Организация образовательной деятельности с детьми
Выполнила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Шугай Л.Ю.
Тема: «Необычное космическое путешествие»
Возрастная группа: дети 5-6 лет
Форма ООД: интегрированное занятие
Форма организации: групповая
Предварительная работа: разучивание физминутки «Доброта», беседы о космосе.
Средства:
Наглядные: презентация «Необычное космическое путешествие»
Мультимедийные: телевизор
Литературные: текст физминутки «Надень скафандр», стихи о космосе
Музыкальные: физминутка «Доброта»
Оборудование: ватман с нарисованной серой планетой, конверты по количеству детей, карандаши.
Цель: коррекция речи детей с ТНР (тяжёлое нарушение речи)
Задачи:
- формировать представления о космическом пространстве
-активизация и обогащение словаря детей по теме «Космос»
( космический корабль, космонавты, инопланетяне, звёзды, орбитальная станция, метеориты)
- развитие слухового внимания и памяти
- совершенствование речи детей в правильном использовании грамматических форм русского языка для точного выражения своих мыслей
-развития умениясотрудничать и взаимодействовать в группе
Словарная работа
Активизация словаря: образование сложных слов путём слияния двух основ, повторение цепочки слогов, составление предложений, согласование числительного с существительным
Обогащение словаря: орбитальная станция
Планируемый результат:
-умеют выполнять артикуляционно-мимическую ритмическую гимнастику
-умеют повторить звуковую цепочку слогов
-умеют образовывать существительные множественного числа в родительном падеже
-умеют согласовать числительное с именем существительным
-умеют образовывать сложные слова
-умеют выполнять штриховку предмета не выходя за его контур
- проявляют интерес к теме «Космос»
Ход деятельности:
1.Организационный момент.
Логопед:
- Сегодня к нам в группу на электронную почту пришло письмо. Предлагаю его послушать.
2.Основной этап
Логопед:
-Оказывается письмо зашифровано! Нужно послушать и повторить слова, если вы правильно повторите их, то появится перевод, тогдамы узнаем что в этом письме.
*Игра «Ку-ку-бум» ( диск «Мерсибо»)
( заданиеповторить звуковую цепочку слогов слушают все дети, а повторяет один ребёнок, а логопед постепенно зачитывает перевод письма)
Логопедзачитывает письмо :
«Здравствуйте, дети!.... На нашей планете беда……. Злой ураган разрушил всё……, я остался совсем один……. А мне одному трудно ……..и тяжело восстановить мою планету…….. Помогите, пожалуйста………. РоботРуня»
Логопед:
- Я готова отправиться на помощь Руне, кто со мной прошу занять места в ракетах. Напоминаю вам, что ракету так же можно называть ещё и космическим кораблём.
(дети садятсяв импровизированную ракету)
Чтобы в космос полететь
Надо нам скафандр надеть.
*Физкультурная минутка «Надень скафандр»
Логопед:
-На голове у космонавтов шлем (движения, как будто надеваем шлем).
- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (поворотыкорпуса).
- Руки защищены перчатками ( сжатие и разжатие кистей).
- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте).
*Дыхательная гимнастика.
Логопед:
-Чтобы полететь, нам нужно потренировать наше дыхание
- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)
Логопед:
-Чтобы не испытывать трудности в общении друг с другом и теми, с кем мы возможно встретимся в космическом путешествии, нужно выполнить зарядку для язычка.
*Артикуляционно-мимическая ритмическая гимнастика.
( минусовка Барбарики «Доброта)
*Развитие певческого дыхания
Логопед:
Вот теперь мы к полёту готовы! Предлагаю завести мотор
( артикуляционное упражнение «Мотор» со звуком «Р-Р-Р», тем детям, которые его уже умеют заводить, а кто ещё не научился, помогают заводить мотор вращательными движениями рук)
Логопед:
- Приготовились к полёту.3,2.1 Пуск…..
