Статьи

Технология развития критического мышления на занятиях английским языком в ДОУ. Автор: Бачина Анна Михайловна

Технология развития критического мышления

на занятиях английским языком в ДОУ

Бачина Анна Михайловна,

педагог дополнительного образования,

МАДОУ№51

Принципиальным отличием новых образовательных стандартов является их ориентация на развитие способности ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Основой такого освоения служит целенаправленное формирование творческого и критического мышления.

Человек, обладающий критическим мышлением, отвечает всем требованиям современного общества. Он обладает ясным, оригинальным, независимым мышлением, творческим потенциалом, готов к самореализации и самовыражению.

Но почему же так важно развивать не просто "мышление", а именно "критическое мышление" у детей?

Критическое мышление является сложным мыслительным процессом, который начинается с получения ребенком информации и заканчивается принятием обдуманного решения, формированием собственного отношения. Это способность ставить новые вопросы, вырабатывать аргументы в защиту своего мнения и делать выводы. Это способность не только интерпретировать и анализировать информацию. Критически мыслящий ребенок всегда сможет аргументированно доказать свою позицию. Он будет опираться на логику и на мнение собеседника, а значит, сможет объяснить, почему он с ним согласен или не согласен.

Итак, критическое мышление – это умение анализировать, оценивать, выносить обоснованное суждение, вырабатывать собственное мнение и умение применять полученные знания.

Поэтому так актуальны, сегодня современные образовательные технологии и развивающее обучение, одной из составляющих которого является технология развития критического мышления. С раннего детства родители пытаются учить своих детей мыслить, выбирать, принимать решения, анализировать. Навыки классификации начинают вырабатываться в детском саду на игрушках и цветах, анализ предметов, нахождение их сходств и различий также прекрасно выполняется в дошкольном возрасте и используется в коррекционной педагогике.

К концу дошкольного возраста появляется тенденция к обобщению и установлению связей. Таким образом, уже в дошкольном детстве закладываются предпосылки для формирования критического мышления.

В основу технологии по развитию критического мышления положен базовый дидактический цикл, состоящий из трех этапов.На первом этапе стимулируется интерес к теме, на втором этапе происходит осмысленная работа с информацией, третий этап – рефлексия - размышления, формирование личного отношения.

Развивать критическое мышление посредством английского языка целесообразно, так как сам процесс овладения языком подразумевает развитие мышления. Если давать детям на занятиях только языковую информацию, то это не только не будет способствует развитию ребенка, но и овладение языком пойдет медленнее.

На своих занятиях с детьми старших и подготовительных к школе групп для развития критического мышления посредством иностранного языка я использую следующие приёмы:

1. «Spot the difference» - «Найдиотличие». Детям можно предложить картинки с изображением, например, животных. На одной картинке две собачки и три котёнка, на другой три собачки и два котёнка. Дети ищут различия и посредством языка выражают свои предположения (twodogs – threekittens, threekittens – twodogs). Подобное задание можно усложнить, добавив в него различия в цветах и размерах.

2. «Odd one out» - «Найди лишнее». На интерактивной доске изображены, например, жёлтый цыплёнок, жёлтый лимон, жёлтый банан и красное яблоко. Детям предлагается выбрать лишнее и объяснить свой выбор. Кто- то выберет цыплёнка (a chick) и скажет, что это птица, а всё остальное – фрукты. А кто-то будет настаивать, что лишнее это яблоко (an apple, it’s red), потому что оно красное, а все остальные изображения жёлтого цвета. И он тоже окажется прав. Данную игру можно проводить, используя игрушки.

3. «True, false» - «Правда, не правда». Спектр этого задания достаточно широк. Можно использовать различного рода утверждения как с опорой на наглядность, так и с ориентацией на общие знания детей. Например, a frog can fly – false, winter is green – false, a mouse is little – true.

4. «Association» - «Ассоциация». Гибкая стратегия, которая побуждает к размышлениям, к обмену мнениями. Развивает у дошкольников воображение, умение анализировать и делать самостоятельные выводы. Её можно использовать как способ обобщения ранее изученного материала. Например, Summer – rain, arainbow, about, aflower, afish; Winter – asnowman, SantaClause, aChristmasTree, asnowball и т.д.

