учитель начальных классов
ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: в статье отражены основные этапы создания индивидуаль- ной траектории развития одарённых детей. Автор приходит к выводу, что для развития одарённому ребёнку необходим индивидуальный подход и это можно сделать, только одним способом – разработать индивидуальную траекторию развития (или маршрутный лист), исходя из его возможностей и особенностей.
Ключевые слова: одарённые дети, инновации, маршрутный лист, началь- ная школа.
Одно из основных направлений развития современного образования – под- держка одаренных детей. Об этом говорится и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В которой отмечается, что «одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности, о необходимости развивать творческую среду». Ориентируясь на современные тенденции, все более осознается необхо- димость создания оптимальных условий для развития способностей детей, воз- никает необходимость в поиске педагогических мер, позволяющих качественно улучшить процесс развития одаренных детей. В своей работе педагога, я столк- нулась с весьма распространенными взглядами на одаренность детей младшего школьного возраста. Первый – это каждый ребенок – одаренный, и второй – ода- ренные дети встречаются крайне редко. Приверженцы одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания соответствующих условий. Для других одаренность –исключительно редкое явление: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, в то время как действи- тельно выдающиеся результаты демонстрирует значительно меньшая часть де- тей, в этом случае основное внимание уделяется выявлению одаренных детей. Работая в школе, я являюсь руководителем творческой группы инновационного проекта: Образовательная среда начальной школы как условие эффективной ра- боты с одарёнными детьми: «Старт к успеху», цель которого выявление, обу- чение, поддержка и развитие одарённых детей, их самореализация в различных видах деятельности.
Общество нуждается в одарённых людях, и наша задача, как части этого об- щества, состоит в том, чтобы выявить и развивать способности обучающихся. Для развития одарённому ребёнку необходим индивидуальный подход и это можно сделать, только одним способом – разработать индивидуальную траекто- рию развития (или маршрутный лист), исходя из его возможностей и особенно- стей. Проектирование индивидуальной траектории развития мы начинаем с диа- гностики. На первом этапе определяем так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявляем его личностные особенности, в том числе стиль интеллек- туально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии. Перед началом учебного года мы проводим родительское собрание, на котором происходит знакомство с родителями и проводится анкетирование. Цель кото- рого, определение сфер деятельности, в которых ребенок мог бы быть макси- мально успешным в соответствии со своими способностями и интересами.
Сопоставление результатов психолого-педагогической диагностики, психо- логического тестирования ученика, собеседования, экспертизы продуктов образо- вательной деятельности ученика, созданных им самостоятельно на основе внут- ренней мотивации, консультаций с родителями позволяет нам сформулировать
«точки роста» ребенка. Второй этап, на основании проведенной работы мы со- ставляем индивидуальные траектории развития учащихся, (или маршрутный лист). Целью формирования индивидуальной траектории является создание усло- вий для саморазвития, самовыражения и самореализации ребёнка. Способ построения индивидуального маршрута ребенка, по нашему мнению, должен ха- рактеризовать особенности его развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот марш- рут на весь период сразу, задав его направления, например, в первом классе на все четыре года начального обучения, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии ре- бенка. Педагог выполняет роль – тьютора, сопровождающего учащегося на всех этапах формирования, реализации и оценки результатов занятий по индивидуаль- ному плану. Родители занимают двойную позицию – они и сопровождающие (тьюторы) помогающие ребёнку достигать целей и результатов, и законные пред- ставители интересов ребёнка. Учащийся выступает непосредственным участни- ком разработки и реализации своего маршрута, фиксируя свои индивидуальные достижения в разных видах деятельности: познавательной, духовно-ценностной, художественно-эстетической, практической, коммуникативной. На третьем этапе, демонстрирует результативность в выбранной деятельности, принимая участие в школьном фестивале «Ступень к успеху». Таким образом, индивидуаль- ная траектория есть процесс и результат осуществления деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его развитие.
Подводя итог вышесказанному, отмечу, что деятельность в нашей школе по выстраиванию индивидуальных маршрутов учащихся, это первый опыт, хотя уже сейчас становится очевидным, что – это и удачная попытка решения про- блемы личностного роста одарённого школьника.
Список литературы
1. Панов В.И. Одарённые дети: выявление – обучение – развитие / В.И. Па- нов // Педагогика. – 2001. – №4. – С. 30–44.
2. Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студен- тов высших и средних педагогических учебных заведений / под ред. Н.С. Лей- теса – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 336 с.
3. Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В. Тара- сов. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – 139 с.
ИННОВАЦИОННАЯ ПРАКТИКА ВЫЯВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОДАРЁННЫХ ДЕТЕЙ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Аннотация: в статье отражены основные этапы создания индивидуаль- ной траектории развития одарённых детей. Автор приходит к выводу, что для развития одарённому ребёнку необходим индивидуальный подход и это можно сделать, только одним способом – разработать индивидуальную траекторию развития (или маршрутный лист), исходя из его возможностей и особенностей.
