ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
1.1. Пояснительная записка
Согласно Федеральному образовательному стандарту сегодня одной из приоритетных задач образования является духовно - нравственное воспитание и социализация дошкольников. Важнейшей его целью является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Еще Михаил Ломоносов говорил, что «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Чем раньше мы начинаем знакомить детей с народной историей, тем больше вероятность того, что идеи, присущие народу, его мудрость, станут жизненным кредо, основой мировоззрения. Обращение к народной педагогике в данном случае весьма актуально и естественно.
Но о чем же говорить с самыми маленькими дошкольниками? Как вести эту работу? Очевидно, что начинать ее нужно с ознакомления детей с русским народным творчеством. В системе народной культуры большую роль играет фольклор. В переводе с английского языка – это «народное знание», «народная мудрость». Фольклор всегда самобытен, современен. В нём заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребёнком - эмоционального, эстетического, духовно-нравственного.
Дети только начинают посещать детский сад. На данном этапе, самое важное, чтобы дети как можно быстрее и легче адаптировались к его условиям. Эту работу уместно начать со знакомства с потешками, которые передадут напевность русского языка, успокоят, поддержат, а также помогут освоить режимные моменты. Для того, чтобы это произошло быстрее, необходимо опираться на художественное –эстетическую составляющую, так как в результате художественного творчества дети испытывают множество положительных эмоций. Эмоционально окрашенные умения быстрее формируются и закрепляются.
Главный вид деятельности детей в детском саду – это ИГРА. Поэтому, после освоения режимных моментов, начинаем знакомить детей с народными играми, в основе которых лежит речевое сопровождение на основе потешек: музыкальными, подвижными.
Парциальная программа «Забавушка» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» // Статья VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Требования к организации образовательного процесса, таблица 6.6).
4. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
8. Устав МАДОУ № 48.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: Облегчение процесса адаптации детей к условиям детского сада за счет использования потешек в повседневной жизни детей, алгоритмизации режимных моментов. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развитие речевого общения за счет использования потешек, песенок, закличек, позволяющих придать деятельности эмоциональную окраску. Формирование основ художественно – эстетического развития дошкольников.
Цель может быть достигнута при решении следующих задач:
· знакомить детей с потешками, песенками, закличками, отображающими режимные моменты, которые необходимы в повседневной жизни в условиях дошкольного учреждения;
· вводить речевое сопровождение в виде потешек в режимные и игровые моменты;
· формировать умение инсценировать фольклорные произведения;
· развивать самостоятельность, детскую инициативу, импровизационные способности детей в процессе обыгрывания и инсценировки потешек, песенок;
· развивать коммуникативные качества детей посредством знакомства с малыми фольклорными формами;
· развивать игровые способности детей младшего дошкольного возраста;
· развивать музыкальные способности детей: чувство ритма, лада, такта;
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
- Принцип систематичности и комплексности- передача материала осуществляется от простого к сложному, при этом оказывается квалифицированная и разносторонняя помощь детям.
- Принцип гуманистичности – обеспечивает развитие личности, способности сохранять свои нравственные качества в постоянно изменяющемся мире.
- Принцип деятельностный – обеспечивает активное участие ребенка в деятельности.
- Принцип связи обучения и воспитания с повседневной жизнью – после ознакомления с каждой темой перед детьми ставится проблема; где это может пригодиться в жизни? (а также задача алгоритмизации режимных моментов).
- Принцип наглядности – эффективность образовательного процесса зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств ребенка и иметь эмоциональную привлекательность;
1.4. Значимые для программы характеристики
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
К детскому фольклору относятся:
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни
Использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.
1.5 Планируемые результаты освоения программы
Реализация программы способствует достижению дошкольниками следующих целевых ориентиров на этапе освоения программы:
Первый год обучения (1,5 - 3 года):
*Дети знакомы с потешками, песенками, закличками, отображающими режимные моменты; проявляют к ним интерес.
*Используют в речи тексты или части текста знакомых потешек в различных режимных моментах.
Умеют инсценировать фольклорные произведения.
Второй год обучения (3 – 4 года)
* У детей развиты коммуникативные качества: умение слушать, понимать и принимать условия игры, сотрудничают со взрослыми и сверстниками в процессе игры.
* Дети охотно играют в народные игры.
