Статьи

Урок биологии в 6 классе Тема :Рост, развитие и размножение растений. Автор: Татьяна Николаевна Королева

Урок биологии в 6 классе

Тема :Рост, развитие и размножение растений.

Цель: изучить понятия “рост” , “развитие” и «размножение» организма; раскрыть особенности индивидуального развития цветкового растения; показать роль семени в индивидуальном развитии растения.

План урока

  • Начальные этапы индивидуального развития растений.
  • Преимущества и эволюционное значение семенного размножения цветковых растений.
  • Разнообразие способов распространения семян и значение этого периода в жизни цветковых растений.
  • Условия и этапы прорастания семян. Биологическое значение покоя семян.
  • Рост зародыша и развитие проростка. Особенности роста растений.

Предметные результаты:

  • научатся объяснять понятия “рост” и “развитие организма”, «размножение».
  • научатся объяснять условия прорастания семян, рост и развитие проростка;
  • характеризовать особенности индивидуального развития цветкового растения;
  • научатся объяснять роль семян в индивидуальном развитии растений.

Метапредметные и личностные результаты:

Регулятивные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

2. Сформировать умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Познавательные УУД

1. Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений (работа с учебником – анализ схем и иллюстраций, подводящий диалог с учителем, выполнение продуктивных заданий).

Коммуникативные УУД

1. Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в парах.

Тип урока: Изучение нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, беседа, проблемный, частично-поисковый.

Ход урока

I.Организационный момент

-Добрый день, ребята! (за экраном)

- Начинается урок биологии (за экраном)

-Готовы к уроку?(за экраном)

- Будет слуховая работа (за экраном)

- Фотосинтез – это…..( процесс образования органических веществ из неорганических, под действием солнечного света.)

- Дыхание – это…. (процесс поглощения кислорода и выделение углекислого газа).

II. Мотивационный этап

Ребята, сейчас предлагаю вам посмотреть видео и ответить на вопрос:( Видео “Рост и развитие растений”. )

- Какие процессы жизнедеятельности растений вы там увидели?(Ответы учащихся)

Слайд № 1 Формулирование темы урока учащимися и запись в тетрадь.

Формулирование цели урока учащимися:

--- объяснить понятия : рост, развитие, размножение

--- этапы развития растений

--- условия прорастания семян

--- способы размножения растений

III. Изучение нового материала

-Рост, развитие, размножение - это что такое?

(Признаки живых организмов)

- Как вы понимаете эти понятия?....

(Учащиеся в парах составляют определения из разрезанных слов)

Рост – это количественное изменение за счет увеличения количества и размеров клеток.

Развитие – это процесс количественных и качественных изменений особи .

Размножение – это воспроизведение себеподобных

Ребята читают вместе полученные определения, запоминают.

-У всех живых организмов в развитии есть свои особенности.

Найдите в учебнике в п.21 как называется преобразование организма от зарождения до конца жизни. (Индивидуальное развитие)

Индивидуальное развитие (онтогенез) - преобразование организма от зарождения до конца жизни.

Индивидуальное развитие подразделяется на этапы. На какие? Найдите в п.21 с.145

Составляют схему в тетради, пользуясь учебником стр. 145 (2 ученика работают у доски). Ребята сравнивают информацию друг у друга, находят ошибки, исправляют.

  • Оплодотворение яйцеклетки
  • образование зиготы
  • многократное деление
  • формирование зародыша
  • образование семени

Что же такое семя, и почему семенное размножение цветковых растений получило преимущество в ходе эволюции?

- Найдите определение семени в учебнике и перечислите преимущества семенного размножения.

(семя- это зачаточное растение)

Преимущества семенного размножения

Защитные покровы - защищают зародыш от неблагоприятных воздействий среды.

Запас питательных веществ - обеспечивает зародыш на первых порах питанием.

Приспособления к распространению - способствуют переносу семян на большие расстояния и расселению.

Плотная оболочка - позволяет семени долго жить в состоянии покоя, дожидаясь благоприятных условий для прорастания.

Физминутка

Приспособления для распространения плодов и семян(Слайды 8,9,10,11,12)

Сочный плод - привлекает животных в качестве пищи.

Семена в пищеварительном тракте животных не теряют всхожести, но получают лучшие условия для прорастания.

Выросты на семенах помогают им прицепляться к животным (череда).

Хохолки, парашютики, крылышки помогают при распространении ветром (клен).

Малый вес семян также способствует распространению ветром (орхидеи).

Особые приспособления для саморазбрасывания семян (бешеный огурец).

-Что происходит с семенами после попадания в землю? (Прорастают)

-Какие условия необходимы для прорастания семян?

(ответы учащихся: вода , тепло….)

- Все ли семена прорастают при одной температуре?

- Изучите температуры прорастания нс. 147 учебника.

Этапы прорастания семян

  • 1 этап - Поглощение воды.
  • 2 этап - Набухание семян.
  • 3 этап - Увеличение размеров. Деление клеток.
  • 4 этап - Появление корешка.
  • 5 этап - Появление зародышевого побега.

Типы прорастания семян:

1. Подземное

2. Надземное

Чем отличаются?

Проросток — это образовавшееся из семени растение, чтобы он стал похож на взрослое растение, нужно немало времени, это произойдет в ходе индивидуального развития.

-В начале урока мы говорили о росте . Как же происходит рост у растений? С.148 последний абзац. ( рост у растений неограниченный, происходит за счёт образовательной ткани).

- Какой процесс должен происходить у растений, чтобы образовались семена? (Размножение)- что это такое?

-Типы размножения изучим на следующих уроках.

IV. Закрепление

1. Что такое индивидуальное развитие?

2. Этапы онтогенеза?

3. Что такое семя?

4. Этапы прорастания семян?

5. Проросток –это…?

6. Преимущества семенного размножения?

V. Рефлексия

1. Сегодня на уроке я узнал: ___________________________________________________

2. Лучше всего на уроке у меня получалось______________________________________

3.Основные трудности у меня были_____________________________________________

4. Сам себе я желаю__________________________________________________________

VI. Итоги урока (оценки за урок)

VII. ДЗ. Читать п.21.

?1. Какие культуры можно выращивать в Набережных Челнах? Почему?

2.Что произойдёт с зародышем, если удалить эндосперм?

3. Что произойдёт с растением, если удалить верхушку побега?
Made on
Tilda