Статьи

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ УЧИТЕЛЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ. Автор: Золотухина Юлия Андреевна

ПРАКТИЧЕСКИЕ СОВЕТЫ

УЧИТЕЛЯМ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ОГЭ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

Аннотация. Признавая основной государственный экзамен (ОГЭ) первой и весьма серьёзной аттестацией в жизни каждого школьника, автор посвящает свою работу грамотной подготовке к прохождению этого школьного рубежа. В статье говорится о трудностях, с которыми сталкиваются учащиеся при сдаче экзамена по обществознанию. На основе личного опыта, а также многолетней практики отечественных педагогов в публикации предлагается ряд методических рекомендаций современным учителям для грамотной подготовки своих воспитанников к основному государственному экзамену. Автор обосновывает важность успешной сдачи ОГЭ для дальнейшего качественного обучения старшеклассников. В статье аргументированно перечисляются основные причины, по которым так важны для каждого школьника крепкие знания по обществознанию в стенах средней и высшей школы.

Ключевые слова: основной государственный экзамен (ОГЭ), школьник, подготовка, методические рекомендации, аттестация.

При написании статьи автор преследует цель, проанализировав личный опыт и опыт педагогов нашей страны, выявить основные трудности, которые «преследуют» из года в год девятиклассников средних школ при сдаче ОГЭ по обществознанию. Затем на основании сделанных выводов оформить ряд действенных методических рекомендаций в помощь учителям при подготовке учеников к основному государственному экзамену.

Несколько слов о том, что представляет собой ОГЭ. В Федеральном законе Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ в ст. 59 «Итоговая аттестация» говорится:

В п. 1. «Итоговая аттестация представляет собой форму оценки степени и уровня освоения обучающимися образовательной программы».

Во втором - «Итоговая аттестация проводится на основе принципов объективности и независимости оценки качества подготовки обучающихся» [1].

Для обозначенных нами выше целей используются контрольные измерительные материалы (далее по тексту – КИМ), представляющие собой комплексы заданий стандартизированной формы по конкретной дисциплине.

О том, что итоговая аттестация является первой и весьма серьёзной проверкой освоения детьми основной образовательной программы основного общего образования, хорошо известно и учителям, и девятиклассникам, и их родителям. Результаты сдачи детьми ОГЭ ярко демонстрируют картину профессионализма обучения, качество преподавания и степень усвоения всеми школьниками излагаемого педагогом материала. Из этого следует, что ОГЭ – не только экзамен для школьников, но и своеобразная аттестация педагога на его компетентность [5].

Прежде всего, следует понимать, что действенная и глубокая подготовка к основному государственному экзамену должна начинаться не в учебный год его сдачи, а с самого начала преподавания конкретной дисциплины. Учитель при изучении каждой темы должен обращать внимание школьников на особо значимый материал, на термины и понятия, понимание которых пригодится им не только при сдаче ОГЭ, но и в дальнейшем обучении.

Как показывает многолетняя практика, обществознание остается самым выбираемым подростками предметом для сдачи государственной итоговой аттестации (далее – ГИА) по выбору. Именно по этой причине влияние экзамена на процесс преподавания предмета в школе весьма велико. Это проявляется, в частности, во все большем отказе учителями от методики преподнесения готовых знаний и последующей проверки их воспроизведения.

Педагоги всё чаще используют в своей работе проблемно-поисковые формы приобретения знаний, развивают практические умения обучающихся, призывая тем самым к опоре на опыт их социальных отношений [7].

Разнообразие типов, разновидностей и моделей заданий, требований, предъявляемых к экзаменуемым, предполагает, что для выполнения заданий по обществознанию на максимально возможный балл необходимы знания по восьми содержательным линиям курса и комплекс специальных умений для осуществления познавательной деятельности. В том числе сравнение отдельных социальных объектов, решение проблемных задач, анализ и интерпретация оригинальных текстов, выражение и аргументация собственных оценок и суждений.

