«Эволюция функций государства в процессе экономических, социальных и демократических преобразований общественной жизни »
Аннотация. На изменение государственных функций оказывает воздействие как сами изменения направлений деятельности государства, так и изменения условий его существования, т.е. внешних условий, в которых функционирует государство.
Функции государства считаются важным аспектом рассмотрения рациональности управления государством. Поскольку государственное управление, прежде всего, направлено на стабилизацию и развитие общества, то и функции должны соответствовать важнейшим целям деятельности государства.
Ключевые слова: государство, эволюция, функции, общество, факторы, условия, прогресс, Россия.
Государство - общественная организация, главным предназначением которой считается реализация публичной власти в интересах целого общества.
Вопрос о том, каким должно быть государство и его функции, во все времена оставался насущным и актуальным.
Существует немало трактовок понятия «функции государства». Их насчитывается свыше полутора десятков. «Функция» рассматривается как «обязанность, деятельность, работа; назначение; роль». Такое многообразие понятия «функции» обусловлено многогранностью сфер его применения, в разных науках[2, С. 52-62].
Функции государства с течением времени подвергаются определенной модернизации: некоторые из них полностью исчезают и устаревают, а вторые — меняют внутреннее содержание, третьи— вновь появляются. Такие изменения всегда связываются с определенной исторической эпохой, экономической и социальной сущностью государства.
Деятельность государства и его функциональная составляющая – многогранный механизм разностороннего воздействия на общественные отношения со стороны государства.
Изменение содержания таких функций происходит ввиду воздействия разных факторов. Так, можно наблюдать разительное отличие функций государства во время социальных потрясений или революционное время от мирного времени. Прослеживается тесная взаимосвязь между функциями государства с его социальным назначением и сущностью, которая гласит о наличии в содержании функций совершенно любого государства общесоциальных и классовых начал [1, С. 34-38].
Так, на определенной стадии развития государства внимание акцентируется на хозяйственную деятельность, поэтому экономическая функциональная составляющая считается доминирующей, на других – политическая сфера, где политической функции отводится главенствующая роль. Таким образом, функциональная составляющая любого государства - это наполненные особым смыслом направления деятельности, в которых конкретизируется и выражается его общественное предназначение.
К постоянным относят функции, которые возникнув в определенный момент государственного развития, уже не могут быть прекращены (правовая функция, функция обороны, социальная функция).
Временные функции реализуются на конкретных этапах существования государства и прекращаются с решением задач, которые вызвали к жизни такие функции.
К примеру, ликвидация масштабных катастроф.
На их эволюцию функций государства влияют внешние факторы.
1.Например, интеллектуальное, научно-техническое развитие. Функциональная структура всех государств подвержена влиянию научно-технических достижений.
Причем, оно весьма двоякое. С одной стороны, формируется важное направление деятельности: поддержка науки, использование её передовых достижений, обогащение и развитие интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности, проистекающей от неконтролируемого использования и появления научно-технических достижений. Это касается генетики, ядерных технологий, медицинской биологии и пр. [2, С. 52-62].
Не менее важной признается работа государства по предупреждению последствий технического и научного прогресса, в частности в таких новых областях, как медицинская биология, генетика. Активно развивается качественно новое направление в науке — биоэтика, обусловленное изменением полов, трансплантацией человеческих органов и т.д. И без регламентирующего и контролирующего государственного вмешательства тут также не обойтись[6, С. 44-46].
2.На эволюцию государственных функций определенное влияние оказывает фактор экологии. Суть такого влияния обуславливается тем, что если каждое современное государство на себя не возьмет обязанность поддерживать на собственной территории условия существования людей, не станет сотрудничать с другими странами в рамках разрешения данного вопроса, то в скором времени неминуем глобальный кризис, общецивилизационный коллапс[1, С. 34-38].
3. Интернационализация мировой экономики, господство и появление транснациональных компаний, прочие экономические факторы мирового значения —не менее важная сфера, которая оказывает влияние на эволюцию функциональной составляющей государства. Путь к партнерству во внешнеэкономической деятельности в этом направлении проходит много государств современного мира.
4. К новой эволюции подталкивают и развивающаяся общественная информатизация, создание баз данных.
