Статьи

Формирование краеведческих знаний у младших школьников во внеурочной деятельности по программе "По родным тропинкам". Автор: Готовцева Нюргустана Семеновна

Готовцева Нюргустана Семеновна,


учитель начальных классов


МБОУ «Модутская средняя общеобразовательная школа»,


Намский улус, Республика Саха (Якутия), Российская Федерация


Намский улус село Тумул ул. Прядезникова,8




Gotovtseva Nurgustanа Semenovna,


primary school teacher


Municipal budgetary educational institution «Modut secondary school»


Namsky ulus, Republic of Sakha (Yakutia), Russian Federation


ФОРМИРОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ЗНАНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ПО ПРОГРАММЕ «ПО РОДНЫМ ТРОПИНКАМ»

FORMATION OF LOCAL HISTORY KNOWLEDGE IN JUNIOR SCHOOLCHILDREN DURING EXTRACURRICULAR ACTIVITIES

ACCORDING TO THE PROGRAM «ALONG THE NATIVE PATH»

АННОТАЦИЯ

В статье представлены приемы и методы формирование краеведческих знаний у младших школьников во время внеурочной деятельности, а также разработана программа, которая направлена на активизацию духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений с использованием регионального компонента.

ANNOTATION

The article presents techniques and methods for developing local history knowledge among younger schoolchildren during extracurricular activities, and also developed a program that is aimed at enhancing the spiritual, moral and cultural-historical continuity of generations using the regional component.

Ключевые слова: краеведческие знаний, младшие школьники, внеурочная деятельность.

Key words: local history knowledge, primary schoolchildren, extracurricular activities.

Введение. Сегодня наше общество нуждается в поддержке культурно-исторического сознания, так как остро ощущается духовный кризис молодого поколения. Первостепенная задача учителей и родителей - воспитание чувства уважения и гордости к своей земле. Краеведение является фундаментом патриотического воспитания. Необходимость развития интересов школьников в области краеведения связана с социальным запросом общества: чем полнее, глубже, содержательнее будут знания детей о родном крае и его лучших людях, природе, традициях, тем более действенными окажутся они в воспитании любви к нашей большой и малой Родине.

Актуальность темы работы заключается в том, что каждый человек, где бы он ни родился и не жил, может много нового и нужного узнать о своих родственниках, если займется изучением своей родословной. Эта огромная работа, но крайне интересная и очень увлекательная.

Цель: формирование познавательной активности и интереса обучающихся к истории своей страны через изучение истории своего края.

Задачи:

1. Повышать у обучающихся учебную мотивацию к изучению истории.

2.Развивать навыки самостоятельной поисковой, исследовательской деятельности.

3.Способствовать формированию уважительного отношения к людям, внесшим определенный вклад в историю города, страны.

4.Расширять кругозор в области краеведческих знаний.

5. Привлекать учащихся к научно-практической и исследовательской деятельности, изучив способности каждого участника проекта

Гипотеза: если учащиеся будут изучать историю своей малой Родины, то это будет фундаментом патриотического воспитания и будет способствовать повышению уровня исторического образования и воспитания общей культуры школьников.

Новизна: На сегодняшний день существуют работы, посвященные изучению родного края. Перед нами встала серьёзная проблема: что надо сделать, чтобы поднять интерес к изучению исторического, культурного наследия малой Родины. И мы решили изменить форму подачи информации в век информационных технологий через создание QR-коды, с помощью которой можно совершить виртуальную экскурсию, в этом заключается новизна нашей программы.

Краеведение. Любовь к отечеству, чувство причастности к судьбе родного города, села, района, области не возникают сами по себе, а воспитываются. Краеведение - по мнению академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва, «прекрасная школа для такого воспитания».

