Наше время характеризуется поиском новых форм, методов и приемов обучения. Современная школа нуждается в методах обучения, которые бы помогли не только качественно обучить, но в первую очередь, развить потенциал личности. Современное обучение направлено на то, чтобы готовить учащихся не только приспосабливаться, но и активно осваивать ситуации социальных перемен.
На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения (обучения).
Эти задачи можно решить с помощью ролевых театрализованных проектов, где способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Ролевой театрализованный проект – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Проект предполагает принятие решения – как поступить, что сказать? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, проект открывает богатые обучающие возможности.
Являясь развлечением, отдыхом, ролевой проект способен перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.
На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.
Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Проблема, с которой мы сталкиваемся, придя работать в школу – это очень низкая мотивация детей к обучению, а как следствие – невысокие образовательные результаты. Мы начали анализировать ситуацию и со временем разработали свою образовательную концепцию, которая и лежит в основе моей педагогической практики. В чем ее суть?
Вернемся к низкой мотивации детей. Почему же она такова? На наш взгляд две причины:
1. Изменился менталитет учащихся. Дети ждут от нас, учителей, учета их индивидуальных особенностей (возрастных, физиологических, психологических), учета образовательных потребностей и личных склонностей. Поэтому, необходимо придерживаться адаптивной педагогической системы, позволяющей создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка. Стараться предоставить каждому учащемуся возможность самореализоваться в наиболее значимых для него сферах в рамках моего предмета. Особое внимание следует уделять поддержке талантливых детей. Это направление деятельности согласуется с Концепцией развития образования до 2010 года и Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
2. Изменение социального заказа на образование. Современная школа должна обучать тем технологиям и способам деятельности, которые пригодятся ребенку в будущем. Одной только передачи знаний становится недостаточно, ребенок должен стать способным выражать свои собственные мысли, уметь принимать решения, осознавать свои возможности, быстро и эффективно обрабатывать информацию, быть готовым обучаться в течение всей жизни, то есть обладать ключевыми компетентностями. Компетентностный подход уже заложен в стандартах второго поколения, на пороге реализации которых мы находимся. Для решения обозначенных проблем необходима смена образовательной парадигмы со знаниевой на компетентностную. И реальный шаг, который сейчас необходимо сделать учителю, это широкое использование инновационных образовательных технологий.
Единая методическая тема школы, в которой я работаю: «Использование инновационных технологий обучения в современной школе».
Ученые апробировали целый ряд инновационных технологий, элементы некоторых из них органично вписались в мою педагогическую практику
Проектная технология (ролевые театрализованные проекты)
Особое место педагогической практике занимают проектные технологии, а именно, ролевые театрализованные проекты. Почему проектная технология? Педагогической наукой и практикой давно установлено, что это эффективный способ формирования ключевых компетентностей. Уроки в форме ролевого проекта можно проводить с начальной школы. Готовятся они в течение целой серии уроков и на внеклассных занятиях по предмету. Работа над ролевым проектом основана на принципах педагогики сотрудничества и сотворчества. При распределении заданий по группам и ролей, следует учитываю пожелания и интересы детей. Не это ли адаптивная педагогическая система?!
Алгоритм подготовки урока в форме ролевого театрализованного проекта
Цель: развивать коммуникативные навыки и умения учащихся при подготовке урока в нетрадиционной форме.
Подготовка осуществляется на 6-ти уроках и во внеклассной деятельности по предмету.
1. Составление примерного сценария учителем.
2. Работа с учащимися:
1 урок. Погружение учащихся в тему и презентация новой лексики
2 урок. Определение учебно-речевой ситуации для работы над ролевым театрализованным проектом и распределение учащихся по группам.
3 урок. Обработка информации, полученной школьниками из дополнительных источников; корректировка сценария.
4 урок. Повторение грамматического материала, необходимого для составления самостоятельных высказываний обучающихся по теме.
5 урок. Индивидуальная работа учителя с уч-ся.
6 урок. Защита театрализованного ролевого проекта.
Результативность:
- у детей развиваются навыки иноязычной коммуникации;
- создались условия для творческой самореализации
- сохраняется высокий уровень мотивации в изучении английского языка.