Функции Древнерусского государства первоначально были примитивны. Их можно было расценивать продолжением целей создания древнерусской государственности. Сильнее всего были развиты внешние функции государственности Древней Руси. Так, главной целью древнерусских князей считались военные походы (в Византию, Болгарию, Закавказье и др.).
В рамках таких походов осуществлялись следующие задачи: получение дани, военного трофея, и, пожалуй, самая важная – формирование эффективной системы торговых отношений, создания, проще говоря, «режима наибольшего благоприятствования» в концепции русско-византийской торговли[2, С. 52-62].
Не менее важной функцией Древнерусского государства была оборона славянских земель от натиска сменявших последовательно друг друга кочевников – печенегов, хазар, половцев. Такая борьба по своему содержанию была тождественна завоевательным походам, которые совершали русские князья, например, в отношении Византии. Только они предусматривали ответный, оборонительный характер, выступая в качестве реакции на непрерывное и регулярное давление степи на протяжении IX–XII вв. [6, С. 44-46].
Структура и функции Древнерусского государства говорят нам о доминировании военных направлений государства, образованного, прежде всего, для решения военных стратегических задач. Поскольку их выполнение требовало централизации сил, Древняя Русь должна была быть сравнительно единой.
Таким образом, выделим самые очевидные функции Древнерусского государства:
1. сбор налогов (полюдье);
2. организованные военные походы (с использованием дружины, которая первоначально состояла из варяжских наемников);
3.формирование территории государства.
Фактически, Древняя Русь – еще не государство, а, скорее, полугосударство, его зародыш.
Общество в начале XXI в. во многом изменилось, стало другим и государство, возникли новые задачи, которых не знала история России ранее. В результате изменились и функции самого государства. Характер таких изменений различен. Отдельные функции государства остались неизменными, другие, хотя и сохранились, однако в корне изменились методы их реализации, часть функций приобрела качественно новое содержание. Возникли новые функции, которые раньше были в перспективе.
Современное государство реализует огромное количество разнородных функций, содержание которых разительно отличается, а потому нужна их научная классификация.
Значительными мерами отграничения одной функции от другой считаются:
- специфика содержания;
- особенности объекта государственного воздействия.
Современной России характерны следующие основные внутренние функции:
- идеологическая;
- политическая;
- социальная;
- экономическая;
- экологическая;
- развития науки, культуры, образования;
- взимания налогов и налогообложения;
- охраны свобод и прав граждан, правопорядка и прав собственности [1, С. 34-38].
В настоящее время качественные изменения претерпели каждый элемент функции охраны свобод и прав граждан, правопорядка, всех форм собственности.
Действующая Конституция РФ в ст. 2, признав человека, его свободы и права наивысшей ценностью, впервые в качестве обязанности государства закрепила защиту свобод и прав гражданина и человека. Развитие и охрана экономических, политических, культурных, социальных, личных свобод и прав граждан составляют смысл деятельности всех исполнительных, законодательных, судебных органов государственной власти.
Анализ государственных функций, обусловленный раскрытием его социального назначения, классовой и общечеловеческой сущности с предметной характеристикой его деятельности, предусматривает рассмотрение и внутренних, и внешних функций государства[2, С. 52-62].
Учитывая то, что в течение последних десятилетий изменились не только Россия, но и в целом весь мир, качественные изменения претерпели и внешние функции нашей страны. Некоторые из них вовсе стали неактуальными (помощи развивающимся государствам и народам, функция сотрудничества с социалистическими странами), другие стремительно развиваются, третьи – совсем новые [2, С. 52-62].
Итак, мы выяснили, что функции государства не являются чем-то неизменным на всём протяжении развития государства. К сожалению, ограниченные рамки настоящей курсовой работы не позволяют проследить весь процесс эволюции государственных функций с момента зарождения первого государства и до современного времени. Для того чтобы полностью охарактеризовать и охватить все этапы перерождения государственных функций, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие понятия.
Следует отметить, что самыми «чуткими» к сущностным изменениям государства являются основные функции.
Таким образом, функции не считаются чем-то навечно, раз и навсегда данным, застывшим, фундаментальным, неизменным. Исходя от конкретно- исторических условий элементы таких общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь самостоятельными функциями в меру особой значимости.