* Развиты навыки подвижных игр (в том числе с музыкальным сопровождением) в основе которых лежат малые фольклорные формы.
1.6. Педагогическая диагностика
Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, исследования проводимого 1 раз в год. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
* Бланк для анкетирования родителей. (Приложение 1)
* Таблица диагностических исследований (мониторинг) в первой младшей группе. (Приложение 2)
* Таблица диагностических исследований (мониторинг) во второй младшей группе. (Приложение 3)
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности образовательной деятельности и разных видов культурных практик
Образовательная деятельность по данной программе проводится с детьми первой младшей группы один раз в неделю в течение 10 минут в рамках реализации художественно- эстетического развития; во второй младшей группе – 15 минут во время организации совместной деятельности педагога с детьми.
Для понимания особенностей организации художественно-эстетической деятельности дошкольников как культурной практики необходимо обратиться к опыту народного воспитания. В традиционной культуре искусством становилось все, чем окружал себя человек, и само жизнеустройство, в основе которого лежал народный обряд. Оно соединяло в себе движение, танец, музыку, поэзию, изображение-украшение. При этом, приобщение ребенка к народному искусству никогда не было насильственным. Находясь рядом со взрослыми в различных трудовых ситуациях и в часы отдыха, во время коллективных праздников, ребенок осваивал ценности народной культуры — праздничное и поэтическое мировосприятие, цельность мироощущения, родственную связь с природой. Навыки культурной жизни — участие в играх, посиделках, хороводах, народное пение, украшение одежды, жилища и утвари и пр. — осваивались ребенком через включение в жизнь семьи, общества, рода.
Одной из старейших культурных практик является использование фольклора. Фольклор – это творчество, для которого не требуется никакого материала и где средством воплощения художественного замысла является сам человек. К фольклору принято причислять словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано народной заботой о молодежи - своем будущем. Можно сказать, что фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения.
В основе технологии фольклора лежит механизм идентификации (присвоения) детьми мотивов и норм поведения в обществе, общественных ролей, ценностных ориентаций и через них регуляцию культурного поведения детей в обществе. Кроме того, при реализации представленной программы активно используется игровая технология. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, т. е. к фольклору тоже можно через игровые технологии:
1. русские народные игры (обрядовые, хороводные);
2. театральные игры: игры – драматизации, режиссерские игры.
3. пальчиковые игры;
4. игры - фантазирование;
5. фольклорные праздники.
Ознакомление с малыми фольклорными формами начинается с раннего возраста через введение в повседневную жизнь потешек, сопровождающих все режимные моменты, позднее вводятся традиционные (народные) игры. Это игры- забавы, они забавляют, веселят детей, и в то же время, несут в себе какой-то познавательный и воспитательный элемент. Знакомство с русской народной игрой обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, приобщает к народной культуре, имеют значительный здоровьесберегающий эффект, играют неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре.
2.2. Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область
Содержание педагогической работы
Социально-коммуникативное развитие
1.Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности.
2.Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками. 3.Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности и режимных моментах
Познавательное развитие
1.Формирование целостной картины мира.
Речевое развитие
1.Широкое использование фольклора: потешек, песенок, закличек
2.Пополнять словарь детей, в том числе пассивный, за счет углубления знаний о режимных моментах и алгоритмов их выполнения.
4.Развивать умение рассказывать русские народные потешки.
Художественно-эстетическое развитие
1.Понимать познавательное значение фольклорного произведения, 2.Воспитывать интерес к народному искусству
Физическое развитие
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных музыкальных и подвижных играх.
3.Развитие двигательной активности, интереса и любви к русским народным играм.
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
В процессе реализации программы необходимо учитывать каким образом будет осуществляться поддержка детской инициативы.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Чем же по требованиям ФГОС раздел «Поддержка детской инициативы» отличается от привычных педагогов «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт в той или иной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
В результате анализа литературы нами сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников:
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности: инсценировки потешек, сюжетно-ролевые игры в которых используются песенки народного содержания, импровизации.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
*развивать активный интерес детей к народному творчеству, стремление к получению новых знаний и умений через знакомство с малыми фольклорными формами;
*создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте, то есть использовать тексты потешек при организации обязательных режимных моментов;
*постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
*тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
*ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
*поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. При реализации программы «Забавушка», детскую инициативу важно предоставлять при играх – инсценировках, при создании персонажей и элементов костюмов для них, а также атрибутов для различных музыкальных и подвижных игр.
Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
2.4. Взаимодействие с семьей
При реализации программы особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях, народных праздниках, помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Это надо учитывать при тематическом планировании. Проводятся консультации, рекомендации для родителей, которые размещаются в родительском уголке, на сайте детского сада и официальных страницах дошкольного учреждения.
На родительских собраниях, мастер-классах, посиделках семьи обмениваются своим опытом по использованию малых фольклорных форм в повседневной жизни своей семьи, делятся тем, какие колыбельные песенки поют своим детям.
Родители активно вовлекаются в деятельность по созданию предметной развивающей среды: кукол – пеленашек, которым дети могут петь колыбельные, костюмов для игр – инсценировок, атрибутов для подвижных и музыкальных игр народного характера. Проводятся совместные акции, прогулки, экскурсии, выставки семейных реликвий.
В русском фольклоре сочетаются: слово, музыкальный ритм, напевность; в нём сохранились нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, родители охотно знакомятся с народным творчеством, начинают использовать в своей повседневной жизни малые фольклорные формы, на этом фоне дети быстрее адаптируются к условиям детского сада, а родители становятся помощниками для педагогов при формировании у детей алгоритмов выполнения разнообразных режимных моментов и санитарно-гигиенических навыков.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Описание материально технического – обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
В дошкольном учреждении обеспечена развивающая предметно-пространственная среда в
соответствии с ФГОС ДО (безопасное, трансформируемое, полифункциональное оборудование, обеспечивающее насыщенность, вариативность среды). Имеется необходимое программно-методическое обеспечение в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Создаются условия для комфортного пребывания воспитанников, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психологического здоровья. Создание предметно-развивающей среды происходит с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Занятия проходят в групповой комнате, оборудованной рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.
Развивающая предметно-пространственная среда
- фольклорный материал, адекватный возрасту детей;
- картотеки потешек, пальчиковых игр и т.д;
-подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
- ширма для показа инсценировок народных потешек
- разные виды театра по русским потешкам, песенкам;
-различные игрушки для самостоятельной импровизации игры;
-магнитофон, аудиозаписи. видеозаписи, телевизор для просмотра познавательных мультфильмов;
Развивающая предметно - пространственная среда соответствует возрастным особенностям детей.
Программа полностью обеспечена методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3.2. Кадровые условия
В реализации программы участвуют педагоги, работающие в первых и вторых младших группах 1,2,3 корпусов:
Плотникова Мария Владимировна, воспитатель;
Дуракова Лариса Викторовна, воспитатель;
Гянджимова Парвана Гянджим кызы, воспитатель;
Лузина Екатерина Сергеевна, воспитатель;
Чистякова Елена Анатольевна, воспитатель; высшая квалификационная категория;
Тимофеева Людмила Васильевна, воспитатель; первая квалификационная категория;
Целищева Елизавета Сергеевна, воспитатель; первая квалификационная категория;
Матвеева Наталья Павловна, воспитатель;
Ярославцева Анна Петровна, воспитатель;
Алимпиева Венера Тагировна, воспитатель;
Фольман Юлия Владимировна, воспитатель;
Митюшина Анна Викторовна, воспитатель;
Трунова Анна Витальевна, воспитатель;
Баранова Дарья Назаровна, воспитатель.
3.3. Планирование образовательной деятельности
Данная программа предусматривает постепенное освоение материала по блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.
3.4. Учебный план
Учебно-тематический план
Первый год обучения (1,5-3 года)
№№
месяц
Тематика
БЛОК «ПОТЕШКИ, КОТОРЫЕ НАС УЧАТ»
1
сентябрь
«Приветствие»
2
сентябрь
«Умывание»
3
октябрь
«Завтрак»
4
октябрь
«Уборка игрушек»
5
ноябрь
«Одевание на прогулку»
6
декабрь
«Моем руки после прогулки»
7
декабрь
«Одевание после прогулки»
8
декабрь
«Обед»
9
январь
«Укладывание на дневной сон»
10
февраль
«Пробуждение после дневного сна»
11
март
«Зарядка после дневного сна»
12
март
«Хождение по массажной дорожке»
13
март
«Полдник»
14
апрель
«Причесывание»
15
апрель
«Если ребенок плачет»
16
апрель
«Если ребенок ударился»
17
май
«Прогулка»
18
май
«При высаживании на горшок»
Содержание учебно-тематического плана.
