Моделирование – лучший наглядно-практический метод развития творческих способностей на уроках изобразительного искусства.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №145» Авиастроительного района г. Казани
Автор: Романова Людмила Юрьевна, учитель искусства высшей квалификационной категории
При выборе методов обучения предмету «Изобразительное искусство», необходимо учитывать расположение образовательного учреждения по отношению к инфраструктуре города Казани. Наш лицей №145 находится на площади Моторостроителей рядом с такими заводами-гигантами, как КАПО имени Горбунова и ОАО КМПО, что отражается на социально-значимой системе и всем учебно-воспитательном процессе в целом. Благодаря моделированию и конструированию, как лучшему наглядно-практическому методу обучения, в течение почти трех десятилетий становления школы жизни «Лицея №145» прошло не одно поколение лицеистов. Выпускники лицея имеют разные профессии, многие отдали дань служению авиации и космонавтике.
Изобразительное искусство - образовательный блок, художественная дисциплина, наиболее активно развивающая нестандартное мышление. Но, как показывает практическая работа с учащимися, связи между свойствами объектов, предметов, а также оперирование пространственными образами определяются школьниками слабо. Значит в школе необходимо вводить конструирование и моделирование.
Цель: Обосновать влияние моделирования на развитие творческих способностей у учащихся на уроках ИЗО,
Сегодня введены в образование стандарты нового поколения, которые помогут ответить на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?» Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося общества.
Моделирование, разработка эскизов модели – сложный творческий процесс. Он требует знания основных законов и правил моделирования. Моделирование пространственных образов – это разработка эскизного проекта (рисунка) изделия с изготовлением его образца.. Тематика уроков ИЗО в 6 классе: «Изобразительное искусство в жизни человека» позволяет заниматься моделированием. На занятиях дети постигают азы проектирования человека, одежды, бытовых вещей в разные исторические эпохи становления общества. Ребята выполняют задания в творческом порыве, с интересом, так как стараются показать свою индивидуальность, неповторимость, а это мотивирует детей на творчество, самооценку и оценку работ товарищей по парте. Программа уроков ИЗО в 7 классе: «Дизайн и архитектура в жизни человека», позволяет создать архитектурные пейзажи современного города и города будущего; разработать эскизы дизайна жилого помещения для себя, раскрывает способности личности школьника и направляет его на выполнение своих неповторимых проектов по экологии, географии, техническому творчеству, архитектуре и дизайну интерьера и экстерьера.
Одно из самых значимых современных умений ученика - это умение воспринимать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности. На уроках изобразительного искусства предлагаются школьнику дифференцированные задания, индивидуальные работы. Учитель должен быть внимателен, корректен, видеть в ребенке хоть маленькие, но успехи. Он дает импульс для освоения учеником программной темы, учит школьника воспринимать тему урока как неотъемлемую часть жизни каждого человек
Работа с самым простейшим и недорогим материалом побуждает лицеиста к творческому участию в нем. Удивительный это материал – бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе – потрясающей красоты объемные инсталляции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы прессованной бумаги, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. В бумагопластике это: биговка, фальцовка, высечка, вырубка, склейка. Существуют и некоторые другие способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение, выгибание, растягивание, скручивание.
Знание методов построения и преобразования изображения имеет большое значение для продолжения дальнейшего образования в высших учебных заведениях, так как способствует лучшему пониманию и усвоению других предметов естественно математического цикла. Решение заданий на основе органической связи курса изобразительного искусства с курсом математики позволяет активно пополнить запас пространственных представлений о геометрических образах и развить пространственное воображение учащихся, крайне необходимых при изучении курса стереометрии.
Учителя и методисты всегда отмечают, что учащиеся школ очень трудно усваивают стереометрию из-за недостаточного развития пространственных представлений и пространственного воображения. Причиной этого является «разрыв» во времени между процессом обучения планиметрии и стереометрии. В какой-то степени соединяющим звеном между этими предметами должен стать курс изобразительного искусства с элементами моделирования и конструирования.
В ходе изучения предмета «Изобразительного искусство» обучающиеся лицея приобретают навыки проектной деятельности. Особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности освоения учебной программы.
Фантазия детей на уроках изобразительного искусства позволяет творить настоящие чудеса. Подводя итог, хочу сказать, что если обучающиеся получают удовольствие от уроков изобразительного искусства, то это залог того, что и в дальнейшем моделирование станет их любимым занятием, поможет им почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями, разовьет логическое мышление и фантазию. А значит, они будут успешными и счастливыми людьми. «Настоящая школа должна ставить своих питомцев на крыло» – такое мое профессиональное кредо.
Список используемой литературы
1. Изделия из бумаги /под редакцией Выгонова В. В.. – М., МСП, 2001.
2. Оригинальные поделки из бумаги / под редакцией А. Чиотти, 2010.
3. Бумажные шедевры /под редакцией Евгении Зубановой, 2016.
4. Мастак /газета, сентябрь 2010.