В ходе выполнения проекта развиваются навыки самостоятельного изучения нового учебного материала, совершенствуются умения и навыки учащихся в общении на иностранном языке, раскрываются творческие способности ребенка, формируются умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. Сейчас идет много споров о том, как оценить знания учащихся: традиционный набор знаний оценивается, например, путем Единого Государственного Экзамена. А как же измерить компетентности? Как измерить, что ребенок овладел способностями решения учебных задач, овладел исследовательскими, коммуникативными и информационными умениями? Многие предлагают портфолио, тесты построенные на основе PISA (европейский тест уровня овладения ключевыми компетентностями), но мы глубоко уверены, что Общественный смотр знаний, то есть показ ролевых театрализованных проектов перед родителями, другими учащимися школы, коллегами, управляющим советом школы – эффективная форма оценки, так как оценивают социальные заказчики.
Смена образовательной парадигмы, новое качество образования, новая система оценки качества образования выдвигает новые требования к педагогу. Учитель должен быть творческой личностью, любящим и умеющим работать с детьми
Список литературы.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000. Некоторые статьи из журналов “Иностранные языки в школе”
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Ильченко Е.В. « Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка». М.: «Центр современных гуманитарных исследований», 2003
ИЯШ, 1991, №3 Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. “Проектная методика обучения ИЯ”
ИЯШ, 1992, №2 Борисова Е.М. “ Проект на уроках английского языка”
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.
На уроке иностранного языка особое место занимают формы занятий, которые обеспечивают активное участие в уроке каждого ученика, стимулируют речевое общение, способствуют формированию интереса и стремления изучать иностранный язык.
Инновационный поиск новых средств приводит педагогов к пониманию того, что нам нужны деятельностные, групповые, игровые, ролевые, практико-ориентированные, проблемные, рефлексивные и прочие формы и методы учения (обучения).
Эти задачи можно решить с помощью ролевых театрализованных проектов, где способности любого человека, а особенно ребенка проявляются в полной мере. Ролевой театрализованный проект – особо организованное занятие, требующее напряжения эмоциональных и умственных сил. Проект предполагает принятие решения – как поступить, что сказать? Желание решить эти вопросы обостряет мыслительную деятельность учащихся. А если учащиеся при этом говорят на иностранном языке, проект открывает богатые обучающие возможности.
Являясь развлечением, отдыхом, ролевой проект способен перерасти в обучение, в творчество, в модель человеческих отношений.
На современном этапе развития образования проектная методика детально исследуется как зарубежными, так и отечественными авторами: И.Л. Бим, И. А. Зимней, Т.Е Сахаровой, О.М Моисеевой, Е.С. Полат, И. Чечель, L.Fried-Booth, T. Hutchinson, D. Phillips и др.
Многочисленными исследованиями было установлено, что проектная деятельность выступает как важный компонент системы продуктивного образования и представляет собой нестандартный, нетрадиционный способ организации образовательных процессов через активные способы действий (планирование, прогнозирование, анализ, синтез), направленных на реализацию личностно-ориентированного подхода.
Проблема, с которой мы сталкиваемся, придя работать в школу – это очень низкая мотивация детей к обучению, а как следствие – невысокие образовательные результаты. Мы начали анализировать ситуацию и со временем разработали свою образовательную концепцию, которая и лежит в основе моей педагогической практики. В чем ее суть?
Вернемся к низкой мотивации детей. Почему же она такова? На наш взгляд две причины:
1. Изменился менталитет учащихся. Дети ждут от нас, учителей, учета их индивидуальных особенностей (возрастных, физиологических, психологических), учета образовательных потребностей и личных склонностей. Поэтому, необходимо придерживаться адаптивной педагогической системы, позволяющей создать благоприятные условия для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития каждого ребенка. Стараться предоставить каждому учащемуся возможность самореализоваться в наиболее значимых для него сферах в рамках моего предмета. Особое внимание следует уделять поддержке талантливых детей. Это направление деятельности согласуется с Концепцией развития образования до 2010 года и Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа».