Первый год обучения (возраст 1,5-3 года)
№№
Название раздела
Формы проверки реализации программы
Содержание
Количество занятий
Теория
Практика
1
«Приветствие»
Отзывы родителей, результаты наблюдений педагогов
На занятиях дети знакомятся с потешками, народными песенками, закличками, соответствующими теме раздела (режимному моменту), запоминают их. Формируется умение использовать их в повседневной деятельности, в том числе игровой.
Развивается активный словарь
1
1
2
«Умывание»
1
1
3
«Завтрак»
1
1
4
«Уборка игрушек»
1
5
«Одевание на прогулку»
1
4
6
«Моем руки после прогулки»
1
7
«Одевание после прогулки»
1
8
«Обед»
1
1
9
«Укладывание на дневной сон»
1
2
10
«Пробуждение после дневного сна»
1
3
11
«Зарядка после дневного сна»
1
12
«Хождение по массажной дорожке»
1
1
13
«Полдник»
1
14
«Причесывание»
1
1
15
«Если ребенок плачет»
1
16
«Если ребенок ударился»
1
1
17
«Прогулка»
1
1
18
«При высаживании на горшок»
1
1
ИТОГО:
36
1.1. Пояснительная записка
Согласно Федеральному образовательному стандарту сегодня одной из приоритетных задач образования является духовно - нравственное воспитание и социализация дошкольников. Важнейшей его целью является воспитание нравственного, ответственного, инициативного и компетентного гражданина России. Еще Михаил Ломоносов говорил, что «народ, не знающий своего прошлого, не имеет будущего». Чем раньше мы начинаем знакомить детей с народной историей, тем больше вероятность того, что идеи, присущие народу, его мудрость, станут жизненным кредо, основой мировоззрения. Обращение к народной педагогике в данном случае весьма актуально и естественно.
Но о чем же говорить с самыми маленькими дошкольниками? Как вести эту работу? Очевидно, что начинать ее нужно с ознакомления детей с русским народным творчеством. В системе народной культуры большую роль играет фольклор. В переводе с английского языка – это «народное знание», «народная мудрость». Фольклор всегда самобытен, современен. В нём заложен богатый художественный потенциал для восприятия мира ребёнком - эмоционального, эстетического, духовно-нравственного.
Дети только начинают посещать детский сад. На данном этапе, самое важное, чтобы дети как можно быстрее и легче адаптировались к его условиям. Эту работу уместно начать со знакомства с потешками, которые передадут напевность русского языка, успокоят, поддержат, а также помогут освоить режимные моменты. Для того, чтобы это произошло быстрее, необходимо опираться на художественное –эстетическую составляющую, так как в результате художественного творчества дети испытывают множество положительных эмоций. Эмоционально окрашенные умения быстрее формируются и закрепляются.
Главный вид деятельности детей в детском саду – это ИГРА. Поэтому, после освоения режимных моментов, начинаем знакомить детей с народными играми, в основе которых лежит речевое сопровождение на основе потешек: музыкальными, подвижными.
Парциальная программа «Забавушка» разработана в соответствии со следующими нормативными документами:
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
2. Приказ министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
3. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 января 2021 г. № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания» // Статья VI. Гигиенические нормативы по устройству, содержанию и режиму работы организаций воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи (Требования к организации образовательного процесса, таблица 6.6).
4. Постановление главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
5. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 г. и плана мероприятий по ее реализации».
6. Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
7. Письмо Минобрнауки России от 11.12.2006 г. №06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей».
8. Устав МАДОУ № 48.
1.2. Цели и задачи реализации программы
Цель программы: Облегчение процесса адаптации детей к условиям детского сада за счет использования потешек в повседневной жизни детей, алгоритмизации режимных моментов. Формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками. Развитие речевого общения за счет использования потешек, песенок, закличек, позволяющих придать деятельности эмоциональную окраску. Формирование основ художественно – эстетического развития дошкольников.
