведет к качественно иному уровню функционирования и развития системы образовательных услуг для детей дошкольного возраста [2].
Характерной чертой современной дошкольной образовательной организации стало внедрение нововведений в педагогический процесс, рост многообразия педагогической деятельности, а это требует обновления методической работы в ДОО, ее адаптации к изменяющимся условиям. Потребности новой стадии развития ДОО выявляют приоритет научно обоснованной и эффективной методической службы в ДОО, основанной на достижениях педагогической науки и практики, теории управления образовательными учреждениями и педагогического менеджмента.
В современных условиях методическое сопровождение педагогов выступает важным элементом в управлении дошкольной образовательной организацией. Руководитель ДОО ответственен за обновление и обогащение интеллектуального ресурса своего педагогического коллектива, следовательно, он должен четко выстраивать систему непрерывного повышение профессиональной компетентности не только через систему дополнительного профессионального образования, но и через методическую работу с кадрами внутри своей организации.
Учитывая то, что на современном этапе система дошкольного образования является самостоятельным уровнем в системе непрерывного образования, повышенные требования предъявляются к качеству образования в дошкольных образовательных организациях. Это связано с пересмотром ранее усвоенных фактов, понятий, закономерностей, обусловленных развитием науки, появлением новых научных концепций.
Основной путь, существенно влияющий на повышение уровня педагогического мастерства педагогов, – это четкая, на подлинно научной основе, организация методической работы, как на уровне образовательной организации, так и в городе в целом.
К изучению вопросов методического сопровождения педагогов в ДОО обращались Э.А. Абибуллаева, М.В. Дубцова, О.В. Давлятшина, В.А. Новицкая и др. Авторы подчеркивают, что сопровождение педагога в условиях профессиональной деятельности создает условия для его профессионального и инновационного развития.
Важную значимость методической работы в детском саду подчеркивает К.Ю. Белая и рассматривает ее как целостную, основанную на достижениях науки и передового педагогического опыта систему взаимосвязанных мер, которые направленны на повышение качества воспитательно – образовательного процесса, повышение профессионального мастерства каждого педагога, на развитие творческого потенциала педагогического коллектива в целом [1].
По определению В.И. Дубровой и Е.П. Милошевич, методическая работа – это целостная система мероприятий, направленная на повышение мастерства каждого педагога, на обобщение и развитие творческого потенциала коллектива и на достижение оптимальных результатов образования, воспитания и развития детей [3].
Анализ различных точек зрения на сущность методического обеспечения позволяет сделать вывод о том, что в большинстве источников обеспечение понимается как предоставление педагогам (педагогическим коллективам) готовой методической продукции.
Таким образом, в отечественной педагогической литературе понятие «методическое сопровождение» по мнению большинства авторов, рассматривается как взаимодействие сопровождаемого и сопровождающего, направленное на разрешение актуальных проблем (личностных, профессиональных), возникающих у педагогов в профессиональной деятельности, которая заключается в оказании системной практической помощи воспитателям в повышении их профессиональной компетентности.
В качестве основного метода методического сопровождения педагогов основоположники гуманистической личностно – ориентированной педагогики О.С. Газман, Е.И. Казакова, Н.Б. Крыловаи П.П. Третьяков выделяют помощь и поддержку.
Методическое сопровождение способствует цели обновления содержания системы методической работы, которая реализуется по следующим направлениям:
– информационно – просветительское – информирование педагогов об основных направлениях развития сферы образования, обеспечение информацией о новинках научно – методической литературы, создание условий для овладения компьютерной грамотностью;
– диагностико – прогностическое – изучение профессиональных затруднений и образовательных потребностей педагогов в целях создания эффективных условий для повышения их профессиональной компетентности; прогнозирование, планирование и организация обучения педагогических кадров, оперативное оказание информационной, консультативной помощи педагогам;
– развивающее – создание условий для реализации вариативных образовательных программ, современных педагогических технологий; методическое обеспечение введения нового содержания дошкольного образования;
– повышение квалификации – создание условий для обучения и профессионального развития педагогов; составление индивидуального маршрута инновационной деятельности педагога; выявление, систематизация, распространение педагогического опыта.