5. «Rhymes» - «Рифмы». Данный вид деятельности способствует не только формированию произносительных навыков и развитию речевого слуха, но и активизирует мыслительную деятельность детей. Ведь ребёнок должен выяснить, почему a chick не рифмуется с a pig, обратить внимание на последний звук в словах и объяснить различие. Спектр заданий этого раздела многообразен: соединить рифмующиеся слова (слова выражены с помощью картинок), подобрать к главному слову рифму из нескольких других слов (это задание можно использовать в качестве творческой индивидуальной работы – раскрасить только те картинки, которые рифмуются с главным словом) и т.д.

6. «Pictograms» - «Пиктограммы». Пиктограммы способствуют развитию когнитивных функций, например, символизации, а, следовательно, создают предпосылки для развития критического мышления дошкольников. Данное средство способствует развитию у детей речевой компетенции, развивает логическое и образное мышление, память, способность к восприятию сообщений. Пиктограммы находятся в тесной связи с ассоциациями. Я в своей работе использую пиктограммы-образы изученных слов, глядя на которые, у ребёнка возникают ассоциации с определёнными лексическими единицами, он должен понять какие слова «зашифрованы», объяснить «почему», воспроизвести их. Затем можно усложнить задачу и сложить из пиктограмм словосочетания, и даже предложения, используя иноязычную лексику.

Все пиктограммы вырезаны из самоклеящейся бумаги, поэтому дети с удовольствием и без использования клея могут наклеить свои пиктограммы на картонный лист.

Также можно придумать пиктограммы вместе с детьми, где дошкольники проявят самостоятельность и аргументируют свой выбор.

7. «Clusters» - «Кластеры». Это графический приём систематизации материала. На своих занятиях я использую различные виды кластеров в зависимости от темы занятий, которые создаю в программе SmartBoard. Кластеры использую на этапе активизации лексических единиц, а также для закрепления и систематизации лексического материала.

Как же работать с кластерами? Выделяем главную смысловую единицу (тему), например, «Family», затем выделяем связанные с ключевым словом смысловые единицы, в данном случае, члены семьи: «father, mother, sister, brother и т.д., конкретизируем каждую смысловую единицу фактами, мнениями, характерными чертами, способностями и т.д., например, father – can swimand dive, mother – can cookand knit, sister – can danceand draw, brother – can runand playfootball. Данные смысловые единицы можно объединять, структуру кластера можно менять, дополнять новыми характеристиками, например, father – is brave, mother – is kind т.д.

Основной смысл технологии развития критического мышления заключается в том, чтобы развивать умения анализа и рефлексии. Все эти простые упражнения, помогают семантизировать, отрабатывать иноязычную лексику и развивать умения анализа, которые лежат в основе критического мышления.

Необходимо помнить, что критическое мышление дошкольников на занятиях английского языка не обязательно развивается в речи на английском языке. Грамотно составленный образовательный курс по английскому языку для стартового уровня обязательно должен включать познавательные активности, предполагающие раскрашивание предметов, их группирование по признакам, исключение лишнего, оценивание предметов, выбор целесообразных действий и т.д. Это все развивает у детей критическое мышление и готовит их к осмысленной речевой деятельности.

Таким образом, работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет повышать у детей уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм – все, что значимо для формирования личности, отвечающей современным требованиям общества.

1. https://ped-kopilka.ru/blogs/blog75443/kriticheskoe-myshlenie.html?ysclid=lv2isnpwbo131421236

2. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/01/14/kriticheskoe-myshlenie-u-doshkolnikov

3. https://infourok.ru/opit-raboti-po-teme-tehnologiya-kriticheskogo-mishleniya-u-doshkolnikov-910345.html

4. https://baby-club.ru/babylibrary/edublog/myshlenie-ne-prostoe-a-kriticheskoe/

5.https://www.englishteachers.ru/forum/index.php?app=forums&module=forums&controller=topic&id=2669

6.https://kopilkaurokov.ru/angliiskiyYazik/prochee/tiekhniki-i-priiemy-formirovaniia-kritichieskogho-myshlieniia-na-urokakh-anghliiskogho-iazyka

7.https://www.teacherjournal.ru/categories/13/articles/162

8.https://royallib.com/read/halpern_dayana/psihologiya_kriticheskogo_mishleniya.html#40960
Made on
Tilda