Впервые в России научное определение краеведения было дано в «Академическом словаре русского языка» (1916 г.). В нем говорится, что это «Совокупность знаний об отдельных местностях страны, всестороннее изучение отдельных частей страны преимущественно силами местного населения». С тех пор это определение повторяется во многих энциклопедиях, словарях и научных работах. Так, например, в современном «Педагогическом энциклопедическом словаре» школьное краеведение определяется как изучение учащимися природы, экономики, истории и культуры своей местности. Причем под изучением края, как правило, понимается получение учащимися знаний о крае из различных источников. В толковом словаре В.И. Даля: «Краеведение – это совокупность знаний (исторических, географических и т. п.) об отдельных местностях или в целом страны, это всестороннее изучение своей местности – природы, хозяйства, истории, быта людей – преимущественно местными школами».

Великий ученый, педагог К.Д. Ушинский, изучавший идеи и опыт отечественной и зарубежной педагогики и школы, отмечал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека», они помогают возгореться «искрами любви к Отечеству». Ушинский обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов, связывал с преподаванием «отчизноведения» развитие речи детей, изучение родного языка, подчеркивал важность выработки у детей «инстинкта местности». Для ученика формирование краеведческих знаний — способ расширить кругозор, так как углубленное изучение состояния одного небольшого края происходит в сравнении обычно со всей страной или со всем цивилизованным пространством, кроме того, знание одного края пробуждает интерес к другим регионам и к Земле в целом.

Краеведение в начальной школе. Изучение краеведения в начальной школе является одним из основных источников обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитание любви к нему, формирования гражданской идентичности. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, трудовом воспитании, является интегрирующим, связывающим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.

Важным этапом работы по краеведению является целенаправленная внеклассная и внешкольная воспитательная работа. Большое значение имеет связь с родителями.

Работа с родителями. На сегодняшний день основной целью системы работы образовательной организации с родителями (законными представителями) является установление партнерских отношений с семьей каждого воспитанника, создание атмосферы взаимоподдержки и общности интересов. Учитель начальных классов является связывающим звеном между школой и семьями учащихся. Смысл педагогического сотрудничества классного руководителя и родителей – в создании условий для нормальной жизни ребенка (комфортной, радостной, счастливой), для развития его индивидуальности в общем доме «школа-семья». Ключевой момент в этом сотрудничестве - преследование единой цели в образовании и воспитании ребенка. Педагог занимает новую «профессиональную позицию»: педагога - психолога, умеющего привлечь родителей к активному взаимодействию со школой, сделать его конструктивным, объединить родителей и детей для решения насущных проблем обучения, воспитания и развития. Учитель и родители становятся партнерами в воспитании младших школьников.

Программа внеурочной деятельности «По родным тропинкам». По итогам анкетирования мы узнали, что многие родители моих учеников родом из разных улусов, которые славятся своими традициями и известными людьми своего улуса и республики. Для реализации данных задач совместно с родителями была разработана программа по внеурочной деятельности «По родным тропинкам». Программа разработана с учетом возрастных особенностей детей младшего школьного возраста. Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как изобразительное искусство, окружающий мир, технология, математика, литературное чтение, культура народов Республики Саха (Якутия). Срок обучения – 4 года. Курс обучения – 34 часа в год, 1час в неделю. Содержание и последовательность изложения материала подобраны таким образом, чтобы дети могли, начиная с самого простого теоретического материала, постепенно осваивать более сложные темы. Итоговое занятие по окончанию каждого года – своеобразный отчет обучающихся о проделанной работе, выставка творческих работ, смотр знаний, участие в научно-практических конференциях. Программа состоит из 4 этапов:

1 этап – 1 год обучения (1 класс) «Геральдика»

Цель: Формировать у детей представления о символике; познакомить детей с гербами улусов Якутии; развивать умение соотносить изображение герба с названием улуса. Задачи: 1. Приобщение школьников к Государственной символике. 2. Помочь детям понять, осмыслить их происхождение, значение. 3. Способствовать воспитанию у детей чувства патриотизма, интерес к своей стране, чувство гордости. 4. Развивать внимание, связную речь, наблюдательности, кругозор

2 этап – 2 год обучения (2 класс) «Писатели Якутии»

Цели: Познакомить ребят с жизнью писателей Якутии и их произведениями. Задачи: 1. Углублять знания детей о национальной культуре якутов. 2. Развивать умение слушать произведения якутских писателей. 3. Способствовать повышению уровня творческой активности кругозора учащихся.

