Статьи

Организация лексико-орфографической работы в начальной школе на уроках иностранного языка. Виды словарных диктантов и их альтернатива

Цели:

·                Рассмотреть педагогические условия и трудности успешного развития лексико-орфографических навыков на уроках иностранного языка.

·                Обсудить использование Словарных диктантов как средства контроля формирования данных навыков учащихся на уроках иностранного языка и показать наличие альтернативы их использования в работе.

Задачи:

·                Уточнить понятие "диктант".

·                Проанализировать особенности использования диктантов как средства контроля.

·                Познакомить слушателей с оригинальными видами лексических диктантов, как более эффективного средства работы с лексико-орфографической стороной изучения иностранного языка.

·                Рассмотреть варианты электронных ресурсов и заданий для работы над лексикой и орфографией на уроках иностранного языка с применением ИКТ.

I Теоретическая часть

Развитие лексических и орфографических навыков на уроках английского языка

В Государственном образовательном стандарте по иностранным языкам предусматривается в качестве цели обучения овладение иноязычным общением как минимум на уровне элементарной коммуникативной компетенции в говорении, аудировании, письме и чтении.

Уровень сформированности коммуникативных компетенций напрямую зависит от качества овладения лексической стороной речевой деятельности  в том числе.

Лексические единицы языка, наряду с грамматическими, являются исходным и необходимым строительным материалом, с помощью которого осуществляется речевая деятельность, и, поэтому они составляют один из основных компонентов содержания обучения ИЯ.

Лексические навыки

Лексические навыки являются составной речевых умений говорения, чтения, аудирования и письма.

С этой точки зрения они классифицируются как продуктивные (говорение и письмо) и рецептивные (аудирование и чтение).

Продуктивный лексический навык определяется как синтезированная операция, которая заключается в вызове лексической единицы в соответствии с коммуникативной задачей или ситуацией общения, а также ее правильному сочетанию с другими лексическими единицами.

 Рецептивный же лексический навык — это синтезированное действие, которое заключается в распознавании графического или фонетического образа лексической единицы и в соотнесении формы слова с его значением.

При обучении лексике чаще всего возникают такие трудности:

- объём значений слов в большинстве случаев не совпадает с родным языком;

- многозначность слов;

- характер сочетаемости одних слов с другими;

- употребление слова в конкретных ситуациях общения.

Общая для всех языков сложность заключается в том, что одно и то же понятие часто выражается разными по семантической структуре лексическими средствами.  (Например, жидкий суп – thin soup). Наряду с этим, каждому из изучаемых языков присущи свои трудности. Характерной особенностью английского языка является многозначность и омонимия.

Для повышения эффективности обучения лексике необходим дифференцированный подход к отбору словарного материала, его презентации и закреплению. Такой подход осуществляется на базе методической типологии, предусматривающей градации трудностей усвоения.

  

Можно выделить четыре группы трудностей, возникающих

при усвоении ЛЕ:

1) связанные с их фонетико-графическим образом;

2) связанные с их значением;

3) связанные с грамматическим оформлением,

4)  связанные с употреблением слова в речи.

Орфографические навыки

 

Типологические группы написания слов и возможные трудности, с этим связанные:

Написание на основе фонетического принципа.

Группа слов, где количество букв соответствует количеству звуков, представляет наименьшую сложность, однако и здесь не все просто для начинающих. Графемно-фонемные соответствия формируются в процессе длительной и кропотливой работы, особенно если буквы и звуки родного и иностранного языков так же не похожи, как в русской кириллице и западно-европейской латинице.

 

Буква пишется, но не имеет звукового эквивалента.

Речь идет о традиционных правилах чтения. Например, в английском языке в открытом типе слога буква “е” пишется, но не читается – “nine”, но при этом именно появление этой буквы изменяет звучание корневой гласной.

В английском языке гласные в сочетании с буквой “r” меняют звучание или долготу, при этом буква “r” не озвучивается.

Есть определенные правила чтения буквосочетаний “wr, ght, wh” в начале, в середине и в конце слов, перед определенными буквами, но есть и огромные количества исключения из этих правил.

Типичные буквосочетания и передаваемые ими звуки.

Основная трудность данной группы слов состоит в том, что здесь правила чтения могут изменяться. Во всяком случае, когда речь идет об английском языке. Сравните: head [hed], great [greit], heart [ha:t], heat [hi:t] и т.д.

Можно составить длинный список наиболее распространенных буквосочетаний, причем это могут быть гласные – “ее, еа, оо, ei”, и согласные - “ch, sh, ght, gh, ph” и т.д.

Трудные словарные слова.