Содержание методической работы в ДОО находится в прямой зависимости от ее форм. Все формы методической работы можно представить в виде двух взаимосвязанных групп:
групповые формы - педагогические советы, семинары, семинары-практикумы, консультации, методические выставки, взаимопосещения, творческие микрогруппы, работа по единым методическим темам и т.д.;
индивидуальные формы методической работы - самообразование, индивидуальные консультации, собеседования, наставничество и др.
Изменение концептуальной основы дошкольного образования, деятельностный подход к организации и управлению методической работой стимулируют развитие интенсифицированных (модернизированных, модифицированных) и нетрадиционных (альтернативных) форм методической деятельности.
В ходе методического сопровождения решается комплекс конкретных задач, предложенных К.Ю. Белой, Л.А. Бахтуриной, А.И. Васильевой, А.К. Бондаренко, Л.В. Поздняк:
– диагностирование и мониторинг специфики индивидуальной профессиональной деятельности воспитателя;
– выявление уровней профессиональных возможностей и качества его профессиональной деятельности;
– проектирование и помощь в реализации маршрутов индивидуальной профессиональной деятельности воспитателя;
– стимулирование творческого поиска и профессиональной активности; – подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса;
– координация межличностного профессионального взаимодействия;
– рациональное использование информационных ресурсов среды образовательного учреждения;
– организация процесса самообразования, повышение собственного уровня профессиональной компетентности [1].
На современном этапе педагогическая наука подчеркивает актуальность поиска механизмов и условий для повышения профессиональной компетенции дошкольного педагога. В свою очередь методическая работа должна носить опережающий характер и обеспечивать профессиональное развитие педагогов в соответствии с новыми достижениями педагогической науки.
Многогранные аспекты рассмотрения данной проблемы позволяют определить нам эффективные методы, формы и современные технологии методического сопровождения педагогов для повышения профессиональной компетенции и непрерывного совершенствования педагогического мастерства.
Результативными являются такие методы, технологии, формы методического сопровождения, которые носят субъектный характер и направлены на:
– выявление образовательных потребностей и запросов педагогов; осознание и разрешение профессиональных затруднений (проблем);
– переосмысление профессионального и жизненного опыта, опыта общения и взаимодействия;
– понимание значимости саморазвития и самообразования;
– повышение профессиональных компетентностей и совершенствование личностных качеств;
– поддержку включения педагогов в активную творческую деятельность по преобразованию самого себя.
Все формы методической работы К. Ю. Белая представляет в виде двух взаимосвязанных групп: групповые формы и индивидуальные. Следует подчеркнуть, что основные организационные формы методического сопровождения практически все уже стали классикой, традицией образовательной практики, а технологии реализации организационных форм во многом носят инновационный характер [1].
Таким образом, методическое сопровождение - это правильно организованные действия (процесс) по реализации ФГОС в образовательном учреждении. Это процесс, направленный на разрешение актуальных для педагогов проблем профессиональной деятельности: актуализация и диагностика существа проблемы, информационный поиск возможного пути решения проблемы, консультации на этапе выбора пути, конструирование и реализация плана. Методическое сопровождение осуществляет методическая служба, которая, осуществляя свои функции, содействует становлению, развитию и реализации профессионального творческого потенциала педагогов.
Список использованных источников
1. Белая, К.Ю. Методическая деятельность в дошкольной организации [Текст]: / К.Ю. Белая. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128 с.
2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» / [Электронный ресурс]. – Режим доступа:URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244 (дата обращения: 14.07.2023).
3. Старцева, Ю.Г. Методическое сопровождение педагогического процесса в ДОУ [Текст] / Ю.Г. Ставцева // Психолого – педагогический журнал Гаудеамус. – 2016. – Т.15. – №2. – С.109 – 116.