Функции государства подвергаются влиянию собственно государственных изменений, изменений условий существования самого государства, изменений внешних условий и внешней среды, в которой функционирует и «живет» государство[1, С. 34-38].
К новой эволюции государственных функций подталкивает и создание баз данных, и развивающаяся общественная информатизация, и формирование общепланетного информационного пространства.
Однако, безусловно, самое мощное влияние на их эволюцию оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования химических, ядерных, других технологий.
Эволюция функций государства в той или иной степени затрагивает все современные страны. Вместе с тем, имеет место и эволюция функций, затрагивающая только конкретные государства.
Список использованных источников
1.Белоусов, А.Л. Об эволюции экономической функции государства / А.Л.Белоусов //Инновационный потенциал развития юридической науки и практики в современном мире. Гродно, 2023. С. 34-38.
2.Еремин, А.Р. Эволюция внешних функций государства ввиду изменения внешних условий его развития / А.Р.Еремин // Контентус. 2022. № 11 (124). С. 52-62.
3.Келепова, М.Е. Эволюция функций государства в условиях глобализации / М.Е.Келепова //Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2020. Т. 1. № 2 (29). С. 45-49.
4.Приймак, Ю.А. Взаимосвязь между сущностью, формой и функциями государства, а также факторы, влияющие на эволюцию функций государства / Ю.А.Приймак //Власть Закона. 2019. № 3 (39). С. 214-221.
5.Федосеенко, В.Э. Эволюция функций государства в контексте эволюции сущности государства: теоретико-методологический анализ / В.Э.Федосеенко //Современность в творчестве начинающего исследователя. 2019. С. 109-111.
6.Элизбарян, А.С. Влияние научно-технического прогресса на эволюцию функций государства / А.С.Элизбарян //Юридическое образование и наука. 2022. № 2. С. 44-46.
7.Якупова, В.О. Современный мир и эволюция функций государства / В.О.Якупова //Проблемы и перспективы развития социально-экономических и гуманитарных наук: педагогика, психология, экономика, юриспруденция. Покров, 2023. С. 174-178.
Аннотация. На изменение государственных функций оказывает воздействие как сами изменения направлений деятельности государства, так и изменения условий его существования, т.е. внешних условий, в которых функционирует государство.
Функции государства считаются важным аспектом рассмотрения рациональности управления государством. Поскольку государственное управление, прежде всего, направлено на стабилизацию и развитие общества, то и функции должны соответствовать важнейшим целям деятельности государства.
Ключевые слова: государство, эволюция, функции, общество, факторы, условия, прогресс, Россия.
Государство - общественная организация, главным предназначением которой считается реализация публичной власти в интересах целого общества.
Вопрос о том, каким должно быть государство и его функции, во все времена оставался насущным и актуальным.
Существует немало трактовок понятия «функции государства». Их насчитывается свыше полутора десятков. «Функция» рассматривается как «обязанность, деятельность, работа; назначение; роль». Такое многообразие понятия «функции» обусловлено многогранностью сфер его применения, в разных науках[2, С. 52-62].
Функции государства с течением времени подвергаются определенной модернизации: некоторые из них полностью исчезают и устаревают, а вторые — меняют внутреннее содержание, третьи— вновь появляются. Такие изменения всегда связываются с определенной исторической эпохой, экономической и социальной сущностью государства.
Деятельность государства и его функциональная составляющая – многогранный механизм разностороннего воздействия на общественные отношения со стороны государства.
Изменение содержания таких функций происходит ввиду воздействия разных факторов. Так, можно наблюдать разительное отличие функций государства во время социальных потрясений или революционное время от мирного времени. Прослеживается тесная взаимосвязь между функциями государства с его социальным назначением и сущностью, которая гласит о наличии в содержании функций совершенно любого государства общесоциальных и классовых начал [1, С. 34-38].
Так, на определенной стадии развития государства внимание акцентируется на хозяйственную деятельность, поэтому экономическая функциональная составляющая считается доминирующей, на других – политическая сфера, где политической функции отводится главенствующая роль. Таким образом, функциональная составляющая любого государства - это наполненные особым смыслом направления деятельности, в которых конкретизируется и выражается его общественное предназначение.
