Статьи

ОБУЧЕНИЕ ФОНЕТИКЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ ПРИ ПОМОЩИ СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ. Автор: Фомина Елена Андреевна

проект


Обучение фонетике английского языка учащихся общеобразовательных организаций при помощи современных методов


Фоминой Елены Андреевны


План проекта

1. Определить методику объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.

2. Написать конкретную методику и план объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.

3. Привести несколько примеров применения технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов для учащихся разных возрастных групп.

Содержание проекта:

1. Введение.

2. Современная методика объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.

3. Методика объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка на уроках.

4. Применение технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов.

5. Заключение.

6. Список используемой литературы.

Введение.

Английский язык является международным языком и используется повсюду – вот чем состоит актуальность данной темы. Английский язык — самый широко используемый язык на земле. Он используется в качестве родного, второ го и иностранного языка. Он является национальным языком Великобритании, США, Австралии и Канады. Английский язык занимает особое место в семидесяти пя ти странах мира. В девятнадцати странах он является госу дарственным языком. Английский язык преподают в качестве иностранного языка более чем в 100 странах. В большинстве стран его преподают в школе как основной иностранный язык, вытесняющий другие иностранные языки. В современном мире английский язык является средством общения в разных областях знаний.

Изучая английский язык, следует учитывать тот факт, что фонетика играет в нем огромную роль и правильное использование ее будет отражаться на том, поймут ли нас. Фонетика – это раздел языкознания, изучающий звуковые единицы языка, их акустические и артикуляционные свойства, законы функционирования звуков речи, распределения ударения в словах, чередования гласных и согласных.

Современная методика объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка.

Произношение имеет большое значение при изучении иностранного языка, поскольку его эффективность значительно определяет успех в овладении навыков устной речи. Одним из важнейших условий формирования фонетических навыков является развитие слухо-произносительных навыков, то есть правильная ассоциация слышимого звука с соответствующим ему значением и воспроизведение звука с соответствующим определенным значением. Филологи выделяют два метода работы над фонетикой:

1) ритмико-интонационные навыки предполагают знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных

2) аналитико-имитативный, состоящий из приема имитации, которая включает: слушание образца его воспроизведение и синтез.

Отсутствие данной группы навыков выдает нас как иностранцев. Практика показывает, что легче можно научиться правильно произносить звуки, чем правильно интонировать. Неправильное ударение и интонация позволяют отличить иностранца от носителя языка. Кроме того, что с помощью интонации, ударения и пауз можно менять смысл сказанного. Эта особенность произносительных навыков требует одновременного создания слуховых и речевых образов с самого начала и на всем протяжении обучения.

Работа над произношением обучающихся должна начинаться с самого начального этапа обучения иностранному языку и продолжаться весь школьный курс обучения. Если на начальном этапе не уделять должного внимания произношению, это может привести к неправильным произносительным умениям, и исправить их позднее будет очень трудно

Формирование произносительного навыка проходит несколько стадий – от восприятия (создания правильного звукового образа) и дифференцации (осмысления и различения признаков звука ) до имитации и репродукции, то есть закрепления артикуляции на основе использования произнесения речевой единицы. В настоящее время превалирует аналитико-имитативный способ в обучении произношению. Звуки, подлежащие специальной отработке, объясняются на основе артикуляционного правила, анализируются, отрабатываются, и только после отработки включаются в слово, а затем в словосочетания, которые проговариваются учащимися по образцу. Учитель показывает, какие органы артикуляционного аппарата принимают участие в произнесении звука. Например, для произнесения английского звука [ w ] , нужно вытянуть губы в «трубочку» и выдвинуть их немного вперед. При отработке звуков необходимо обращать внимание на долготу или краткость звука, ударение , при произнесении словосочетания или предложения на паузы и интонацию. Работа над произношением начинается с прослушивания текста, произносимого учителем или диктором, к тексту, который произносит уже ученик. На начальном этапе необходимо ежеурочно использовать фонетическую зарядку, которая является основным способом формирования и отработки произношения, а также отработку фонетической стороны нового лексического материала и работу над произношением с помощью чтения вслух.

Методика объяснения и отработки фонетических особенностей английского языка на уроках.

Для формирования навыков устной речи, аудирования, письма и чтения необходимо уметь произносить звуки и знать, как они соединяются в словах, а эти слова соединяются в предложении. В естественной языковой среде это происходит одновременно. В условиях неязыковой среды, на уроке иностранного языка постановке фонетических навыков следует уделять большое внимание. Фонетические навыки можно разбить на две группы: ритмико-интонационные и слухо-произносительные.

Ритмико-интонационные навыки предполагают знание ударения и интонем, как логических, так и экспрессивных.

