Психологический климат в коллективе ДОУ и его влияние на развитие инновационной деятельности.
«Прогресс невозможен без изменений, и те,
кто не может изменить свое мышление,
не могут изменить ничего».
Джордж Бернард Шоу
Кризис духовно-нравственного воспитания граждан затронул все российское общество и осознается одной из угроз национальной безопасности государства. Общество заинтересовано в том, чтобы дети воспитывались порядочными, нравственными и ответственными людьми, уважали культурные особенности российских народов и их религий, что требует от процесса образования целенаправленной деятельности по формированию общечеловеческих ценностей в подрастающем человеке. Труд, инициатива и творчество этих людей будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс Российского общества.
А кто же будет решать задачи духовно-нравственного воспитания, кто этот современный педагог?
Огромное значение отводится личности педагога-воспитателя. Он должен обладать разносторонними знаниями и высоким нравственным потенциалом, ориентироваться на возрастные и психологические особенности ребенка, учитывать нравственные задатки, развивать их умение взаимодействовать с людьми в соответствии с нормами морали. Воспитатель должен показывать не только свой профессионализм, но и глубокое понимание принципов общения как с детьми так и со взрослыми (коллегами, администрацией, родителями).
Как сформировать мотивацию - как основу саморазвития педагога, его стремления к достижению новых вершин в профессии для работы в режиме развития, с кем идти дальше?
Однако любые прогрессивные начинания окажутся блокированы, если педагог не будет видеть пользу от внедрения в свою работу каких-либо инноваций , которые необходимы на современном этапе.
На сегодняшний день проблема создания в коллективе благоприятного психологического климата является одной из самых основных в современной системе образования. От того, как будут складываться отношения внутри ДОУ, во многом будет зависеть качество образовательной деятельности, вовлечение в инновационную деятельность.
Так что же нужно понимать под термином «психологический климат?» Ф.Б.Ольшанский писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера - все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения очень удачно отражают сущность проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом - пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно зачахнуть в другом».
Климат может быть благоприятным и неблагоприятным, хорошо или плохо влиять на самочувствие человека. Позиция каждого педагога в работе учреждения оказывает влияние на настроение всего педагогического коллектива. Одним из важных компонентов психологического климата выступает удовлетворенность работников своей жизнедеятельностью в коллективе. Она определяет эмоциональные состояния людей, их привязанность к месту работы. В свою очередь от этого зависит их организационная сплоченность - готовность к продолжению деятельности в своем образовательном учреждении. Раскрытие дарований, справедливое оценивание заслуг по делам, распределение обязанностей по способностям налаживает благоприятную обстановку.
Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональные компетенции, нацеленность на результат. Таким образом, строительство психологического климата –это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, уважения и доверия, заботы о каждом. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Критика недостатков педагогов друг друга крайне отрицательно сказывается на формировании благоприятных условий в коллективе Развитие личности немыслимо в атмосфере равнодушия или неприязни друг к другу. Когда педагоги работают на пределе своих возможностей или заняты рутинной работой, тогда неизбежно возникают конфликты. А если в коллективе наблюдается высокий уровень конфликтности, то уровень эффективности и качества работы будут низкими. Отсюда вытекает еще одна проблема - психологического здоровья педагога. Все мы знаем, что воспитатель-профессия энергозатратная, связанная с творчеством, вечной погоней за информацией, сопровождающаяся взлетами и стрессами, профессиональными страхами, приводящими к нервным срывам, профессиональному выгоранию. И воспитатель должен осознавать, что его профессиональное здоровье – главное условие для создания благоприятного психологического климата в ДОУ, качества обучения и воспитания.
Главными задачами для меня как руководителя ДОУ для эффективной работы коллектива будут:
· совершенствование психологической компетенции педагогов, обеспечение реального гуманного взаимодействия детей и педагогов,
· помощь в наиболее успешной реализации себя в поведении и деятельности, способствование в сохранении психического здоровья,
· повышение уровня знаний педагогов по способам взаимодействия с различными категориями детей, помощь в осуществлении индивидуального подхода в общении с детьми,
· развитие коммуникативных навыков, навыков выхода из конфликтных ситуаций, овладение навыками управления стрессом,
Методы и формы работы:
1.Объединение коллектива единой целью. Осознание личного долга за свою частицу труда вытекает из коллективного долга ответственности, каждый педагог своим трудом вносит вклад в дело всего коллектива, где этот вклад получает надлежащее признание, одобрение, поощрение. Учебно-воспитательный процесс, строится на усилиях всех педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, где решаются такие важные задачи, как воспитание патриотизма, трудолюбия, гуманности и других моральных качеств человека. Объединяющая сила этой воспитательной работы заключается в том, что она занимает важное место в повседневном труде всех воспитателей.
2. Изучение коллектива посредством анкетирования, тестов, бесед и других методических материалов.
