Лилия Сергеевна Изюмцева
Учитель русского языка и литературы ГБОУ «Школа № 354 им. Д.М. Карбышева», +7 (951) 537-55-51
ОДНКНР, или Основы духовно-нравственной культуры народов России: все о «новом» школьном предмете
В Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания обучающихся» ставится задача: «… формирование чувства патриотизма и гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам героев Отечества, к закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям …».
Программные документы перспективного развития школьного образования обращают наше внимание на духовные ценности и национальные идеалы, которые сложились исторически в России. Требования нового стандарта и программы воспитания акцентируют гражданскую мотивацию, социальную активность и приверженность духовным идеалам. Эти положения легли в основу предмета Основы духовно-нравственной культуры народов России (далее ОДНКНР).
Актуальность предмета определяется Стратегией развития воспитания в Российской Федерации до 2025 года. Она опирается на систему духовно-нравственных ценностей, сложившихся в процессе культурного развития России, таких как человеколюбие, справедливость, честь, совесть, воля, личное достоинство, вера в добро и стремление к исполнению нравственного долга перед самим собой, семьей, Отечеством.
Предмет является организационно-деятельностным механизмом формирования патриотических, гражданских и нравственных качеств личности школьника. Согласно Концепции преподавания предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» курс должен ориентировать школьников на «ценности, моральные нормы, духовные традиции, формирующие российскую гражданскую идентичность, российское самосознание, понимание цивилизационной духовной сущности и уникальности российской многонациональной и многоконфессиональной культуры».
В школе № 354 им. Д.М.Карбышева города Москвы данный предмет уже преподается по-новому. Вы спросите: разве изменилось содержание предмета? Отвечу: нет. Поменялась ситуация в России, изменились дети, а значит, и мы, учителя, должны совершенствовать подходы, формы, методы, чтобы достучаться до каждого ребенка, родителя.
Курс разделен на 4 тематических блока, которые позволяют системно подвести каждого участника образовательного процесса к единому выводу:
«Россия — наш общий дом»;
«Семья и духовно-нравственные ценности»;
«Духовно-нравственное богатство личности»;
«Культурное единство России».
Предметная область ОДНКНР тесно взаимодействует с русским языком и литературой, историей Отечества и всемирной историей, родным языком и родной литературой, культурологией, изобразительным искусством, музыкой, географией (культурной и экономической).
Использование межпредметных связей способствует целостному восприятию мира и усиливает воспитательный потенциал предметной области, развивает умение устанавливать причинно-следственные связи в различных областях знания, позволяет активизировать уже существующий интерес ученика к предмету.
Ребята-пятиклассники на уроках учатся осмысленно читать, работать с текстом, изучают географическое положение проживания того или иного народа, климатические условия региона и, анализируя, объясняют особенности народной кухни, костюма, устройства быта, музыкальные предпочтения народа, населяющего огромную территорию России.
Предметная область предполагает использование разных видов деятельности: игровых, исследовательских, проектных и других. Поэтому уроки получаются занимательные, но при этом научно-познавательные.
Следует отметить, что некоторые темы уроков требуют и непосредственное участие родителей; задания выполняют совместно, в семье. Например, Андрей Ф. на урок по теме: «Бытовые традиции народов России: пища, одежда, дом» вместе с мамой подготовил интересное сообщение о русском каравае и инсценировал свадебный обряд-встречу жениха и невесты с хлебом-солью. Фото1.
А на урок по теме: «Родина начинается с семьи» учащиеся принесли фотографии из семейного архива и подготовили устное сообщение о своих прадедушках, прабабушках, участвовавших в Великой Отечественной войне. На занятии чувствовалась атмосфера гордости ребят за своих предков. Это важно: видеть в глазах детей огонь души.
Итог нашей работы – разработка и защита проектов по теме: «Единство страны — залог будущего России». Пятиклассники должны были объяснить значение и роль общих элементов в культуре народов России для обоснования её территориального, политического и экономического единства и проявить свою творческую индивидуальность, а также умение работать в паре, группе. И им это удалось. Фото2. Проекты содержали стихи собственного сочинения, рисунки, аппликации, элементы декоративно-прикладного творчества, вопросы для викторины и краткие суждения по заданной теме.
Таким образом, личностные результаты освоения курса достигаются в единстве учебной и воспитательной деятельности: осознание российской гражданской идентичности; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; ценность самостоятельности и инициативы; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом. А правильно организованный урок ОДНКНР позволяет в учащимся, учителям, применяя новые технологии в системе патриотического воспитания, расширять социальную практику гражданско-правового становления школьников и формировать позитивное отношение к защите Отечества, к государственной символике, способность ценить нравственные устои, следовать духовным смыслам, нести гражданскую ответственность.