Слухо-произносительные навыки делятся на аудитивные и произносительные.

Аудитивные ( слуховые) навыки предполагают действия и операции по узнаванию и различению отдельных фонем, слов, предложений. Умение правильно артикулировать звуки и соединять их в словах, словосочетаниях, предложениях требует и правильного ударения, пауз и интонации. Существует два основных подхода к обучению произносительного навыка языка: артикуляторный и акустический. Подход, построенный на сочетании обоих подходов, называется дифференцированным. При артикуляторном подходе выделяются три основные типологические группы фонем:

1) совпадающие в обоих языках;

2) несовпадающие;

3) частично совпадающие.

Звуки 1-й группы, как правило, вводятся в речевом образце и усваиваются имитативно, артикуляторная база родного языка считается достаточной для произнесения этих звуков.

Наиболее трудными для усвоения у школьников являются последние две группы, причем, частично совпадающие фонемы представляют самую большую сложность.

Введение звуков 2-й и 3-й групп состоит из четырех компонентов:

1. демонстрация звука

2. объяснение способа его произнесения

3. упражнения в дифференциации

4. воспроизведение нового звука

Начинать обучение иностранному языку следует с постановки звуков, а для этого необходим вводный фонетический курс.Каждый звук должен быть тщательно отработан в отдельности. Для обеспечения чистоты произношения необходимо изучить работу органов артикуляции при произнесении каждого звука.Формирование произносительных и слуховых навыков идет раздельно.

Основными этапами работы со звуками являются следующие:

1. Ориентировка. Учащиеся внимательно знакомятся с тем, в каком положении должны быть органы речи при произнесении звука.

2. Планирование. Поняв суть инструкции, обучаемые должны поставить свои органы речи в нужное положение.

3. Артикулирование или собственно произнесение звука.

4. Фиксирование. Произнеся звук, надо на некоторое время сохранить органы речи в нужном положении, чтобы лучше запомнить и зафиксировать это положение.

5. Отработказвука в системе фонетических упражнений, построенных с учетом как межъязыковой, так и внутриязыковой интерференции. Изучаемый звук произносится в различных комбинациях с другими звуками, в словах и словосочетаниях (при этом считается совсем необязательным знать значение произносимых слов).

Характер объяснения зависит от особенностей конкретного звука. Можно описать уклад органов речи, соотнести с каким-либо схожим композиционным вариантом русской фонемы, использовать сравнения, помогающие воспроизвести нужный звук («осторожно сдуть пылинку», «задуть свечу» и т.д.)

В процессе освоения образцов речи учащиеся знакомятся с основными ритмико-интонационными моделями. При обучении интонации в методике обучения иностранному языку применяются интонационные образцы, логика, ритмика интонации, а также приемы, принятые при работе с артикуляцией, на поверхности, а именно:

- повторение учащимся артикуляции звука;

- повторение пословиц, скороговорок, поговорок за преподавателем или диктором;

- использование транскрипции частичной или полной;

- произнесение звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний за учителем или за диктором;

- чтение стихов;

- дифференциация звуков на слух;

- имитация, основанная на осознании различий в произнесении звуков;

- чтение слов, словосочетаний, букв, буквосочетаний, текста, предложений по образцу (за преподавателем или диктором);

- песни, направленные на отработку сонант.

При акустическом подходе на слуховое восприятие речи и ее имитацию. Усвоение звуков идет не изолированно, а в речевом потоке, в речевых структурах и моделях. В основе упражнений лежит повторение или имитация.

Научить учащихся правильному произношению на английском языке не так просто, они будут допускать ошибки долго, некоторые на протяжении всего времени обучения. Исправление ошибки учителем всегда должно носить обучающий характер. Нужно выявить природу ошибки и, в зависимости от её характера, выбрать действенный приём исправления. Например, во фразе I am a worker учащийся вместо [ə:] произносит [ ɔ:], это меняет смысл фразы. Такую ошибку непременно нужно исправлять путём повторного объяснения и показа артикуляции звука. во фразе My dog eats meat в слове eats произносит краткое [ I ] вместо долгого [i:], то фраза просто становится бессмысленной. Если учащийся ошибается с долготой звука [i:] или [I]в словах sheep и ship, можно получить высказывания, что овечка плавает по морю, а корабль пасется на лугу. Поскольку звуки произносятся в результате работы органов речи, находящихся в определенных положениях, значительное внимание должно на уроках отводиться обучению правильной артикуляции и интонации. Необходимо научить учащихся транскрибированию и чтению транскрипции. Зачастую учитель сталкивается в старших классах с неумением учеников правильно прочитать слово, даже при наличии транскрипции. Это означает, что в предыдущем периоде обучения не уделялось достаточно внимания отработке фонетических навыков. На начальном этапе задачи обучения фонетике должны основываться на:

- правильном произнесении звуков;

- интонации;

- изучении знаков транскрипции.