- Переходим на полет в автоматическом режиме, отключаем звук.
В ракете мы летим
В иллюминаторы глядим.
*Игра «Посмотри и назови» (включается презентация )
-Что вы видите? (голубое небо, облака, солнце)
-Наша ракета летит всё выше и выше. Что вы видите сейчас? (тёмное небо, звёзды)
-Мы летим ещё выше и выше. Что вы сейчас видите? (чёрное небо, другие ракеты, космические корабли)
Чтоб в полёте не скучать,
Предлагаю поиграть.
*Игра «Чего в космосе много?» (презентация )
Логопед: в космосе много……( дети: ракет)В космосе много ракет
Логопед: в космосе много……… (комет) В космосе много комет
Логопед: в космосе много………( планетВ космосе много планет
Логопед: в космосе много……………( космонавтов) В космосе много космонавтов
Логопед: в космосе много……………..( спутников) В космосе много спутников
*Рассказ логопеда (презентация)
Логопед:
-Посмотрите снова в иллюминатор. Обратите внимание, вот на этот космический аппарат. Он называется орбитальная станция и предназначен для длительного пребывания людей в космосе, с целью проведения научных исследований, изучения космического пространства, наблюдения за Землей, за звёздами и другими планетами. Орбитальная станция отличается от космического корабля не только размером, но возможностью длительного пребывания космонавтов в космосе, месяц, полгода и даже целый год можно находиться на такой станции. На орбитальной станции много разного оборудования и техники.
Логопед:
Мы продолжаем свой полет и видим планету серого цвета с мигающим светом, это сигнал бедствия. Я думаю, что нам нужно сюда.
Приготовились к приземлению. 5,4.3.2.1 (презентацию отключить)
*Сюрпризный момент
Логопед:
А вот и робот Руня приветствует нас! (кукольный персонаж)
Руня: Приветствую вас, мои друзья! Помогите мне, пожалуйста, выполнить задания, которые находятся в этих конвертах.
*Игра «Собери и посчитай»
(каждый ребёнок получает конверт с заданием)
* собрать робота-инопланетянина по предложенной схеме их геометрических фигур, выкладываются на большом листе ватмана на изображении серой планеты(для детей с ОНР)
* собрать картинку космического пространства, каждый у себя на отдельном листе, затем разложить эти картинки вокруг планеты с уже собраннымироботами (игра по типу «Найди тень») (для детей с ЗПР)
По окончании выполнения задания, все дети рассматривают полученные изображения.
На основании этого задания выполняется следующее задание. Дети стоят полукругом.
*Игра «Посчитай » ( роботов, инопланетян, ракеты, спутники, звёзды)
( один робот, два робота, три робота…..пять роботов и т.д.)
Руня: Спасибо, вам, дети. Теперь мы сами продолжим восстанавливать свою планету дальше.
Логопед:
Мы очень рады и предлагаем в знак нашей дружбы исполнить песню и танец «Доброта»
*Физкультурная минуткаБарбарики «Доброта»
Логопед:
Всего вам доброго, Руня. Амы отравляемся в обратный путь.
Предлагаю вновь завести мотор ( артикуляционное упражнение «Мотор» со звуком «Р-Р-Р»), тем детям , которые его уже умеют заводить, а кто ещё не научился, помогают заводить мотор вращательными движениями рук)
Логопед:
Приготовились к полёту.3,2.1 Пуск….Переходим на полет в автоматическом режиме, отключаем звук и давайте снова посмотрим в иллюминаторы.
Логопед:
Посмотрите, мы видим так называемые падающие звёзды. На самом деле звёзды никуда не падают, это камень, во время полета он нагревается и начинает светиться, оставляя за собой яркую полосу. Через какое-то время камень сгорает и бесследно исчезает. Эти камни получили название метеориты. Я вам предлагаю проследить за одной такой падающей звездой.
