ОЗНАКОМЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ С РОДНЫМ ГОРОДОМ ЧЕРЕЗ ТЕХНИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО
Дмитриева Анна Андреевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №181», г. о. Самара
Анохина Елена Вячеславовна
МБ ДОУ «Детский сад №181», г. о. Самара
Email: anutaananeva@yandex.ru
В настоящее время в силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.
Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет… ». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм. [2, с. 4]
Одной из важнейших задач, в соответствие с требованиями ФГОС, является приобщение детей к истокам культуры той местности, на которой они сейчас проживают. Знание истории города позволяет воспитанникам с интересом и уважением относится к культуре и природе нашего города. Важно прививать детям чувство патриотизма, любви и уважения природным и культурным ценностям края.
Конструирование — это вид творческой производственной деятельности посредством моделирования. Образовательные и воспитательные задачи можно решать в веселой и творческой форме с помощью игр, которые можно адаптировать для любого ребенка, так что проигравших нет. Инновационные и многофункциональные, различные виды технологий конструктора не только обеспечивают реализацию основных видов детской деятельности (познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой и конструктивной), но и способствуют развитию математических знаний.
Моделирование способствует закреплению представлений об архитектурных образах и исторических объектах родного края, стимулирует творчество, воплощая полученные знания в играх, которые вносят в жизнь детей новые впечатления. С помощью наших моделей мы формируем у дошкольников чувство гордости за наш город, привязанность и любовь к своей малой родине. Было отмечено, что дошкольники стали гордиться и уважать результаты своей совместной работы. Родители получили опыт работы с детьми и персоналом детского сада. Работа по образцу привлекательна для педагогов, обогащает развитие детей, радует родителей, вносит радость в повседневную жизнь и приносит взаимное удовлетворение.
При строительстве оснований моделей дети так же заполняют их материалами. В процессе творческой сборки модели из различных материалов дети постепенно развивают свои представления об архитектуре города.
Макет способствует развитию чувствительности детей к текстуре, форме и объему, поскольку все элементы создаются учителем вместе с детьми из различных материалов (Lego, магнитные наборы, бумага, картон, проволока, соленое тесто, природные материалы, отходы).
Период изготовления модели — это само по себе обучение. Создавая модели, дети описывают, сравнивают и рассуждают об объектах, задают много вопросов и обогащают свой словарный запас.
Она может активизировать двигательные навыки и закрепить математические понятия. Это так же может вовлечь родителей в процесс. В результате родители хотят продолжать заниматься со своими детьми изготовлением моделей.
В созданное игровое пространство добавляются новые материалы для предметов и используются заменители. Результаты совместного творчества используются как в самостоятельной игре детей, так и в процессе непосредственной образовательной деятельности. На основе готовых макетов проводятся обсуждения, вместе с детьми придумываются истории и проводятся режиссерские игры.
Таким образом, моделирование позволяет использовать потенциал городских социокультурных пространств в развитии современных детей дошкольного возраста. Моделирование так же является эффективным образовательным инструментом, который может объединить участников образовательного процесса (учителей, родителей и детей). Игра с родителями помогает детям стать усидчивыми, работоспособными, целеустремленными и эмоционально отзывчивыми.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Одним из наиболее эффективных средств развития ребенка дошкольного возраста в данном направлении, является детское техническое творчество.
Детское техническое творчество, являясь одной из форм самостоятельной деятельности дошкольников, является важнейшим средством формирования у них основ инженерного мышления, способствует развитию интереса к научно-технической деятельности, стимулирует изобретательские способности детей.
В процессе технического творчества новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей.
Знакомство с родным городом начинается с детского сада. Ко дню города Самара, в подготовительных группах детского сада был проведен «День технического творчества» на тему «По дорогам родного города».
Этот день начинался с веселой гимнастики, в ходе которой дети выполняли специальные физические упражнения на развитие крупной моторики. В ходе увлекательного путешествия по Самаре, через презентацию, дети узнали много полезной информации о родном городе, выполняли задания, отгадывали загадки и ребусы, которые помогли лучше узнать наш город, познакомили с его прошлым. В этот день детям было предложено выступить в роли строителей, и возвести всем известные и любимые места в городе. В качестве строительного материала детьми могли выбрать любой конструктор самостоятельно. В течении дня в группе появлялись Железнодорожный вокзал из мягкого конструктора, здание филармонии, колесо обозрения из магнитного конструктора, Монумент славы из крупного лего.
