ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ: МОДЕЛИ И ФОРМЫ
Аннотация. Актуальная проблема образовательного потенциала культурнЫХ мероприятий в начальной школе рассмотрена в контексте анализа понятий «культура», «путешествие», «образование», «просвещение». Авторы определяют культурное развитие младших школьников как значимую деятельность, подчеркивают его эстетические и познавательные функции в современном мире.
Ключевые слова: культурный туризм, путешествие, художественное образование и просвещение
Проблема культурного просвящения младших школьников привлекает внимание исследователей, но при этом исследовательский интерес, по общему правилу, приводит к возникновению ряда некоторых вопросов, осмыслению которых будет посвящена данная статья.
Понятие «культурный туризм» достаточно распространено в различных научных исследованиях, которые посвящены актуальному состоянию сферы туризма. Хотя, на первый взгляд, оно может быть не совсем удобным для науки, так как в себя включает термин «культура», который имеет множество интерпретаций. Это многообразие значений относительно туризма также себя проявило, существенным образом затруднив понимание научных текстов.
Автором была использована оригинальная методика изучения интенсивности творчества, которая в себе сочетала биографический метод исследования, традиционный для гуманитарный наук, с количественным, статистическим «измерением» творческой активности. Он проанализировал творчество и жизнь четырнадцати ведущих российских поэтов. Построенный график отражает количество стихов, созданных конкретным поэтом за весь период его творчества, разбитый по годам. Конечно, этот подход к проблеме творчества не способен в полном объеме выявить качественную составляющую творческого процесса, но в то же время это весьма убедительно. Образовательный потенциал культурных мероприятий в начальной школе, по мнению автора, характеризует ту существенную роль, которую играет путешествие, «культурный туризм» в деле творческого расцвета и развития личности.
Таким образом, на основании вышесказанного можно утверждать, что любой туризм достаточно значим с точки зрения культурного образования. Он извлекает человека из привычной обыденности, турист формирует новые навыки, получает новые впечатления. В итоге, данные личностные приобретения должны положительным образом сказаться в культуре – и для прогресса, и для общественного динамизма, и для личности. Поэтому каждый вид туризма является культурным феноменом и связан с культурой, а «культурным» его можно назвать даже тогда, когда основная цель туриста – приключение, развлечение, отдых.
Возвращаясь к содержанию проблемы, необходимо отметим, что словосочетание «культурный туризм» появилось в процессе обычной для науки систематизации знаний в качестве специального термина. Систематизация подразумевает наведение порядка в знаниях, процесс даже необходимый и очень полезный. В процессе систематизации происходит уточнение и разделение знания, формируется терминология. В итоге известные научные понятия утрачивают их многоаспектный сложнейший, зачастую философский, смысл, приобретая наиболее удобную форму термина для использования в конкретных исследованиях.
По мысли А. Н. Бенуа, путешествие подразумевает образовательное мероприятие. Путешествие для искусствоведа выступает как единственная полноценная возможность познакомиться с художественными богатствами различных стран. Казалось бы, эти богатства сегодня очень широко представлены в прекрасно изданных альбомах фотографий архитектурных памятников, скульптур и картин, а так же в Интернете. Но, как справедливо считал А. Н. Бенуа, данные фотографии являются лишь неким образовательным пособием, чье изучение составляет содержание подготовительного этапа путешествия. Их создатель ведет, как гид, комментируя при этом достопримечательности. Его цель – заманить детей, так как увиденное на картинке зачастую хочется посмотреть еще раз, побывав реально «на месте события», и сфотографировать самостоятельно, точнее, запечатлеть себя на фоне этой картинки, получив современное воспроизведение известной из опыта и литературы надписи – «здесь был Вася».
Собственно эстетическое решение представленной проблемы можно увидеть в следующем: потенциальный дух камня художником раскрыт в конкретном природно-архитектурном ландшафте. Художник, в процессе создания, например, скульптурного произведения, осуществляет некоторое соборное действо – вовлекает в процесс художественного творчества и строительства природу. Природа - это не только материал для него, чью косность необходимо преодолеть, – она есть целостность, а камень только один из ее элементов. И в этом смысле скульптура, как и архитектура, суть высвечивание духовного потенциала камня. Но и в камне, и в цельном природном бытии, в котором существует уже преображенный, окультуренный камень, есть настроение, соответствующее преображению. С некоторой степенью преувеличения, можно утверждать: фотография картинка, изображающая скульптуру, в основном является семиотическим знаком (иконический знак) – она предназначена для изучения, образования, для выявления особенностей творчества мастера и проч. Но непосредственное созерцание художественного произведения в подлиннике, а значит, и в соответствующей природной среде предназначено для эстетического, художественного впечатления, просветляющего личность. И в этом смысле просвещение незаменимо – оно и начало, и конец художественного восприятия, главный, точнее, высший, определяющий элемент художественного образования, «сверхзадача» культурно-просвятительских мероприятий.
Использованная литература:
1. Алхутов А. В. Туризм как способ взаимодействия культур: автореф. дис. … канд. культурологии. Краснодар, 2009.
2. Бенуа А. Н. Мои воспоминания. М.: Наука, 1993.
3. Лапшин И. И. Философия изобретения и изобретение в философии. М.: Республика, 1999.
4. Храмов В. Б. Философия истории и культуры П. Я. Чаадаева и «старших» славянофилов. Краснодар: Сов. Кубань, 2002.
5. Храмов В. Б. Эстетика в кратком ее изложении. Краснодар: Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств, 2012.