Можно с этой целью использовать хоровую и индивидуальную формы организации работы учащихся. Наряду с тщательной отработкой нового материала следует предусматривать на каждом уроке специальную фонетическую зарядку, выполнение которой может протекать в указанных выше формах. Материалом этой зарядки может быть звук, слово, словосочетание, предложение и даже целые рифмовки. Фонетическую зарядку можно проводить с голоса учителя, а лучше при помощи звукозаписи, включение которой в процесс обучения крайне необходимо. В задачу учителя на начальном этапе изучения детьми английского языка входит также и обучение их работе со звукозаписью. Нужно научить учащихся слушать, слышать и точно имитировать услышанное. Звуковые задания позволяют с первых уроков ориентировать детей, на систематическую работу со звукозаписью, когда учащиеся сами или по указанию учителя прослушивают и повторяют за диктором задания.

Итак, если учитель обладает хорошим произношением на английском языке, широко использует звукозапись на уроке и учит детей работать с ней дома или в кабинете после уроков, тем самым формируя у них фонематический слух, самоконтроль и самокоррекцию, то это обеспечивает учащимся хорошее произношение. Хорошо отработанная произносительная сторона высказываний учащихся во время тренировки готовит их к осуществлению говорения как вида речевой деятельности.

Методические приёмы для отработки английских звуков:

1.Осознанная имитация, основанная на объяснении детям произношения звуков.

Произнесите звук [ɵ]: кончик языка должен быть между передними зубами, они как бы прикусывают его. Можно сказать: «Покажите мне свои языки!» Данный способ применяется для знакомства со звуками, аналогов которым нет в родном языке и произнесение которых следует показать и объяснить (аналогично звуки [r, w, ð]).

2.Имитация, основанная на понимании различий в артикуляции звуков в английском и родном языках.

Произнесите звуки [e], [i:]. Сравните русский [т] и английский [t]. Этот прием используется, если можно провести параллель между похожестью английских и русских звуков.

3.Простая имитация.

Произнесите звук [b] и затем слово big [bɪg]. Данный способ применяется при отработке звуков [b, v, k, g, s, z, f], произношение которых идентично произношению звуков родного языка.

4. Дифференциация звуков на слух.

Слушайте произносимые звуки и поднимите руки, когда услышите обозначенный звук. Обозначается какой-либо звук (произносится устно, записывается на доске или показывается карточка с данным звуком). Затем учитель называет звуки, например: [ʌ, ə, æ, i, e, o, u]. Когда произносится загаданный звук, ученики поднимают руку или хлопают в ладоши.

5.Произнесение звуков, звукосочетаний, слов, словосочетаний, связного текста типа скороговорки за диктором или учителем.

6. Отработка чтения предложений, текста по образцу, словосочетаний, букв, буквосочетаний.

Повторите за мной: f, h, k, p, s, t, b, d, g.

Читаем: kn, ch, ph, nk, wh.

Сложные слова, которые встретятся в тексте, следует заранее отработать в индивидуальном порядке, используя прослушивание образца диктора.

8. Транскрипции во время чтения

Посмотрите на текст, произнесите звук, передаваемый данным транскрипционным значком. Прочитайте слово по транскрипции. Часть транскрипции изучается во время первых уроков. Полную транскрипцию учащиеся смотрят в словарях в сносках.

Применение технологий закрепления фонетических навыков с использованием современных интерактивных методов.

Развитие фонетических навыков – долговременный и сложный процесс. На всех этапах обучения должна осуществляться работа над произношением. Необходимо учитывать возрастные особенности детей, уровень их подготовки и сформированность речи. Перед учителем стоит важная задача по введению и отработке фонетических навыков. Наиболее эффективными упражнениями являются упражнения в слушании и упражнения в воспроизведении. Эти два вида упражнений тесно связаны друг с другом и необходимы для развития как слуховых, так и произносительных навыков. При отработке фонетики на первый план выходит использование аудио на занятиях. Это формирует положительную мотивацию к изучению английского языка, заинтересованность и развивает умения учащихся осуществлять устные и письменные формы общения. Методика отработки фонетических навыков может быть следующая:

- первое прослушивание аудио файла (учащиеся должны понять смысл услышанного);

- второе прослушивание: помогает подробнее воспринять информацию в тексте (учащиеся, имеющие более высокий уровень знания языка могут рассказать на английском услышанное, ученики с меньшей сформированностью знаний – ответить на вопросы);

- выполнение заданий к услышанному тексту (на интерактивной доске открыт текст аудиозаписи с пропущенными словами, учащиеся должны вспомнить содержание прослушанного текста и вставить слова; выбрать правильного слова из нескольких с учетом их лексического значения и орфографии; затем учитель открывает исходный текст, и школьники могут проверить правильность их ответа; ученики слушают запись еще раз, опираясь на текст).