Строительные игры формируют потребность в общении, которое требует собственной активации речи. Не стоит забывать, что любую постройку можно и нужно обыгрывать в различного вида играх.
Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка. Таким образом мы смогли ознакомить дошкольников с родным городом через техническое творчество. Такая форма работы была эффективна, интересна для детей и педагогов, её можно применять в повседневной практике.
Литература:
1. Образовательный портал «фос-игра.рф» – [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: http://xn—-8sbhby8arey.xn--p1ai/
2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, — 2019.
3. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 64 с.
4. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», — 2019
6. Нефедова, И. В. Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края [Текст] /И. В. Нефедова //Воспитатель ДОУ (практический журнал) - 2010. - № 5. - С. 4.
7. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005
8. Уронина, В. А. Любите свой край! [Текст] /В. А. Уронина //Воспитатель ДОУ (практический журнал) - 2021. - № 3. - С. 16.
9. Усачева, Т. В. Программа патриотического воспитания дошкольников [Текст] /Т. В. Усачева //Воспитатель ДОУ (практический журнал) - 2010, № 4. - с. 4.
10. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.- М.: Сфера, 2021. – 128 с.
11. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. — 2020.
Дмитриева Анна Андреевна, воспитатель
МБ ДОУ «Детский сад №181», г. о. Самара
Анохина Елена Вячеславовна
МБ ДОУ «Детский сад №181», г. о. Самара
Email: anutaananeva@yandex.ru
В настоящее время в силу последних перемен всё более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. Дошкольный возраст, как возраст формирования основ личности, имеет свои потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым и относится чувство патриотизма. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста.
О важности данной проблемы свидетельствует принятие Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации», где подчеркивается, что патриотизм должен стать основой консолидации общества и укрепления государства. И в этом значительная роль отводится образовательным учреждениям всех уровней – от дошкольного до высшего образования.
Об актуальности патриотического воспитания и изучения родного края детей дошкольного возраста указывал еще Я. А. Каменский. В своем труде «Материнская школа» он отмечал, что до шести лет ребенок должен познать «место, где он родился и живет… ». Его идею поддерживали Ж. -Ж. Руссо, И. Г. Пестолоцци, а также русский писатель К. Д. Ушинский. В разработанную им систему воспитания был положен принцип народности, главной чертой которого он считал патриотизм. [2, с. 4]
Одной из важнейших задач, в соответствие с требованиями ФГОС, является приобщение детей к истокам культуры той местности, на которой они сейчас проживают. Знание истории города позволяет воспитанникам с интересом и уважением относится к культуре и природе нашего города. Важно прививать детям чувство патриотизма, любви и уважения природным и культурным ценностям края.
Конструирование — это вид творческой производственной деятельности посредством моделирования. Образовательные и воспитательные задачи можно решать в веселой и творческой форме с помощью игр, которые можно адаптировать для любого ребенка, так что проигравших нет. Инновационные и многофункциональные, различные виды технологий конструктора не только обеспечивают реализацию основных видов детской деятельности (познавательно-исследовательской, коммуникативной, игровой и конструктивной), но и способствуют развитию математических знаний.
Моделирование способствует закреплению представлений об архитектурных образах и исторических объектах родного края, стимулирует творчество, воплощая полученные знания в играх, которые вносят в жизнь детей новые впечатления. С помощью наших моделей мы формируем у дошкольников чувство гордости за наш город, привязанность и любовь к своей малой родине. Было отмечено, что дошкольники стали гордиться и уважать результаты своей совместной работы. Родители получили опыт работы с детьми и персоналом детского сада. Работа по образцу привлекательна для педагогов, обогащает развитие детей, радует родителей, вносит радость в повседневную жизнь и приносит взаимное удовлетворение.
При строительстве оснований моделей дети так же заполняют их материалами. В процессе творческой сборки модели из различных материалов дети постепенно развивают свои представления об архитектуре города.
Макет способствует развитию чувствительности детей к текстуре, форме и объему, поскольку все элементы создаются учителем вместе с детьми из различных материалов (Lego, магнитные наборы, бумага, картон, проволока, соленое тесто, природные материалы, отходы).
Период изготовления модели — это само по себе обучение. Создавая модели, дети описывают, сравнивают и рассуждают об объектах, задают много вопросов и обогащают свой словарный запас.
Она может активизировать двигательные навыки и закрепить математические понятия. Это так же может вовлечь родителей в процесс. В результате родители хотят продолжать заниматься со своими детьми изготовлением моделей.
