Статьи

Дайджест учебных пособий по проекту «Методика развития читательской грамотности у обучающихся на уроках гуманитарного профиля». Автор: Ретюнская Карина Вадимовна

Дайджест учебных пособий по проекту

«Методика развития читательской грамотности у обучающихся на уроках гуманитарного профиля»


Ретюнская Карина Вадимовна, учитель русского языка и литературы МОАУ «СОШ №89 имени Героя Российской Федерации, летчика-космонавта А. Н. Овчинина» (г. Оренбург)

В статье рассмотрен комплекс учебных пособий по проекту «Методика развития читательской грамотности у обучающихся на уроках гуманитарного профиля (литература, история, русский язык, обществознание и др.)».В пособиях представлены разработки фрагментов уроках, отдельные задания и тексты, ориентированные на развитие базовых читательских умений обучающихся средней и старшей школы.

Ключевые слова: функциональная грамотность, читательская грамотность, ФГОС, учебные пособия, гуманитарный профиль, русский язык, литература.

В последнее время в рамках Концепции образования система образования России претерпевает серьезные изменения. Приоритетным становится переход к формированию у обучающихся способностей использовать знания для решения задач, поиска и преобразования информации. В данном контексте первоначальной задачей современной школы становится формирование и развитие функциональной грамотности. Под функциональной грамотностью понимается важнейший показатель качества школьного образования, который может быть достигнут учащимися за время обучения и предполагает способность человека решать стандартные жизненные ситуации в различных сферах жизнедеятельности [1].

На уроках русского языка и литературы преимущественно происходит формирование читательской грамотности как составляющей функциональной грамотности. Под читательской грамотностью принято считать способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни [6, С. 4].

По методике формирования читательской грамотности существует большое количество учебных сборников. В нашей статье мы рассмотрим комплекс методических разработок, состоящий из пяти учебных пособий, направленных на развитие читательской грамотности под авторством и редакцией действующих преподавателей Оренбургского Государственного Педагогического университета: Кулаевой Г. М., Якимова П. А., Бряковой И. Е., Уткиной Е. В.

Дидактическая основа данных пособий состоит из тематических направлений, отражающих содержание материала по гуманитарным учебным предметам. Методические рекомендации разработаны с целью помочь современному учителю в работе по достижению уровня читательской грамотности как предметного и метапредметного результатов в рамках учебных дисциплин – русский язык, литература, история, обществознание и др. [6, С. 6]. Важно отметить, что на обложке каждого издания комплекса размещены достопримечательности города Оренбург, фото и тексты о которых учить также может использовать на своих уроках.

Перейдем к анализу каждого пособия, в частности.

«Основы читательской грамотности» И. Е. Брякова, Е. В. Уткина. Пособие состоит из четырех тематических блоков. Первый блок посвящен фольклору. В данном разделе представлены тексты и тематические задания для 5-6 классов. Важно отметить, что задания направлены на богатство и разнообразие фольклора Оренбурга и Оренбургской области. Многие вопросы после текста содержат проблемный характер: «Можем ли мы утверждать, что сказка – древнейший фольклорный жанр?»; «Как вы думаете, почему в народных русских сказках добро всегда побеждает зло?» и др., что также соответствует требованиям ФГОС. Особого внимание заслуживают творческие задания: сделайте книгу, придумайте продолжение сказки, сделайте тематический подбор.

Второй тематический раздел посвящен Древнерусской литературе. В данном разделе представлены тексты, соответствующие школьной программе («Повесть временных лет», «Повесть о разорении Рязани Батыем»), но важно отметить подбор дополнительной литературы, направленный на углубленное изучение темы. Тексты раздела предназначены для обучающихся 7-8 классов.

В третьем разделе представлены достаточно интересные формы работы с информационных текстом, в частности, с биографиями писателей. Данный блок посвящен русской литературе XX-XXI веков. Для 5 класса разработан маршрутный лист по жизни и творчеству К. Г. Паустовского и трехчастный дневник биографии И. Крылова, с помощью которого обучающиеся научатся обобщать информацию. Для 10 класса авторы предлагают веб-квест «Очерк жизни и творчества А. П. Чехова», в ходе которого ученики познакомятся с фактами биографии писателя, определят место творчества А. П. Чехова в контексте эпохи, выявят тематику и проблематику произведений автора.

Завершается пособие четвертым разделом – справочный аппарат, в котором дан методический комментарий к некоторым приемам и способам формирования читательской грамотности.

Таким образом, пособие поможет обучающимся сформировать читательскую грамотность как самостоятельно, так и в сопровождении учителя.

