Статьи

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в процессе взаимодействия детского сада и художественного музея средствами ИКТ. Автор: Мирошниченко Татьяна Николаевна

Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников в процессе взаимодействия детского сада и художественного музея средствами ИКТ

Мирошниченко Татьяна Николаевна

МАДОУ «Детский сад №108»

г.о. Самара

старший воспитатель

Аннотация: Художественно-эстетическая деятельность – деятельность, возникающая у ребенка под влиянием литературного, музыкального произведения или произведения изобразительного искусства.

Особое внимание следует обратить на такое понятие, как «восприятие». Это психический процесс осознанного, личностного, эмоционального постижения и осмысления произведения искусства. Ребенок по-своему воспринимает художественные образы, обогащает их собственным воображением, соотносит со своим личным опытом.

Одна из главных задач педагога в этом направлении — развитие эмоциональной отзывчивости. Через сопереживание, соучастие, «вхождение в образ» происходит формирование основ художественно-эстетической культуры личности дошкольника.

Ключевые слова: информационное общество, информационная технология, художественное творчество, познавательная деятельность.

Развитие современного общества неразрывной нитью связано с научно-техническим прогрессом. Человечество вступило в новую эпоху нового развития, которая получила название «информационное общество». Внедрение информационно-коммуникативных технологий ускоряет передачу знаний и накопленного технологического и социального опыта человечества не только от поколения к поколению, но и от одного человека другому. Процесс информационных технологий в дошкольном образовании обусловлен социальными потребностями в повышении качества обучения и развития детей дошкольного возраста, требованиями современного общества.

Использование информационно-коммуникативных технологий в процессе взаимодействия детского сада и художественного музея становится очень актуальной проблемой современного дошкольного образования, и занимают особое положение в нашем современном мире модернизации. Современные инновации способствуют повысить качество обучения и образования и позволяют каждому ребёнку успешно и быстро адаптироваться к окружающей среде и происходящим социальным изменениям.

Информационная технология – это совокупность методов, средств, которые объединены в одну цепочку, которая обеспечивает сбор, хранение, обработку, вывод и распространение необходимой информации. Использование информационно-коммуникативных технологий способствуют не только достигнуть максимально нового качества образования среди дошкольников, развивает логическое мышление детей, но повышают мотивацию детей к получению новых знаний, знакомят детей с социальным миром, создают новые средства воспитательного воздействия.

Каждый педагог должен использовать инновационные технологии, так как использование информационно-коммуникативных технологий является одним из приоритетов образования и успешно входит в нашу практику, так как современное общество – это век всеобщей компьютеризации. Надо идти в ногу со временем.

Использование ИКТ (информационно-коммуникативные технологии) в процессе взаимодействия детского сада и художественного музея требуют соблюдение определённых дидактических принципов:

- принцип активности (новизна, динамичность, реальность, стимуляция познавательной деятельности);

- принцип научности, использование анимационных эффектов (усвоение реальных знаний, не искажённые информационные материалы – звукозапись, фотографии, картинки);

- принцип доступности (материал соответствует уровню возрастной группы, учитывается специфика детей и их диагнозы);

- принцип систематичности и последовательности (материал и информация предоставляется в определённом порядке в соответствии с планированием деятельности с детьми;

- принцип наглядности (мультимедийные презентации, видеофрагменты, слайд-шоу).

Используя в работе информационно-коммуникативные технологии педагог осуществляет и решает важные задачи развития дошкольника в современном обществе, способствует развитию успешной личности, так как является проводником в мир инновации. ИКТ - средство интерактивного обучения, которое позволяет стимулировать познавательную активность дошкольников и участвовать в освоении новых знаний.

Известно, что ведущая роль в становлении личности ребенка-дошкольника принадлежит эмоциональной сфере (Л.С. Выготский). Именно с этой особенностью психики ребенка связана высокая сила воздействия на него искусства. Оно является уникальным средством формирования важнейших сторон психической жизни – эмоциональной сферы, образного мышления, художественных и творческих способностей, влияет на духовный мир ребенка в целом.

Художник использует для передачи мысли такие основные средства, как линия и цвет; писатель делает это с помощью слов, а композитор при помощи звуков. Объединив живопись, литературу и музыку, можно усилить переживания и чувства, а значит помочь ребенку более полно воспринимать и осваивать окружающий мир. Это сродни старинной техники мозаики, когда из маленьких разноцветных кусочков смальты у мастера рождается удивительная картина.

В связи с этим возрастает необходимость в пересмотре и расширении традиционных взглядов на возможности эстетического воспитания дошкольников. Важным условием этой работы является формирование у детей запаса эстетических впечатлений посредством ознакомления их с образцами мировой художественной культуры в процессе взаимодействия детского сада и художественного музея.

Неоценимую роль в художественно-эстетическом воспитании оказывает музейная педагогика, способствующая становлению творческой личности ребенка. С точки зрения музейной педагогики, подлинная встреча с культурным наследием помогает раскрыть интеллектуальные и творческие способности личности, сформировать суждения и оценки.