Ключевые слова: одарённые дети, инновации, маршрутный лист, началь- ная школа.
Одно из основных направлений развития современного образования – под- держка одаренных детей. Об этом говорится и в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа». В которой отмечается, что «одновременно с реализацией стандарта общего образования должна быть выстроена система поиска и поддержки талантливых детей, а также их сопровождения в течение всего периода становления личности, о необходимости развивать творческую среду». Ориентируясь на современные тенденции, все более осознается необхо- димость создания оптимальных условий для развития способностей детей, воз- никает необходимость в поиске педагогических мер, позволяющих качественно улучшить процесс развития одаренных детей. В своей работе педагога, я столк- нулась с весьма распространенными взглядами на одаренность детей младшего школьного возраста. Первый – это каждый ребенок – одаренный, и второй – ода- ренные дети встречаются крайне редко. Приверженцы одной из них полагают, что до уровня одаренного можно развить практически любого здорового ребенка при условии создания соответствующих условий. Для других одаренность –исключительно редкое явление: потенциальные предпосылки к достижениям в разных видах деятельности присущи многим детям, в то время как действи- тельно выдающиеся результаты демонстрирует значительно меньшая часть де- тей, в этом случае основное внимание уделяется выявлению одаренных детей. Работая в школе, я являюсь руководителем творческой группы инновационного проекта: Образовательная среда начальной школы как условие эффективной ра- боты с одарёнными детьми: «Старт к успеху», цель которого выявление, обу- чение, поддержка и развитие одарённых детей, их самореализация в различных видах деятельности.
Общество нуждается в одарённых людях, и наша задача, как части этого об- щества, состоит в том, чтобы выявить и развивать способности обучающихся. Для развития одарённому ребёнку необходим индивидуальный подход и это можно сделать, только одним способом – разработать индивидуальную траекто- рию развития (или маршрутный лист), исходя из его возможностей и особенно- стей. Проектирование индивидуальной траектории развития мы начинаем с диа- гностики. На первом этапе определяем так называемые стартовые возможности ребёнка, т.е. выявляем его личностные особенности, в том числе стиль интеллек- туально-творческой деятельности, индивидуальные познавательные стратегии. Перед началом учебного года мы проводим родительское собрание, на котором происходит знакомство с родителями и проводится анкетирование. Цель кото- рого, определение сфер деятельности, в которых ребенок мог бы быть макси- мально успешным в соответствии со своими способностями и интересами.
Сопоставление результатов психолого-педагогической диагностики, психо- логического тестирования ученика, собеседования, экспертизы продуктов образо- вательной деятельности ученика, созданных им самостоятельно на основе внут- ренней мотивации, консультаций с родителями позволяет нам сформулировать
«точки роста» ребенка. Второй этап, на основании проведенной работы мы со- ставляем индивидуальные траектории развития учащихся, (или маршрутный лист). Целью формирования индивидуальной траектории является создание усло- вий для саморазвития, самовыражения и самореализации ребёнка. Способ построения индивидуального маршрута ребенка, по нашему мнению, должен ха- рактеризовать особенности его развития на протяжении определенного времени, то есть носить пролонгированный характер. Невозможно определить этот марш- рут на весь период сразу, задав его направления, например, в первом классе на все четыре года начального обучения, поскольку сущность его построения, на наш взгляд, состоит именно в том, что он отражает процесс изменения в развитии ре- бенка. Педагог выполняет роль – тьютора, сопровождающего учащегося на всех этапах формирования, реализации и оценки результатов занятий по индивидуаль- ному плану. Родители занимают двойную позицию – они и сопровождающие (тьюторы) помогающие ребёнку достигать целей и результатов, и законные пред- ставители интересов ребёнка. Учащийся выступает непосредственным участни- ком разработки и реализации своего маршрута, фиксируя свои индивидуальные достижения в разных видах деятельности: познавательной, духовно-ценностной, художественно-эстетической, практической, коммуникативной. На третьем этапе, демонстрирует результативность в выбранной деятельности, принимая участие в школьном фестивале «Ступень к успеху». Таким образом, индивидуаль- ная траектория есть процесс и результат осуществления деятельности ученика, в ходе которой происходит его творческая самореализация, проявление и развитие совокупности личностных качеств, обеспечивающих его развитие.
Подводя итог вышесказанному, отмечу, что деятельность в нашей школе по выстраиванию индивидуальных маршрутов учащихся, это первый опыт, хотя уже сейчас становится очевидным, что – это и удачная попытка решения про- блемы личностного роста одарённого школьника.
Список литературы
1. Панов В.И. Одарённые дети: выявление – обучение – развитие / В.И. Па- нов // Педагогика. – 2001. – №4. – С. 30–44.
2. Психология одаренности детей и подростков: Учебн. пособие для студен- тов высших и средних педагогических учебных заведений / под ред. Н.С. Лей- теса – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Академия, 2000. – 336 с.
3. Тарасов С.В. Образовательная среда и развитие школьника / С.В. Тара- сов. – СПб.: ЛОИРО, 2003. – 139 с.