Цель может быть достигнута при решении следующих задач:
· знакомить детей с потешками, песенками, закличками, отображающими режимные моменты, которые необходимы в повседневной жизни в условиях дошкольного учреждения;
· вводить речевое сопровождение в виде потешек в режимные и игровые моменты;
· формировать умение инсценировать фольклорные произведения;
· развивать самостоятельность, детскую инициативу, импровизационные способности детей в процессе обыгрывания и инсценировки потешек, песенок;
· развивать коммуникативные качества детей посредством знакомства с малыми фольклорными формами;
· развивать игровые способности детей младшего дошкольного возраста;
· развивать музыкальные способности детей: чувство ритма, лада, такта;
1.3. Принципы и подходы к формированию программы
- Принцип систематичности и комплексности- передача материала осуществляется от простого к сложному, при этом оказывается квалифицированная и разносторонняя помощь детям.
- Принцип гуманистичности – обеспечивает развитие личности, способности сохранять свои нравственные качества в постоянно изменяющемся мире.
- Принцип деятельностный – обеспечивает активное участие ребенка в деятельности.
- Принцип связи обучения и воспитания с повседневной жизнью – после ознакомления с каждой темой перед детьми ставится проблема; где это может пригодиться в жизни? (а также задача алгоритмизации режимных моментов).
- Принцип наглядности – эффективность образовательного процесса зависит от степени привлечения к восприятию всех органов чувств ребенка и иметь эмоциональную привлекательность;
1.4. Значимые для программы характеристики
Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазии, яркие художественные образы привлекают внимание ребенка, доставляют ему радость и в тоже время оказывают на него свое воспитательное воздействие. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.
К детскому фольклору относятся:
Пестушки – песенки, которыми сопровождается уход за ребенком.
Потешки – игры взрослого с ребенком (с его пальчиками, ручками).
Заклички – обращение к явлениям природы (солнцу, ветру, дождю, снегу, радуге, деревьям).
Считалки – коротенькие стишки, служащие для справедливого распределения ролей в играх.
Скороговорки и чистоговорки, незаметно обучающие детей правильной и чистой речи.
Дразнилки – веселые, шутливые, кратко и метко называющие какие-то смешные стороны во внешности ребенка, в особенностях его поведения.
Прибаутки, шутки, перевертыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей.
Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям.
Колыбельные – народный фольклор сопровождает жизнь малыша с самых первых дней появления на свет. Самыми первыми произведениями фольклора, с которыми знакомится ребенок, являются колыбельные песни
Использование фольклора имеет огромное значение в жизни малыша. Вызывает положительные эмоции, побуждает интерес, поддерживает.
1.5 Планируемые результаты освоения программы
Реализация программы способствует достижению дошкольниками следующих целевых ориентиров на этапе освоения программы:
Первый год обучения (1,5 - 3 года):
*Дети знакомы с потешками, песенками, закличками, отображающими режимные моменты; проявляют к ним интерес.
*Используют в речи тексты или части текста знакомых потешек в различных режимных моментах.
Умеют инсценировать фольклорные произведения.
Второй год обучения (3 – 4 года)
* У детей развиты коммуникативные качества: умение слушать, понимать и принимать условия игры, сотрудничают со взрослыми и сверстниками в процессе игры.
* Дети охотно играют в народные игры.
* Развиты навыки подвижных игр (в том числе с музыкальным сопровождением) в основе которых лежат малые фольклорные формы.
1.6. Педагогическая диагностика
Результативность, эффективность программы можно выявить путем наблюдений, исследования проводимого 1 раз в год. Анализ результатов включает в себя следующие моменты:
* Бланк для анкетирования родителей. (Приложение 1)
* Таблица диагностических исследований (мониторинг) в первой младшей группе. (Приложение 2)
* Таблица диагностических исследований (мониторинг) во второй младшей группе. (Приложение 3)
2.СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
2.1. Особенности образовательной деятельности и разных видов культурных практик
Образовательная деятельность по данной программе проводится с детьми первой младшей группы один раз в неделю в течение 10 минут в рамках реализации художественно- эстетического развития; во второй младшей группе – 15 минут во время организации совместной деятельности педагога с детьми.
