Направление конференции: Приоритетные направления в системе подготовки тренерско-преподавательских кадров
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРА ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ
Дмитриева Л.П.,
Учитель ФК ГАНОУ МАШ РС (Я) г.Якутск
Аннотация: статья посвящена актуальным вопросам подготовки тренеров по оздоровительной аэробике для студентов.
Ключевые слова: тренер, оздоровительная аэробика, физическая культура, студент, занятия, профессиональная подготовка.
Аnnotation: the article is devoted to actual questions of preparation of trainers on improving aerobics for students.
Key words: coach, health aerobics, physical culture, student, classes, vocational training.
Введение. В современном обществе наблюдаются важные процессы, направленные на совершенствование системы профессионального образования. Личностно-ориентированная направленность спортивной аэробики в условиях вуза позволяет студентам получить достаточно качественное образование и предполагает глубокое владение знаниями и практическими навыками само оздоровления. Анализ научно-методической литературы показывает, что проблема оптимизации профессиональной подготовки тренера к оздоровительной деятельности в условиях вузов является актуальной и недостаточно разработанной.
Оздоровительная аэробика является одной из популярных направлений массовой физической культуры и неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности будущего тренера по оздоровительной аэробике.
Описание проблемы. Практика обучения студентов нефизкультурных вузов физической культуре показывает, что:
- в настоящее время проблема организации оздоровительной аэробики нуждается в тщательном изучении и разработке;
- отсутствие программы по формированию, укреплению и сохранению здоровья вызывает необходимость ее включения в учебный процесс кафедр физического воспитания нефизкультурных вузов;
- реализация программы оздоровительной аэробики в новых современных условиях приобретает особое значение при разрешении многих задач здорового образа и стиля жизни студентов;
- оптимизация процесса оздоровительной аэробики требует комплексного подхода и систематизации полученных выводов.
Результаты исследования. Нами разработан курс «Тренер оздоровительной аэробики». Данный курс рассчитан для студентов в условиях регионального вуза и позволяет решить следующие задачи профессионального становления студента:
- повышение познавательного интереса студентов к своей будущей профессии;
- активизация студентов на учебных занятиях;
- развитие организаторских способностей студентов;
- целенаправленная организация активного досуга студентов.
Для эффективной реализации указанных задач желательно использовать уже имеющийся опыт, поэтому необходимо сделать все для того, чтобы:
- оздоровительная аэробика стала нормой жизни для студенческой молодежи;
-повысить образовательный уровень студентов и информированность в области оздоровительных технологий по физической культуре и спорту;
-существенно улучшить качество процесса физического воспитания и образования;
-обеспечить студентам равные возможности для занятий физической культурой и оздоровительной аэробикой;
-заинтересовать студентов в систематических занятиях по оздоровительной аэробике, формировать у них здоровый образ жизни.
Мы считаем, что подготовка будущих тренеров оздоровительной аэробики и оптимизация процесса профессиональной подготовки будет эффективным, если будут реализованы следующие группы педагогических условий:
К первой группе условий отнесены следующие: изучение и учёт объективных и субъективных факторов, активизация, осмысление и обогащение субъектного (личного) опыта студентов; использование (усиление) потенциала социальной среды.
Вторая группа условий, имеющая предметно-содержательную направленность, включает: последовательную реализацию содержания, раскрывающего теоретико-практические основы спортивной аэробики; программно-методическую обеспеченность процесса подготовки будущих тренеров спортивной аэробики.
Третья группа условий – профессионально-деятельностная – содержит включение студентов в практическую деятельность по организации оздоровительной деятельности, основывается на использовании методов активного обучения, широкого спектра практических занятий, а также внедрения в образовательный процесс таких форм, как педагогический тренинг и оздоровительной проект.
Сформулированные педагогические условия являются результатом мотивационно-личностного образования, на основании которого будущий тренер оздоровительной аэробики будет способным:
а) к педагогической профессиональной деятельности;
б) взаимодействию с другими участниками педагогического процесса;
в) к реализации индивидуально-творческого потенциала.
В ходе формирующего эксперимента выявляли эффективность разработанных педагогических условий. Так, анализ педагогического тестирования «Мотивация к оздоровительной деятельности» показал, что из 81 респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете значимость оздоровительной аэробики в повышении здоровья человека?» (по пятибалльной системе) ответили: «отлично» - 87,6 %; «хорошо» – 12,4 %. На вопрос, «В какой степени у Вас развита мотивация изучения оздоровительной аэробики?» ответили следующим образом: «отлично» - 49,7 %; «хорошо» – 47,6 %; «удовлетворительно» – 2,7 % студентов. Затруднялись с ответом на поставленный вопрос – 6, 25 % студентов.