Физминутка для глаз.
Мы звёздочку увидали, Звёзды исчезают
Глазки вверх подняли,Дети глазки закрывают
Звёзды полетели.Часто, часто поморгают
Глазки вправо посмотрели,И спокойно открывают.
Звёзды дальше полетели
Глазки влево посмотрели.
Логопед:
Полёт наш проходит нормально. Я вы знаете, что космонавты в полёте кушают, но еду они не готовят. Готовят еду для космонавтов на Земле, затем космонавты берут ее с собой в космос. Еда находится в тюбиках и отличается от земной совсем ненамного. Космическая пища разнообразная и находится или в жестяных упаковках или в тюбиках, а вода находится в пакетах
*Игра « Сложные слова»
Логопед:
У нас тоже есть тюбики с джемом. Вы сейчас возьмёте каждый по одному тюбику и рассмотрите, какие предметы у вас нарисованы и составите из них название джема. Вот у меня например: нарисованы яблоко и виноград, значит у меня яблочно-виноградный джем.
(яблочно-виноградный, виноградно-абрикосовый, лимонно-апельсиновый, шоколадно-апельсиновый,шоколадно-клубничный, яблочно-абрикосовый, вафельно-ореховый, яблочно-лимонный и т.д.)
Логопед:
Внимание, наш корабль готов совершить посадку. Приготовились к приземлению. 5,4.3.2.1. С удачным приземлением нас всех!
Логопед:
На память о нашем путешествии вы оставите себе тюбики с джемом, с обратной стороны которого нужно выполнить штриховку предмета простым карандашомне выходя за контур.
*Штриховка предмета.
3.Подведение итогов.
Логопед:
Что вамзапомнилось больше всего из нашего путешествия?
Желаете ли вы поучаствовать в следующем путешествии?
О чём бы вы хотели узнать в следующий раз?
Выполнила: учитель-логопед высшей квалификационной категории Шугай Л.Ю.
Тема: «Необычное космическое путешествие»
Возрастная группа: дети 5-6 лет
Форма ООД: интегрированное занятие
Форма организации: групповая
Предварительная работа: разучивание физминутки «Доброта», беседы о космосе.
Средства:
Наглядные: презентация «Необычное космическое путешествие»
Мультимедийные: телевизор
Литературные: текст физминутки «Надень скафандр», стихи о космосе
Музыкальные: физминутка «Доброта»
Оборудование: ватман с нарисованной серой планетой, конверты по количеству детей, карандаши.
Цель: коррекция речи детей с ТНР (тяжёлое нарушение речи)
Задачи:
- формировать представления о космическом пространстве
-активизация и обогащение словаря детей по теме «Космос»
( космический корабль, космонавты, инопланетяне, звёзды, орбитальная станция, метеориты)
- развитие слухового внимания и памяти
- совершенствование речи детей в правильном использовании грамматических форм русского языка для точного выражения своих мыслей
-развития умениясотрудничать и взаимодействовать в группе
Словарная работа
Активизация словаря: образование сложных слов путём слияния двух основ, повторение цепочки слогов, составление предложений, согласование числительного с существительным
Обогащение словаря: орбитальная станция
Планируемый результат:
-умеют выполнять артикуляционно-мимическую ритмическую гимнастику
-умеют повторить звуковую цепочку слогов
-умеют образовывать существительные множественного числа в родительном падеже
-умеют согласовать числительное с именем существительным
-умеют образовывать сложные слова
-умеют выполнять штриховку предмета не выходя за его контур
- проявляют интерес к теме «Космос»
Ход деятельности:
1.Организационный момент.
Логопед:
- Сегодня к нам в группу на электронную почту пришло письмо. Предлагаю его послушать.
2.Основной этап
Логопед:
-Оказывается письмо зашифровано! Нужно послушать и повторить слова, если вы правильно повторите их, то появится перевод, тогдамы узнаем что в этом письме.
