Методический турнир как форма развития профессиональных компетенций педагогов
Аргунова Сайаана Илларионовна, заместитель директора по УР
МБОУ ДО «Детский (подростковый) Центр» городского округа «город Якутск»
В настоящее время в образовании происходит много перемен, внедряются много инноваций. И современный педагог должен быть исследователем, тьютором, воспитателем, консультантом, психологом, руководителем проектов, иметь инновационный и креативный стиль мышления, способность к творческой деятельности, к самообразованию и саморазвитию. Именно такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания, осуществляя личностно – ориентированный подход к детям, максимально раскрывая их потенциальные возможности, поддерживая процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
В Детском (подростковом) Центре г.Якутска для включения педагогов в инновационную деятельность, повышения уровня их профессиональной компетентности, активизации их стремления к самообразованию, самовыражению, самореализации, развитию их творческого потенциала и для сплочения методических объединений, проводятся:
Результатом систематической работы методического сопровождения являются высокие показатели педагогов на конкурсах профессионального мастерства, таких как «Сердце отдаю детям», «СозвездиеПРОФ», конкурс методистов, конкурс организаторов детского движения и др.
И сегодня хочется рассказать вам о методическом турнире, который был проведен среди методических объединений Детского (подросткового) Центра в январе этого года. Планировали его давно, хотели провести еще в мае 2020 года в очном формате, но в связи с пандемией перенесли и провели онлайн.
Ведущей идеей Метотура является выявление и продвижение эффективных моделей инновационной педагогической практики преподавания.
Отличительная особенность метотура -это система оценивания, которая является открытой, профессиональной, коллективной. Каждое конкурсное задание оценивалось тремя составляющими: оценкой Эксперта, оценкой Жюри и коллективной оценкой всех команд-участниц Метотура.
Метотур проходил в течение трёх дней, где состязались 6 команд, состоящих из 5 педагогов. Каждую команду консультировал методист.
Участники демонстрировали свой успешный педагогический опыт по следующим конкурсным заданиям:
1. Презентация команды.
2. Учебное занятие с использованием дистанционных технологий.
3. Анализ учебного занятия, проведённого участником другой команды.
4. Мастер-класс по использованию авторских дидактических материалов на учебных занятиях.
5. Образовательный проект для реализации во время летних каникул.
6. Педагогическая риторика - диалог с представителями Республиканского ресурсного центра "Юные якутяне" и Управления образования ОА г.Якутска.
В первый день прошли три конкурсных задания.
Первое конкурсное задание «Презентация команды». Цель: демонстрация педагогической миссии, идей, новаций, методических материалов, организационно-педагогической культуры и эффективного опыта методического объединения, а также личностного потенциала ее участников.
Формат презентации был свободный. Регламент - не более 7 минут.
Команды в основном представили видеопрезентации своих методических объединений. Продемонстрировали свою креативность, своеобразие и оригинальность, умело отразили специфику методического объединения.
Второе конкурсное задание «Образовательный проект для реализации во время летних каникул». Цель: демонстрация культуры организации проектной деятельности участников команды. Формат: представление идеи реализации нового образовательного проекта во время летних каникул. Регламент: проект презентуется в течение 7 минут; ответы на вопросы – до 3 минут.
Команды представили актуальные, социально востребованные идеи проектов, убедительно их аргументировали, показали прогнозируемые результаты.
Третье конкурсное задание – «Мастер-класс по использованию авторских дидактических материалов на учебных занятиях». Цель: демонстрация педагогического мастерства в передаче инновационного опыта профессиональному сообществу.
Формат: проведение мастер-класса для коллег, который знакомит с авторскими дидактическими материалами для использования на учебных занятиях. Регламент: продолжительность мастер-класса -7 минут; ответы на вопросы – до 3 минут.
Педагоги представили свои педагогические «ноу-хау», соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, санитарно-эпидемиологическим и эстетическим требованиям.
На второй день метотура команды показали «Учебные занятия с использованием дистанционных технологий», где продемонстрировали свой методический уровень и профессионально-педагогическую культуру.
Новым опытом для педагогов стал конкурс «Анализ учебного занятия, проведённого участником другой команды. Здесь команды показали свою способность к коллективной аналитической деятельности.
А на третий день состоялось последнее очень важное конкурсное испытание - «Педагогическая риторика».
Представители команд задавали вопросы приглашенным гостям, волнующие педагогов на сегодняшний день, демонстрируя тем самым свои гражданские и профессиональные позиции, коммуникативную компетентность и инновационную культуру, умело аргументировали и комментировали свои идеи, отражали в вопросе социокультурные основы современного дополнительного образования.
Методический турнир несомненно дал положительный опыт и придал педагогам новый импульс в поиске путей совершенствования и профессионального роста. Об этом можно судить по ассоциациям педагогов: «Метотур – это команда, опыт, развитие, сплоченность, мозговой штурм, творчество, конкурс, саморазвитие, профессионализм, праздник, креатив и др.»