К постоянным относят функции, которые возникнув в определенный момент государственного развития, уже не могут быть прекращены (правовая функция, функция обороны, социальная функция).
Временные функции реализуются на конкретных этапах существования государства и прекращаются с решением задач, которые вызвали к жизни такие функции.
К примеру, ликвидация масштабных катастроф.
На их эволюцию функций государства влияют внешние факторы.
1.Например, интеллектуальное, научно-техническое развитие. Функциональная структура всех государств подвержена влиянию научно-технических достижений.
Причем, оно весьма двоякое. С одной стороны, формируется важное направление деятельности: поддержка науки, использование её передовых достижений, обогащение и развитие интеллектуального потенциала общества. С другой – ограничение опасности, проистекающей от неконтролируемого использования и появления научно-технических достижений. Это касается генетики, ядерных технологий, медицинской биологии и пр. [2, С. 52-62].
Не менее важной признается работа государства по предупреждению последствий технического и научного прогресса, в частности в таких новых областях, как медицинская биология, генетика. Активно развивается качественно новое направление в науке — биоэтика, обусловленное изменением полов, трансплантацией человеческих органов и т.д. И без регламентирующего и контролирующего государственного вмешательства тут также не обойтись[6, С. 44-46].
2.На эволюцию государственных функций определенное влияние оказывает фактор экологии. Суть такого влияния обуславливается тем, что если каждое современное государство на себя не возьмет обязанность поддерживать на собственной территории условия существования людей, не станет сотрудничать с другими странами в рамках разрешения данного вопроса, то в скором времени неминуем глобальный кризис, общецивилизационный коллапс[1, С. 34-38].
3. Интернационализация мировой экономики, господство и появление транснациональных компаний, прочие экономические факторы мирового значения —не менее важная сфера, которая оказывает влияние на эволюцию функциональной составляющей государства. Путь к партнерству во внешнеэкономической деятельности в этом направлении проходит много государств современного мира.
4. К новой эволюции подталкивают и развивающаяся общественная информатизация, создание баз данных.
Функции Древнерусского государства первоначально были примитивны. Их можно было расценивать продолжением целей создания древнерусской государственности. Сильнее всего были развиты внешние функции государственности Древней Руси. Так, главной целью древнерусских князей считались военные походы (в Византию, Болгарию, Закавказье и др.).
В рамках таких походов осуществлялись следующие задачи: получение дани, военного трофея, и, пожалуй, самая важная – формирование эффективной системы торговых отношений, создания, проще говоря, «режима наибольшего благоприятствования» в концепции русско-византийской торговли[2, С. 52-62].
Не менее важной функцией Древнерусского государства была оборона славянских земель от натиска сменявших последовательно друг друга кочевников – печенегов, хазар, половцев. Такая борьба по своему содержанию была тождественна завоевательным походам, которые совершали русские князья, например, в отношении Византии. Только они предусматривали ответный, оборонительный характер, выступая в качестве реакции на непрерывное и регулярное давление степи на протяжении IX–XII вв. [6, С. 44-46].
Структура и функции Древнерусского государства говорят нам о доминировании военных направлений государства, образованного, прежде всего, для решения военных стратегических задач. Поскольку их выполнение требовало централизации сил, Древняя Русь должна была быть сравнительно единой.
Таким образом, выделим самые очевидные функции Древнерусского государства:
1. сбор налогов (полюдье);
2. организованные военные походы (с использованием дружины, которая первоначально состояла из варяжских наемников);
3.формирование территории государства.
Фактически, Древняя Русь – еще не государство, а, скорее, полугосударство, его зародыш.
Общество в начале XXI в. во многом изменилось, стало другим и государство, возникли новые задачи, которых не знала история России ранее. В результате изменились и функции самого государства. Характер таких изменений различен. Отдельные функции государства остались неизменными, другие, хотя и сохранились, однако в корне изменились методы их реализации, часть функций приобрела качественно новое содержание. Возникли новые функции, которые раньше были в перспективе.
Современное государство реализует огромное количество разнородных функций, содержание которых разительно отличается, а потому нужна их научная классификация.
Значительными мерами отграничения одной функции от другой считаются:
- специфика содержания;
- особенности объекта государственного воздействия.