И именно здесь технология мультимедийной презентации играет неоценимую роль:

· качественно сделанная презентация доставляет эстетическое наслаждение;

· как следствие положительных эмоций, переключение внимания с собственных проблем на более глобальные цели способствует не только сохранению здоровья ребёнка, но и его улучшению;

· позволяет в доступной форме передать эстетические переживания того или иного произведения искусства;

· подача материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, высвобождает ресурсы здоровья детей;

· открывает особые возможности для творческого развития ребенка, так как позволяет в игровой форме моделировать и проживать разнообразные реальные и воображаемые ситуации;

· у ребенка усиливается мотивация освоения родной речи - кому захочется говорить неправильно, если твой рассказ сопровождает такая красота.

В современном мире, насыщенном огромными потоками информации, где технические средства активно используются во всех областях жизнедеятельности и взрослых, и детей, художественная деятельность дошкольников также претерпевает большие изменения. Это касается, прежде всего, методов и средств обучения. Полноценный педагогический процесс предполагает активное использование разнообразных информационных технологий, которые не только являются мощным фактором обогащения интеллектуального, нравственного, эстетического развития ребенка, но и способствуют его приобщению к миру информационной культуры.

Широкие возможности в художественном развитии детей представляет использование мультимедийных презентаций, выполненных в программе Power Point, что обусловлено их особенностями, а именно, взаимосвязью различных способов информации: изображение, звук, текст, что помогает ребенку лучше рассмотреть, услышать и оценить объект. Принцип интеграции, который используется в подаче учебного материала, позволяет также усилить положительное воздействие различных видов искусства на ребенка (музыка, изобразительное искусство, художественное слово), обеспечить единство познания и сопереживания, что, в свою очередь, способствует активизации психических процессов, ведущих к успешным результатам его художественно-творческой деятельности.

Детям очень нравится использование на образовательной деятельности презентаций. Красочность, доступность, динамичность действия, нестандартность подачи материала, веселая анимация, поощрения ответов в виде различных шумовых эффектов – всё это привлекают внимание детей, способствует развитию познавательной активности.

Электронные презентации дают педагогу возможность подать учебный материал ярко, необычно, разнообразно, что способствует более глубокому «вхождению» ребенка в тему, а значит, способствует созданию яркого художественного образа в картине. Изобразительная деятельность дошкольников в процессе обучения является и средством обретения нового опыта восприятия, и средством осмысления этого опыта. Еще Ж.Пиаже писал, что ребенок есть «зодчий собственного интеллекта».

При организации художественной деятельности воспитанников электронные презентации могут быть использованы в разнообразном качестве, а именно:

- демонстрация визуального ряда: репродукции картин, фотографии или видео различных явлений, предметов и др.; данный прием подходит для начала занятия, расширяет объем и представления детей по теме, помогает создать эмоциональный настрой к ней (например, репродукции картин по определенной теме: «Осенний натюрморт», «Зимний лес», «Жар-птица» и т.п.);

- моделирование реальных или воображаемых ситуаций; способствует созданию интереса и формированию у ребенка замысла картины (например, прием «вхождения в картину», перенесение в сказочные события: «Встреча со Снежной королевой», «Мы - клоуны» и др.);

- создание проблемной ситуации, требующей поиска различных творческих решений; активизирует творческую активность детей, помогает в планировании этапов и способов выполнения предстоящей работы по созданию композиции (например, при показе и выборе способов изображения моря по теме «Морской пейзаж» предлагается задание «Шторм и штиль», где надо разделить картины с учетом их цвето-эмоциональной характеристики).

Одной из фундаментальных потребностей, лежащих в основе как познавательного, так и общего психического развития детей дошкольного возраста, является потребность и новых впечатлениях, новых знаниях. Божович Л.И. отмечает, что потребность в новых впечатлениях перерастает затем в познавательную потребность и в конечном итоге выступает как база для развития других потребностей ребенка. Новые впечатления, новые знания являются мощным стимулом психической деятельности на протяжении всей жизни человека. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой ориентировочно-исследовательской (поисковой) деятельности, направленной на познание окружающего мира. [1]

Чем разнообразнее и интенсивнее познавательная деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее идет его развитие.

По мнению американского психолога и педагога Джона Дьюи, автора метода проектов, обучение должно строиться на активной основе через целесообразную деятельность детей в соответствии с их личными интересами и личными целями. Именно такой путь познания, наиболее естественен для ребенка. Педагог не должен предлагать для изучения материал, не возбудивший познавательного интереса детей, он лишь помогает в исследовании того, что их заинтересовало. Ребенку необходимо открыть для себя свойства предметов и явлений в процессе самостоятельного изучения, которое должно проходить преимущественно в форме игры и труда [4].

Гуманистический взгляд на сущность социализации подрастающего поколения связан с пониманием процесса воспитания и образования как совместной деятельности взрослых и детей. Одним из наиболее ярких методов обеспечения сотрудничества, сотворчества ребенка и родителя, ребенка и воспитателя, ребенка и ребенка является проектная деятельность.