3 этап – 3 год обучения (3 класс) «Музеи улусов»

Цель: Активизация духовно-нравственной и культурно-исторической преемственности поколений. Формирование способности к духовному развитию, укрепление нравственности обогащение и углубление знаний, привитие интереса детей к истории, раскрытие внутреннего потенциала ребенка. Задачи: 1. В увлекательной форме познакомить с историей создания музеев. 2. Развивать художественно-эстетический вкус, развить чувство патриотизма и гражданской ответственности, любви к природе. 3. Воспитать бережное отношение к своей истории, к природе, к культурному наследию нашей Родины.

4 этап - 4 год обучения (4 класс) «Выпуск краеведческого сборника»

Цель: Размещение материала сборника на страницах краеведческого сайта. Задачи: 1. Сбор информации и оформление работы в виде интерактивного стенда «Маленькая история», где будет краткая информация об улусе, о гербе улуса, о знаменитых людях из этого улуса, где ребята и, вообще заинтересованные люди, могут по одному клику на QR-код, используя свои смартфоны, могут узнать очень много интересной информации.

Мы далее собрали очень много информации и оформили нашу работу в виде интерактивного стенда «По родным тропинкам», где будет краткая информацию об улусе, о гербе улуса, о знаменитых людях из этого улуса, где ребята и, вообще заинтересованные люди, могут по одному клику на QR-код, используя свои смартфоны, могут узнать очень много интересной информации.

Ожидаемые результаты:

Работа по данному направлению будет способствовать: формированию знаний учащихся, основанных на восприятии окружающего мира, развития и укрепления у детей чувства любви к родному краю; формирования нравственной личности гражданина и патриота России; овладению начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией; распространению краеведческих сведений через печатные и электронные источники информации; привлечению родителей к проведению совместных праздников, занятий, ярмарок семейного творчества, исследовательской деятельности и т.д.

Выводы. Педагоги являются специалистами в области образования, а потому именно мы должны инициировать взаимодействие с родителями, приводящее обе стороны к сотрудничеству.

Реализация данной программы дает возможность:

ü продуктивно организовать сотрудничество классного руководителя и родителей,

ü сделать родителей союзниками в воспитании детей,

ü повысить эффективность дальнейшего воспитательного процесса.

В результате:

ü увеличились показатели родительской активности в воспитательном процесс.

ü родители помогают готовить совместные мероприятия с детьми и сами в них принимают участие,

ü существенно изменилась позиция некоторых семей по отношению к школе,

ü успешно реализовано содержание основных направлений воспитательной деятельности всех участников образовательных отношений,

Сотрудничество родителей и школы способствует улучшению микроклимата в школе, развитию культуры общения взрослых и детей, решению многих школьных повседневных проблем. Родители приобщаются к реальной практической жизнедеятельности детей в образовательной организации.

Литература:

1. Арутюнов С.А. Народы и культуры. Развитие и взаимодействие. – М.: Наука, 1989. – 246 с.

2. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. – М., 1983. – 412 с.

3. Гукаленко О.В. Поликультурное образование: теория и практика \ О.В. Гукаленко. –Ростов-н\Д.:Изд-во РГПУ, 2003.

4. Григорьев Д.В., Степанов П.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» Пособие для учителя, М. «Просвещение», 2011

5. Иванова А.А. Восхождение человека к Природе в процессе природного воспитания: Методические разработки по этнопедагогике и народоведению для педагогов дошкольных учреждений, школ, других специалистов социогуманитарного знания и широкого круга читателей. Самара - Ореховка, 2004.

6. Кузина Т.Ф., Батурина Г.И. Занимательная педагогика народов России: советы, игры, обряды. - М.: Школа-Пресс, 1998.

7. Ушинский К.Д. О народности в общественном воспитании. Избр. пед. соч.: В 2 т. – М., 1974

Made on
Tilda