Статьи

«Модель психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся 2-3 классов» Автор: Вилисова Галина Леонидовна

Вилисова Галина Леонидовна, учитель начальных классов,

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 4»

г. Чайковский



«Модель психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся 2-3 классов»



Актуальность изучения новых подходов и механизмов работы с одаренными детьми обусловлена тем, что сегодня российское образование находится в состоянии реформирования, сопровождающегося структурными изменениями на всех уровнях. Перед педагогами стоит задача по обновлению психолого-педагогической работы с одаренными школьниками [4].

Развитие одаренности у учащихся следует рассматривать как одну из приоритетных задач их психолого-педагогического сопровождения уже на этапе начального образования, так как грамотное воспитание и обучение одаренных детей является важным компонентом в структуре общей обучаемости[3].

В настоящее время в нашей школе сложилась следующая ситуация: снизился уровень участия обучающихся в интеллектуальных играх и конкурсах на 25%. Отсутствуют за последние 5 лет и призовые места в муниципальных творческих конкурсах, призовые места на муниципальных предметных олимпиадах всего два раза. Обучающиеся 4 классов не выходят в муниципальный тур Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку и математике.

Коллективом нашей школы был разработан проект «Модель психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся 2-3 классов».

Цель проекта: создание модели психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся 2-3 классов.

В соответствие с целью, были поставлены следующие задачи:

  1. Пройти курсовую подготовку при Пермском гуманитарно-педагогическом университете.
  2. Изучить литературу по данной теме.
  3. Разработать программу и описать модель психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся 2-3 классов через работу клубов по направлениям.
  4. Апробировать разработанную модель сопровождения.
  5. Проанализировать результаты реализации проекта и определить пути совершенствования модели психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся 2-3 классов.

Модель воплощается в практику посредством работы клубов для одаренных обучающихся 2-3 классов по направлениям гуманитарное, спортивное, естественно-научное.

Реализация проекта осуществляется по этапам.

I этап. Подготовительный (проектный):

  • октябрь 2021 г. – март 2022 г.

II этап. Деятельностный (практический):

  • март 2022 г.– апрель 2023 г.

III этап. Аналитический:

  • май 2023 г.

Мы предполагаем, что в результате реализации проекта получим следующие результаты:

1. Ожидаемые результаты по отношению к условиям реализации проекта.

Критерии

Показатели

Создана модель психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся 2-3 классов

Наличие

Методические материалы (разработки занятий клубов, образовательных событий, диагностического инструментария)

Наличие

Освещение на сайте школы, публикации в группах школы «В контакте».

Наличие

Анализ реализации проекта.

Наличие

Качество проведенных мероприятий.

Отзывы

о мероприятиях проекта

2. Ожидаемые результаты по отношению к участникам проекта.

А. Обучающиеся

Критерии

Показатели (%)

Посещение образовательных событий.

80 % одаренных обучающихся

Активное посещение заседаний клуба.

60 % одаренных школьников

Повышения активности обучающихся в творческих и интеллектуальных конкурсах и олимпиадах.

70% из посещающих клубы

Повысились результативность участия в олимпиадах за год.

на 10%

Б. Педагоги

Критерии

Показатели (%)

Прошли повышение квалификации

по сопровождению одаренных обучающихся.

60 % из участвующих в проекте

Разработаны образовательные события, сценарии заседаний клубов.

Не менее 4 заседаний за учебный год и два образовательных события

Работа ведется согласно составленной программе.

Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных обучающихся 2-3 классов

«СИТ – спорт, интеллект, творчество» [1, 2].

Содержательная часть программы

Наименование мероприятия, тема

Количество часов

Цель занятия

Краткое содержание

мероприятия

Перечень форм психологической работы

Перечень оборудования

Способ получения обратной связи

Диагностика обучающихся и выявление склонностей детей по направлениям работы клубов (гуманитарное, естественно-научное, спортивное)

3 часа

Выбор кандидатов на сопровождение

Анкетирование педагогов по выбору кандидатов на сопровождение, диагностика интересов и склонностей обучающихся

Анкетирование, диагностика

Анкета для педагогов, диагностический инструментарий

Итоги анкетирования и диагностики

Запуск работы клубов, образовательное событие

«Осенняя карусель»

