Статьи

Вместе с мамой, вместе с папой» Социальное партнерство семьи с дошкольным учреждением посредством физического воспитания. Автор: Метёлкина Светлана Владимировна

«ВМЕСТЕ С МАМОЙ, ВМЕСТЕ С ПАПОЙ».


СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО СЕМЬИ С ДОШКОЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЯЕМ ПОСРЕДСТВОМ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ


Метёлкина Светлана Владимирова, инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад №181» г.о. Самара, email: cveta.m68@mail.ru


Каждый родитель хочет вырастить своего ребенка здоровым, обладающим необходимыми физическими качествами. Но часто родителям не хватает знаний, опыта, времени для этого, или они перекладывают данную ответственность на дошкольное учреждение. В статье предложены пути повышения эффективности работы по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ, при взаимодействии и сотрудничестве с социумом - родителями. Определены этапы, цели, задачи, методы и формы организации сетевого взаимодействия, которые помогают достичь необходимых результатов.

Ключевые слова: социум, родители, дошкольное учреждение, взаимодействие, физическое воспитание.

Дошкольное образование сегодня претерпевает существенные изменения, следствием которых является позитивные тенденции в его развитии. Достаточно ясным представляется, что для дошкольных учреждений в условиях внедрения ФГОС очень важно привлекать к процессу все дополнительные образовательные ресурсы. Одним из таких резервов, является институт социального партнерства. У которого имеются большие возможности, для решения задач социализации подрастающего поколения. «Открытое» дошкольное учреждение – это, прежде всего «окно в мир», оно открыто для межличностного и группового общения, как для детей, так и взрослых.

Сетевое взаимодействие это:

· совместная деятельность субъектов сетевой организации по решению задач;

· это совместная коллективно распределенная деятельность различных социальных групп, которая приводит к позитивным и разделяемыми всеми участниками данной деятельности эффектам.

Инновационный потенциал организации социального партнерства через взаимодействие дошкольного учреждения и социума для обеспечения здоровья воспитанников заключается в совершенствовании профессиональных компетенций педагогов в области эмоционально - физического развития дошкольников. А так же в создании системы партнерских связей, которые в дальнейшем смогут наращиваться и расширяться за счет появления новых направлений сотрудничества с имеющимися партнерами. Систематизация и обобщение методов, форм и содержания деятельности позволит опытным путем проверить эффективность условий для практической реализации задач здоровьесбережения.

Необходимо отработать методический и диагностический инструментарий, планирующийся к использованию в работе со всеми участниками образовательного процесса (дети, родители, педагоги). И в конечном итоге – повысить качество результатов развития воспитанников детского сада, выраженное в сохранении психофизического здоровья детей.

Неординарность данной деятельности состоит в ее направленности на достижение эффекта реализации модели интегрированного развивающего пространства, который состоит в организации участия педагогов, родителей и детей в достижении общей цели – «успешный дошкольник» – на основе использования ресурсов всех участников педагогического процесса. При построении взаимоотношений между дошкольным учреждением и социумом учитываются запросы общественности, устанавливаются коммуникативные отношения и формируются содержание обязанностей. А так же политика дошкольного учреждения принимается социумом, что позволяет сохранить имидж учреждения в обществе.

Основными направлениями являются физкультурно-оздоровительное, личностно-ориентированное, физкультурно-просветительское и мотивационное взаимодействие.

В первую очередь, партнерами ДОУ является, конечно, родители детей. Так, благодаря семьям воспитанников, воплощаются самые оригинальные идеи, постоянно осуществляется творческий процесс. Дошкольники осознают, что родители принимают участие в организации их уютной жизни в детском саду. В то же время у родителей появляется возможность больше узнать освоих детях, их интересах, достижениях и трудностях.Эта работа предполагает несколько этапов.

Первый этап - это знакомство педагогов с родителями, установление с ними доверительных отношений. Происходит это через родительские собрания. На них обговариваются вопросы, желания, потребности родителей по организации физкультурно - оздоровительной деятельности в дошкольном учреждении.

Второй этап-знакомство с жизнью семьи, ее интересами, трудностями в воспитании здорового ребенка. Для этого используем анкетирование, которое помогает получить необходимую информацию о ребенке и о его жизни в семье. А родителям позволяет анализировать качество проводимой работы педагогами, насколько эффективно ведется физкультурно-оздоровительная деятельность в детском саду.