Учителей не может не радовать тот факт, что ОГЭ по обществознанию с 2021 года изменений не претерпевал. В 2023 году его структура состоит из двух частей. В первую часть входят задания и с кратким ответом, и с развернутым ответом. Во второй части будут только задания, требующие развернутого ответа. Всего детям предстоит решить 24 задания по 6-ти тематическим блокам:

1-й - человек и общество;

2-й - экономика;

3-й - сфера политики и социального управления (политика);

4-й - сфера духовной культуры (духовная сфера);

5-й - право;

6- й - социальная сфера [5].

Как уже упоминалось выше, девятиклассники в своём абсолютном большинстве выбирают именно экзамен по обществознанию. Этот факт объясняется несколькими причинами.

Во-первых, усвоение учебного материала по этому предмету сравнительно легко достаётся школьникам, и он им в этой связи нравится. Во-вторых, многие совершенно не заслужено полагают, что к ЕГЭ по обществознанию проще подготовиться, поскольку материал знаком и понятен. В-третьих, сегодня, как правило, все выпускники имеют намерения продолжать образование после окончания школы, а обществознание сдаётся на вступительных экзаменах почти во всех вузах.

Педагоги хорошо понимают, что мнение детей частично ошибочно. Сдать экзамен по обществознанию совсем не просто хотя бы потому, что обществознание - это солидный комплекс дисциплин, объектом исследования которых выступают различные стороны жизни общества. И, если школьник к девятому классу не научился систематизировать изучаемый материал, если у него вызывают затруднения такие функции, как синтез, анализ, обобщение, логическое мышление, то ОГЭ по обществознанию станет для него серьёзным и весьма сложным этапом перехода к следующей ступени обучения.

Проанализировав работу учителей по подготовке школьников к ОГЭ, можно вполне обоснованно заключить, что без правильно и чётко выстроенной системы регулярной подготовки к экзамену в нынешних условиях не обойтись. К девятому классу школьников, безусловно, следует научить самостоятельной работе, научить (где и как) добывать необходимую информацию, а затем без особых трудностей усваивать новый материал [6].

Подготовка к итоговой аттестации учащихся – важная, планомерная и согласованная деятельность всех участников образовательного процесса. Перед учителем стоит проблема: как организовать обучение таким образом, чтобы достичь цели и решить задачи, поставленные в образовательном стандарте и подготовить выпускников к успешной сдачи ОГЭ, главным условием для этого является интерес ученика и его мотивация.

Перед школьником стоит задача: собраться, вспомнить всё то, что уже изучено, «разложить все накопленные за годы учёбы знания по полочкам» и рационально их использовать, а также следовать рекомендациям, полученным от учителя.

В свою очередь, задача родителей: поддержать своего ребёнка, найти время отвечать на его вопросы, но не увлекаться «авторскими» советами, дабы совсем не сбить с толку очень волнующегося перед первым экзаменом подростка.

Говоря о трудностях (реальных и надуманных), с которыми в большей или меньшей степени сталкиваются школьники в период подготовки и сдачи ОГЭ, то это касается работы с большим объёмом информации. Именно поэтому учителю следует начинать подготовку детей ещё в VIII классе, используя на уроках задания из аттестации прошлого учебного года. Подобные действия педагога послужат весьма действенным настроем школьников на предстоящую сдачу экзамена, научат их не бояться пока ещё сложных для них заданий [5].

В начале нового учебного года для подготовки учащихся 9-х классов к ОГЭ желательно составить «План подготовки к ОГЭ учащихся 9-х классов», будет не лишним разработать рабочую программу внеурочной деятельности «Практикум ОГЭ по обществознанию». Как правило, сегодня таковая имеется у каждого учителя старших классов.

Далее педагогом составляется график проведения консультаций по подготовке к ОГЭ. Если учитель работал в этом классе и ранее, то способности учеников ему хорошо известны. Если это первый год работы в классе, то следует изучить успеваемость школьников по своему предмету с цель выявления так называемой «группы риска», на которую необходимо обращать константное и особое внимание.

На первых консультациях учащиеся знакомятся с формой проведения ОГЭ, бланками и КИМами, а также критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Учителю следует ознакомить школьников со справочниками, пособиями, словарями, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке. Надлежит предоставить перечень интернет – ресурсов в помощь девятикласснику. Будет не лишним, если дети приобретут сборники типовых экзаменационных вариантов. Работу с ними можно построить следующим образом:

- во-первых, самостоятельное выполнение дома;

- во-вторых, проверка выполненного задания на консультации;

- в-третьих, совместный разбор и анализ допущенных ошибок [6].