Педагогическое проектирование позволяет интегрировать сведения из разных областей знаний для решения одной проблемы и применять их на практике. Процесс обучения становится не только более экономным, но и более интересным. Проектная деятельность развивает наблюдательность, творческое и критическое мышление, самодисциплину, культуру речи, позволяет участникам быть более активными в дошкольной жизни, способствует развитию у детей и педагогов навыков общения в группе, умение отстаивать и доказывать свою точку зрения, умения публичного выступления.

Сейчас, используя метод проектов уже несколько лет, можно сделатьследующие выводы:

1. Метод проектов успешно реализуется в сочетании с разными программами обучения и воспитания детей в детском саду.

2. Метод проектов основывается на интересах детей, самостоятельную активность воспитанников детского сада.

3. Использование метода проектов в работе с дошкольниками способствует повышению самооценки ребенка. Участвуя в проекте, ребенок ощущает себя значимым в группе сверстников, видит свой вклад в общее дело, радуется своим успехам.

4. Проектная деятельность качественно влияет на рост профессионально-личностного потенциала, уровня квалификации и профессионализма педагогических работников в ДОУ, реализации индивидуальных возможностей, творческого потенциала всех участников образовательного процесса.

5. В совместной творческой деятельности происходит установление партнерских взаимоотношений с семьей каждого воспитанника с окружающим социумом путем объединения усилий для развития, воспитания, оздоровления;

- проверка и уточнение знаний детей по теме (приорганизации итоговых занятий в виде викторин, КВНов; здесь возможны разнообразные задания на развитие логического мышления, воображения, внимания - «Что лишнее», «Чего не хватает», «Найди ошибки в натюрмортах», «Что забыл нарисовать художник», «Чем нарисована картина» и т.п.);

- виртуальная выставка детских картин с показом всех этапов работы; организуется в качестве презентации, отчета по окончании, какого либо творческого проекта (например, «Цирк зажигает огни», «Космическое путешествие»); способствует развитию у детей позитивного отношения к художественной деятельности, сверстникам, повышает самооценку, уверенность в себе.

Можно фотографировать и снимать художественное творчество и продуктивную деятельность детей, интересные мероприятия, развлечения, целевые прогулки и наблюдения, интересные случаи из жизни воспитанников группы, а затем устраивать совместный просмотр таких мероприятий, организовать фотовыставку. Правильно подобранная информация вызывает только положительные эмоции и огромный интерес. У дошкольников повышается мотивация к познавательной деятельности, происходит активизация зрительных функций, глазомерных возможностей ребёнка и формируется активная позиция субъекта обучения. Самое главное, что каждый ребёнок приобретает уверенность в себе и своих возможностях, проявить свой талант.

Таким образом, использование метода проектов в организации познавательной деятельности дошкольников – принципиально иной подход к построению образовательного процесса, основанный на активной исследовательской позиции детей с учетом их личных интересов, который способствует сплочению педагогического коллектива, гармонизации отношений с воспитанниками и их родителями и развитию познавательной активности всех участников педагогического процесса.

Создание презентаций – это не только увлекательный способ вовлечения детей в образовательную деятельность. Это еще интересный и захватывающий процесс для самого педагога, в котором он как режиссер закладывает позитивный алгоритм достижения цели, расставляет необходимые акценты и дает возможность маленьким художникам ярко проявить себя с учетом своих особенностей восприятия и возможностей. Презентации могут быть использованы на любом этапе занятия и даже сопровождать весь его ход. Используемые педагогом в организации художественной деятельности детей, они образуют большой по объему и качеству информационный банк данных, который благодаря своей универсальности может быть активно и творчески использован при организации различных видов детской деятельности.

Таким образом, использование информационно-коммуникативных технологий в процессе взаимодействия детского сада и художественного музея способствует повышению качества образовательного и воспитательного процесса. Дошкольники получают современные знания, учатся пользоваться современным оборудованием.

Применение инновационных технологий в процессе взаимодействия детского сада и художественного музея позволяет добиться положительных результатов в работе: повышается эффективность процесса воспитания и развития дошкольников, расширяется возможность доступа к информационным ресурсам, помогают развивать определённые навыки работы на компьютере, способствуют повышать творческую фантазию и воображение, повышается активность и любознательность дошкольников.

Список литературы

1. Веракса Н.Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений./ Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса,– М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 112с.

2. Вербенец А.М. Маленькие граждане в художественном музее//Маленькие граждане большого города: Коллективная монография. -СПб.: Союз, 2007. -С. 363-382.

3. Вербенец А.М. Развитие у старших дошкольников интереса к посещению художественного музея.//Детски сад от А до Я, 2007, № 6. стр. 40-58.

4. Гладкова Ю.А. Метод проектов и познавательное развитие дошкольника. /Ю.А. Гладкова //Ребенок в детском саду, №1. – М.: ООО Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2008. – С 2-3.
Made on
Tilda