2. Изменение социального заказа на образование. Современная школа должна обучать тем технологиям и способам деятельности, которые пригодятся ребенку в будущем. Одной только передачи знаний становится недостаточно, ребенок должен стать способным выражать свои собственные мысли, уметь принимать решения, осознавать свои возможности, быстро и эффективно обрабатывать информацию, быть готовым обучаться в течение всей жизни, то есть обладать ключевыми компетентностями. Компетентностный подход уже заложен в стандартах второго поколения, на пороге реализации которых мы находимся. Для решения обозначенных проблем необходима смена образовательной парадигмы со знаниевой на компетентностную. И реальный шаг, который сейчас необходимо сделать учителю, это широкое использование инновационных образовательных технологий.
Единая методическая тема школы, в которой я работаю: «Использование инновационных технологий обучения в современной школе».
Ученые апробировали целый ряд инновационных технологий, элементы некоторых из них органично вписались в мою педагогическую практику
Проектная технология (ролевые театрализованные проекты)
Особое место педагогической практике занимают проектные технологии, а именно, ролевые театрализованные проекты. Почему проектная технология? Педагогической наукой и практикой давно установлено, что это эффективный способ формирования ключевых компетентностей. Уроки в форме ролевого проекта можно проводить с начальной школы. Готовятся они в течение целой серии уроков и на внеклассных занятиях по предмету. Работа над ролевым проектом основана на принципах педагогики сотрудничества и сотворчества. При распределении заданий по группам и ролей, следует учитываю пожелания и интересы детей. Не это ли адаптивная педагогическая система?!
Алгоритм подготовки урока в форме ролевого театрализованного проекта
Цель: развивать коммуникативные навыки и умения учащихся при подготовке урока в нетрадиционной форме.
Подготовка осуществляется на 6-ти уроках и во внеклассной деятельности по предмету.
1. Составление примерного сценария учителем.
2. Работа с учащимися:
1 урок. Погружение учащихся в тему и презентация новой лексики
2 урок. Определение учебно-речевой ситуации для работы над ролевым театрализованным проектом и распределение учащихся по группам.
3 урок. Обработка информации, полученной школьниками из дополнительных источников; корректировка сценария.
4 урок. Повторение грамматического материала, необходимого для составления самостоятельных высказываний обучающихся по теме.
5 урок. Индивидуальная работа учителя с уч-ся.
6 урок. Защита театрализованного ролевого проекта.
Результативность:
- у детей развиваются навыки иноязычной коммуникации;
- создались условия для творческой самореализации
- сохраняется высокий уровень мотивации в изучении английского языка.
В ходе выполнения проекта развиваются навыки самостоятельного изучения нового учебного материала, совершенствуются умения и навыки учащихся в общении на иностранном языке, раскрываются творческие способности ребенка, формируются умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации целей, взаимодействовать в группе в достижении общих целей, оценивать достигнутые результаты. Сейчас идет много споров о том, как оценить знания учащихся: традиционный набор знаний оценивается, например, путем Единого Государственного Экзамена. А как же измерить компетентности? Как измерить, что ребенок овладел способностями решения учебных задач, овладел исследовательскими, коммуникативными и информационными умениями? Многие предлагают портфолио, тесты построенные на основе PISA (европейский тест уровня овладения ключевыми компетентностями), но мы глубоко уверены, что Общественный смотр знаний, то есть показ ролевых театрализованных проектов перед родителями, другими учащимися школы, коллегами, управляющим советом школы – эффективная форма оценки, так как оценивают социальные заказчики.
Смена образовательной парадигмы, новое качество образования, новая система оценки качества образования выдвигает новые требования к педагогу. Учитель должен быть творческой личностью, любящим и умеющим работать с детьми
Список литературы.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам М.,2000. Некоторые статьи из журналов “Иностранные языки в школе”
Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.
Зенгин С.С. Совместное проектирование учебной деятельности как условие самоактуализации старшеклассника. – Краснодар, 2001.
Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.
Ильченко Е.В. « Игры, импровизации и мини-спектакли на уроках английского языка». М.: «Центр современных гуманитарных исследований», 2003
ИЯШ, 1991, №3 Зимняя И.А., Сахарова Т.Е. “Проектная методика обучения ИЯ”
ИЯШ, 1992, №2 Борисова Е.М. “ Проект на уроках английского языка”
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар. образование. – 2000. - №7.
Павлова М.Б. и др. Метод проектов в технологическом образовании школьников./ Под ред. И.А.Сасовой. – М.: Вентана-Графф, 2003.
Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 1998.
Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.