В поле зрения учителя постоянно должна находиться успеваемость и посещаемость учащихся 9-х классов.

С целью предупреждения неуспеваемости и пропусков учебных и дополнительных занятий, а также консультаций без уважительной причины проводятся беседы с обучающимися и информирование классных руководителей о подготовке их класса к сдаче ОГЭ.

Школьники не должны ощущать недостаток информации об итоговой аттестации, с этой целью в кабинете следует оформить информационный стенд для учащихся 9-х классов «Подготовка к ОГЭ по обществознанию», где размещаются все необходимые учащимся свежие материалы. Опыт показывает, что самым сложным блоком в изучении предмета обществознания, является блок «Право», поэтому подобный стенд должен содержать информацию, касающуюся правовых отношений в нашем государстве и последних изменений в этой сфере жизни человека.

В течение всего учебного года рекомендуется провести не менее трёх-четырёх пробных экзамена с последующим анализом их результатов. Дети должны заранее научиться правильно и грамотно заполнять бланки ответов, дочитывать задание или предложенный вариант ответа до конца (частая ошибка), уверенно давать расширенные ответы на вопросы.

При подготовке школьников к сдаче ОГЭ обществознанию, на мой взгляд, будет правильным применять системно - деятельностный подход и поэтапную подготовку обучающихся к основному государственному экзамену. Поэтапную подготовку не следует путать с блочной системой подготовки к экзамену, которая по своей сути повторяет программу курса обществознания в девятом классе. Этапы – это своего рада технологическая карта урока.

На первом из них идёт повторение уже изученных и знакомство с новыми понятиями, непосредственно касающимися изучаемой темы. Второй этап предусматривает работу школьников с текстами, в течение которой происходит развитие навыков внимательного прочтения текста учеником. Здесь же можно предложить составление простого или сложного плана к прочитанному тексту.

На третьем этапе учитель осуществляет работу с рабочими тетрадями, закрепление и самопроверку своих знаний. На этом этапе показывает себя довольно удачной работа в парах или группах

Четвёртый этап предполагает работу детей с тренажёрами, выполнение школьниками тех тестовых заданий, которые в обязательном порядке сформированы в соответствии с кодификатором основного государственного экзамена.

Наконец, на пятом этапе реализуется работа учеников по теме с целью дальнейшего углубления, систематизации и классификации знаний. Иначе говоря, первичное закрепление. Это может быть работа с интерактивными презентациями, проектная деятельность, применение игровых и развивающих критическое мышление технологий [5].

Учитывая тот факт, что в последние годы школам часто и надолго приходилось переходить на дистанционное обучение, а подготовка к сдаче экзаменов не отменялась, действенным в работе с детьми показал себя метод педагогического дизайна. Большинство российских исследователей связывают педагогический дизайн именно с электронными ресурсами и дистанционным обучением и видят в нём:

- учебную дисциплину или особую область педагогического знания по проектированию качественно новой среды обучения;

- процесс разработки высокоэффективных учебных материалов;

- процесс создания среды, отвечающей всем дидактическим принципам и логике учебного процесса [2].

Педагогический дизайн известен западной педагогике уже более пяти десятков лет, а вот Российская образовательная система узнала о нём сравнительно недавно. Тем не менее, этот процесс уже широко применим в отечественной педагогике. Особенно это касается средней, средне-специальной и высшей школы. С наилучшей стороны этот метод показал себя и в процессе подготовки девятиклассников к сдаче ОГЭ. Здесь главным условием является наличие времени у учителя для формирования задания на странице Интернета.

Такой метод позволяет педагогу расширить самостоятельность в работе школьника над опубликованным заданием. Проявить свою осведомленность в области обществознания, показать креативность в решении логических задач.

Эффективным средством при подготовке к ОГЭ, к примеру, на консультациях и во внеурочной деятельности показал себя кейс-метод.