.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей №145» Авиастроительного района г. Казани
Автор: Романова Людмила Юрьевна, учитель искусства высшей квалификационной категории
При выборе методов обучения предмету «Изобразительное искусство», необходимо учитывать расположение образовательного учреждения по отношению к инфраструктуре города Казани. Наш лицей №145 находится на площади Моторостроителей рядом с такими заводами-гигантами, как КАПО имени Горбунова и ОАО КМПО, что отражается на социально-значимой системе и всем учебно-воспитательном процессе в целом. Благодаря моделированию и конструированию, как лучшему наглядно-практическому методу обучения, в течение почти трех десятилетий становления школы жизни «Лицея №145» прошло не одно поколение лицеистов. Выпускники лицея имеют разные профессии, многие отдали дань служению авиации и космонавтике.
Изобразительное искусство - образовательный блок, художественная дисциплина, наиболее активно развивающая нестандартное мышление. Но, как показывает практическая работа с учащимися, связи между свойствами объектов, предметов, а также оперирование пространственными образами определяются школьниками слабо. Значит в школе необходимо вводить конструирование и моделирование.
Цель: Обосновать влияние моделирования на развитие творческих способностей у учащихся на уроках ИЗО,
Сегодня введены в образование стандарты нового поколения, которые помогут ответить на вопросы «Для чего учить?» и «Как это поможет в жизни?» Задача современной школы - формировать способность действовать и быть успешным в условиях динамично развивающегося общества.
Моделирование, разработка эскизов модели – сложный творческий процесс. Он требует знания основных законов и правил моделирования. Моделирование пространственных образов – это разработка эскизного проекта (рисунка) изделия с изготовлением его образца.. Тематика уроков ИЗО в 6 классе: «Изобразительное искусство в жизни человека» позволяет заниматься моделированием. На занятиях дети постигают азы проектирования человека, одежды, бытовых вещей в разные исторические эпохи становления общества. Ребята выполняют задания в творческом порыве, с интересом, так как стараются показать свою индивидуальность, неповторимость, а это мотивирует детей на творчество, самооценку и оценку работ товарищей по парте. Программа уроков ИЗО в 7 классе: «Дизайн и архитектура в жизни человека», позволяет создать архитектурные пейзажи современного города и города будущего; разработать эскизы дизайна жилого помещения для себя, раскрывает способности личности школьника и направляет его на выполнение своих неповторимых проектов по экологии, географии, техническому творчеству, архитектуре и дизайну интерьера и экстерьера.
Одно из самых значимых современных умений ученика - это умение воспринимать большой объём информации, выстраивать логические цепочки для рассуждения, а значит, осваивать новые способы деятельности. На уроках изобразительного искусства предлагаются школьнику дифференцированные задания, индивидуальные работы. Учитель должен быть внимателен, корректен, видеть в ребенке хоть маленькие, но успехи. Он дает импульс для освоения учеником программной темы, учит школьника воспринимать тему урока как неотъемлемую часть жизни каждого человек
Работа с самым простейшим и недорогим материалом побуждает лицеиста к творческому участию в нем. Удивительный это материал – бумага. Натуральный, благородный, благодарный. А какой неожиданно пластичный! Немного душевного тепла, немного фантазии, чуть-чуть упорства и на выходе – потрясающей красоты объемные инсталляции. Смотришь на результат, и с трудом верится, что это всего лишь тонкие листы прессованной бумаги, разрезанные под определенным углом, свернутые в геометрические формы и склеенные между собой. В бумагопластике это: биговка, фальцовка, высечка, вырубка, склейка. Существуют и некоторые другие способы конструирования и получения объемных художественных композиций: тиснение, выгибание, растягивание, скручивание.
Знание методов построения и преобразования изображения имеет большое значение для продолжения дальнейшего образования в высших учебных заведениях, так как способствует лучшему пониманию и усвоению других предметов естественно математического цикла. Решение заданий на основе органической связи курса изобразительного искусства с курсом математики позволяет активно пополнить запас пространственных представлений о геометрических образах и развить пространственное воображение учащихся, крайне необходимых при изучении курса стереометрии.
Учителя и методисты всегда отмечают, что учащиеся школ очень трудно усваивают стереометрию из-за недостаточного развития пространственных представлений и пространственного воображения. Причиной этого является «разрыв» во времени между процессом обучения планиметрии и стереометрии. В какой-то степени соединяющим звеном между этими предметами должен стать курс изобразительного искусства с элементами моделирования и конструирования.
В ходе изучения предмета «Изобразительного искусство» обучающиеся лицея приобретают навыки проектной деятельности. Особая форма учебной работы способствует воспитанию самостоятельности, инициативности, ответственности, повышению мотивации и эффективности освоения учебной программы.
Фантазия детей на уроках изобразительного искусства позволяет творить настоящие чудеса. Подводя итог, хочу сказать, что если обучающиеся получают удовольствие от уроков изобразительного искусства, то это залог того, что и в дальнейшем моделирование станет их любимым занятием, поможет им почувствовать вкус творчества и научит управлять своими эмоциями, разовьет логическое мышление и фантазию. А значит, они будут успешными и счастливыми людьми. «Настоящая школа должна ставить своих питомцев на крыло» – такое мое профессиональное кредо.
Список используемой литературы
1. Изделия из бумаги /под редакцией Выгонова В. В.. – М., МСП, 2001.
2. Оригинальные поделки из бумаги / под редакцией А. Чиотти, 2010.
3. Бумажные шедевры /под редакцией Евгении Зубановой, 2016.
4. Мастак /газета, сентябрь 2010.
.