Выводы. Мотивация является основой подготовки будущего тренера, и рассматривается как особое мотивационно-личностное образование, на основании которого будущий специалист оказывается способным: к профессиональной педагогической деятельности; к взаимодействию с другими участниками педагогического процесса; к реализации индивидуально-творческого потенциала.
Следовательно, оптимизация профессиональной подготовки тренера оздоровительной аэробики требует учета индивидуальных особенностей студентов, уровень их интеллектуального, физического развития, их жизненный опыт, характер восприятия спортивно-педагогической информации.
Реализация рекомендованных нами педагогических условий позволит повысить мотивацию студентов к занятиям оздоровительной аэробикой и в целом к физической активности.
Литература:
References:
1. Abdullina, O. A. General pedagogical training of teachers in higher education: for ped. specialist. higher textbook. institutions. - 2nd ed., revised. and add. / O.A. Abdullina. M .: Education, 1990.- 141 p.
2. Aerobics. Theory and methods of conducting classes: textbook. allowance for students. universities of physical education / E.B. Myakinchenko, M.P. Shestakova. -M.: SportAcademPress, 2002. 304 p.
3. Hook, E.S. Aerobics. The content and methodology of conducting recreational classes: teaching aid / E.S. Hook M.: Terra-Sport, Olympia Press, 2001 .-- 64 p.
4. Pfeyer, N.E. Professional and pedagogical potential of a specialist in physical education and its formation in the conditions of higher pedagogical education: author. dis. . Dr. ped. sciences / N.E. Pfeyer. -SPb., 1996.-39 p.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ОПТИМИЗАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ ТРЕНЕРА ПО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ АЭРОБИКЕ
Дмитриева Л.П.,
Учитель ФК ГАНОУ МАШ РС (Я) г.Якутск
Аннотация: статья посвящена актуальным вопросам подготовки тренеров по оздоровительной аэробике для студентов.
Ключевые слова: тренер, оздоровительная аэробика, физическая культура, студент, занятия, профессиональная подготовка.
Аnnotation: the article is devoted to actual questions of preparation of trainers on improving aerobics for students.
Key words: coach, health aerobics, physical culture, student, classes, vocational training.
Введение. В современном обществе наблюдаются важные процессы, направленные на совершенствование системы профессионального образования. Личностно-ориентированная направленность спортивной аэробики в условиях вуза позволяет студентам получить достаточно качественное образование и предполагает глубокое владение знаниями и практическими навыками само оздоровления. Анализ научно-методической литературы показывает, что проблема оптимизации профессиональной подготовки тренера к оздоровительной деятельности в условиях вузов является актуальной и недостаточно разработанной.
Оздоровительная аэробика является одной из популярных направлений массовой физической культуры и неотъемлемой частью формирования всесторонне развитой личности будущего тренера по оздоровительной аэробике.
Описание проблемы. Практика обучения студентов нефизкультурных вузов физической культуре показывает, что:
- в настоящее время проблема организации оздоровительной аэробики нуждается в тщательном изучении и разработке;
- отсутствие программы по формированию, укреплению и сохранению здоровья вызывает необходимость ее включения в учебный процесс кафедр физического воспитания нефизкультурных вузов;
- реализация программы оздоровительной аэробики в новых современных условиях приобретает особое значение при разрешении многих задач здорового образа и стиля жизни студентов;
- оптимизация процесса оздоровительной аэробики требует комплексного подхода и систематизации полученных выводов.
Результаты исследования. Нами разработан курс «Тренер оздоровительной аэробики». Данный курс рассчитан для студентов в условиях регионального вуза и позволяет решить следующие задачи профессионального становления студента:
- повышение познавательного интереса студентов к своей будущей профессии;
- активизация студентов на учебных занятиях;
- развитие организаторских способностей студентов;
- целенаправленная организация активного досуга студентов.
Для эффективной реализации указанных задач желательно использовать уже имеющийся опыт, поэтому необходимо сделать все для того, чтобы:
- оздоровительная аэробика стала нормой жизни для студенческой молодежи;
-повысить образовательный уровень студентов и информированность в области оздоровительных технологий по физической культуре и спорту;
-существенно улучшить качество процесса физического воспитания и образования;
-обеспечить студентам равные возможности для занятий физической культурой и оздоровительной аэробикой;
-заинтересовать студентов в систематических занятиях по оздоровительной аэробике, формировать у них здоровый образ жизни.
