Основная трудность при изучении иностранного языка, как известно, это необходимость запоминания больших объемов незнакомой лексики, грамматических конструкций, орфографических норм, всевозможных правил и исключений. При этом метод механического заучивания часто оказывается малоэффективным. Активизировать ресурсы краткосрочной и долгосрочной памяти помогают приемы мнемотехники.
Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Мнемотехника построена на принципах ассоциации образов и их вербальной переработки. Идея о том, что для активизации процессов памяти и мышления необходимо использовать образные ассоциации, высказывалась К.Д. Ушинским: “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями…” [1]. Таким образом, задачей учителя является найти подходящий образ и предложить его ученику. “Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово” [1].
Данные образы могут быть организованы в систему опорных сигналов, об эффективности которых говорил В.Ф. Шаталов: «Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия» [2].В опорных сигналах есть и элемент игры, и экономия времени, и знание психологии учащихся. Но главная цель – изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступен и отпечатался в долговременной памяти.
В арсенале учителя иностранного языка представлены зрительные, слуховые и моторные образы.
На основе зрительных образов учитель может вводить и закреплять грамматические конструкции. Так, многие учителя пользуются изображением трехголового Змея Горыныча при работе над формами настоящего продолженного времени. Учащиеся запоминают, что форма глагола должна иметь три части: одну из голов (are, am, is), в качестве туловища – основную форму смыслового глагола, а хвостом служит суффикс -ing. «Портрет» Змея Горыныча имеет несколько преимуществ: помогает создавать позитивный эмоциональный настрой на уроке, позволяет не переходить во время объяснения или корректировки на русский язык, с учащимися младшей школы позволяет избежать сложных, не соответствующих возрасту теоретических объяснений и терминов, а главное – активизирует процесс непроизвольного запоминания. Учащиеся ежедневно видят «портрет» Змея Горыныча в учебном кабинете и вначале вспоминают, а потом и осваивают данную грамматическую структуру. Если ученик допускает ошибку, учителю достаточно обратить его внимание на изображение, чтобы активизировать опорный сигнал – голова + туловище + хвост –> используй are / am / is + V + ing.
Вариантов ассоциативного представления грамматических конструкций существует множество, все зависит от фантазии и креативного потенциала учителя. Можно изобразить предлоги времени at, on, in в виде трех братьев – маленького, среднего и большого, что соответствует продолжительности временного отрезка, с которым данные предлоги сочетаются: at two o’clock (час – маленький брат), on Monday (день – средний брат), in June, in summer, in 1961 (месяц, сезон, год – самый большой брат).
Особенно эффективными зрительные образы оказываются при работе над лексикой. Можно, например, превратить графический образ слова в рисунок. Так, слово stubborn – «упрямый» предлагается изобразить в виде ослика, где “stu” – это мордочка осла, “bb” – длинные ослиные уши, “orn” – туловище, при этом “n” плавно перетекает в ослиный хвостик. Рисунок помогает запомнить и написание, и значение этого абстрактного прилагательного. Слово sociable – «общительный» - имеет пять букв: “o, c, a,b,e” – которые легко изображаются в виде улыбающихся смайликов. Таким образом, слово можно представить в виде группы веселых друзей и запомнить его. Учащиеся охотно выполняют подобные задания – трансформируют слова в рисунки на основе ассоциаций с их лексическими значениями. Работа над абстрактной лексикой из скучной зубрежки превращается в творческий челлендж.
Слуховые, или аудио-образы, также активизируют процесс непроизвольного запоминания. Такие рифмовки, как: double “c”, double”s” – you will have SUCCESS, “e”, “u”, double “e” – help a REFUGEE – помогают учащимся запомнить как графический, так и звуковой образ трудного слова.
Моторная память имеет свои преимущества. Данные виды упражнений дают возможность включить в урок двигательную активность. Использование невербальных подсказок: жестов, движений, мимики позволяют не переходить на родной язык во время урока, а также являются эффективными сигнальными опорами для введения материала, вспоминания и запоминания, а затем и воспроизводства. Мы можем показать лексику на темы «Распорядок дня», «Погодные явления», «части тела», «Спорт и хобби», «Эмоции» и т.д. при помощи определенных движений. Учителя иностранного языка активно пользуются упражнения типа Sing and Act Out, когда активная лексика или грамматическая структура превращается в инсценировку.
Приемы мнемотехники, выполняя важнейшую функцию активизации ресурсов памяти ученика, формируют и индивидуальный стиль учителя.
Литература:
1. Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, – 1989. – Т.4. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ГНПБУ: [сайт] URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t4_1948/ (дата обращения 3.12.2020 г.)
2. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1989. [Электронный ресурс] // Библиофонд: [сайт] URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=520690 (дата обращения 5.12.2020).
3. Технология запоминания информации при изучении иностранных языков. [Электронный ресурс] // Studbooks.net: [сайт] URL: https://studbooks.net/2101626/literatura/tehnologiya _zapominaniya_informatsii_pri_izuchenii_inostrannyh_yazykov (дата обращения 7.10.2021).
4. Влияние памяти на изучение иностранного языка. [Электронный ресурс] //Центр языковой психологии: [сайт] URL: https://clp.ru/pamyat-i-izuchenie-inostrannyx-yazykov-chast-1.html (дата обращения 7.11.2021).