- в конце учащиеся читают вслух текст без звуковой записи, стараясь воспроизвести произношение, ритм и тон английского языка.

Можно записать речь учащихся и сравнить их голос с носителем языка на аудио файле. Подобная работа с аудио материалом всегда вызывает интерес и мотивирует учеников.

Отдельно нужно сказать об обучении навыков чтения сложных слов, поскольку этот навык необходим при сдаче ОГЭ и ЕГЭ. В разделе 5 «Говорение» задание №1 предусматривает чтение вслух небольшого текста научно-популярного характера. Чтобы подготовиться к данному заданию, нужно знать критерии, по которым будет оцениваться выполнение задания на экзамене, то есть:

- соблюдать правила чтения и помнить исключения;

- соблюдать правильное произношение слов;

- соблюдать правила интонирования предложения;

- выдерживать темп чтения.

В английском языке можно выделить две группы слов, которые называют сложными. К первой относятся слова, произношение которых сильно отличается от написания. Вторую группу составляют сложные английские слова, образованные сложением нескольких простых слов. Слова со сложным произношением представляют сложность для учащихся и в плане произнесения, и в плане написания. При изучении этих слов важно обращать внимание на непроизносимые согласные, особенности чтения гласных и, в целом, несоответствие письменной формы звучанию слов. Часто их перевод совпадает со значением каждого из простых слов, составленных в одно сочетание. Иногда перевод отличается от дословного, но очень к нему близок. Поэтому составные слова легче для запоминания, чем просто многосложные. Существуют разные способы заучивать английские слова со сложным произношением.

- Ассоциативный метод. Наличие сходства с родным языком (radio – радио, flag – флаг, lamp - лампа).

- Правило семи повторений. Перечитывать слова с временным интервалом 7 раз. Например, два раза в течение первого дня, 1 раз - три последующих дня, затем - через день и через неделю. Слова запишутся на подкорку, даже если ученики не будут прилагать усилий для их запоминания.

- Метод словосочетаний. Чтобы слова быстрее «оседали» в памяти, придумывать словосочетания или предложения с ними.

- Карточки. Записывать слова на одной стороне карточки, а перевод на другой. Учащиеся вытягивают карточки, читают слово, переводят его, затем переворачивают карточку и проверяют себя. Переводить можно как с английского на русский, так и наоборот.

Заключение.

Современная основная школа ставит перед учителями иностранных языков огромные задачи, одной из которых является развитие фонетических навыков на уроках английского языка, что отражено в ФГОС ООО.

Использование аудио комплекса на уроках иностранного языка обеспечивает познавательный интерес к изучению иностранного языка, развитие четкого и правильного произношения, мотивацию обучения. Развитие фонетических навыков строится в четыре этапа: начальный, средний, старший и продвинутый.

Таким образом, сформированность фонетических навыков является непременным условием понимания речевого сообщения, точности выражения мысли и выполнения любой коммуникативной функции. Произношение является базовой характеристикой речи, основой для развития и совершенствования всех остальных навыков иноязычного говорения, и в обучении английскому языку фонетические навыки занимают одно из важнейших мест и играют немаловажную роль. В результате того, что мировое сообщество вступило в эпоху глобализации, процессы, которые тесно связаны с развитием и формированием лингвокультуры, приобретают всё новые черты и развиваются достаточно быстрыми темпами. Английский язык стал профессиональным и повседневным эталоном коммуникативной сферы человечества. Для многих людей английский язык является вторым языком делового или бытового характера и используется для прочих целей.

Список используемой литературы:

1. Аракин В.Д. Практический курс английского языка. – М., 1998

2. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. Пособие для учителя. 3-е изд., перераб. и доп.- М.,АРКТИ, 2004г.

3. Гальскова Н.Д., Гез Н.И. Теория обучения иностранным языкам: Лингводидактика и методика.- М., Издательский центр «Академия», 2004

4. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка.- Минск, Высшая школа, 1999

5. Меркулова Е. М. Английский язык для студентов университетов. Введение в курс фонетики. - СПб., Издательство Союз, 2000

6. Рогова Г. В., Верещагина И. Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в общеобразовательных учреждениях: Пособие для учителей и студентов пед. вузов. – М., Просвещение, 1997

7. Филатов В.М. методика обучения иностранному языку в начальной и основной общеобразовательной школе: Учебное пособие для студентов педагогических колледжей.- Ростов-Н-Д., Феникс, 2004

8. Щерба Л.В. Преподавание языков в начальной школе. - М., Академия, 2002
Made on
Tilda