В созданное игровое пространство добавляются новые материалы для предметов и используются заменители. Результаты совместного творчества используются как в самостоятельной игре детей, так и в процессе непосредственной образовательной деятельности. На основе готовых макетов проводятся обсуждения, вместе с детьми придумываются истории и проводятся режиссерские игры.
Таким образом, моделирование позволяет использовать потенциал городских социокультурных пространств в развитии современных детей дошкольного возраста. Моделирование так же является эффективным образовательным инструментом, который может объединить участников образовательного процесса (учителей, родителей и детей). Игра с родителями помогает детям стать усидчивыми, работоспособными, целеустремленными и эмоционально отзывчивыми.
Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным городом станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту.
Одним из наиболее эффективных средств развития ребенка дошкольного возраста в данном направлении, является детское техническое творчество.
Детское техническое творчество, являясь одной из форм самостоятельной деятельности дошкольников, является важнейшим средством формирования у них основ инженерного мышления, способствует развитию интереса к научно-технической деятельности, стимулирует изобретательские способности детей.
В процессе технического творчества новизна открытий, которые делает ребенок, носит субъективный для него характер, что и является важнейшей особенностью творчества ребенка дошкольного возраста. Техническое творчество развивает интерес к технике и явлениям природы, способствует формированию мотивов к познавательной деятельности, развитию интереса к профессиям, приобретению практических умений и развитию творческих способностей.
Знакомство с родным городом начинается с детского сада. Ко дню города Самара, в подготовительных группах детского сада был проведен «День технического творчества» на тему «По дорогам родного города».
Этот день начинался с веселой гимнастики, в ходе которой дети выполняли специальные физические упражнения на развитие крупной моторики. В ходе увлекательного путешествия по Самаре, через презентацию, дети узнали много полезной информации о родном городе, выполняли задания, отгадывали загадки и ребусы, которые помогли лучше узнать наш город, познакомили с его прошлым. В этот день детям было предложено выступить в роли строителей, и возвести всем известные и любимые места в городе. В качестве строительного материала детьми могли выбрать любой конструктор самостоятельно. В течении дня в группе появлялись Железнодорожный вокзал из мягкого конструктора, здание филармонии, колесо обозрения из магнитного конструктора, Монумент славы из крупного лего.
Строительные игры формируют потребность в общении, которое требует собственной активации речи. Не стоит забывать, что любую постройку можно и нужно обыгрывать в различного вида играх.
Подводя итог, следует сказать, конструирование как деятельность охватывает большой круг разнообразных образовательных, развивающих и воспитательных задач: от развития у детей моторики и накопления сенсорного опыта до формирования достаточно сложных мыслительных действий и речевого развития, творческого воображения, художественного развития и механизмов управления поведением ребенка. Таким образом мы смогли ознакомить дошкольников с родным городом через техническое творчество. Такая форма работы была эффективна, интересна для детей и педагогов, её можно применять в повседневной практике.
Литература:
1. Образовательный портал «фос-игра.рф» – [Электронный ресурс]. – // Режим доступа: http://xn—-8sbhby8arey.xn--p1ai/
2. Короткова Н. А. Образовательный процесс в группах детей старшего дошкольного возраста. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, — 2019.
3. Куцакова Л.В. Конструирование из строительного материала: Подготовительная группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 64 с.
4. Лусс Т.С. «Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью ЛЕГО: Пособие для педагогов-дефектологов. — М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003.
5. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. М.: «Гном и Д», — 2019
6. Нефедова, И. В. Воспитание патриотических чувств у детей в процессе приобщения к истории и культуре родного края [Текст] /И. В. Нефедова //Воспитатель ДОУ (практический журнал) - 2010. - № 5. - С. 4.
7. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005
8. Уронина, В. А. Любите свой край! [Текст] /В. А. Уронина //Воспитатель ДОУ (практический журнал) - 2021. - № 3. - С. 16.
9. Усачева, Т. В. Программа патриотического воспитания дошкольников [Текст] /Т. В. Усачева //Воспитатель ДОУ (практический журнал) - 2010, № 4. - с. 4.
10. Фешина Е.В. Лего-конструирование в детском саду: пособие для педагогов / Е.В. Фешина.- М.: Сфера, 2021. – 128 с.
11. Ясвин В. А. Образовательная среда от моделирования к проектированию / В. А. Ясвин // Москва. — 2020.