3. Кропотливая индивидуальная работа с каждым человеком, умение найти такой подход к педагогу, который окажется правильным только по отношению к нему, точно знать способности, интересы, особенности сотрудников;
4. Может и должен меняться состав педагогического коллектива, но не переходящим, постоянным должны оставаться его важнейшие качества – сохранение и умножение лучших традиций ДОУ, бережливая передача их молодым педагогам в наставничестве (посвящение в профессию, создание альбома «Исторические страницы ДОУ», проведение праздников к различным датам и др.)
5.Личность и пример руководителя должны быть примером и образцом для других сотрудников. Привлечь людей можно глубокими теоретическими и практическими знаниям, ровным и справедливым отношением к людям. Необходимо избегать нерешительности, быть стрессоустойчивым.
6. Руководитель должен научиться делегировать подчиненным не только обязанность и ответственность, но и права в рамках поставленной задачи, соответственно их опыту, способностям и старанию.
7. Необходимо постоянно создавать условия для роста профессиональной квалификации сотрудников посредством проведения тренингов, семинаров-практикумов, консультаций, открытых просмотров занятий, мастер-классов и др. Получение высшего образования, повышение квалификации на курсах, прохождение аттестации, участие в различных конкурсах, создание авторских программ, внедрение инновационных технологий дают положительный результат.
8 . Создание условий для творческого и душевного равновесия (комната релаксации, интерактивные формы работы, вебинары, тренинги и т.д.). Необходимо раскрывать яркие способности и дарования каждого педагога. Справедливое оценивание заслуг по делам, стимулирование за творческое отношение к работе – важное средство для душевного здоровья педагогов.
9. Материальное стимулирование мобилизует педагогов: а именно – Почетные грамоты всех уровней, подарки присвоение почетных званий, премий. Каждый труд не остается незамеченным.
Подводя итог, отмечу, что благоприятный психологический климат в коллективе оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, повышается качество воспитательно-образовательной деятельности и легче происходит внедрение инновационных форм работы и восприятие этих форм педагогами, повышается инициативность и самооценка.
«Прогресс невозможен без изменений, и те,
кто не может изменить свое мышление,
не могут изменить ничего».
Джордж Бернард Шоу
Кризис духовно-нравственного воспитания граждан затронул все российское общество и осознается одной из угроз национальной безопасности государства. Общество заинтересовано в том, чтобы дети воспитывались порядочными, нравственными и ответственными людьми, уважали культурные особенности российских народов и их религий, что требует от процесса образования целенаправленной деятельности по формированию общечеловеческих ценностей в подрастающем человеке. Труд, инициатива и творчество этих людей будут определять социально-экономический, научно-технический и нравственный прогресс Российского общества.
А кто же будет решать задачи духовно-нравственного воспитания, кто этот современный педагог?
Огромное значение отводится личности педагога-воспитателя. Он должен обладать разносторонними знаниями и высоким нравственным потенциалом, ориентироваться на возрастные и психологические особенности ребенка, учитывать нравственные задатки, развивать их умение взаимодействовать с людьми в соответствии с нормами морали. Воспитатель должен показывать не только свой профессионализм, но и глубокое понимание принципов общения как с детьми так и со взрослыми (коллегами, администрацией, родителями).
Как сформировать мотивацию - как основу саморазвития педагога, его стремления к достижению новых вершин в профессии для работы в режиме развития, с кем идти дальше?
Однако любые прогрессивные начинания окажутся блокированы, если педагог не будет видеть пользу от внедрения в свою работу каких-либо инноваций , которые необходимы на современном этапе.
На сегодняшний день проблема создания в коллективе благоприятного психологического климата является одной из самых основных в современной системе образования. От того, как будут складываться отношения внутри ДОУ, во многом будет зависеть качество образовательной деятельности, вовлечение в инновационную деятельность.
Так что же нужно понимать под термином «психологический климат?» Ф.Б.Ольшанский писал: «Психологический климат, или микроклимат, или психологическая атмосфера - все эти скорее метафорические, чем строго научные выражения очень удачно отражают сущность проблемы. Подобно тому, как в одном климате растение может зачахнуть, а в другом - пышно расцвести, человек может испытывать внутреннюю удовлетворенность и быть хорошим работником в одном коллективе и совершенно зачахнуть в другом».
Климат может быть благоприятным и неблагоприятным, хорошо или плохо влиять на самочувствие человека. Позиция каждого педагога в работе учреждения оказывает влияние на настроение всего педагогического коллектива. Одним из важных компонентов психологического климата выступает удовлетворенность работников своей жизнедеятельностью в коллективе. Она определяет эмоциональные состояния людей, их привязанность к месту работы. В свою очередь от этого зависит их организационная сплоченность - готовность к продолжению деятельности в своем образовательном учреждении. Раскрытие дарований, справедливое оценивание заслуг по делам, распределение обязанностей по способностям налаживает благоприятную обстановку.
