Статьи

Комплексная программа летней профильной смены «Набережные Челны 2023». Автор: Виноградова Елена Ивановна

Комплексная программа летней профильной смены


«Набережные Челны 2023»


Виноградова Е. И. - учитель географии и биологии


МБОУ «СОШ №30»


Комплексная программа дополнительного образования летней профильной смены «Набережные Челны 2022» разработана в рамках реализации национального компонента, программы развития исследовательской деятельности учащихся МБОУ «СОШ №30» г. Набережные Челны. Программа и отдельные ее элементы могут быть реализованы в рамках учебных программ общеобразовательных школ, в детских экологических лагерях и сменах, в учреждениях дополнительного образования, а также любых походах и экспедициях учащихся в природу. Содержание материала программы рассчитано, в основном, на учителей предметников (географии, биологии, экологии) и педагогов дополнительного образования, работающих со школьниками по естественнонаучному направлению. Программа рассчитана на учащихся возрастной категории 11-14 лет. Реализуется в три этапа: подготовительного, основного и заключительного.

Актуальность программы данной программы определяется тем, что в настоящее время полноценные выездные экспедиции организовать очень сложно, особенно в рамках средних общеобразовательных школ, что во многом связано с материальной стороной организации. А детям заметно не хватает такого рода мероприятий, чтобы сменить вид деятельности, раскрыть себя с другой стороны. При разработке содержания программы были использованы методические пособия таких авторов как: Боголюбов А. С., Леонтович А. В., Обухов А. С., Александрова В. П., Муравьев А. Г., Тайсин А. С. и др.

Цель программы: формирование и развитие познавательной активности и повышение мотивации к обучению учащихся на основе самостоятельной проектной и исследовательской деятельности.

Задачи программы: практическое освоение методов ведения полевых исследований; освоение и использование информационно-коммуникативных технологий при проведении исследований экологического состояния компонентов окружающей среды в полевых условиях; выполнение проектных и исследовательских работ в различных областях; вовлечение в природоохранную детальность на территории родного края.
Основные формы занятий: теоретические и практические занятия, семинары, круглые столы, исследования в полевых условиях, экскурсии, встреча с сотрудниками организаций, интервьюирование местных жителей, выступление на круглых столах, классных часах.

Основные предполагаемые результаты предлагаемой программы: совершенствование навыков и умений учащийся в написании проектной и исследовательской работы; комплексное изучение предполагаемого района исследования; углубление знаний о природе родного края; развитие коммуникативных умений при работе в коллективе.

Краткое содержание

1 модуль - ботаника и зоология. Краткое содержание модуля.

- теоретические занятия 1) флора окрестностей города Набережные, 2) растения - древесно-кустарниковые и травянистые растения 3)растительные сообщества (фитоценозы), как самостоятельные объекты изучения. Основные зоологические объекты: 1) беспозвоночные животные; 2) амфибии; 3) птицы; 4) «мелкие млекопитающие»; 5) «крупные млекопитающие». Практические занятия: составление учебного гербария. Изучение морфологии высших растений. Изучение флоры своей местности (определение растений). Изучение флоры и экологии лишайников. Оценка жизненного состояния растений с использованием методов биоиндикации. Изучение видового состава и численности отдельных видов животных. Изучение территориального поведения представителей животного мира. Изучение следов жизнедеятельности позвоночных животных.

2 модуль – изучение водных экосистем. Краткое содержание модуля.

- теоретические занятия 1) комплексные исследования водоемов, 2) изучение водных растений и животных и 3) физико-химические анализы природных вод. Практические занятия: измерения и описания озер, измерения и описания рек, сравнительные комплексные описания малых рек и ручьев, изучение зоопланктона, изучение перифитона в различных частях водоема, изучение физико-химических свойств природных вод, изучение водных беспозвоночных реки и оценка ее экологического состояния.

3 модуль – изучение почв урбанизированных сред. Краткое содержание модуля.

- теоретические занятия 1) образцы почв, взятые в разных частях города, испытывающих неодинаковую антропогенную нагрузку; 2) физические показали почв; 3) содержание химических элементов в исследуемых образцах почвы, сравнение с нормами ПДК. Практические занятия: определение содержания тяжелых металлов в почвенных образцах, взятых в разных частях города, испытывающих неодинаковую антропогенную нагрузку.

4 модуль – экологический мониторинг. Краткое содержание модуля.

- теоретические занятия. Биоиндикационные методы при оценке экологического состояния компонентов природы окружающей среды. Практические занятия: оценка жизненного состояния леса по сосне, оценка экологического состояния леса по асимметрии листьев, комплексная оценка антропогенной нагрузки на местность.
Made on
Tilda