Мы считаем, что подготовка будущих тренеров оздоровительной аэробики и оптимизация процесса профессиональной подготовки будет эффективным, если будут реализованы следующие группы педагогических условий:
К первой группе условий отнесены следующие: изучение и учёт объективных и субъективных факторов, активизация, осмысление и обогащение субъектного (личного) опыта студентов; использование (усиление) потенциала социальной среды.
Вторая группа условий, имеющая предметно-содержательную направленность, включает: последовательную реализацию содержания, раскрывающего теоретико-практические основы спортивной аэробики; программно-методическую обеспеченность процесса подготовки будущих тренеров спортивной аэробики.
Третья группа условий – профессионально-деятельностная – содержит включение студентов в практическую деятельность по организации оздоровительной деятельности, основывается на использовании методов активного обучения, широкого спектра практических занятий, а также внедрения в образовательный процесс таких форм, как педагогический тренинг и оздоровительной проект.
Сформулированные педагогические условия являются результатом мотивационно-личностного образования, на основании которого будущий тренер оздоровительной аэробики будет способным:
а) к педагогической профессиональной деятельности;
б) взаимодействию с другими участниками педагогического процесса;
в) к реализации индивидуально-творческого потенциала.
В ходе формирующего эксперимента выявляли эффективность разработанных педагогических условий. Так, анализ педагогического тестирования «Мотивация к оздоровительной деятельности» показал, что из 81 респондентов на вопрос «Как Вы оцениваете значимость оздоровительной аэробики в повышении здоровья человека?» (по пятибалльной системе) ответили: «отлично» - 87,6 %; «хорошо» – 12,4 %. На вопрос, «В какой степени у Вас развита мотивация изучения оздоровительной аэробики?» ответили следующим образом: «отлично» - 49,7 %; «хорошо» – 47,6 %; «удовлетворительно» – 2,7 % студентов. Затруднялись с ответом на поставленный вопрос – 6, 25 % студентов.
Выводы. Мотивация является основой подготовки будущего тренера, и рассматривается как особое мотивационно-личностное образование, на основании которого будущий специалист оказывается способным: к профессиональной педагогической деятельности; к взаимодействию с другими участниками педагогического процесса; к реализации индивидуально-творческого потенциала.
Следовательно, оптимизация профессиональной подготовки тренера оздоровительной аэробики требует учета индивидуальных особенностей студентов, уровень их интеллектуального, физического развития, их жизненный опыт, характер восприятия спортивно-педагогической информации.
Реализация рекомендованных нами педагогических условий позволит повысить мотивацию студентов к занятиям оздоровительной аэробикой и в целом к физической активности.
Литература:
- Абдуллина, О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: для пед. спец. высш. учеб. заведений.- 2-е изд., перераб. и доп. / О. А. Абдуллина. М.: Просвещение, 1990.- 141 с.
- Аэробика. Теория и методика проведения занятий: учеб. пособие для студ. вузов физической культуры / Е.Б. Мякинченко, М.П. Шестакова. -М. : СпортАкадемПресс, 2002. - 304 с.
- Крючек, Е.С. Аэробика. Содержание и методика проведения оздоровительных занятий: учебно-методическое пособие / Е.С. Крючек. М. : Терра-Спорт, Олимпия Пресс, 2001. - 64 с.
- Пфейер, Н.Э. Профессионально-педагогический потенциал специалиста по физической культуре и его формирование в условиях высшего педагогического образования: автореф. дис. . д-ра пед. наук / Н.Э. Пфейер. -СПб., 1996.-39 с.
References:
1. Abdullina, O. A. General pedagogical training of teachers in higher education: for ped. specialist. higher textbook. institutions. - 2nd ed., revised. and add. / O.A. Abdullina. M .: Education, 1990.- 141 p.
2. Aerobics. Theory and methods of conducting classes: textbook. allowance for students. universities of physical education / E.B. Myakinchenko, M.P. Shestakova. -M.: SportAcademPress, 2002. 304 p.
3. Hook, E.S. Aerobics. The content and methodology of conducting recreational classes: teaching aid / E.S. Hook M.: Terra-Sport, Olympia Press, 2001 .-- 64 p.
4. Pfeyer, N.E. Professional and pedagogical potential of a specialist in physical education and its formation in the conditions of higher pedagogical education: author. dis. . Dr. ped. sciences / N.E. Pfeyer. -SPb., 1996.-39 p.