Аннотация. Актуальная проблема образовательного потенциала культурнЫХ мероприятий в начальной школе рассмотрена в контексте анализа понятий «культура», «путешествие», «образование», «просвещение». Авторы определяют культурное развитие младших школьников как значимую деятельность, подчеркивают его эстетические и познавательные функции в современном мире.
Ключевые слова: культурный туризм, путешествие, художественное образование и просвещение
Проблема культурного просвящения младших школьников привлекает внимание исследователей, но при этом исследовательский интерес, по общему правилу, приводит к возникновению ряда некоторых вопросов, осмыслению которых будет посвящена данная статья.
Понятие «культурный туризм» достаточно распространено в различных научных исследованиях, которые посвящены актуальному состоянию сферы туризма. Хотя, на первый взгляд, оно может быть не совсем удобным для науки, так как в себя включает термин «культура», который имеет множество интерпретаций. Это многообразие значений относительно туризма также себя проявило, существенным образом затруднив понимание научных текстов.
Автором была использована оригинальная методика изучения интенсивности творчества, которая в себе сочетала биографический метод исследования, традиционный для гуманитарный наук, с количественным, статистическим «измерением» творческой активности. Он проанализировал творчество и жизнь четырнадцати ведущих российских поэтов. Построенный график отражает количество стихов, созданных конкретным поэтом за весь период его творчества, разбитый по годам. Конечно, этот подход к проблеме творчества не способен в полном объеме выявить качественную составляющую творческого процесса, но в то же время это весьма убедительно. Образовательный потенциал культурных мероприятий в начальной школе, по мнению автора, характеризует ту существенную роль, которую играет путешествие, «культурный туризм» в деле творческого расцвета и развития личности.
Таким образом, на основании вышесказанного можно утверждать, что любой туризм достаточно значим с точки зрения культурного образования. Он извлекает человека из привычной обыденности, турист формирует новые навыки, получает новые впечатления. В итоге, данные личностные приобретения должны положительным образом сказаться в культуре – и для прогресса, и для общественного динамизма, и для личности. Поэтому каждый вид туризма является культурным феноменом и связан с культурой, а «культурным» его можно назвать даже тогда, когда основная цель туриста – приключение, развлечение, отдых.
Возвращаясь к содержанию проблемы, необходимо отметим, что словосочетание «культурный туризм» появилось в процессе обычной для науки систематизации знаний в качестве специального термина. Систематизация подразумевает наведение порядка в знаниях, процесс даже необходимый и очень полезный. В процессе систематизации происходит уточнение и разделение знания, формируется терминология. В итоге известные научные понятия утрачивают их многоаспектный сложнейший, зачастую философский, смысл, приобретая наиболее удобную форму термина для использования в конкретных исследованиях.
По мысли А. Н. Бенуа, путешествие подразумевает образовательное мероприятие. Путешествие для искусствоведа выступает как единственная полноценная возможность познакомиться с художественными богатствами различных стран. Казалось бы, эти богатства сегодня очень широко представлены в прекрасно изданных альбомах фотографий архитектурных памятников, скульптур и картин, а так же в Интернете. Но, как справедливо считал А. Н. Бенуа, данные фотографии являются лишь неким образовательным пособием, чье изучение составляет содержание подготовительного этапа путешествия. Их создатель ведет, как гид, комментируя при этом достопримечательности. Его цель – заманить детей, так как увиденное на картинке зачастую хочется посмотреть еще раз, побывав реально «на месте события», и сфотографировать самостоятельно, точнее, запечатлеть себя на фоне этой картинки, получив современное воспроизведение известной из опыта и литературы надписи – «здесь был Вася».
Собственно эстетическое решение представленной проблемы можно увидеть в следующем: потенциальный дух камня художником раскрыт в конкретном природно-архитектурном ландшафте. Художник, в процессе создания, например, скульптурного произведения, осуществляет некоторое соборное действо – вовлекает в процесс художественного творчества и строительства природу. Природа - это не только материал для него, чью косность необходимо преодолеть, – она есть целостность, а камень только один из ее элементов. И в этом смысле скульптура, как и архитектура, суть высвечивание духовного потенциала камня. Но и в камне, и в цельном природном бытии, в котором существует уже преображенный, окультуренный камень, есть настроение, соответствующее преображению. С некоторой степенью преувеличения, можно утверждать: фотография картинка, изображающая скульптуру, в основном является семиотическим знаком (иконический знак) – она предназначена для изучения, образования, для выявления особенностей творчества мастера и проч. Но непосредственное созерцание художественного произведения в подлиннике, а значит, и в соответствующей природной среде предназначено для эстетического, художественного впечатления, просветляющего личность. И в этом смысле просвещение незаменимо – оно и начало, и конец художественного восприятия, главный, точнее, высший, определяющий элемент художественного образования, «сверхзадача» культурно-просвятительских мероприятий.
Использованная литература:
1. Алхутов А. В. Туризм как способ взаимодействия культур: автореф. дис. … канд. культурологии. Краснодар, 2009.
2. Бенуа А. Н. Мои воспоминания. М.: Наука, 1993.
3. Лапшин И. И. Философия изобретения и изобретение в философии. М.: Республика, 1999.
4. Храмов В. Б. Философия истории и культуры П. Я. Чаадаева и «старших» славянофилов. Краснодар: Сов. Кубань, 2002.
5. Храмов В. Б. Эстетика в кратком ее изложении. Краснодар: Краснодарский гос. ун-т культуры и искусств, 2012.