Современной России характерны следующие основные внутренние функции:
- идеологическая;
- политическая;
- социальная;
- экономическая;
- экологическая;
- развития науки, культуры, образования;
- взимания налогов и налогообложения;
- охраны свобод и прав граждан, правопорядка и прав собственности [1, С. 34-38].
В настоящее время качественные изменения претерпели каждый элемент функции охраны свобод и прав граждан, правопорядка, всех форм собственности.
Действующая Конституция РФ в ст. 2, признав человека, его свободы и права наивысшей ценностью, впервые в качестве обязанности государства закрепила защиту свобод и прав гражданина и человека. Развитие и охрана экономических, политических, культурных, социальных, личных свобод и прав граждан составляют смысл деятельности всех исполнительных, законодательных, судебных органов государственной власти.
Анализ государственных функций, обусловленный раскрытием его социального назначения, классовой и общечеловеческой сущности с предметной характеристикой его деятельности, предусматривает рассмотрение и внутренних, и внешних функций государства[2, С. 52-62].
Учитывая то, что в течение последних десятилетий изменились не только Россия, но и в целом весь мир, качественные изменения претерпели и внешние функции нашей страны. Некоторые из них вовсе стали неактуальными (помощи развивающимся государствам и народам, функция сотрудничества с социалистическими странами), другие стремительно развиваются, третьи – совсем новые [2, С. 52-62].
Итак, мы выяснили, что функции государства не являются чем-то неизменным на всём протяжении развития государства. К сожалению, ограниченные рамки настоящей курсовой работы не позволяют проследить весь процесс эволюции государственных функций с момента зарождения первого государства и до современного времени. Для того чтобы полностью охарактеризовать и охватить все этапы перерождения государственных функций, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие понятия.
Следует отметить, что самыми «чуткими» к сущностным изменениям государства являются основные функции.
Таким образом, функции не считаются чем-то навечно, раз и навсегда данным, застывшим, фундаментальным, неизменным. Исходя от конкретно- исторических условий элементы таких общих функций могут приобретать самостоятельное значение, становясь самостоятельными функциями в меру особой значимости.
Функции государства подвергаются влиянию собственно государственных изменений, изменений условий существования самого государства, изменений внешних условий и внешней среды, в которой функционирует и «живет» государство[1, С. 34-38].
К новой эволюции государственных функций подталкивает и создание баз данных, и развивающаяся общественная информатизация, и формирование общепланетного информационного пространства.
Однако, безусловно, самое мощное влияние на их эволюцию оказывает объективная потребность исключить саму возможность использования ядерного оружия массового поражения, устранить опасность бесконтрольного использования химических, ядерных, других технологий.
Эволюция функций государства в той или иной степени затрагивает все современные страны. Вместе с тем, имеет место и эволюция функций, затрагивающая только конкретные государства.
Список использованных источников
1.Белоусов, А.Л. Об эволюции экономической функции государства / А.Л.Белоусов //Инновационный потенциал развития юридической науки и практики в современном мире. Гродно, 2023. С. 34-38.
2.Еремин, А.Р. Эволюция внешних функций государства ввиду изменения внешних условий его развития / А.Р.Еремин // Контентус. 2022. № 11 (124). С. 52-62.
3.Келепова, М.Е. Эволюция функций государства в условиях глобализации / М.Е.Келепова //Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2020. Т. 1. № 2 (29). С. 45-49.
4.Приймак, Ю.А. Взаимосвязь между сущностью, формой и функциями государства, а также факторы, влияющие на эволюцию функций государства / Ю.А.Приймак //Власть Закона. 2019. № 3 (39). С. 214-221.
5.Федосеенко, В.Э. Эволюция функций государства в контексте эволюции сущности государства: теоретико-методологический анализ / В.Э.Федосеенко //Современность в творчестве начинающего исследователя. 2019. С. 109-111.
6.Элизбарян, А.С. Влияние научно-технического прогресса на эволюцию функций государства / А.С.Элизбарян //Юридическое образование и наука. 2022. № 2. С. 44-46.
7.Якупова, В.О. Современный мир и эволюция функций государства / В.О.Якупова //Проблемы и перспективы развития социально-экономических и гуманитарных наук: педагогика, психология, экономика, юриспруденция. Покров, 2023. С. 174-178.