*Игра «Ку-ку-бум» ( диск «Мерсибо»)
( заданиеповторить звуковую цепочку слогов слушают все дети, а повторяет один ребёнок, а логопед постепенно зачитывает перевод письма)
Логопедзачитывает письмо :
«Здравствуйте, дети!.... На нашей планете беда……. Злой ураган разрушил всё……, я остался совсем один……. А мне одному трудно ……..и тяжело восстановить мою планету…….. Помогите, пожалуйста………. РоботРуня»
Логопед:
- Я готова отправиться на помощь Руне, кто со мной прошу занять места в ракетах. Напоминаю вам, что ракету так же можно называть ещё и космическим кораблём.
(дети садятсяв импровизированную ракету)
Чтобы в космос полететь
Надо нам скафандр надеть.
*Физкультурная минутка «Надень скафандр»
Логопед:
-На голове у космонавтов шлем (движения, как будто надеваем шлем).
- Комбинезон должен быть удобным и не сковывать движения (поворотыкорпуса).
- Руки защищены перчатками ( сжатие и разжатие кистей).
- Сапоги космонавта на очень плотной подошве (ходьба на месте).
*Дыхательная гимнастика.
Логопед:
-Чтобы полететь, нам нужно потренировать наше дыхание
- На спине за плечами ранец с важными устройствами и баллонами с воздухом (поднятие и опускание плеч, вдох-выдох)
Логопед:
-Чтобы не испытывать трудности в общении друг с другом и теми, с кем мы возможно встретимся в космическом путешествии, нужно выполнить зарядку для язычка.
*Артикуляционно-мимическая ритмическая гимнастика.
( минусовка Барбарики «Доброта)
*Развитие певческого дыхания
Логопед:
Вот теперь мы к полёту готовы! Предлагаю завести мотор
( артикуляционное упражнение «Мотор» со звуком «Р-Р-Р», тем детям, которые его уже умеют заводить, а кто ещё не научился, помогают заводить мотор вращательными движениями рук)
Логопед:
- Приготовились к полёту.3,2.1 Пуск…..
- Переходим на полет в автоматическом режиме, отключаем звук.
В ракете мы летим
В иллюминаторы глядим.
*Игра «Посмотри и назови» (включается презентация )
-Что вы видите? (голубое небо, облака, солнце)
-Наша ракета летит всё выше и выше. Что вы видите сейчас? (тёмное небо, звёзды)
-Мы летим ещё выше и выше. Что вы сейчас видите? (чёрное небо, другие ракеты, космические корабли)
Чтоб в полёте не скучать,
Предлагаю поиграть.
*Игра «Чего в космосе много?» (презентация )
Логопед: в космосе много……( дети: ракет)В космосе много ракет
Логопед: в космосе много……… (комет) В космосе много комет
Логопед: в космосе много………( планетВ космосе много планет
Логопед: в космосе много……………( космонавтов) В космосе много космонавтов
Логопед: в космосе много……………..( спутников) В космосе много спутников
*Рассказ логопеда (презентация)
Логопед:
-Посмотрите снова в иллюминатор. Обратите внимание, вот на этот космический аппарат. Он называется орбитальная станция и предназначен для длительного пребывания людей в космосе, с целью проведения научных исследований, изучения космического пространства, наблюдения за Землей, за звёздами и другими планетами. Орбитальная станция отличается от космического корабля не только размером, но возможностью длительного пребывания космонавтов в космосе, месяц, полгода и даже целый год можно находиться на такой станции. На орбитальной станции много разного оборудования и техники.
Логопед:
Мы продолжаем свой полет и видим планету серого цвета с мигающим светом, это сигнал бедствия. Я думаю, что нам нужно сюда.
Приготовились к приземлению. 5,4.3.2.1 (презентацию отключить)
*Сюрпризный момент
Логопед:
А вот и робот Руня приветствует нас! (кукольный персонаж)
Руня: Приветствую вас, мои друзья! Помогите мне, пожалуйста, выполнить задания, которые находятся в этих конвертах.