Это те слова, которые практически невозможно объяснить, а надо запомнить. Часто это слова, которые имеют древний корень, как, например, английские слова “daughter, neighbour, one”, или являются заимствованиями из других языков – “restaurant” и т.д.

Работа по формированию и развитию лексических и орфографических навыков

Современные учебно-методические пособия по изучению АЯ, предоставляемые в образовательных учреждениях, содержат самые различные упражнения по формированию лексических и орфографических навыков.

Одним из эффективных средств обучения правописанию и контроля знаний по английскому языку является диктант.

Диктант (от латинского dicto – диктую) – один из видов письменных работ для закрепления, проверки знаний или  тренировки навыков учащихся в области письма. Это одна из эффективных форм работы, которая способствует выработке прочных орфографических навыков.

Из опыта своей работы я могу утверждать, что использование на уроке иностранного языка заданий, связанных с аудированием и одновременным орфографическим письмом, как правило, значительно повышает успешность овладения учащимися лексическими и орфографическими навыками.

 «Словарный диктант» или «Списывание под диктовку» - как раз подходящие типы заданий, однако при их проведении на уроках для отработки и закрепления материала возникают трудности, которые приводят к дальнейшим проблемам как у детей, так и у педагогов…

 Давайте рассмотрим несколько вариантов заданий, которыми можно заменить «традиционные» диктанты…

II Практическая часть

Сейчас Лексические диктанты потеряли свою актуальность, но существует много других способов проведения лексико–орфографической   работы на уроках иностранных языков.

Использование новых, оригинальных видов диктантов способно превратить одну из любимых форм работы на уроке во что-то увлекательное:

ü учащиеся проявляют активность;

ü их можно проводить в группах с различным количеством учеников;

ü диктовать может не только учитель, но и ученик;

ü проверку может выполнять как учитель, так и ученик.

Виды «Нескучных» диктантов на уроках

иностранного языка

  • Picture Dictation (Диктант-рисование) 

Учитель диктует слова. Ученики рисуют схематически то, что диктует учитель.

  • Card Dictation (Диктант по картинкам)

Учитель показывает картинку, дети записывают слово.

  • Visual Dictation (Визуальный диктант) Учитель пишет на доске четверостишие или короткий текст, далее вместе с детьми читает хором, разбирает наиболее сложные по написанию слова. Затем ребята записывают текст под диктовку учителя. Текст предварительно не стирается с доски.
  • Spelling Dictation (Диктант по буквам) Учитель показывает карточку co словом одному ученику, тот диктует классу слово по буквам, все его записывают. Так учитель просит каждого ученика продиктовать одно слово из списка.  После записи всех слов, учитель собирает диктанты на проверку.

  • Gap dictation. (Диктант по пропускам) Выбирается небольшой текст из учебника. Вариант этого текста с пропусками слов записывается на доске. Учитель медленно диктует текст. Учащиеся записывают только те слова, которые пропущены на доске.

Виды АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ДИКТАНТУ ЭЛЕКТРОННЫХ ЗАДАНИЙ

на уроке иностранного языка

Доску Padlet можно использовать в качестве «Копилки электронных заданий», чтобы давать оттуда ссылки на задания для Д\З или использовать онлайн на уроке…

Облако слов на тему «Школа»  https://wordart.com/edit/dapvb0e7t7jy

     Детям предлагается найти и назвать (прочитать) все слова, которые они узнали в процессе изучения тем «Школьные принадлежности» и «Школьные Уроки».

   Далее детям нужно в тетради записать найденные слова, распределив их на две категории по темам.

   Следующий этап фронтальная проверка с помощью учителя и примерная оценка своих результатов самими детьми (устно).

Кроссворд на тему «Цвета»

http://puzzlecup.com/crossword- ru/?guess=A76BB5FCB29FB6EB

    

  Детям предлагается вместе с учителем решить кроссворд.

   Учитель показывает на экране кроссворд, читает описания слов и заполняет клеточки буквами. Работа фронтальная и индивидуальная одновременно.

    На партах у детей лежит напечатанная версия кроссворда. Они называют слова по-английски и вписывают их в свои листы.

    Дети работают в парах или индивидуально по желанию.

    Проверка осуществляется также фронтально. Дети оценивают друг друга, используя листочки с кроссвордом. Оценка устная – получилось или нет.

    Учитель заполняет все клеточки правильными словами и нажимает «проверка», дети в парах сверяются, смотря на экран.

#nbsp;         

               Задание «Найди пару» по теме «Числа от 11 до 20»

https://learningapps.org/view21603522

   



Задание на повторение чисел.