2 часа

Ознакомление с целью создания клубов

На образовательном событии, на котором присутствуют дети и родители обучающихся, выбранных в результате анкетирования и диагностики, посещают мини-занятия клубов по трем направлениям: гуманитарное, естественно-научное и спортивное, происходит выбор направления (окончательный), учитывая итоги диагностики и желания самих обучающихся

Консультирования родителей и обучающихся по выбору направления клубов, психологический тренинг

Компьютер, экран, результаты диагностики

Определение списков обучающихся по направлениям

Первое заседание (занятие) клубов по теме «Когда учиться бывает интересно» ( в спортивном направлении может быть тема «Заниматься спортом – это здорово»)

1,5 часа

Мотивация обучающихся на интеллектуальные (спортивные) занятия по развитию своих способностей

Задания на занятии клубов будут составлены таким образом, чтобы каждый обучающийся оказался в ситуации успеха и у него появилось желание посещать клуб в дальнейшем

Использование заданий, направленных на формирование интереса к посещению клубов

Компьютер, экран, задания

Отзыв о проведении заседания

Второе заседание (занятие) клубов по теме

«Путешествие в неизвестное»



1,5 часа

Ознакомление обучающихся с необычными сторонами обычных школьных предметов

(математики и окружающего мира в естественно-научном направлении, русского языка и литературного чтения в гуманитарном направлении, физической культуры и спорта в спортивном направлении)

Квест-игра о путешествии в предмет, где на станциях обучающиеся, посещающие клуб познакомятся с внепрограммным материалом по каждому предмету из направлений, сделают своеобразные открытия в каждом предмете, таким образом, у них сформируется мотивация на продолжение работы

Игры, тренинги,

Компьютер, экран, игры

Рефлексивный лист

Третье заседание

(занятие) клубов по теме «На Олимп»



1,5 часа

Выполнение обучающимися олимпиадных заданий которой обучающийся работал

Олимпиадные задания по уровням сложности, выполняя которые ребята будут взбираться на импровизированную гору Олимп. Итогом занятия будет индивидуальный результат каждого и результат команды, в которой работал ученик

Групповое занятие, индивидуальная консультация

Компьютер, экран, карточки с заданиями

Гора Олимп с личными результатами каждого (фигурка на горе), итоговый протокол выполнения олимпиадных заданий

Четвертое заседание

(занятие) клубов по теме

«Маленький исследователь»

1,5 часа

Проведение опытов и экспериментов

Обучающиеся, переходя по «вертушке», проводят эксперименты по направлениям, таким образом выходят на проектный или исследовательский замысел

Тренинг, групповое занятие

Компьютер, экран, оборудование для опытов и экспериментов

Стена отзывов

Итоговое образовательное событие для посещающих клубы

«Весенний калейдоскоп»

2 часа

Подведение итогов, презентация достижений

Проводится событие в виде интеллектуальной игры («Мозгобойня» или «Что, где, когда»). В которых задания предлагаются по всем направлениям, в которых работали клубы

Игра, групповое занятие

Компьютер, экран, карточки, маркеры, листы для заполнения ответов

Рефлексивное письмо руководителю клуба

Итоговая (по окончанию учебного года) диагностика обучающихся

3 часа

Повторная диагностика мотивации, определение уровня сформированности логического мышления

Проведение индивидуальной и (или) групповой диагностики

Диагностика

Диагностический инструментарий

Итоги диагностики

Проект реализуется при соблюдении следующих условий:

Информационно-рекламное обеспечение предполагает размещение материалов проекта на школьном сайте, группе школы в «В контакте».

Материально-техническое оснащение предполагает использование имеющего оборудования, оргтехники в МАОУ СОШ № 4.

Кадровое обеспечение. Руководители проекта координируют работу по проекту, ведут переговоры со всеми заинтересованными людьми, специалистами, организуют встречи, консультации, осуществляют выбор специалистов для организации мероприятий, ведут отчётно-учётную документацию. Исполнение проекта координируется администрацией МАОУ СОШ № 4.



Список литературы

  1. Науменко, Ю.А. Одаренный ребенок, семья и массовая школа: как сберечь и приумножить юные таланты? [Текст] /Ю.А. Науменко //Директор школы.- 2016.- С.85-94.
  2. Соловьева, В.С. Некоторые подходы к работе с одаренными детьми [Текст] /В.С. Соловьева//Практика административной работы в школе.- №2.- С.25-29.
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. № 286.
  4. Шумакова Н.Б. Одаренный ребенок: особенности обучения – М.: Просвещение, 2006. – 239 с.


Made on
Tilda