*Игра «Собери и посчитай»
(каждый ребёнок получает конверт с заданием)
* собрать робота-инопланетянина по предложенной схеме их геометрических фигур, выкладываются на большом листе ватмана на изображении серой планеты(для детей с ОНР)
* собрать картинку космического пространства, каждый у себя на отдельном листе, затем разложить эти картинки вокруг планеты с уже собраннымироботами (игра по типу «Найди тень») (для детей с ЗПР)
По окончании выполнения задания, все дети рассматривают полученные изображения.
На основании этого задания выполняется следующее задание. Дети стоят полукругом.
*Игра «Посчитай » ( роботов, инопланетян, ракеты, спутники, звёзды)
( один робот, два робота, три робота…..пять роботов и т.д.)
Руня: Спасибо, вам, дети. Теперь мы сами продолжим восстанавливать свою планету дальше.
Логопед:
Мы очень рады и предлагаем в знак нашей дружбы исполнить песню и танец «Доброта»
*Физкультурная минуткаБарбарики «Доброта»
Логопед:
Всего вам доброго, Руня. Амы отравляемся в обратный путь.
Предлагаю вновь завести мотор ( артикуляционное упражнение «Мотор» со звуком «Р-Р-Р»), тем детям , которые его уже умеют заводить, а кто ещё не научился, помогают заводить мотор вращательными движениями рук)
Логопед:
Приготовились к полёту.3,2.1 Пуск….Переходим на полет в автоматическом режиме, отключаем звук и давайте снова посмотрим в иллюминаторы.
Логопед:
Посмотрите, мы видим так называемые падающие звёзды. На самом деле звёзды никуда не падают, это камень, во время полета он нагревается и начинает светиться, оставляя за собой яркую полосу. Через какое-то время камень сгорает и бесследно исчезает. Эти камни получили название метеориты. Я вам предлагаю проследить за одной такой падающей звездой.
Физминутка для глаз.
Мы звёздочку увидали, Звёзды исчезают
Глазки вверх подняли,Дети глазки закрывают
Звёзды полетели.Часто, часто поморгают
Глазки вправо посмотрели,И спокойно открывают.
Звёзды дальше полетели
Глазки влево посмотрели.
Логопед:
Полёт наш проходит нормально. Я вы знаете, что космонавты в полёте кушают, но еду они не готовят. Готовят еду для космонавтов на Земле, затем космонавты берут ее с собой в космос. Еда находится в тюбиках и отличается от земной совсем ненамного. Космическая пища разнообразная и находится или в жестяных упаковках или в тюбиках, а вода находится в пакетах
*Игра « Сложные слова»
Логопед:
У нас тоже есть тюбики с джемом. Вы сейчас возьмёте каждый по одному тюбику и рассмотрите, какие предметы у вас нарисованы и составите из них название джема. Вот у меня например: нарисованы яблоко и виноград, значит у меня яблочно-виноградный джем.
(яблочно-виноградный, виноградно-абрикосовый, лимонно-апельсиновый, шоколадно-апельсиновый,шоколадно-клубничный, яблочно-абрикосовый, вафельно-ореховый, яблочно-лимонный и т.д.)
Логопед:
Внимание, наш корабль готов совершить посадку. Приготовились к приземлению. 5,4.3.2.1. С удачным приземлением нас всех!
Логопед:
На память о нашем путешествии вы оставите себе тюбики с джемом, с обратной стороны которого нужно выполнить штриховку предмета простым карандашомне выходя за контур.
*Штриховка предмета.
3.Подведение итогов.
Логопед:
Что вамзапомнилось больше всего из нашего путешествия?
Желаете ли вы поучаствовать в следующем путешествии?
О чём бы вы хотели узнать в следующий раз?