   Учитель работает с экраном, дети ему «подсказывают», какие пары слов и картинок соединить. Проверка проводится нажатием кнопки «результат». Работа фронтальная.

   Оценка не осуществляется, дети сами определяют свой уровень знаний.

Учитель может выделить самых активный и самых «умных» ребят. 

Задание «Заполни правильно таблицу» на тему «Основные действия в английском языке»

https://learningapps.org/view21603522

#nbsp;       

Данный вид работы достаточно трудоёмкий, требует  предельного внимания и занимает определённое время, поэтому его рекомендуется выполнять на отдельном уроке повторения или дать его в качестве само-подготовки на домашнее задание.

         Учитель показывает на экране пример, как следует заполнять таблицу. Разъясняет порядок заполнения таблицы картинками и словами так, чтобы автоматическое оценивание было правильным.

         При выполнении на уроке, результаты проверяются фронтально – на экране.

         При выполнении детьми дома в качестве тренировочного домашнего задания, оценка так же не проводится. Ребенок просто сообщает получилось ли у него или нет. (Можно попросить сделать скриншот экрана при получении результата, если кто-то поможет это сделать)

  

Тест по теме «Приветствия и знакомство»

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSeH0FFVlWylkktNUWL4sxV8vjDq-1qf-UtpXKXse9KfNJmR-Q/viewform

 



Данный тест рекомендуется только в качестве домашнего задания, т.к. имеет целью проверку знаний на очень лёгкую тему и поэтому будет «Бонусным».

Учитель показывает пример заполнения на уроке на экране и далее просто копирует в ЭЖ ссылку на ресурс в Д\З.

Оценка производится автоматически и результат приходит учителю на аккаунт или на почту. 

Желательно чтобы родители  помогли детям открыть и заполнить тест. 

(Нужна электронная почта)

Выводы:

1.        При работе по развитию лексико-орфографических и других навыков традиционные «Словарные» диктанты потеряли свою актуальность. Использование новых, оригинальных видов диктантов способно превратить нелюбимые задания в одну из самых интересных форм работы на уроке.

2.        С применением дистанционных технологий обучение становится более наглядным, насыщенным, увлекательным и эффективным.

3.       В практике очного обучения цифровые образовательные ресурсы можно использовать в качестве закрепления материала при работе в классе, или в виде домашнего задания, если позволяют технические  условия.

Ссылки на использованные в статье чужие материалы и источники:

1)              https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/inostrannyi-yazyk/2015/06/05/razvitie-leksicheskih-i-orfograficheskih-navykov-na

2)              https://infourok.ru/diktant-na-uroke-angliyskogo-yazika-ot-banalnogo-do-originalnogo-1458491.htm

Приложение 1

Вопросы для обсуждения и обратной связи:

1.    Используете ли вы в своей работе Словарные Диктанты

o  Да                    

o  Нет

2.    Какой способ проведения диктанта Вы используете?

o  Диктуете слова на иностранном языке – дети пишут слово на иностранном языке   + перевод

o  Диктуете слова на русском языке – дети пишут слова только на иностранном языке

3.    Считаете ли Вы использование Словарных Диктантов устаревшим методом проверки навыков?

o  Да

o  Нет

o  Затрудняюсь ответить

4.    Будете ли вы использовать в своей деятельности более «интересные» виды лексических диктантов? Если да, то какие?

o  Нет

o  Да         ____________________________________________________

5.    Была ли Вам полезна информация, полученная в ходе выступления?

o  Да

o  Нет

o  Затрудняюсь ответить

Приложение 2  

  • Picture Dictation (Диктант-рисование) Учитель диктует  слова. Ученики рисуют схематически то, что диктует учитель.

  • Card Dictation (Диктант по картинкам) Учитель показывает картинку, дети записывают слово.

  • Визуальный диктант (Visual Dictation) Учитель пишет на доске четверостишие или короткий текст, далее вместе с детьми читает хором, разбирает наиболее сложные по написанию слова. Затем ребята записывают текст под диктовку учителя. Текст предварительно не стирается с доски.
  • Spelling Dictation (Диктант по буквам) Учитель показывает карточку co словом одному ученику, тот диктует классу слово по буквам, все его записывают. Так учитель просит каждого ученика продиктовать одно слово из списка.   После записи всех слов, учитель собирает диктанты на проверку.

  •    Gap dictation. (Диктант по пропускам) Выбирается небольшой текст из учебника. Вариант этого текста с пропусками слов записывается на доске. Учитель медленно диктует текст. Учащиеся записывают только те слова, которые пропущены на доске.
Made on
Tilda