Для понимания особенностей организации художественно-эстетической деятельности дошкольников как культурной практики необходимо обратиться к опыту народного воспитания. В традиционной культуре искусством становилось все, чем окружал себя человек, и само жизнеустройство, в основе которого лежал народный обряд. Оно соединяло в себе движение, танец, музыку, поэзию, изображение-украшение. При этом, приобщение ребенка к народному искусству никогда не было насильственным. Находясь рядом со взрослыми в различных трудовых ситуациях и в часы отдыха, во время коллективных праздников, ребенок осваивал ценности народной культуры — праздничное и поэтическое мировосприятие, цельность мироощущения, родственную связь с природой. Навыки культурной жизни — участие в играх, посиделках, хороводах, народное пение, украшение одежды, жилища и утвари и пр. — осваивались ребенком через включение в жизнь семьи, общества, рода.
Одной из старейших культурных практик является использование фольклора. Фольклор – это творчество, для которого не требуется никакого материала и где средством воплощения художественного замысла является сам человек. К фольклору принято причислять словесные, музыкальные, хореографические и драматические виды народного искусства.
Фольклор имеет ясно выраженную дидактическую направленность. Многое в нем создавалось специально для детей и было продиктовано народной заботой о молодежи - своем будущем. Можно сказать, что фольклор "обслуживает" ребенка с самого его рождения.
В основе технологии фольклора лежит механизм идентификации (присвоения) детьми мотивов и норм поведения в обществе, общественных ролей, ценностных ориентаций и через них регуляцию культурного поведения детей в обществе. Кроме того, при реализации представленной программы активно используется игровая технология. Приобщать детей к истокам русской народной культуры, т. е. к фольклору тоже можно через игровые технологии:
1. русские народные игры (обрядовые, хороводные);
2. театральные игры: игры – драматизации, режиссерские игры.
3. пальчиковые игры;
4. игры - фантазирование;
5. фольклорные праздники.
Ознакомление с малыми фольклорными формами начинается с раннего возраста через введение в повседневную жизнь потешек, сопровождающих все режимные моменты, позднее вводятся традиционные (народные) игры. Это игры- забавы, они забавляют, веселят детей, и в то же время, несут в себе какой-то познавательный и воспитательный элемент. Знакомство с русской народной игрой обогащает чувства и речь детей, формирует отношение к окружающему миру, приобщает к народной культуре, имеют значительный здоровьесберегающий эффект, играют неоценимую роль во всестороннем развитии ребенка.
Используя в педагогическом процессе народные игры, воспитатели не только реализуют обучающие и развивающие функции игровых технологий, но и различные воспитательные функции: они одновременно приобщают воспитанников к народной культуре.
2.2. Содержание образования по образовательным областям
Образовательная область
Содержание педагогической работы
Социально-коммуникативное развитие
1.Формирование представления о народной культуре; развитие навыков игровой деятельности.
2.Развитие свободного общения со взрослыми и сверстниками. 3.Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в различных видах деятельности и режимных моментах
Познавательное развитие
1.Формирование целостной картины мира.
Речевое развитие
1.Широкое использование фольклора: потешек, песенок, закличек
2.Пополнять словарь детей, в том числе пассивный, за счет углубления знаний о режимных моментах и алгоритмов их выполнения.
4.Развивать умение рассказывать русские народные потешки.
Художественно-эстетическое развитие
1.Понимать познавательное значение фольклорного произведения, 2.Воспитывать интерес к народному искусству
Физическое развитие
1.Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.
2.Развитие физических качеств и нравственных чувств в русских народных музыкальных и подвижных играх.
3.Развитие двигательной активности, интереса и любви к русским народным играм.
2.3 Способы и направления поддержки детской инициативы
В процессе реализации программы необходимо учитывать каким образом будет осуществляться поддержка детской инициативы.
Основным принципом дошкольного образования согласно ФГОС является построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, а также поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Чем же по требованиям ФГОС раздел «Поддержка детской инициативы» отличается от привычных педагогов «самостоятельной деятельности детей»? Главное отличие: детскую инициативу в самостоятельной деятельности необходимо развивать, поддерживать, создавать дополнительно проблемно-игровые или практические ситуации, побуждающие дошкольников применить имеющийся опыт в той или иной деятельности, проявить инициативу, активность для самостоятельного решения возникшей задачи.
В результате анализа литературы нами сформулированы понятия самостоятельности и инициативности дошкольников:
Самостоятельность – обобщенное свойство личности, проявляющееся в инициативности, критичности, адекватной самооценке и чувстве личной ответственности за свою деятельность и поведение.