Успешное воспитание дошкольников напрямую связано с индивидуально-личностными и профессиональными качествами воспитателя, среди которых организованность, повышение самооценки и профессиональные компетенции, нацеленность на результат. Таким образом, строительство психологического климата –это важнейшее дело не только администрации, но и каждого члена коллектива. Климат называют благоприятным, если в коллективе царит атмосфера доброжелательности, уважения и доверия, заботы о каждом. Если члены коллектива готовы к работе, проявляют творчество и достигают высокого качества, работая без контроля и неся ответственность за дело. Критика недостатков педагогов друг друга крайне отрицательно сказывается на формировании благоприятных условий в коллективе Развитие личности немыслимо в атмосфере равнодушия или неприязни друг к другу. Когда педагоги работают на пределе своих возможностей или заняты рутинной работой, тогда неизбежно возникают конфликты. А если в коллективе наблюдается высокий уровень конфликтности, то уровень эффективности и качества работы будут низкими. Отсюда вытекает еще одна проблема - психологического здоровья педагога. Все мы знаем, что воспитатель-профессия энергозатратная, связанная с творчеством, вечной погоней за информацией, сопровождающаяся взлетами и стрессами, профессиональными страхами, приводящими к нервным срывам, профессиональному выгоранию. И воспитатель должен осознавать, что его профессиональное здоровье – главное условие для создания благоприятного психологического климата в ДОУ, качества обучения и воспитания.
Главными задачами для меня как руководителя ДОУ для эффективной работы коллектива будут:
· совершенствование психологической компетенции педагогов, обеспечение реального гуманного взаимодействия детей и педагогов,
· помощь в наиболее успешной реализации себя в поведении и деятельности, способствование в сохранении психического здоровья,
· повышение уровня знаний педагогов по способам взаимодействия с различными категориями детей, помощь в осуществлении индивидуального подхода в общении с детьми,
· развитие коммуникативных навыков, навыков выхода из конфликтных ситуаций, овладение навыками управления стрессом,
Методы и формы работы:
1.Объединение коллектива единой целью. Осознание личного долга за свою частицу труда вытекает из коллективного долга ответственности, каждый педагог своим трудом вносит вклад в дело всего коллектива, где этот вклад получает надлежащее признание, одобрение, поощрение. Учебно-воспитательный процесс, строится на усилиях всех педагогов по духовно-нравственному воспитанию дошкольников, где решаются такие важные задачи, как воспитание патриотизма, трудолюбия, гуманности и других моральных качеств человека. Объединяющая сила этой воспитательной работы заключается в том, что она занимает важное место в повседневном труде всех воспитателей.
2. Изучение коллектива посредством анкетирования, тестов, бесед и других методических материалов.
3. Кропотливая индивидуальная работа с каждым человеком, умение найти такой подход к педагогу, который окажется правильным только по отношению к нему, точно знать способности, интересы, особенности сотрудников;
4. Может и должен меняться состав педагогического коллектива, но не переходящим, постоянным должны оставаться его важнейшие качества – сохранение и умножение лучших традиций ДОУ, бережливая передача их молодым педагогам в наставничестве (посвящение в профессию, создание альбома «Исторические страницы ДОУ», проведение праздников к различным датам и др.)
5.Личность и пример руководителя должны быть примером и образцом для других сотрудников. Привлечь людей можно глубокими теоретическими и практическими знаниям, ровным и справедливым отношением к людям. Необходимо избегать нерешительности, быть стрессоустойчивым.
6. Руководитель должен научиться делегировать подчиненным не только обязанность и ответственность, но и права в рамках поставленной задачи, соответственно их опыту, способностям и старанию.
7. Необходимо постоянно создавать условия для роста профессиональной квалификации сотрудников посредством проведения тренингов, семинаров-практикумов, консультаций, открытых просмотров занятий, мастер-классов и др. Получение высшего образования, повышение квалификации на курсах, прохождение аттестации, участие в различных конкурсах, создание авторских программ, внедрение инновационных технологий дают положительный результат.
8 . Создание условий для творческого и душевного равновесия (комната релаксации, интерактивные формы работы, вебинары, тренинги и т.д.). Необходимо раскрывать яркие способности и дарования каждого педагога. Справедливое оценивание заслуг по делам, стимулирование за творческое отношение к работе – важное средство для душевного здоровья педагогов.
9. Материальное стимулирование мобилизует педагогов: а именно – Почетные грамоты всех уровней, подарки присвоение почетных званий, премий. Каждый труд не остается незамеченным.
Подводя итог, отмечу, что благоприятный психологический климат в коллективе оказывает мощное влияние на успехи и неуспехи каждого педагога, повышается качество воспитательно-образовательной деятельности и легче происходит внедрение инновационных форм работы и восприятие этих форм педагогами, повышается инициативность и самооценка.