Аргунова Сайаана Илларионовна, заместитель директора по УР
МБОУ ДО «Детский (подростковый) Центр» городского округа «город Якутск»
В настоящее время в образовании происходит много перемен, внедряются много инноваций. И современный педагог должен быть исследователем, тьютором, воспитателем, консультантом, психологом, руководителем проектов, иметь инновационный и креативный стиль мышления, способность к творческой деятельности, к самообразованию и саморазвитию. Именно такой педагог положительно влияет на качество обучения и воспитания, осуществляя личностно – ориентированный подход к детям, максимально раскрывая их потенциальные возможности, поддерживая процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребенка, развития его неповторимой индивидуальности.
В Детском (подростковом) Центре г.Якутска для включения педагогов в инновационную деятельность, повышения уровня их профессиональной компетентности, активизации их стремления к самообразованию, самовыражению, самореализации, развитию их творческого потенциала и для сплочения методических объединений, проводятся:
- панорамы открытых занятий;
- семинары;
- мастер-классы;
- педагогические чтения;
- конкурсы профессионального мастерства «Букет педагогических идей»;
- смотры-конкурс «Методический вернисаж»;
- смотры-конкурсы учебно-методических комплексов;
- конкурсы эссе;
- выставки творческих работ;
- психологические тренинги;
- тесты по педагогике и психологии;
- различные игры, квесты;
- и др.
Результатом систематической работы методического сопровождения являются высокие показатели педагогов на конкурсах профессионального мастерства, таких как «Сердце отдаю детям», «СозвездиеПРОФ», конкурс методистов, конкурс организаторов детского движения и др.
И сегодня хочется рассказать вам о методическом турнире, который был проведен среди методических объединений Детского (подросткового) Центра в январе этого года. Планировали его давно, хотели провести еще в мае 2020 года в очном формате, но в связи с пандемией перенесли и провели онлайн.
Ведущей идеей Метотура является выявление и продвижение эффективных моделей инновационной педагогической практики преподавания.
Отличительная особенность метотура -это система оценивания, которая является открытой, профессиональной, коллективной. Каждое конкурсное задание оценивалось тремя составляющими: оценкой Эксперта, оценкой Жюри и коллективной оценкой всех команд-участниц Метотура.
Метотур проходил в течение трёх дней, где состязались 6 команд, состоящих из 5 педагогов. Каждую команду консультировал методист.
Участники демонстрировали свой успешный педагогический опыт по следующим конкурсным заданиям:
1. Презентация команды.
2. Учебное занятие с использованием дистанционных технологий.
3. Анализ учебного занятия, проведённого участником другой команды.
4. Мастер-класс по использованию авторских дидактических материалов на учебных занятиях.
5. Образовательный проект для реализации во время летних каникул.
6. Педагогическая риторика - диалог с представителями Республиканского ресурсного центра "Юные якутяне" и Управления образования ОА г.Якутска.
В первый день прошли три конкурсных задания.
Первое конкурсное задание «Презентация команды». Цель: демонстрация педагогической миссии, идей, новаций, методических материалов, организационно-педагогической культуры и эффективного опыта методического объединения, а также личностного потенциала ее участников.
Формат презентации был свободный. Регламент - не более 7 минут.
Команды в основном представили видеопрезентации своих методических объединений. Продемонстрировали свою креативность, своеобразие и оригинальность, умело отразили специфику методического объединения.
Второе конкурсное задание «Образовательный проект для реализации во время летних каникул». Цель: демонстрация культуры организации проектной деятельности участников команды. Формат: представление идеи реализации нового образовательного проекта во время летних каникул. Регламент: проект презентуется в течение 7 минут; ответы на вопросы – до 3 минут.
Команды представили актуальные, социально востребованные идеи проектов, убедительно их аргументировали, показали прогнозируемые результаты.
Третье конкурсное задание – «Мастер-класс по использованию авторских дидактических материалов на учебных занятиях». Цель: демонстрация педагогического мастерства в передаче инновационного опыта профессиональному сообществу.
Формат: проведение мастер-класса для коллег, который знакомит с авторскими дидактическими материалами для использования на учебных занятиях. Регламент: продолжительность мастер-класса -7 минут; ответы на вопросы – до 3 минут.
Педагоги представили свои педагогические «ноу-хау», соответствующие возрастным и индивидуальным особенностям учащихся, санитарно-эпидемиологическим и эстетическим требованиям.
На второй день метотура команды показали «Учебные занятия с использованием дистанционных технологий», где продемонстрировали свой методический уровень и профессионально-педагогическую культуру.
Новым опытом для педагогов стал конкурс «Анализ учебного занятия, проведённого участником другой команды. Здесь команды показали свою способность к коллективной аналитической деятельности.
А на третий день состоялось последнее очень важное конкурсное испытание - «Педагогическая риторика».
Представители команд задавали вопросы приглашенным гостям, волнующие педагогов на сегодняшний день, демонстрируя тем самым свои гражданские и профессиональные позиции, коммуникативную компетентность и инновационную культуру, умело аргументировали и комментировали свои идеи, отражали в вопросе социокультурные основы современного дополнительного образования.
Методический турнир несомненно дал положительный опыт и придал педагогам новый импульс в поиске путей совершенствования и профессионального роста. Об этом можно судить по ассоциациям педагогов: «Метотур – это команда, опыт, развитие, сплоченность, мозговой штурм, творчество, конкурс, саморазвитие, профессионализм, праздник, креатив и др.»