«Развитие читательской грамотности учащихся средней школы: уроки речеведения и внеклассного чтения» И. Е. Брякова, Г. М. Кулаева, П. А. Якимов. В предисловии авторы отмечают, что «развитие читательской грамотности следует связывать с обучением умению излечения основной и второстепенной информации из прочитанных текстов на уроках русского языка и литературы; нахождению ее в тексте; интеграции и интерпретации информации при чтении из одного или двух текстов <…>». Исходя из этого тезиса, авторы выделяют три ключевых раздела, где в первых двух представлены сценарии уроков, а в третьем – разработки уроков. Следует отметить, что данное пособие, в отличии от предыдущего, предназначено именно для учителя, самостоятельно ученик работать с ним не сможет. В данном пособии представлены методические разработки для всех классов средней и старшей школы. Особое внимание следует обратить на то, что в пособии все тексты представлены не из школьной программы, тем самым работа с ними расширит кругозор и увеличит читательский интерес обучающихся.

«Стратегии, приемы и инструментарий работы с учебных сплошным и несплошным текстом на уроках гуманитарного профиля в средней школе» Г. М. Кулаева, П. А. Якимов. Пособие состоит из двух больших блоков: первый направлен на помощь учителю по организации работы с учебными сплошными и несплошными текстами на уроках гуманитарного профиля, во втором блоке дан конкретный методический инструментарий для работы над развитием читательских учений обучающихся средней школы. Отличительной чертой пособия от многих сборников является наличие цветных иллюстраций, привлекающих внимание. Как заявляет сами авторы, «разработанные задания отражают когнитивные, метакогнитивные и текстовые стратегии работы с текстом» [6, С. 6]. Особенный интерес представляют сами тексты. В пособии используются «альтернативные аутентичные несплошные тексты» [6, С. 6] - билет на самолет, кассовый чек, афиша спектакля и многое другое. Также следует отметить, что в дидактическом материале прослеживается его региональная выраженность: тексты содержат сведения об Оренбургской области.

«Социокультурный образовательный контент» И. Е. Брякова, Г. М. Кулаева, П. А. Якимов. Отличительной особенностью данного пособия является его ориентир на развитие представлений о таких современных понятиях, как «волонтерство», «цифровой этикет», «искусственный интеллект». В названии не случайно используется слово «контент», в книге большое количество ссылок на сайты, материалов, иллюстраций и др. Большинство представленных текстов принадлежат авторству современных писателей, которые поднимают в них актуальные, отзывающиеся у молодых людей темы. Аудитория данного пособия – ученики 9-11 классов.

«Русский язык. Сборник задач и упражнений по развитию читательской грамотности» Г. М. Кулаева, П. А. Якимов. На наш взгляд, это самое интересное учебное пособие. Несмотря на то, что в качестве доминирующего средства был определен художественный текст, дидактический материал является одним из самых современных. В сборнике подняты следующие темы: времена года, путешествия, история, приключение, город, что отражает интересы обучающихся 5-11 классов. Вы задания выстроены по принципу: выскажите свое отношения, решите читательскую задачу, выполните творческое задание. Ноу-Хау данного пособия является наличие QR-кода, что значительно расширяет границы книги.

Таким образом, комплекс учебных пособий по проекту «Методика развития читательской грамотности у обучающихся на уроках гуманитарного профиля (литература, история, русский язык, обществознание и др.)» способен помочь молодому специалисту и опытному учителю в формировании читательской грамотности как составляющей функциональной грамотности у обучающихся 5-11 классов.

Литература:

1. Балашова, Е. С., Ерофеева, И. А. Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/chitatelskaya-gramotnost-kak-komponent-funktsionalnoy-gramotnosti/viewer

2. Брякова, И. Е, Кулаева, Г. М., Якимов, П. А. Социокультурный образовательный контент: сборник тестов для внеклассного чтения: учебное пособие для общеобразовательных организаций / И. Е. Брякова, Г. М. Кулаева, П. А. Якимов. – Оренбург : ООО «Издательство «Оренбургская книга»», 2021. – 120 с.

3. Брякова, И. Е., Кулаева, Г. М., Якимов, П. А. Развитие читательской грамотности учащихся средней школы: уроки речеведения и внеклассного чтения: учебное пособие / И. Е. Брякова, Г. М. Кулаева, П. А. Якимов. - Оренбург : ООО «Издательство «Оренбургская книга»», 2021. – 100 с.

4. Брякова, И. Е., Уткина, Е. В. Основы читательской грамотности: учебное пособие для обучающихся основной и средней школы / И. Е. Брякова, Е. В. Уткина. - Оренбург : ООО «Издательство «Оренбургская книга»», 2021. – 64 с.

5. Кулаева, Г. М., Якимов, П. А. Русский язык. Сборник задач и упражнений по развитию читательской грамотности. 5-9 классы. / Г. М. Кулаева, П. А. Якимов. – Оренбург : ООО «Издательство «Оренбургская книга»», 2022. – 74 с.

6. Кулаева, Г. М., Якимов, П. А. Стратегии, приемы и инструментарий работы с учебным сплошным и несплошным текстом на уроках гуманитарного профиля средней школы / Г. М. Кулаева, П. А. Якимов. – Оренбург : ООО «Издательство «Оренбургская книга»», 2021. – 68 с.
Made on
Tilda