Мнемотехника – это совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Мнемотехника построена на принципах ассоциации образов и их вербальной переработки. Идея о том, что для активизации процессов памяти и мышления необходимо использовать образные ассоциации, высказывалась К.Д. Ушинским: “Дитя мыслит формами, образами, красками, звуками, ощущениями…” [1]. Таким образом, задачей учителя является найти подходящий образ и предложить его ученику. “Необходимо, чтобы предмет непосредственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово” [1].
Данные образы могут быть организованы в систему опорных сигналов, об эффективности которых говорил В.Ф. Шаталов: «Компактные, необычные опорные сигналы, вызывая живой интерес учащихся, побуждают их к активному труду, к поиску, обостряют внимание ко всем проблемам, которые оказываются в поле их активного восприятия» [2].В опорных сигналах есть и элемент игры, и экономия времени, и знание психологии учащихся. Но главная цель – изложить изучаемый материал так, чтобы на основе логических связей он стал доступен и отпечатался в долговременной памяти.
В арсенале учителя иностранного языка представлены зрительные, слуховые и моторные образы.
На основе зрительных образов учитель может вводить и закреплять грамматические конструкции. Так, многие учителя пользуются изображением трехголового Змея Горыныча при работе над формами настоящего продолженного времени. Учащиеся запоминают, что форма глагола должна иметь три части: одну из голов (are, am, is), в качестве туловища – основную форму смыслового глагола, а хвостом служит суффикс -ing. «Портрет» Змея Горыныча имеет несколько преимуществ: помогает создавать позитивный эмоциональный настрой на уроке, позволяет не переходить во время объяснения или корректировки на русский язык, с учащимися младшей школы позволяет избежать сложных, не соответствующих возрасту теоретических объяснений и терминов, а главное – активизирует процесс непроизвольного запоминания. Учащиеся ежедневно видят «портрет» Змея Горыныча в учебном кабинете и вначале вспоминают, а потом и осваивают данную грамматическую структуру. Если ученик допускает ошибку, учителю достаточно обратить его внимание на изображение, чтобы активизировать опорный сигнал – голова + туловище + хвост –> используй are / am / is + V + ing.
Вариантов ассоциативного представления грамматических конструкций существует множество, все зависит от фантазии и креативного потенциала учителя. Можно изобразить предлоги времени at, on, in в виде трех братьев – маленького, среднего и большого, что соответствует продолжительности временного отрезка, с которым данные предлоги сочетаются: at two o’clock (час – маленький брат), on Monday (день – средний брат), in June, in summer, in 1961 (месяц, сезон, год – самый большой брат).
Особенно эффективными зрительные образы оказываются при работе над лексикой. Можно, например, превратить графический образ слова в рисунок. Так, слово stubborn – «упрямый» предлагается изобразить в виде ослика, где “stu” – это мордочка осла, “bb” – длинные ослиные уши, “orn” – туловище, при этом “n” плавно перетекает в ослиный хвостик. Рисунок помогает запомнить и написание, и значение этого абстрактного прилагательного. Слово sociable – «общительный» - имеет пять букв: “o, c, a,b,e” – которые легко изображаются в виде улыбающихся смайликов. Таким образом, слово можно представить в виде группы веселых друзей и запомнить его. Учащиеся охотно выполняют подобные задания – трансформируют слова в рисунки на основе ассоциаций с их лексическими значениями. Работа над абстрактной лексикой из скучной зубрежки превращается в творческий челлендж.
Слуховые, или аудио-образы, также активизируют процесс непроизвольного запоминания. Такие рифмовки, как: double “c”, double”s” – you will have SUCCESS, “e”, “u”, double “e” – help a REFUGEE – помогают учащимся запомнить как графический, так и звуковой образ трудного слова.
Моторная память имеет свои преимущества. Данные виды упражнений дают возможность включить в урок двигательную активность. Использование невербальных подсказок: жестов, движений, мимики позволяют не переходить на родной язык во время урока, а также являются эффективными сигнальными опорами для введения материала, вспоминания и запоминания, а затем и воспроизводства. Мы можем показать лексику на темы «Распорядок дня», «Погодные явления», «части тела», «Спорт и хобби», «Эмоции» и т.д. при помощи определенных движений. Учителя иностранного языка активно пользуются упражнения типа Sing and Act Out, когда активная лексика или грамматическая структура превращается в инсценировку.
Приемы мнемотехники, выполняя важнейшую функцию активизации ресурсов памяти ученика, формируют и индивидуальный стиль учителя.
Литература:
1. Ушинский К.Д. Пед. соч.: в 6 т. / К.Д. Ушинский. – М.: Педагогика, – 1989. – Т.4. [Электронный ресурс] // Электронная библиотека ГНПБУ: [сайт] URL: http://elib.gnpbu.ru/text/ushinskiy_sobranie-sochineniy_t4_1948/ (дата обращения 3.12.2020 г.)
2. Шаталов В.Ф. Учить всех, учить каждого // Педагогический поиск / Сост. И.Н. Баженова. - М.: Педагогика, 1989. [Электронный ресурс] // Библиофонд: [сайт] URL: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=520690 (дата обращения 5.12.2020).
3. Технология запоминания информации при изучении иностранных языков. [Электронный ресурс] // Studbooks.net: [сайт] URL: https://studbooks.net/2101626/literatura/tehnologiya _zapominaniya_informatsii_pri_izuchenii_inostrannyh_yazykov (дата обращения 7.10.2021).
4. Влияние памяти на изучение иностранного языка. [Электронный ресурс] //Центр языковой психологии: [сайт] URL: https://clp.ru/pamyat-i-izuchenie-inostrannyx-yazykov-chast-1.html (дата обращения 7.11.2021).