Инициативность – частный случай самостоятельности, стремление к инициативе, изменение форм деятельности или уклада жизни. Это мотивационное качество, рассматривается и как волевая характеристика поведения человека.
Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Это важнейший показатель детского интеллекта, его развития. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Инициативный ребенок стремится к организации игр, продуктивных видов деятельности, содержательного общения, он умеет найти занятие, соответствующее собственному желанию; включиться в разговор, предложить интересное дело другим детям. В дошкольном возрасте инициативность связана с проявлением любознательности, пытливости ума, изобретательностью. Инициативного ребенка отличает содержательность интересов. Возможность играть, рисовать, конструировать, сочинять и пр. в соответствии с собственными интересами является важнейшим источником эмоционального благополучия ребенка в детском саду.
Все виды деятельности ребенка в детском саду могут осуществляться в форме самостоятельной инициативной деятельности: инсценировки потешек, сюжетно-ролевые игры в которых используются песенки народного содержания, импровизации.
В развитии детской инициативы и самостоятельности воспитателю важно соблюдать ряд общих требований:
*развивать активный интерес детей к народному творчеству, стремление к получению новых знаний и умений через знакомство с малыми фольклорными формами;
*создавать разнообразные условия и ситуации, побуждающие детей к активному применению знаний, умений, способов деятельности в личном опыте, то есть использовать тексты потешек при организации обязательных режимных моментов;
*постоянно расширять область задач, которые дети решают самостоятельно. Постепенно выдвигать перед детьми более сложные задачи, требующие сообразительности, творчества, поиска новых подходов, поощрять детскую инициативу;
*тренировать волю детей, поддерживать желание преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
*ориентировать дошкольников на получение хорошего результата.
*поддерживать у детей чувство гордости и радости от успешных самостоятельных действий, подчеркивать рост возможностей и достижений каждого ребенка, побуждать к проявлению инициативы и творчества.
Воспитателю важно владеть способами поддержки детской инициативы. При реализации программы «Забавушка», детскую инициативу важно предоставлять при играх – инсценировках, при создании персонажей и элементов костюмов для них, а также атрибутов для различных музыкальных и подвижных игр.
Взрослым необходимо научиться тактично, сотрудничать с детьми: не стараться всё сразу показывать и объяснять, не преподносить сразу какие-либо неожиданные сюрпризные, шумовые эффекты и т.п. Необходимо создавать условия, чтобы дети о многом догадывались самостоятельно, получали от этого удовольствие.
2.4. Взаимодействие с семьей
При реализации программы особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях, народных праздниках, помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Это надо учитывать при тематическом планировании. Проводятся консультации, рекомендации для родителей, которые размещаются в родительском уголке, на сайте детского сада и официальных страницах дошкольного учреждения.
На родительских собраниях, мастер-классах, посиделках семьи обмениваются своим опытом по использованию малых фольклорных форм в повседневной жизни своей семьи, делятся тем, какие колыбельные песенки поют своим детям.
Родители активно вовлекаются в деятельность по созданию предметной развивающей среды: кукол – пеленашек, которым дети могут петь колыбельные, костюмов для игр – инсценировок, атрибутов для подвижных и музыкальных игр народного характера. Проводятся совместные акции, прогулки, экскурсии, выставки семейных реликвий.
В русском фольклоре сочетаются: слово, музыкальный ритм, напевность; в нём сохранились нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности, родители охотно знакомятся с народным творчеством, начинают использовать в своей повседневной жизни малые фольклорные формы, на этом фоне дети быстрее адаптируются к условиям детского сада, а родители становятся помощниками для педагогов при формировании у детей алгоритмов выполнения разнообразных режимных моментов и санитарно-гигиенических навыков.
3.ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
3.1.Описание материально технического – обеспечения, обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания
В дошкольном учреждении обеспечена развивающая предметно-пространственная среда в
соответствии с ФГОС ДО (безопасное, трансформируемое, полифункциональное оборудование, обеспечивающее насыщенность, вариативность среды). Имеется необходимое программно-методическое обеспечение в соответствии с образовательной программой дошкольного образования. Создаются условия для комфортного пребывания воспитанников, обеспечивающие охрану и укрепление физического и психологического здоровья. Создание предметно-развивающей среды происходит с учетом принципа интеграции образовательных областей.
