Статьи

Профориентационная работа на уроках технологии в работе с детьми-инвалидами и ОВЗ. Автор: Панов Сергей Викторович



Профориентационная работа на уроках технологии в работе с детьми-инвалидами и ОВЗ.



В современной школе стратегическими документами, определяющими направление модернизации содержания и методов обучения, являются ФГОС ООО и Концепция преподавания предметной области «Технология».

Программа знакомит обучающихся с различными технологиями, в том числе материальными, информационными, коммуникационными, когнитивными, социальными. В рамках освоения программы происходит, в том числе, и знакомство с миром профессий, самоопределение и ориентация обучающихся в сферах трудовой деятельности.



Ребята 5-9 классов знакомятся с миром профессий на уроках при изучении конкретных технологических процессов, к примеру: «Производство и технологии», «Робототехника», «3D-моделирование, прототипирование, макетирование» и тд.

При дистанционном обучении очень важно, не только рассмотреть теоретическую часть, но и максимально показать ребятам выполнение тех или иных технологических операций для понимания сути профессий, в этом помогает возможность демонстрации тематического видео контента.



Исследовательские проекты по профессиональному самоопределению выполняются учащимися 9 класса, они знакомятся с трудовыми функциями, трудовыми действиями, требованиями к образованию и практическому опыту работы, умениям, знаниям. В теоретической части выявляют требования к личным качествам специалиста на основе профессионального стандарта. На данном этапе важно понимание своих возможностей в ситуации выбора профессии, её доступность применительно к себе.

Практическая часть такой работы предполагает освоение методик определения своих профессиональных предпочтений, а так же выявление области наиболее целесообразного применения сил испытуемого. По результатам одной методики бывает трудно найти подходящую профессию, поэтому учащиеся проводят несколько исследований направленных на самопознание. В работах учащихся используется методика «Дифференциально - диагностический опросник», она предназначена для отбора на различные типы профессий в соответствии с классификацией типов профессий Е. А Климова. Методика «Профиль» (модификация методики «Карта интересов» А. Голомштока) позволяет выявить интерес к предмету или виду деятельности. Анализ работ показывает, что ребята выбирают для себя профессии связанные с современными информационными технологиями (например, программист), а так же психолог, менеджер по продажам, эколог и даже спортивный тренер. Ребята с большим интересом участвуют в работе над проектами.



Таким образом, освоение программы по технологии позволяет раскрывать содержание, адекватно отражающее смену жизненных реалий и формирование пространства профессиональной ориентации и самоопределения личности школьников.

Кроме этого, большую роль в успешной профессиональной ориентации учащихся играет фактор максимально адекватной оценки своих психофизиологических особенностей.



Made on
Tilda