Третий этап - это индивидуальные и групповые консультации, рекомендации, оформление наглядной агитации по обучению основным видам движении, информационные листы по ознакомлению родителей с результатами обследования детей. Так же эффективны фотовыставки, например «Зимние забавы», «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья», которые отражают совместный досуг взрослых и детей. Родители с удовольствием участвуют в организации выставок рисунков, приуроченных к спортивным мероприятиям. Так к развлечению «Богатырские потехи», спортивный зал был украшен рисунками богатырей, которые подготовили воспитанники подготовительных групп совместно с родителями.

Физкультурный досуг, развлечения - одна из форм активного отдыха, любима детьми и взрослыми. Это следующий этап сотрудничества в социуме. В их содержание включаются знакомые упражнения в игровой форме: аттракционы, эстафеты, подвижные игры, ритмическая гимнастика и танцы, словесные игры, викторины и веселые забавы. Дети закрепляют двигательные навыки и умения, развиваются физические качества. На таких мероприятиях происходит познавательное и речевое развитие детей, формируется творческое мышление. Такие мероприятия способствуют созданию и поддержанию благоприятного психологического климата в семье и в группе.

Приобщить взрослых к двигательной деятельности с детьми позволяют и совместные занятия с родителями. Отличительной особенностью таких мероприятий является то, что родители выступают в роли помощников инструктора, и каждый становится личным «тренером» своего ребенка.

Многолетний опыт работы с детьми младшего возраста, позволил нам внедрить в ДОУ систему «Спортивно-развивающих занятий», которая помогает облегчить период адаптации детей к дошкольному учреждению, достичь желаемых результатов в их физическом развитии и способствует установлению сотрудничества с семьей в вопросах физического воспитания. Был разработан цикл данных занятий, которые разработаны с учетом возрастных особенностей детей, «Листов здоровья», «Адаптационных карт» (предоставляемых воспитателем, медицинским работником), а так же рекомендациями психолога. Занятия проходили один раз в месяц. А содержание таких занятий строится на простых жизненных ситуациях, сюжетах народных сказок, детских литературных произведениях, встречах с любимыми героями. Поэтому, объединенные одним сюжетом, обычные физические упражнения становятся игровыми, что особенно привлекательно для детей данного возраста.

Во время таких занятий родители являются непосредственными «участниками» процесса, выполняют ту, или иную функцию: обеспечивают страховку ребенку, выполняют совместные действия, индивидуально обучаю двигательному элементу, исполняют сюжетную роль в играх. При этом уделяется особое значение гуманизации детско – родительских отношений (ребенок должен слышать похвалу, поощрение, получать ласковые тактильные ощущения, чувствовать поддержку и помощь со стороны взрослых).

Комплексное влияние на личность ребенка является еще одна форма совместной деятельности в социуме - это физкультурные праздники. Зрелищное, массовое мероприятие, повышает интерес детей и родителей к занятиям физкультурой, способствует пропаганде здорового образа жизни и популяризации физической культуры и спорта. В программу мероприятия входят элементы соревнования, в которых участвуют дети совместно с родителями. В ходе проведения таких мероприятий воспитывается чувство товарищества, сплоченность, целеустремленность в достижении победы, ответственность перед коллективом и улучшается взаимодействие в семье и в группе.

Проектная деятельность в ДОУ делает образовательную систему открытой для активного участия родителей. Через физкультурно-оздоровительные проекты, такие, как «Спорт-это жизнь», «Юные футболисты», «Эти чудные, дивные игры» и др., которые организуются в учреждении, дети знакомятся с разными видами спорта, с азами здорового образа жизни. Проектная деятельность является перспективной в решении задач социализации детей, при которой семья ребенка не остается в стороне, а принимает активное участие в жизни ДОУ. Участвуя вместе с детьми в проектной деятельности, родители становятся ближе к детям, начинают лучше понимать своего ребенка.

Осознавая постоянное участие близких людей в жизни детского сада, дошкольники начинают доверять людям, которые находятся с ними рядом в детском саду. А родители получают необходимые теоритические и практические знания в вопросах сохранения и укрепления здоровья своих детей. Обеспечивается преемственность методов и форм воспитания детей в семье и в дошкольном учреждении.

Результатом данной работы является повышение у детей интереса к занятиям физической культурой, определение самостоятельного выбора дошкольником услуги в дальнейших видах деятельности на основе интереса и предпочтения, способностей, выявленных у ребенка. И можно с уверенностью сказать, что социальное партнерство, как способ достижения высоких результатов детей, сотрудников учреждений и родителей, дает возможность реализоваться всем участникам взаимодействия и способствует повышению качества дошкольного воспитания.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Волгоград

Изд. «Учитель» -2018.

2. Сертахова Н.М. Инновационные формы взаимодействия дошкольного

образовательного учреждения с семьей // МПб «Детство-пресс» -2013.
Made on
Tilda