Статьи

Приемы мнемотехники на уроке иностранного языка (из опыта работы)

Основная трудность при изучении иностранного языка, как известно, это необходимость запоминания больших объемов незнакомой лексики, грамматических конструкций, орфографических норм, всевозможных правил и исключений. При этом метод механического заучивания часто оказывается малоэффективным. Активизировать ресурсы краткосрочной и долгосрочной памяти помогают приемы мнемотехники.

Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Мнемотехника построена на принципах ассоциации образов и их вербальной переработки. Идея о том, что для активизации процессов памяти и мышления необходимо использовать образные ассоциации, высказывалась К.Д. Ушинским: “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями…” [1]. Таким образом, задачей учителя является найти подходящий образ и предложить его ученику. “Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово” [1].

Данные образы могут быть организованы в систему опорных сигналов, об эффективности которых говорил В.Ф. Шаталов: «Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия» [2].В опорных сигналах есть и элемент игры, и экономия времени, и знание психологии учащихся. Но главная цель – изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступен и отпечатался в долговременной памяти.

В арсенале учителя иностранного языка представлены зрительные, слуховые и моторные образы.

На основе зрительных образов учитель может вводить и закреплять грамматические конструкции. Так, многие учителя пользуются изображением трехголового Змея Горыныча при работе над формами настоящего продолженного времени. Учащиеся запоминают, что форма глагола должна иметь три части: одну из голов (are, am, is), в качестве туловища – основную форму смыслового глагола, а хвостом служит суффикс -ing. «Портрет» Змея Горыныча имеет несколько преимуществ: помогает создавать позитивный эмоциональный настрой на уроке, позволяет не переходить во время объяснения или корректировки на русский язык, с учащимися младшей школы позволяет избежать сложных, не соответствующих возрасту теоретических объяснений и терминов, а главное – активизирует процесс непроизвольного запоминания. Учащиеся ежедневно видят «портрет» Змея Горыныча в учебном кабинете и вначале вспоминают, а потом и осваивают данную грамматическую структуру. Если ученик допускает ошибку, учителю достаточно обратить его внимание на изображение, чтобы активизировать опорный сигнал – голова + туловище + хвост –> используй are / am / is + V + ing. 

Вариантов ассоциативного представления грамматических конструкций существует множество, все зависит от фантазии и креативного потенциала учителя. Можно изобразить предлоги времени at, on, in в виде трех братьев – маленького, среднего и большого, что соответствует продолжительности временного отрезка, с которым данные предлоги сочетаются: at two o’clock (час – маленький брат), on Monday (день – средний брат), in June, in summer, in 1961 (месяц, сезон, год – самый большой брат).

Особенно эффективными зрительные образы оказываются при работе над лексикой. Можно, например, превратить графический образ слова в рисунок. Так, слово stubborn – «упрямый» предлагается изобразить в виде ослика, где “stu” – это мордочка осла, “bb” – длинные ослиные уши, “orn” – туловище, при этом “n” плавно перетекает в ослиный хвостик. Рисунок помогает запомнить и написание, и значение этого абстрактного прилагательного.  Слово sociable – «общительный» - имеет пять букв: “o, c, a,b,e” – которые легко изображаются в виде улыбающихся смайликов. Таким образом, слово можно представить в виде группы веселых друзей и запомнить его. Учащиеся охотно выполняют подобные задания – трансформируют слова в рисунки на основе ассоциаций с их лексическими значениями. Работа над абстрактной лексикой из скучной зубрежки превращается в творческий челлендж.

Слуховые, или аудио-образы, также активизируют процесс непроизвольного запоминания. Такие рифмовки, как: double “c”, double”s” – you will have SUCCESS, “e”, “u”, double “e” – help a REFUGEE – помогают учащимся запомнить как графический, так и звуковой образ трудного слова.

Моторная память имеет свои преимущества. Данные виды упражнений дают возможность включить в урок двигательную активность. Использование невербальных подсказок: жестов, движений, мимики позволяют не переходить на родной язык во время урока, а также являются эффективными сигнальными опорами для введения материала, вспоминания и запоминания, а затем и воспроизводства. Мы можем показать лексику на темы «Распорядок дня», «Погодные явления», «части тела», «Спорт и хобби», «Эмоции» и т.д. при помощи определенных движений. Учителя иностранного языка активно пользуются упражнения типа Sing and Act Out, когда активная лексика или грамматическая структура превращается в инсценировку.

Приемы мнемотехники, выполняя важнейшую функцию активизации ресурсов памяти ученика, формируют и индивидуальный стиль учителя.

Литература:

1.      Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, – 1989. – Т.4. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ГНПБУ: [сайт] URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t4_1948/ (дата обращения 3.12.2020 г.)

2.      Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1989. [Электронный ресурс] // Библиофонд: [сайт] URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=520690 (дата обращения 5.12.2020).

3.      Технология запоминания информации при изучении иностранных языков. [Электронный ресурс] // Studbooks.net: [сайт] URL: https://studbooks.net/2101626/literatura/tehnologiya _zapominaniya_informatsii_pri_izuchenii_inostrannyh_yazykov (дата обращения 7.10.2021).

4.      Влияние памяти на изучение иностранного языка. [Электронный ресурс] //Центр языковой психологии: [сайт] URL: https://clp.ru/pamyat-i-izuchenie-inostrannyx-yazykov-chast-1.html (дата обращения 7.11.2021).
Made on
Tilda