Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар
«Детский сад комбинированного вида № 202»
Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях
Музыкальный руководитель Евгения Викторовна Ксенякина
Воспитатель Анжелика Сергеевна Мирошниченко
Аннотация. Упражнения на развитие дыхания имеют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей
Ключевые слова. Упражнения на развитие правильного дыхания, дыхательная гимнастика, упражнения, речевые игры.
Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого–нибудь вызовет возражение. Действительно, без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.
Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: вдоха, паузы, выдоха, которые непрерывно и ритмично следуют друг за другом. Жизненная емкость легких у ребенка маленькая, а потребность в кислороде велика, поэтому он дышит часто и поверхностно. Поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено. В чистом воздухе меньше микробов, снижается риск заболевания.
Пение, мелодекламация, специальные речевые игры способствуют развитию голоса (основой которого является правильное дыхание). Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок, которые влияют на здоровье часто болеющих детей, а также детей имеющих речевые нарушения.
Упражнения на развитие дыхания имеют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения и конечно, чтобы петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще.
Главные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:
• Укреплять физическое дыхание детей (без речи)
• Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
Дыхательная гимнастика и пение оказывает на детей психотерапевтическое, даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочные ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели дыхательной системы, развиваются певческие способности детей. Занимаясь дыхательной гимнастикой на занятии следим, чтобы у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащенное дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках и ногах). Если начинает кружиться голова - складываем ладошки вместе (ковшиком, подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2 – 3 раза).
Приведем в качестве примера упражнения на формирование диафрагматического дыхания с использованием музыкотерапии.
«Шарик» Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Давайте посмотрим, у кого шарик получится самый большой. Упражнения для детей с нарушением носового дыхания (под музыку).
«Бегемотик».
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох)
То животик опускается (выдох).
«Веселый паровозик».
Детям дается установка:
«Чей паровозик дольше проедет?»
Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку муз. руководителя паровозик едет: «Чух-чух-чух» - так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.
Инновационные дыхательные упражнения можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей, в первой половине дня перед артикуляционной гимнастикой. Надо помнить, что положительные результаты для оздоровления дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива детского сада и родителей.
Список литературы:
1. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» занятия игры упражнения - Изд. - Волгоград: Учитель, 2013г.
2. Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» - М. : Издательство «Скрипторий 2003».
«Детский сад комбинированного вида № 202»
Дыхательные упражнения на музыкальных занятиях
Музыкальный руководитель Евгения Викторовна Ксенякина
Воспитатель Анжелика Сергеевна Мирошниченко
Аннотация. Упражнения на развитие дыхания имеют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей
Ключевые слова. Упражнения на развитие правильного дыхания, дыхательная гимнастика, упражнения, речевые игры.
Дыхание – это жизнь. Справедливость такого утверждения вряд ли у кого–нибудь вызовет возражение. Действительно, без твердой пищи организм может обходиться несколько месяцев, без воды – несколько дней, то без воздуха – всего несколько минут.
Процесс дыхания, осуществляемый дыхательными центрами нервной системы, состоит из трех фаз: вдоха, паузы, выдоха, которые непрерывно и ритмично следуют друг за другом. Жизненная емкость легких у ребенка маленькая, а потребность в кислороде велика, поэтому он дышит часто и поверхностно. Поэтому помещение, в котором находится ребенок, всегда должно быть хорошо проветрено. В чистом воздухе меньше микробов, снижается риск заболевания.
Пение, мелодекламация, специальные речевые игры способствуют развитию голоса (основой которого является правильное дыхание). Перед пением песен занимаемся дыхательной, артикуляционной гимнастикой и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок, которые влияют на здоровье часто болеющих детей, а также детей имеющих речевые нарушения.
Упражнения на развитие дыхания имеют важную роль в системе оздоровления дошкольников. Стоит обратить внимание на часто болеющих, имеющих различные речевые нарушения детей. Ослабленное дыхание не дает ребенку полностью проговаривать фразы, правильно строить предложения и конечно, чтобы петь песни – приходиться вдыхать воздух чаще.
Главные задачи дыхательных упражнений на музыкальных занятиях:
• Укреплять физическое дыхание детей (без речи)
• Формировать правильное речевое дыхание (короткий вдох – длинный выдох).
Дыхательная гимнастика и пение оказывает на детей психотерапевтическое, даже лечебное воздействие: положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочные ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; восстанавливает нарушенное носовое дыхание.
В результате проведения на каждом занятии дыхательной гимнастики повышаются показатели дыхательной системы, развиваются певческие способности детей. Занимаясь дыхательной гимнастикой на занятии следим, чтобы у ребенка не было симптомов гипервентиляции легких (учащенное дыхание, резкое изменение цвета лица, дрожание кистей рук, чувство покалывания и онемения в руках и ногах). Если начинает кружиться голова - складываем ладошки вместе (ковшиком, подносим их вплотную к лицу и несколько раз глубоко дышим в них (2 – 3 раза).
Приведем в качестве примера упражнения на формирование диафрагматического дыхания с использованием музыкотерапии.
«Шарик» Представьте себе, что у вас в животе поселился маленький-маленький воздушный шарик. Ему очень нравится, когда его надувают и сдувают. Попробуйте надуть его. Чтобы надуть его большим, воздух надо вдыхать через нос, а выдыхать через рот. Давайте посмотрим, у кого шарик получится самый большой. Упражнения для детей с нарушением носового дыхания (под музыку).
«Бегемотик».
ИП: лежа или сидя. Ребенок кладет ладонь на область диафрагмы и глубоко дышит. Вдох и выдох производится через нос.
Упражнение может выполняться в положении сидя и сопровождаться рифмовкой: Сели бегемотики, потрогали животики.
То животик поднимается (вдох)
То животик опускается (выдох).
«Веселый паровозик».
Детям дается установка:
«Чей паровозик дольше проедет?»
Предлагается сделать глубокий вдох носом. По знаку муз. руководителя паровозик едет: «Чух-чух-чух» - так долго, на сколько хватит дыхания. Победит тот «паровозик», у которого дольше хватило дыхания.
Инновационные дыхательные упражнения можно использовать в работе с детьми разного дошкольного возраста, но начинать необходимо с упрощенной формы выполнения. Дети одного возраста развиваются по-разному, поэтому каждому ребенку нужно показать точную технику выполнения дыхательного упражнения, строить работу в зависимости от его индивидуальных возможностей, в первой половине дня перед артикуляционной гимнастикой. Надо помнить, что положительные результаты для оздоровления дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива детского сада и родителей.
Список литературы:
1. Арсеневская О. Н. «Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду» занятия игры упражнения - Изд. - Волгоград: Учитель, 2013г.
2. Картушина М. Ю. «Вокально-хоровая работа в детском саду» - М. : Издательство «Скрипторий 2003».