Материалы и оборудование для одной образовательной области могут использоваться и в ходе реализации других областей.
Занятия проходят в групповой комнате, оборудованной рабочими местами, необходимыми принадлежностями, наглядностью. В процессе обучения применяются разнообразные дидактические и методические материалы.
Развивающая предметно-пространственная среда
- фольклорный материал, адекватный возрасту детей;
- картотеки потешек, пальчиковых игр и т.д;
-подобрана иллюстрированная литература с фольклорными произведениями.
- ширма для показа инсценировок народных потешек
- разные виды театра по русским потешкам, песенкам;
-различные игрушки для самостоятельной импровизации игры;
-магнитофон, аудиозаписи. видеозаписи, телевизор для просмотра познавательных мультфильмов;
Развивающая предметно - пространственная среда соответствует возрастным особенностям детей.
Программа полностью обеспечена методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
3.2. Кадровые условия
В реализации программы участвуют педагоги, работающие в первых и вторых младших группах 1,2,3 корпусов:
Плотникова Мария Владимировна, воспитатель;
Дуракова Лариса Викторовна, воспитатель;
Гянджимова Парвана Гянджим кызы, воспитатель;
Лузина Екатерина Сергеевна, воспитатель;
Чистякова Елена Анатольевна, воспитатель; высшая квалификационная категория;
Тимофеева Людмила Васильевна, воспитатель; первая квалификационная категория;
Целищева Елизавета Сергеевна, воспитатель; первая квалификационная категория;
Матвеева Наталья Павловна, воспитатель;
Ярославцева Анна Петровна, воспитатель;
Алимпиева Венера Тагировна, воспитатель;
Фольман Юлия Владимировна, воспитатель;
Митюшина Анна Викторовна, воспитатель;
Трунова Анна Витальевна, воспитатель;
Баранова Дарья Назаровна, воспитатель.
3.3. Планирование образовательной деятельности
Данная программа предусматривает постепенное освоение материала по блокам. Каждому блоку соответствует определенное содержание, которое составлено с учетом имеющихся условий и решаемых воспитательно-образовательных задач.
3.4. Учебный план
Учебно-тематический план
Первый год обучения (1,5-3 года)
№№
месяц
Тематика
БЛОК «ПОТЕШКИ, КОТОРЫЕ НАС УЧАТ»
1
сентябрь
«Приветствие»
2
сентябрь
«Умывание»
3
октябрь
«Завтрак»
4
октябрь
«Уборка игрушек»
5
ноябрь
«Одевание на прогулку»
6
декабрь
«Моем руки после прогулки»
7
декабрь
«Одевание после прогулки»
8
декабрь
«Обед»
9
январь
«Укладывание на дневной сон»
10
февраль
«Пробуждение после дневного сна»
11
март
«Зарядка после дневного сна»
12
март
«Хождение по массажной дорожке»
13
март
«Полдник»
14
апрель
«Причесывание»
15
апрель
«Если ребенок плачет»
16
апрель
«Если ребенок ударился»
17
май
«Прогулка»
18
май
«При высаживании на горшок»
Содержание учебно-тематического плана.
Первый год обучения (возраст 1,5-3 года)
№№
Название раздела
Формы проверки реализации программы
Содержание
Количество занятий
Теория
Практика
1
«Приветствие»
Отзывы родителей, результаты наблюдений педагогов
На занятиях дети знакомятся с потешками, народными песенками, закличками, соответствующими теме раздела (режимному моменту), запоминают их. Формируется умение использовать их в повседневной деятельности, в том числе игровой.
Развивается активный словарь
1
1
2
«Умывание»
1
1
3
«Завтрак»
1
1
4
«Уборка игрушек»
1
5
«Одевание на прогулку»
1
4
6
«Моем руки после прогулки»
1
7
«Одевание после прогулки»
1
8
«Обед»
1
1
9
«Укладывание на дневной сон»
1
2
10
«Пробуждение после дневного сна»
1
3
11
«Зарядка после дневного сна»
1
12
«Хождение по массажной дорожке»
1
1
13
«Полдник»
1
14
«Причесывание»
1
1
15
«Если ребенок плачет»
1
16
«Если ребенок ударился»
1
1
17
«Прогулка»
1
1
18
«При высаживании на горшок»
1
1
ИТОГО:
36