Благодаря ему обучающие начинают понимать, что не все решения можно найти на страницах интернета, бывают ситуации, когда подглядывать некуда. Подросткам приходится опираться на собственные знания, составлять алгоритм нахождения верного ответа и следовать ему.

Стоит заметить, что для выполнения заданий 21-24 при сдаче ОГЭ необходимо научить учащихся работать с текстом. Можно использовать такой прием как работа с источником и печатными изданиями. Как известно, подростки XXI века сверхинформированные индивиды. Постоянно «зависая» на страницах Интернета, они получают колоссальный объём нужной и не очень правдивой и ложной информации. Школьников при подготовке к ОГЭ просто необходимо научить пользоваться материалом из СМИ.

Работа на уроке или на консультации может происходить в следующем порядке: делим класс на группы; выбираем актуальный вопрос, обсуждаемый всеми СМИ (к примеру, социальная поддержка семей с детьми) или такой, который является общим для нескольких различных статей (к примеру, вопрос о толерантности или о нетерпимости). Каждой группе предлагаем статью из газеты на выбранную тему. Школьники изучают, обсуждают, опираясь при этом на ряд вопросов, предложенных учителем: «Выражен ли в заголовке статьи взгляд на обсуждаемый в ней вопрос?», «Каково ваше первое впечатление об описанной ситуации?», «Отражены ли какие-либо взгляды обычных людей на эту тему?» и т. д.

В результате данной работы учащиеся овладеют знаниями о различных источниках информации и нормативных документах. Они должны уметь работать с текстами, приобрести навыки анализировать содержание, выделять главное, сопоставлять сведения и делать выводы. Данные приемы и методы способствуют успешной сдаче экзамена по обществознанию в форме ОГЭ.

Подводя итог всему, выше нами изложенному, отметим, что главное условие в работе учителя по подготовке школьников к успешной сдачи ОГЭ – системность. Она предполагает соблюдение следующих принципов:

- решение с детьми тестов от среднего до высокого уровня сложности;

- работа с девятиклассниками над пониманием формулировки вопроса и умением отвечать строго на поставленный вопрос;

- обучение подростков умению выполнять задания в соответствии с разработанными алгоритмами;

- регулярно проводить анализ заданий (работу над ошибками), вызывающих у школьников наибольшие затруднения;

- стабильный тренинг в решении заданий;

- плановая тренировка в заполнении бланков ОГЭ [6].

Профессиональная и целенаправленная работа учителя по подготовке школьников к первому в их жизни экзамену, следование вышеуказанным принципам позволит выпускникам успешно сдать ОГЭ по обществознанию, а педагогическим коллективам обеспечит почву для разработки необходимых мер с целью повышения качества образования в рамках реализации ООП.

Список использованных источников и литературы

1. Федеральный закон» Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция). Электронный ресурс. Режим доступа. URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/.

2. Кочурина Т.С. «Педагогический дизайн»: сущность и структура // Преподаватель XXI век. 2022. № 1. Часть 1. С. 21–29.

3. Лазебникова А. Ю. ,. Рутковская Е. Л. Работа с текстами на уроках обществознания. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2017. № 2. С. 47 - 48.

4. Назаренко, Т. Г. Подготовка к ОГЭ по обществознанию посредством технологии смешанного обучения / Т. Г. Назаренко. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2019. - № 48 (286). - С. 147-150.

5. Обществознание 9 класс. ОГЭ 2023: учебно-методическое пособие: А.И. Александров, Л.И. Николаева - Ростов н/Д: Издатель Мальцев Д.А.; М.: Народное образование, 2023. - 336 с.

6. Опыт работы учителя истории и обществознания «Система подготовка к ОГЭ по обществознанию в 9 классе». Электронный ресурс. Режим доступа. URL: https://www.maam.ru/detskijsad/dolad-na-pedagogicheskom-sovete-sistema-podgotovka-k-ogye-po-obschestvoznaniyu-v-9-klase.html.

7. Система подготовки к ОГЭ по обществознанию (из опыта работы). URL: https://nsportal.ru/shkola/obshchestvoznanie/library/2022/02/22/.
Made on
Tilda